Тема: Органическая химия (Муравьиная кислота)
Учебная карта занятия:
1. Теоретическая часть.
- Общие сведения по теме «Имперфект»
Имперфект (претеритум) – простое прошедшее время, характеризует действие в недавнем прошлом, незаконченное действие в прошлом, последовательность действий в прошлом. Является 2 основной формой глагола, используется в монологе. Различают имперфект сильных и слабых глаголов.
- Понятие о 3 основных формах глагола
Любой глагол в немецком языке имеет три основные формы глагола: инфинитив (Infinitiv), имперфект (Imperfekt) и причастие 2 (Partizip II). Эти формы имеют свои способы образования.
Слабые глаголы образуют формы следующим образом:
Infinitv Imperfekt Partizip II
machen mach te ge mach t
malen mal te ge mal t
Если глагол имеет отделяемую приставку, то в третьей форме приставка встает между приставкой “ge” и корнем
aufsuchen such te auf auf ge such t
Если глагол имеет неотделяемую приставку, то в третьей форме приставка не добавляется
besuchen besuch te besuch t
Сильные глаголы образуют формы путем изменения корневой гласной (иногда и согласной), рекомендуется сильные глаголы запоминать с формами:
Infinitiv Imperfekt Partizip II
gehen g i ng ge gang en
trinken tr a nk ge trunk en
*Формы сильных глаголов всегда можно посмотреть в словаре
Три основные формы глаголов haben, sein, werden:
Infinitiv Imperfekt Partizip II
haben hatte gehabt
sein war gewesen
werden wurde geworden
Спряжение глаголов в имперфект одинаково и для сильных, и для слабых глаголов. Оно характеризуется отсутствием личного окончания в 1 и 3 лице единственного числа:
ich machte__; gab__ wir machte n; gab en
du machte st; gab st ihr machte t; gab t
er, sie, es machte__; gab__ sie, Sie machte n; gab en
Практическая часть.
Организационный момент.
Задание 1: Опрос студентов
Преподаватель опрашивает студентов лексический материал предыдущего занятия. Опрос осуществляется фронтально и индивидуально (в устной форме - индивидуально по карточкам с лексическими упражнениями).
|
Обсуждение пройденного грамматического материала: способы выражения отрицания в немецком языке. Могут быть заданы следующие вопросы:
1) Сколько отрицаний обычно используется в простых предложениях? 2) Что является самым распространенным способом отрицания? 3) Где может стоять отрицание nicht? 4) Где всегда стоит отрицательное местоимение kein? 5) Как оно склоняется? 6) Чем характеризуется отрицание nein? 7) Чем еще может выражаться отрицание?
Беседа по теме «Предмет органической химии». Вопросы для беседы приведены в методической разработке к практическому занятию.
Задание 2: Повторение грамматики (Imperfekt)
Преподаватель предлагает студентам ознакомиться с повторяемым грамматическим материалом по методической разработке для студентов. Затем объясняет особенности материала, приводит примеры, отвечает на вопросы студентов.
Задание 3: Закрепление грамматики (имперфект)
Преподаватель предлагает студентам выполнить грамматические упражнения, приведенные ниже. Способ выполнения упражнений приведен в задании к упражнениям:
1) Stellen Sie die schwachen Verben im Imperfekt, übersetzen Sie ins Russische:
1. Wir besuchen sonntags die Museen und Theater unserer Stadt.
2. Ich interessiere mich für dieses Fach besonders stark.
3. Die Studenten machen die Lehrbücher auf und lernen die Regel.
4. Am Morgen höre ich das Radio gern.
5. Die Eltern sorgen für ihre Kinder.
6. Viele Menschen warten an der Haltestelle auf den Bus.
7. Er bewunderte die Umgebung am Meer.
8. Die Worte des Vaters beinflussen ihn sehr.
9. Die Frau kaufte eine neue Arznei in der Apotheke.
10. Dieses Schlafmittel wirkt gut.
|
2) Stellen Sie die starken Verben im Imperfekt, übersetzen Sie ins Russische:
- Ich bekomme Urlaub und fahre nach dem Kaukasus (a, u)
- Die Mädchen und Jungen laufen gern Schlittschuh (ie).
- Der Lehrer empfiehlt uns dieses Buch (a)
- Die Frau bietet den Gästen Tee (o).
- Alle Studenten empfinden grosse Achtung vor diesem Professor (a).
- Der Junge genest langsam (a).
- Im Sommer fliegt er nach Deutschland (o).
- Sie wird eine gute Pharmazeutin (u)
- Der Junge liest das Gedicht ausdrucksvoll vor (a).
- Wir sind frei und haben keinen Unterricht.
Задание 4: Введение лексики
Преподаватель совместно со студентами разбирает новую лексику. По ходу введения лексики комментирует или объясняет сферу употребления того или иного слова, характеризует особенности склонения или спряжения.
1. die Ameisensäure - муравьиная кислота
2. die Darstellung - (хим.) производство, получение
3. erhalten (ie, a) - получать
4. gepulvert - порошкообразный
5. die Vorsichtsmaβregeln - меры предосторожности
6. zersetzen (te, t) - разлагать
7. lösen (te, t) - растворять, решать
8. die Oxalsäure - щавелевая кислота
9. benutzen (te, t) - применять, использовать
10. dienen (te, t) - служить
11. entstehen (a, a) - возникать
12. die Eigenschaft - свойство, качество
13. stechend - резко, режущи, колющий
14. riechen (o, o) - пахнуть, нюхать, обонять
15. sieden (te, t) - кипятить, закипать
16. auffassen (te, t) - воспринимать, толковать, понимать
17. übereinstimmen (te, t) - совпадать, соответствовать
18. das Erhitzen - нагревание, нагрев, накаливание
19. das Faβ - бочка, бочонок
20. das Entkalken - обызвествление, кож. обеззоливание
21. das Fell - шкура, мех, шерсть
22. die Gerberei - дубильня, кожевенный завод
23. Wollfärberei - покраска шерсти
24. das Beizen - протравливание
25. in dieser Hinsicht - в этом отношении, на этот счет
Задание 5: Первичное закрепление лексики
Преподаватель предлагает студентам выполнить следующее лексическое упражнение. Способ выполнения упражнения приведен в задании к упражнению:
|
Übersetzen Sie ins Deutsche:
- Муравьиная кислота – это органическое соединение.
- В нашей стране студенты получают стипендию.
- При получении кислот нужно соблюдать меры предосторожности.
- Многие вещества растворяют в муравьиной кислоте.
- Каждая кислота имеет свои характерные качества.
- Его мнение совпадает с нашим.
- Многие химические соединения возникают при подогревании.
Задание 6: Работа с текстом
Студенты должны прочитать и перевести текст «Муравьиная кислота». По истечении времени преподаватель оценивает выполнение данного вида работы. Студенты читают и переводят текст.
Ameisensäure
Die Ameisensäure ist eine der Monokarbonsäuren.
Darstellung: In der Technik erhält man Ameisensäure über ihr Natriumsalz durch Einwirkung von Kohlenmonoxid auf gepulvertes Natriumhydroxid bei 7 bis 9 at und 120 bis 130° C: NaOH + CO → HCOONa
Das Natriumformiat wird durch Zugabe von mässig konzentrierter Schwefelsäure zerlegt. Wasserfreie Ameisensäure kann man nur unter besonderen Vorsichtsmassregeln erhalten, z.B. indem man Natriumformiat in konzentrierter Ameisensäure löst und dann in der Kälte mit konzentrierter Schwefelsäure zersetzt.
Im Laboratorium lässt sich Ameisensäure aus Oxalsäure durch vorsichtige thermische Zersetzung gewinnen: HOOC – COOH → HCOOH + CO2
Eigenschaften: Ameisensäure ist eine stechend riechende, farblose Flüssigkeit; sie siedet bei 100,5° C. Als Anfangsglied der homologen Reihe der Karbonsäuren enthält Ameisensäure noch Wasserstoff. Sie ist demnach noch weiter oxydierbar, wobei Kohlendioxid entsteht. Man kann in dieser Hinsicht Ameisensäure auch als Hyhroxyformaldehyd auffassen.
Das stimmt in vieler Hinsicht mit ihren Reaktionen überein. So kann man die Reduktion einer ammoniakalischen Silbernitratlösung, die Entfärbung einer Permanganatlösung zum analytischen Hinweis benutzen.
Von konzentrierter Schwefelsäure wird Ameisensäure in der Wärme unter Bildung von Kohlenmonoxid dehydralisiert. Deshalb ist die Herstellung wasserfreier Ameisensäure schwierig. Andererseits wird die Reaktion zur Darstellung von Kohlenmonoxid im Laboratorium benutzt.
Verwendung: Ameisensäure dient zu einer Reihe von Synthesen, ausserdem zum Konservieren von Fruchtsäften, zum Desinfizieren von Wein- und Bierfässern, zum Entkalken von Fellen in der Gerberei sowie in der Wollfärberei zum Beizen.
Вопросы по теме «Муравьиная кислота»:
- Was ist der Ameisensäure?
- Wie erhält man Ameisensäure?
- Welche Eigenschaften hat die Ameisensäure?
- Wie ist die Verwendung vom Ameisensäure?
Вопросы для подготовки к занятию:
1) повторить грамматический материал (общее понятие о трех основных формах глагола, способы образования форм сильных и слабых глаголов, общая информация о простом прошедшем времени Имперфект (употребление, образование, спряжение));
2) выучить лексику по теме «Органическая химия»;
3) отвечать на вопросы по теме «Муравьиная кислота».
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
- сложноподчиненные предложения в немецком языке, порядок слов в придаточном предложении, виды придаточных предложений (учебник Л.М. Бушиной)