ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИРОДИОНА ИЛОЕЗЕРСКОГО




О прп. Иро­ди­оне со­хра­ни­лись лишь скуд­ные све­де­ния. Неиз­вест­но, ко­гда и где он ро­дил­ся, кто и ка­ко­го зва­ния бы­ли его ро­ди­те­ли. Он был уче­ни­ком прп. Кор­ни­лия Ко­мель­ско­го (па­мять 19 мая/1 июня). Ко­гда же скон­чал­ся пре­по­доб­ный Кор­ни­лий (в 1538 г.), в его оби­те­ли про­изо­шли нестро­е­ния. Бра­тия на­ча­ли жить каж­дый по сво­ей во­ле. Мно­гие до­би­ва­лись на­чаль­ствен­ных долж­но­стей в мо­на­сты­ре, за­бо­тясь толь­ко о сво­ей сла­ве и о те­лес­ном по­кое. Но дру­гие, хра­ня в па­мя­ти об­раз свя­то­го учи­те­ля, вос­хо­те­ли под­ра­жать ему и пред­по­чли уз­кий путь и жизнь, пре­ис­пол­нен­ную скор­бей и тру­дов. Ста­ра­ясь най­ти уеди­не­ние и из­бе­жать мир­ской су­е­ты, они оста­ви­ли Ко­мель­скую оби­тель; од­ни на­пра­ви­лись на во­сток, дру­гие – на се­вер, к Бе­ло­му мо­рю. То­гда и пре­по­доб­ный отец наш Иро­ди­он, оста­вив Ко­мель­ский мо­на­стырь, при­шел к Бе­ло­озе­ру, к се­ле­нию, на­зы­ва­е­мо­му Ило­с­кое. На этом пу­стом и ти­хом ме­сте и по­се­лил­ся по­движ­ник; со­здав здесь сво­и­ми ру­ка­ми ча­сов­ню, он рев­ност­но тру­дил­ся во сла­ву Бо­жию, бес­пре­стан­но вос­сы­лая пе­ние и мо­лит­вы Гос­по­ду; сру­бил он так­же се­бе и неболь­шую кел­лий­цу. В стро­гом уеди­не­нии от­шель­ник про­жил немно­го лет, но мно­го по­тру­дил­ся для Гос­по­да. Од­но­му Бо­гу ве­до­мы его ве­ли­кие по­дви­ги: мо­лит­вен­ные бде­ния, пу­стын­ные тру­ды и стра­хи.

В од­ну ночь по­сле про­дол­жи­тель­но­го бодр­ство­ва­ния пре­по­доб­ный по­гру­зил­ся в лег­кий сон. То­гда явил­ся к нему Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Встань, ста­рец!» За­тем, ука­зы­вая пер­стом, по­слан­ник Бо­жий про­дол­жал: «Иди на ост­ров, ко­то­рый на­хо­дит­ся на озе­ре Иле, и по­ставь там цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в честь Ее слав­но­го Рож­де­ства; иди, ибо Бог там уго­то­вал те­бе ме­сто».

Пре­по­доб­ный тот­час же проснул­ся; его охва­тил тре­пет и смя­те­ние, и он стал на мо­лит­ву; силь­но по­ра­зи­ло его необы­чай­ное ви­де­ние, и он раз­мыш­лял: что бу­дет да­лее? По­сле мо­лит­вы, укре­пив­шей его ду­шу, ис­пол­няя во­лю Бо­жию, он от­прав­ля­ет­ся в путь. При­дя на неко­то­рую ре­ку, он сно­ва мо­лил­ся и во сне услы­шал звон на по­лу­ост­ро­ве, ко­то­рый вда­вал­ся в озе­ро Ило и был необи­та­ем. Этим зво­ном ука­за­но бы­ло свы­ше прп. Иро­ди­о­ну ме­сто его по­дви­гов. Вско­ре по­движ­ник при­шел на ука­зан­ное ме­сто и осмот­рел его. Ис­ка­те­лю уеди­не­ния силь­но по­лю­бил­ся этот пу­стын­ный по­лу­ост­ров, по­кры­тый гу­стым ле­сом, удоб­ный для по­дви­гов. Так как зем­ля эта при­над­ле­жа­ла од­но­му хри­сто­лю­би­во­му му­жу, по име­ни Ани­сим, то пре­по­доб­ный ку­пил ее и по­ста­вил на ней цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, чест­но­го и слав­но­го Ее Рож­де­ства, как при­ка­зал ему Ан­гел. При хра­ме бы­ла устро­е­на теп­лая тра­пе­за. По­стро­ив цер­ковь, пре­по­доб­ный бла­го­леп­но укра­сил ее ико­на­ми, свя­щен­ной утва­рью и всем необ­хо­ди­мым. Сам он по­се­лил­ся в тра­пе­зе цер­ков­ной. Од­на­ко недол­го прп. Иро­ди­он под­ви­зал­ся и здесь. Услы­шав о доб­ро­де­тель­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни пре­по­доб­но­го, мно­гие из окрест­ных жи­те­лей ста­ли при­хо­дить к нему, про­ся его на­став­ле­ний и по­уче­ний, и в бла­го­дар­ность при­но­си­ли от­шель­ни­ку пи­щу; пре­по­доб­ный же при­но­си­мое раз­да­вал ни­щим, а сам вку­шал лишь столь­ко, чтобы не уме­реть от го­ло­да.

Од­на­жды на пу­стын­ный по­лу­ост­ров, по Бо­жию из­во­ле­нию, при­шел бла­го­че­сти­вый муж, по име­ни Ели­сей, и при­нес свя­то­му пи­щу. Став пе­ред тра­пе­зой, в ко­то­рой жил пре­по­доб­ный, Ели­сей со­тво­рил мо­лит­ву и ждал от­ве­та, но от­ве­та не бы­ло. По­сто­яв немно­го, Ели­сей во вто­рой раз со­тво­рил мо­лит­ву, но и на этот раз не услы­шал от­вет­но­го воз­гла­са. Не по­лу­чив его и в тре­тий раз, по­се­ти­тель уди­вил­ся, по­том, осме­лясь, сам во­шел в тра­пе­зу. Осмат­ри­ва­ясь ту­да и сю­да, Ели­сей сна­ча­ла ни­где не ви­дел свя­то­го; толь­ко то­гда он мог его за­ме­тить, ко­гда по­до­шел к пе­чи: прп. Иро­ди­он ле­жал на го­ря­щих уг­лях. Ужас­нул­ся Ели­сей. Пре­по­доб­ный же, ду­мая, что он при­шел по нуж­де и в скор­би, быст­ро вы­шел невре­ди­мым из пе­чи и ска­зал Ели­сею: «Бо­га ра­ди, про­сти ме­ня, брат».

Ели­сей же силь­но по­ра­зил­ся тем, что ви­дел: печь бы­ла силь­но рас­топ­ле­на, а пре­по­доб­ный ле­жал в ней как в про­хлад­ном ме­сте. То­гда свя­той стро­го за­пре­тил по­се­ти­те­лю рас­ска­зы­вать о ви­ден­ном им чу­де. Ели­сей же по­сле то­го, при­вя­зав­шись всею ду­шою, стал ча­сто при­хо­дить к пре­по­доб­но­му Иро­ди­о­ну. И все окрест­ные жи­те­ли, му­жи и же­ны, все ча­ще и ча­ще по­се­ща­ли по­движ­ни­ка, про­ся его свя­тых мо­литв и бла­го­сло­ве­ния. С те­че­ни­ем вре­ме­ни у церк­ви, по­ст­ро­ен­ной прп. Иро­ди­о­ном, ста­ли по­гре­бать умер­ших, при­хо­ди­ли и с дру­ги­ми цер­ков­ны­ми тре­ба­ми: кре­стить мла­ден­цев, со­вер­шать Та­ин­ство бра­ка. Яв­ля­ясь на пу­стын­ный по­лу­ост­ров тол­па­ми, кре­стьяне при­но­си­ли с со­бою и уго­ще­ние: мя­со и хмель­ные на­пит­ки, ели, пи­ли и шу­ме­ли; упив­шись, спо­ри­ли и ссо­ри­лись, огла­шая тихую окрест­ность сквер­ны­ми и срам­ны­ми сло­ва­ми. Пре­по­доб­ный силь­но тя­го­тил­ся эти­ми бес­по­ряд­ка­ми, весь­ма со­жа­лел о том вре­ме­ни, ко­гда на уеди­нен­ном ост­ро­ве ца­ри­ла пол­ная ти­ши­на и он один сре­ди окру­жа­ю­ще­го без­мол­вия воз­но­сил го­ря­чие мо­лит­вы Бо­гу. Он усерд­но мо­лил те­перь Гос­по­да, чтобы мир и без­мол­вие воз­вра­ти­лись в его пу­сты­ню.

Неохот­но пре­по­доб­ный всту­пал в раз­го­вор с по­се­ти­те­ля­ми, с еще боль­шей неохо­той при­ни­мал их при­но­ше­ния, и то лишь для то­го, чтобы толь­ко не оби­деть при­нес­ше­го, а по­том все раз­да­вал ни­щим. Свои по­дви­ги он уси­ли­вал все бо­лее и бо­лее: но­чи про­во­дил в мо­лит­вах без сна, непре­стан­но утруж­дал свое те­ло воз­дер­жа­ни­ем; каж­дую суб­бо­ту при­ча­щал­ся он Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя прп. Иро­ди­о­ну бы­ло воз­ве­ще­но Ан­ге­лом Гос­под­ним от­ше­ствие в но­вую, луч­шую жизнь. То­гда свя­щен­но­и­нок Ис­а­ия, жив­ший вме­сте с пре­по­доб­ным, при­об­щил его Свя­тых Та­ин, и на сле­ду­ю­щую ночь прп. Иро­ди­он ото­шел ко Гос­по­ду. Ко­гда на дру­гое утро Ис­а­ия по­се­тил пре­по­доб­но­го, то уви­дел, что те­ло его ле­жит без­ды­хан­но, об­ле­чен­ное в схи­му и с кре­сто­об­раз­но сло­жен­ны­ми на гру­ди ру­ка­ми. Вся его кел­лия на­пол­не­на бы­ла бла­го­уха­ни­ем. То­гда свя­щен­но­и­нок Ис­а­ия, по­чи­та­тель пре­по­доб­но­го Ели­сей и дру­гие му­жи, со­брав­шись, по­греб­ли тру­до­люб­ное те­ло свя­то­го и по­ло­жи­ли его на том са­мом по­лу­ост­ро­ве, где он под­ви­зал­ся, в ча­совне, око­ло воз­двиг­ну­той им церк­ви в честь слав­но­го Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Так мир­но ото­шел к Гос­по­ду пре­по­доб­ный отец наш Иро­ди­он 28 сен­тяб­ря 1541 г., все­го через три го­да по­сле остав­ле­ния Ко­мель­ской оби­те­ли.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя над гро­бом прп. Иро­ди­о­на по­стро­е­на бы­ла цер­ковь в честь По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­бра­лась бра­тия и устро­и­лась оби­тель. От гро­ба свя­то­го ста­ли про­ис­хо­дить, по Бо­жи­ей ми­ло­сти, мно­гие чу­де­са и ис­це­ле­ния для всех с ве­рою при­те­ка­ю­щих к нему: сле­пые по­лу­ча­ли зре­ние, хро­мые – хож­де­ние, немые – дар ре­чи, про­го­ня­лись бе­сы. Из мно­гих чу­дес его упо­мя­нем о сле­ду­ю­щих.

В ча­сов­ню, где бы­ла мо­ги­ла пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на, при­шел некто Со­фо­ния. По прос­то­те сво­ей он во­ткнул по­сох в мо­ги­лу свя­то­го и тот­час же ли­шил­ся зре­ния. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни Со­фо­ния по­нял, за что по­стиг­ло его на­ка­за­ние. То­гда он на­чал силь­но пла­кать и ка­ять­ся в сво­ем пре­гре­ше­нии, ча­сто при­хо­дил ко гро­бу пре­по­доб­но­го, про­ся от­пу­ще­ния гре­ха сво­е­го.

Од­на­жды по­сле мо­лит­вы на мо­ги­ле сле­по­го от­ве­ли в кел­лию, где неког­да жил бла­жен­ный Иро­ди­он; там он за­снул. Во сне явил­ся ему пре­по­доб­ный и ска­зал: «Для че­го ты уда­рил в гроб­ни­цу мою сво­им по­со­хом? Но ес­ли ты рас­ка­ял­ся от все­го серд­ца во всех пре­гре­ше­ни­ях, то сту­пай сно­ва ко гро­бу мо­е­му – там по­лу­чишь про­ще­ние».

Со­фо­ния встал и тот­час про­сил ве­сти се­бя к гроб­ни­це угод­ни­ка. Со мно­ги­ми сле­за­ми он при­пал к ней и мо­лил пре­по­доб­но­го об ис­це­ле­нии: «Угод­ник Бо­жий, по­ми­луй ме­ня, про­сти мне грех, ко­то­рый я со­вер­шил по неве­де­нию».

То­гда воз­вра­ти­лось ему зре­ние – он стал ви­деть по-преж­не­му. В бла­го­дар­ность за свое ис­це­ле­ние Со­фо­ния при­ка­зал на­пи­сать об­раз прп. Иро­ди­о­на в том ви­де, ка­ким он явил­ся ему в ви­де­нии, и по­ста­вил сию ико­ну при гроб­ни­це свя­то­го.

Инок Вас­си­ан ико­но­пи­сец ехал од­на­жды через Ило­зе­ро. Под­ня­лась силь­ная бу­ря, так что вол­ны опро­ки­ну­ли лод­ку Вас­си­а­на. Он на­чал уже то­нуть и спер­ва от­ча­ял­ся в сво­ем спа­се­нии, так как по­бли­зо­сти неко­му бы­ло по­мочь ему. Но по­том, вспом­нив свя­то­го Иро­ди­о­на, по­ги­ба­ю­щий с ве­рою стал про­сить его: «Угод­ни­че Бо­жий, по­дай мне, греш­но­му, ру­ку по­мо­щи, из­бавь ме­ня от на­прас­ной смер­ти».

Ско­рый на по­мощь прп. Иро­ди­он явил­ся уто­па­ю­ще­му и ска­зал: «Не бой­ся, брат мой Вас­си­ан, Гос­подь из­бав­ля­ет те­бя от утоп­ле­ния».

И тот­час ста­рец очу­тил­ся сто­я­щим на бе­ре­гу; с ра­дост­ны­ми сле­за­ми мо­лил­ся Бо­гу и Его угод­ни­ку Иро­ди­о­ну. Ис­пол­нен­ный бла­го­дар­но­сти к пре­по­доб­но­му, Вас­си­ан при­шел на Ило­зер­ский по­лу­ост­ров и в по­дви­гах бла­го­че­стия про­вел здесь осталь­ные дни сво­ей жиз­ни.

Свя­щен­ник Ев­фи­мий, жив­ший по­бли­зо­сти от ме­ста по­дви­гов прп. Иро­ди­о­на, ча­сто при­хо­дил к гроб­ни­це свя­то­го, так как пи­тал к нему ве­ли­кую ве­ру. Од­на­жды Ев­фи­мий от­пра­вил­ся в со­сед­нее се­ле­ние. Про­хо­дя по озе­ру, он про­ва­лил­ся под лед и на­чал уто­пать. Ко­гда же он при­звал пре­по­доб­но­го, то был под­нят как бы на ру­ках, пе­ре­не­сен на без­опас­ное ме­сто и из­бав­лен от смер­ти.

В смут­ное вре­мя, ко­гда вра­ги на­па­ли на Рус­скую зем­лю, ра­зо­ри­ли и го­род Бе­ло­озе­ро, шай­ка их яви­лась к той ча­совне, в ко­то­рой по­ко­и­лось те­ло пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на. Один из вра­гов стал сни­мать окла­ды с икон, быв­ших в ча­совне, при гро­бе чу­до­твор­ца; вдруг неви­ди­мой ру­кой гра­би­тель был по­вер­жен на зем­лю; дол­го ле­жал он как мерт­вый. То­ва­ри­щи, схва­тив и при­вя­зав рас­слаб­лен­но­го на ло­ша­ди, объ­ятые ужа­сом, бе­жа­ли. И дру­ги­ми мно­ги­ми чу­де­са­ми через угод­ни­ка Сво­е­го Бог про­сла­вил ве­ли­кое и свя­тое имя Свое; сла­ва Ему во ве­ки. Аминь.

 

...





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.