Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».
Цель: сравнить процессы митоза и мейоза
Оборудование: материал лекций, таблицы «Митоз. Мейоз»
Ход работы
1. Повторите материал лекций по теме 10
2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.
Признаки для сравнения | Митоз | Мейоз |
1.Процессы в интерфазе 2. Число делений 3. Фазы деления 4. Кроссинговер 5. Число дочерних клеток 6. Хромосомный набор дочерних клеток 7. Количество ДНК в дочерних клетках 8. Для каких клеток организма характерно деление 9. Распространенность среди организмов |
3. Зарисуйте клетки, находящиеся в интерфазе и в различных фазах митоза.
4. Сделайте вывод.
Практическое занятие №3
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного
Скрещивания
Цель: применить теоретические знания закономерностей наследования, продолжить формирование умений записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.
Теория
В генетических задачах используются такие условные обозначения:
Р - родители;
F - потомки, гибриды;
F1 и F2 - цифровые индексы, обозначающие номер гибридного поколения;
♀ (зеркало Венеры) - материнская особь, женщина;
♂ (копье Марса) - отцовская особь, мужчина;
х - скрещивание;
А - доминантный ген;
а - рецессивный ген;
Аа -гетерозигота;
АА - доминантная гомозигота;
аа - рецессивная гомозигота;
А,а -аллельные гены;
А, В - неаллельные гены.
Условия задачи записывают в виде таблички, где в принятых условных обозначениях указываются гены и контролируемые ими признаки; кроме этого, можно записывать и схемы скрещиваний, в которых приведены или генотипы (если это возможно), или фенотипы всех особей, о которых идет речь в задаче.
При составлении схемы скрещивания на одной строке записывают условное обозначение родителей (Р), затем знак матери (♀) и ее генотип, знак скрещивания (х), знак отца { ♂ ) и его генотип. Если весь генотип родителей или потомков определить сразу невозможно, то в этом случае генотип записывают в виде генотипического радикала А-В- или А?В?, где прочерки или вопросы обозначают неизвестные гены. Ниже записывают типы гамет, которые образуются в родительских организмах, и обводят их в кружок. Под ними записывают генотипы потомков, их фенотипы. После решения задачи записывают ответ.
Наследование признаков, сцепленных с полом, характеризуется следующим: Х- и У-хромосомы имеют общие участки, поэтому признаки, контролируемые генами, находящимися в общих участках, проявляются одинаково у обоих полов; половые хромосомы имеют также негомологичные участки, отвечающие за формирование определенных признаков, поэтому эти признаки проявляются только у особей определенного пола. Если ген локализован в негомологичном участке Х-хромосомы, то он передается только от отца к дочери, а от матери - сыновьям и дочерям в равной пропорции. Рецессивные признаки, сцепленные с Х-хромосомой, чаще проявляются у особей мужского пола, а у особей женского пола - только в гомозиготном состоянии. Следует помнить, что у человека, дрозофилы, млекопитающих, рыб, некоторых двукрылых насекомых гетерогеметным является мужской пол, а у птиц, пресмыкающихся, бабочек гетерогаметен женский пол. При решении задач указывают, в какой половой хромосоме находится ген; например, рецессивный ген гемофилии, локализованный в Х-хромосоме - Xh. Ген нормального свертывания крови обозначают Хн.
Пример решения типовых задач
Задача.
У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над геном рогатости. Безрогая корова после скрещивания с рогатым быком родила близнецов: одна телочка безрогая, а вторая - рогатая. Определите генотипы родителей и потомков.
Дано:
А – ген безрогости
а - ген рогатости
♂ - аа, рогатый
♀ - А?, безрогая
Р =? Fi =?
Решение
По условию задачи рогатый бык может быть только гомозиготным - аа, а безрогая корова - как гомозиготой АА, так и гетерозиготой Аа. Для определения генотипа коровы проанализируем фенотипы потомков.
Одна из телочек рогатая, т.е. является рецессивной гомозиготой - аа, причем один рецессивный ген она получила от отца, а второй - от матери. Следовательно, генотип безрогой коровы будет Аа. Такой же генотип (Аа) будет и у безрогой телочки.
Запишем схему скрещивания:
Р ♀ Аа х ♂ аа
Гаметы / \ / \
А а а а
безрогая рогатая |
F1 _Аа_ _ аа_
Чтобы ответить на второй вопрос задачи, необходимо записать следующую схему скрещивания:
Р ♀ АА х ♂ аа
Гаметы / \ / \
А А а а
F1 Aa
Безрогие
Из этой схемы видно, что все потомки будут безрогими.
Ответ: генотипы родителей: ♀ - Aa; ♂ - аа; генотипы телочек: Аа и аа; все потомки от скрещивания рогатого быка с гомозиготными коровами будут безрогими.
Моногибридное скрещивание
Задача 1.
У иранской собаки ген нормального зрения доминирует над геном слепоты. После скрещивания самки и самца с нормальным зрением в помете из четырех щенков, один оказался слепым. Определите генотипы родителей и потомков.
Дигибридное скрещивание
Задача 2
У человека кареглазость доминирует над голубоглазостью, а праворукость –
над леворукостью. Кареглазый левша женился на голубоглазой женщине-
правше. У них родился голубоглазый ребенок-левша. Определите генотипы родителей и детей.
Задача 3
У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной (а), а подбородок с треугольной ямкой (В) - над гладким подбородком (в). У мужчины - несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины - свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. Решить задачу с помощью решетки Пеннета.
A) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
Б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
B) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Г) Какова вероятность рождения ребенка со свободной мочкой уха и гладким подбородком?
Д) Какова вероятность рождения ребенка с треугольной ямкой на подбородке?
Е) Какова вероятность того, что в этой семье два раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?
Ж) Какова вероятность того, что в этой семье четыре раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?
Наследование, сцепленное с полом
Задача 4
У фенотипически здоровых родителей две дочери здоровы, а сын болен гемофилией. Ген гемофилии локализован в Х-хромосоме. Каковы генотипы родителей и детей?
Контрольные вопросы
1. Что изучает генетика?
2. Кто является основоположником генетики?
3. В чем сущность закона единообразия гибридов первого поколения?
4. Какие гены называют аллельными?
5. Какие гены называются неаллельными?
6. В чем сущность закона расщепления?
7. Что такое альтернативные признаки?
8. В чем сущность закона независимого наследования признаков?
9. В чем состоит смысл выражения «признак сцеплен с полом»?
Практическое занятие №4
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы
1.Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».