Творческий отчет
Учителя русского языка и литературы
Лавриненко А.П.
Мое педагогическое кредо:
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
Сократ.
Тема самообразования:
«Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка»
1. Условия возникновения и становления опыта
Новая модель обучения русскому языку, складывающаяся в условиях модернизации российского образования, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания. Смена образовательных приоритетов, усиление акцентов на воспитание подрастающего школьника, осознание необходимости изучения родного языка как средства выражения мировоззрения народа – все это обусловило необходимость обновления содержания языкового образования.
Изменившаяся образовательная парадигма, нашедшая отражение в законе РФ "Об образовании", в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе овладения ими предметными знаниями, умениями и навыками. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.
Основными целями общеобразовательных учреждений в правительственных документах определены - формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, ориентация на здоровый образ жизни, овладение учащимися современными ключевыми компетенциями - системой универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельностью, способностью к личной ответственности, коммуникативными навыками и др.
|
2 .Актуальность развития данного опыта.
В Государственном образовательном стандарте по русскому языку на первое место также выдвинута задача воспитания гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения, а также развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
Среди требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников основной школы, обязательными умениями являются:
v анализировать структуру и языковые особенности текста;
v определять тему, основную мысль, стиль текста;
v свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
v адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
v использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций. Важнейшей составляющей последней является «осознание языка как формы выражения национальной культуры» . Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь. Это серьёзнейшая проблема, к которой и отнестись необходимо серьёзно, поскольку речь человека — это осязаемая связь между телом и духом, мировоззрением человека.
|
И наконец, в экзаменационную работу за курс основной школы включены задания, проверяющие языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
3. Цель моей деятельности
определена основными нормативно-правовыми документами в сфере образования, где обозначено, что главенствующая роль принадлежит воспитанию учащихся:
«Развитие коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций для формирования духовно-нравственной личности».
Задачи:
1. Методологическое обоснование темы самообразования.
2. Создание компилятивной программы дополнительного образования, УМК
3. Разработка алгоритма мониторинга результатов обучения.
Теоретическое обоснование опыта
Я вполне разделяю мнение Л.М..Рыбченковой, которая в статье «Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения» (РЯШ №4, 2003г.) отметила, что недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности.
Я убеждена, что урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке.
|
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся.
Проведённый мною анализ учебника русского языка за 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской (приложение № 1) обусловил следующий вывод: текст как хранитель ценностного социокультурного опыта народа в современных учебниках по русскому языку представлен крайне скупо. Это свидетельствует о необходимости специального отбора дидактического материала социокультурной тематики, лингвокраеведческой направленности с целью развития у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в единстве с формированием их ценностных ориентаций.
Поэтому необходимо особенно тщательно подбирать дидактический материал, которым для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.
В процессе разработки темы самообразования была подобрана и изучена следующая психолого-педагогическая литература:
1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - №
2. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Рус. словесность. - 2001. - № 8.
3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983.
4. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998.
5.Кисаев И.А., Паукова Л.Н. Информационно-аналитическое сопровождение процесса развития общеобразовательной школы: диагностический аспект. Екатеринбург. Издательство Дома учителя, 2004г.
6. Лосева А.М. Как строится текст. - М., 1980.
7. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности. РЯШ №4, 2001.
8.Программно-методические материалы. Русский язык/Сост. Л.М.Рыбченкова. Дрофа, М., 2002.
9. Пахнова Т.М. В пространстве текста... РЯШ №2, 2008.
10. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ №4,2003.
11.Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. М., «Ладога-100», 2002.
12.Рухленко Н.М. Заметки с уроков русского языка, или как сделать обучение русскому языку интересным. РЯШ №1, 2008.
13.Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка. Санкт-Петербург, Речь, 2006.
14.Сборник нормативных документов. Русский язык/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М., 2004.
15.Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М.:ТЦ Сфера, 2003.
16.Фалькович Т.А. и др. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М., «Вако», 2006 г.