Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».




Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».

Цель: сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал лекций, таблицы «Митоз. Мейоз»

 

Ход работы

1. Повторите материал лекций по теме 10

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения   Митоз Мейоз
1.Процессы в интерфазе 2. Число делений 3. Фазы деления 4. Кроссинговер 5. Число дочерних клеток 6. Хромосомный набор дочерних клеток 7. Количество ДНК в дочерних клетках 8. Для каких клеток организма характерно деление 9. Распространенность среди организмов    

3. Зарисуйте клетки, находящиеся в интерфазе и в различных фазах митоза.

4. Сделайте вывод.

Практическое занятие №3

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного

Скрещивания

Цель: применить теоретические знания закономерностей наследования, продолжить формирование умений записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

 

Теория

В генетических задачах используются такие условные обозначения:

Р - родители;

F - потомки, гибриды;

F1 и F2 - цифровые индексы, обозначающие номер гибридного поколения;

(зеркало Венеры) - материнская особь, женщина;

(копье Марса) - отцовская особь, мужчина;

х - скрещивание;

А - доминантный ген;

а - рецессивный ген;

Аа -гетерозигота;

АА - доминантная гомозигота;

аа - рецессивная гомозигота;

А,а -аллельные гены;

А, В - неаллельные гены.

 

Условия задачи записывают в виде таблички, где в принятых условных обозначениях указываются гены и контролируемые ими признаки; кроме этого, можно записывать и схемы скрещиваний, в которых приведены или генотипы (если это возможно), или фенотипы всех особей, о которых идет речь в задаче.

При составлении схемы скрещивания на одной строке записывают условное обозначение родителей (Р), затем знак матери () и ее генотип, знак скрещивания (х), знак отца { ) и его генотип. Если весь генотип родителей или потомков определить сразу невозможно, то в этом случае генотип записывают в виде генотипического радикала А-В- или А?В?, где прочерки или вопросы обозначают неизвестные гены. Ниже записывают типы гамет, которые образуются в родительских организмах, и обводят их в кружок. Под ними записывают генотипы потомков, их фенотипы. После решения задачи записывают ответ.

 

 

Наследование признаков, сцепленных с полом, характеризуется следующим: Х- и У-хромосомы имеют общие участки, поэтому признаки, контролируемые генами, находящимися в общих участках, проявляются одинаково у обоих полов; половые хромосомы имеют также негомологичные участки, отвечающие за формирование определенных признаков, поэтому эти признаки проявляются только у особей определенного пола. Если ген локализован в негомологичном участке Х-хромосомы, то он передается только от отца к дочери, а от матери - сыновьям и дочерям в равной пропорции. Рецессивные признаки, сцепленные с Х-хромосомой, чаще проявляются у особей мужского пола, а у особей женского пола - только в гомозиготном состоянии. Следует помнить, что у человека, дрозофилы, млекопитающих, рыб, некоторых двукрылых насекомых гетерогеметным является мужской пол, а у птиц, пресмыкающихся, бабочек гетерогаметен женский пол. При решении задач указывают, в какой половой хромосоме находится ген; например, рецессивный ген гемофилии, локализованный в Х-хромосоме - Xh. Ген нормального свертывания крови обозначают Хн.

 

Пример решения типовых задач

 

Задача.

У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над геном рогатости. Безрогая корова после скрещивания с рогатым быком родила близнецов: одна телочка безрогая, а вторая - рогатая. Определите генотипы родителей и потомков.

Дано:

А – ген безрогости

а - ген рогатости

- аа, рогатый

- А?, безрогая

Р =? Fi =?

 

Решение

По условию задачи рогатый бык может быть только гомозиготным - аа, а безрогая корова - как гомозиготой АА, так и гетерозиготой Аа. Для определения генотипа коровы проанализируем фенотипы потомков.

Одна из телочек рогатая, т.е. является рецессивной гомозиготой - аа, причем один рецессивный ген она получила от отца, а второй - от матери. Следовательно, генотип безрогой коровы будет Аа. Такой же генотип (Аа) будет и у безрогой телочки.

 

 

Запишем схему скрещивания:

 

Р ♀ Аа х аа

 

Гаметы / \ / \

А а а а

безрогая рогатая  

F1 _Аа_ _ аа_

 

Чтобы ответить на второй вопрос задачи, необходимо записать следующую схему скрещивания:

 

Р ♀ АА х аа

 

Гаметы / \ / \

А А а а

F1 Aa

Безрогие

Из этой схемы видно, что все потомки будут безрогими.

Ответ: генотипы родителей: - Aa; - аа; генотипы телочек: Аа и аа; все потомки от скрещивания рогатого быка с гомозиготными коровами будут безрогими.

 

Моногибридное скрещивание

Задача 1.

У иранской собаки ген нормального зрения доминирует над геном слепоты. После скрещивания самки и самца с нормальным зрением в помете из четырех щенков, один оказался слепым. Определите генотипы родителей и потомков.

Дигибридное скрещивание

Задача 2

У человека кареглазость доминирует над голубоглазостью, а праворукость –

над леворукостью. Кареглазый левша женился на голубоглазой женщине-

правше. У них родился голубоглазый ребенок-левша. Определите генотипы родителей и детей.

Задача 3

У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной (а), а подбородок с треугольной ямкой (В) - над гладким подбородком (в). У мужчины - несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины - свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. Решить задачу с помощью решетки Пеннета.

A) Сколько типов гамет образуется у мужчины?

Б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

B) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

Г) Какова вероятность рождения ребенка со свободной мочкой уха и гладким подбородком?

Д) Какова вероятность рождения ребенка с треугольной ямкой на подбородке?

Е) Какова вероятность того, что в этой семье два раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?

Ж) Какова вероятность того, что в этой семье четыре раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?

Наследование, сцепленное с полом

Задача 4

У фенотипически здоровых родителей две дочери здоровы, а сын болен гемофилией. Ген гемофилии локализован в Х-хромосоме. Каковы генотипы родителей и детей?

Контрольные вопросы

 

1. Что изучает генетика?

2. Кто является основоположником генетики?

3. В чем сущность закона единообразия гибридов первого поколения?

4. Какие гены называют аллельными?

5. Какие гены называются неаллельными?

6. В чем сущность закона расщепления?

7. Что такое альтернативные признаки?

8. В чем сущность закона независимого наследования признаков?

9. В чем состоит смысл выражения «признак сцеплен с полом»?

 

Практическое занятие №4

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1.Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: