Общие замечания по поводу хроники Яна Длугоша




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ДОКЛАД

ЯН ДЛУГОШ «ПОЛЬСКАЯ ХРОНИКА»

Выполнил:

Студент 1 курса

Шершов Никита Александрович

Воронеж 2012

Оглавление:

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Общие замечания по поводу хроники Яна Длугоша--------------------------------3

Рассмотрение киевской легенды--------------------------------------------------------5

Аскольд и Дир------------------------------------------------------------------------------6

Новогородская легенда-------------------------------------------------------------------7

Биография

Ян Длу́гош (польск. Jan Długosz; 1 декабря 1415, с. Бжезница Радомщанского повята(уезда) — 19 мая 1480, Краков) — польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах. Учился в Краковском университете (1428—1431), где изучал диалектику и философию. Незадолго до смерти он был избран львовским архиепископом, но, не дождавшись посвящения, умер в 1480 году.

Общие замечания по поводу хроники Яна Длугоша

Ян Длугош (лат. Ioannes Dlugossius, пол. Jan Długosz, 1415 - 1480) стал первым из польских хронистов, кто в своей работе «История Польши» написанной на латыни, дал более широкое освещение истории Руси. Уже со второй половины XIV в. Волынские и Галицкие земли были в составе Великого княжества Литовского и Польши (далее объединились в единое государство - Речь Посполитую Польскую), поэтому неудивителен интерес хрониста к истории этих земель. Это также связано со стремлением хрониста сделать полян (а с ними и русов) потомками поляков. «История Польши» состоит из 12 книг и охватывает период от древних времен до первых месяцев 1480 г. Долгий период она была распространена в виде рукописи, которой пользовались Кромер, Меховский, Стрыйковский и др. Только через «Хронику Польши» Матвея Меховского, которая была издана впервые в 1519 г. и вторично в 1521 г. Читатель мог частично ознакомиться с работой Длугоша (некоторые польские хронисты именно через Меховского знакомились с Длугошем). Труд Меховского представляет собой компиляцию(подбор фактов), основой которого стала хроника «История Польши». На это указывает анализ текстов, проведенный А. Божемским. Лишь в 1615 г. в Добромиле хроника Длугоша была впервые издана. В XVIII в. еще два издания увидело свет - в Лейпциге и Варшаве. Но только с XIX в. начинается постоянное ее печатание. Известно, что хроника Длугоша была очень популярной, по крайней мере с XVII века, на русских землях. А.И. Лызлов для написания своей «Скифской истории» в XVII в. использовал эту хронику, кое что было использовано Ф. Софоновичем и автором Киевского Синопсиса, и в других работах тоже отмечается влияние хроники. Работая над своей хроникой, Длугошу слишком поздно удалось ознакомиться с древнерусскими летописями. Ему пришлось учить русскую речь, как он объясняет - «чтобы изложить историю нашу более ясно и подробнее». Но плохое знание языка привело к тому, что он путал и менял имена. Например, имя князя Кия он сменил на Kig, имя Рюрика славянизировал в Rurko. Некоторые искажения перешли в «Хронику Польши» Меховского. Также Длугош подделал даты древнерусских летописей с польскими источниками, в результате чего изменялся текст его хроники, по сравнению с использованными источниками. Семкович насчитал, что только за период с 966 по 1229 гг. он приводит 92 даты, с которых только 13 соответствуют датам древнерусских летописей. Исследователи хроники много внимания уделяли вероятным источникам, которыми пользовался Длугош. А.А. Шахматов считал, что в пользовании у Длугоша было не так много древнерусских источников. Он находит у Длугоша соответствии с теми источниками, которые дали основу для «Повести временных лет» (особенно для Ипатьевского извода), Некоторые данные Длугоша, не имеющие аналогий с данными русских летописей, по мнению Ю.А. Лимонова, возникли в результате значительных сокращений автором своего труда. Это лишь предположение, которое может иметь место в некоторых случаях, но не во всей хронике. В недатированной части, в главе под названием «Как росла Русь и кем были построены главные города и крепости», является изложение двух легенд: киевской - о трех родных братьях - Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбедь (она только один раз упоминается в хронике по сравнению с братьями), и новгородской - о Рюрике, Синеусе и Труворе. Эти легенды освещаются так, как бы они имели место в не такой уж долгий промежуток между собой. Это характерно не только у него. Мартин Кромер (польский хронист) в очень сжатом виде, по сравнению с хроникой Длугоша, внес эти легенды в свою «Хронику Польши»,которая была впервые издана в 1555 г., в разделе о правлении Пяста(кулак), но изменил порядок - сначала упоминаются Рюрик, Синеус и Трувор, а уже за ними Кий с братьями и сестрой. Потом Аскольд и Дир оседают в Киеве и идут походом на Константинополь, в дальнейшем, Олегу дается опека над Игорем после смерти Рюрика и т.п. Видимо Кромер непосредственно пользовался одним из изводов «Повести временных лет» и не пользовался в этой части хроникой Длугоша (хотя и был знаком с его работой), поскольку, например, нет увязки Аскольда и Дира с Киевичами (но возможно, что он воспринимал это как выдумку, но ничего об этом не написал).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: