Подготовлено экспертами
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Информационная справка по результатам проведения правового анализа профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Профессиональный стандарт (ПС) "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Вступил в силу с 01.01.2017 года.
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" ("ФИРО"), город Москва | |
Директор | Асмолов Александр Григорьевич |
Ответственная организация-разработчик
Наименования организаций-разработчиков
АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва | |
АНО "Центр развития образования и сертификации персонала Универсум", город Челябинск | |
Институт системного анализа и управления в профессиональном образовании ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов" (РУДН), город Москва | |
НОЧУ ДПО "Медицинский стоматологический институт", город Москва | |
ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск | |
ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет культуры и искусств" (МГУКИ), город Москва | |
ФГБОУ ДПО "Институт развития ДПО", город Москва | |
ФГБОУ СПО "Санкт-Петербургский медико-технический колледж" Федерального медико-биологического агентства, город Санкт-Петербург |
Обобщенные трудовые функции (ОТФ)
Код | Наименование | Уровень квалификации | код | Уровень (подуровень) квалификации |
H | Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации | Н/01.6 | 6.2 | |
Н/02.6 | 6.2 | |||
Н/03.7 | 7.1 | |||
Н/04.7 | 7.1 | |||
I | Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации | I/01.7 | 7.2 | |
I/02.7 | 7.3 | |||
I/03.7 | 7.2 | |||
I/04.8 | 8.1 | |||
J | Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации | J/01.7 | 7.3 | |
J/02.8 | 8.2 | |||
J/03.8 | 8.2 | |||
J/04.8 | 8.2 | |||
J/05.8 | 8.2 | |||
J/06.8 | 8.3 |
По результатам проведенного правового анализа рабочая группа по организации применения профессиональных стандартов в отношении работников профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ отмечает следующее:
В системе образования применение профессиональных стандартов осуществляется с учетом требований ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которой, «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах». Таким образом, законодательно установлен ценз необходимости соблюдения квалификационных требований при выполнении педагогической деятельности.
Указанная норма означает, что в организациях высшего образования на должностях профессорско-преподавательского состава (ППС) могут работать исключительно лица, отвечающие данным требованиям.
При этом сама формулировка нормы закона представляется спорной. С одной стороны, она носит альтернативный характер: квалификационные справочники и (или) профессиональные стандарты. С другой стороны, в большинстве случаев на должности ППС одновременно распространяются требования соответствующего квалификационного справочника и профессионального стандарта, что позволяет, используя союз «и», трактовать нормативный текст в ключе суммирования требований, указанных в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте, что концептуально неверно, но формально допустимо.
Возникают ключевые вопросы:
- смогут ли образовательные организации высшего образования выполнить требования, закрепленные в ПС "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"?
- каким образом это скажется на эффективности функционирования системы высшего образования?
Необходимо также отметить риски организаций высшего образования:
- наличие в штате научно-педагогических работников (НПР), не соответствующих квалификационным требованиям ПС и (или) КС, может привести к лишению образовательной организации лицензии на образовательную деятельность и к взысканию с уполномоченного должностного лица заработной платы, незаконно выплаченной такому работнику. Кроме того, в соответствии с новой концепцией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++) соблюдение требований профессионального стандарта педагога становится предметом проверок Рособрнадзора в рамках государственной аккредитации.
- выполнение работ персоналом не соответствующим квалификационным требованиям может привести к правовым последствиям не только дисциплинарного, но административного и уголовного характера.
Недостатки, выявленные при анализе содержания профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Традиционный подход по предъявлению требований к опыту практической работы. В качестве основного (и подчас - единственного) критерия выбран стаж научно-педагогической работы. Такое требование является значительным препятствием для привлечения к преподаванию по программам высшего образования и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень, высококвалифицированных практиков, научных работников, не относящихся к числу НПР, и отдельных категорий педагогических работников. Например, «старшему преподавателю» необходимо при отсутствии ученой степени (звания) иметь стаж научно-педагогической работы не менее трех лет. Другие виды стажа не могут учитываться.
Подход, в соответствии с которым ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели не смогут принимать участие в реализации программ специалитета, магистратуры, аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, а также ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации. Например, «старший преподаватель» с ученой степенью и званием не может читать в магистратуре профильные дисциплины в области своих научных и профессиональных интересов только потому, что не находится на должности «доцента». При этом доценты, не обладающие необходимой специализацией, обязаны вести указанные дисциплины.
Подобное искусственное ограничение существенно изменит организационно-штатную структуру организаций высшего образования и значительно скажется на качестве образования. Подчинение логики учебного процесса исключительно формально-должностному принципу не может привести к повышению его качества.
2.3. Наличие значительного количества неизмеримых и неопределенных по содержанию требований к опыту практической работы. Например, императивное требование - «систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической (?) деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу (дисциплине, модулю)».
Во-первых, остается неясным, что означает «систематические занятия» (два раза или больше?).