Й конкурс. Конкурс запасливых.




Ведущий предлагает всем апонаехавшим расхватать свои чемоданы, рюкзаки, гитары и постараться выложить из всего этого самую высокую кучу. (Вариант – самую длинную колонну.) Команде, сумевшей создать недосягаемую для других высоту (длину), вручается… все она же.

Итак, сомнений нет, победительницей АПТ торжественно объявляется команда, предъявившая в финале наибольшее количество шишек с бантиками. Каждому участнику команды-победительницы конечно же вручается медаль «Самому Апонаехавшему».
Ведущим АПТ должен быть самый заводной комиссар. Его задача – дать настроение. Такое настроение, которое потом не испортят грядущие конфликты по поводу распределения по отрядам и по поводу свободного времени.

Иногда мы делаем так, что каждый конкурс ведут разные комиссары. Это дает возможность детям сразу их всех посмотреть и предварительно оценить. В этом случае, ко всем переживаниям приплюсовывается интрига: к кому в отряд попаду, к той рыжей мымре в очках или этому высокому дылде?..

Вряд ли участникам одной команды будет суждено оказаться в одном отряде. И именно поэтому будущие взаимоотношения между отрядами будут теплее и дружелюбнее, чем без проведения, на первый взгляд, глупого, примитивного и где-то даже убогонького конкурса АПТ.

Если улыбнется такое великое счастье и медосмотра (этого неизбежного зла съедающего на пару часов больше, чем вы думаете) не будет, (ну, например, дети пройдут его в городе перед посадкой в автобус) то АПТ можно сделать особенно эффектным.
Вылезают дети из автобуса, а их сразу, с чемоданами, не давая опомниться, мгновенно ведут на поле, делят на команды и… пошло-поехало. Такая шоковая терапия будет весьма полезной для ребятишек, ибо они будут удивлены. А удивление – есть чувство.

С одной стороны у детей сразу возникнет и затрепещет несколько подозрительных вопросов:
«Это что, все время так будет?»
«Вожатые вроде заводные, но почему симпатичных мало?»
«Не пойму пока, это все прикольно или неприкольно?»

С другой стороны, детей объединит и сдружит возмущение тем, что: «Сразу куда-то потащили, не дали даже переодеться, издевательство какое-то…» Ничто так не объединяет в единый порыв, как общее негодование по поводу ограничения прав и свобод: не дали, не разрешили, не отпустили…

А пройдет всего несколько часов и тема «Не дали переодеться» будет неоднократно обшучена на вечернем деле ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ, вызывая громкие раскаты смеха. Но пока еще все возмущены и тихо брюзжат.
А то ли еще будет…

Вообще, всегда из самых острых комиссарских наслаждений – наблюдать, как меняется отношение детей к комиссарам и сбору буквально за считанные часы. Этого кайфа, поверьте мне, не заменить ничем. А работаем мы, как я уже говорил, не самопожертвования ради, а удовольствия для. И никакие другие высокие цели нам не ведомы.

После выхода первого издания этой книжки, ко мне в университет заявилась одна дама, кандидат педагогических наук, и, потрясая в воздухе экземпляром, стала кричать: «Скажите, скажите, нет вы скажите!.. – задохнулась, попила воды, отдышалась. – Вот вы пишете, что главная цель вашей работы с детьми – получение удовольствия… Вы что это, серьезно? Нет, вы это на самом деле?!» Я ответил, что, конечно же, я пошутил – мы ездим в лагерь исключительно для того, чтобы невыносимо страдать, страданьем искуплять свои грехи и оплакивать горькую судьбинушку вожатого… «Я на вас найду управу, я вас сгною!» – сказала дама и хлопнула дверью. Удивительно: почему, беря человека работать с детьми, у нас спрашивают только документ о педагогическом образовании, а справку от психиатра не требуют?

На АПТ отпускается всего 30 минут, поэтому проводить его надо подинамичнее, поритмичнее, поошеломляюще. Нужно, чтобы БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ началось вовремя, точно по плану.

Царь, очень приятно, царь, очень приятно…
Из кинофильма

БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ

Итак, ЗУБЫи АПТ успешно (или с грехом пополам) проведены. Первый комиссарский экзамен выдержан (или завален). Две большие группы детей вновь воссоединяются в толпу, толпу, которая уже удивлена и с любопытством и тревогой ожидает: «чё будет». А мы продолжаем подбрасывать свои творческие находки, не давая перевести дух. Скоро всех ждет РЕЧЬ СТАРШЕГО КОМИССАРА, затем распределение по отрядам и далее по плану. Но сначала – вот этот симпатичный пустячок.

БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ – это ритуальчик, позволяющий каждому ребенку и комиссару, пожать друг другу руки, а заодно и взглянуть в глаза. Должно пройти весело, простенько, со вкусом. Да, блажен методист, родивший сложную, многоходовую разработку, но трижды славен будь, озаряемый идеями таких вот прелестных штучек. Ведь, в самом деле, попробуй вот так вот запросто подойди к незнакомому человеку и скажи пару слов. А в условиях игры – пожалуйста. Ты подарил сто улыбок и получил взамен столько же. Приятно ведь.

Проходит так. Все участники сбора, как дети, так и комиссары, выстраиваются на какой-нибудь аллее в одну большущую шеренгу. На правом фланге – все комиссары, за ними – все дети. Как только Дежурный комиссар всех выстроит (скорее всего, при этом он охрипнет), БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ начинается.

Дежурный комиссар, стоящий в шеренге первым, разворачивается на сто восемьдесят градусов и идет вдоль шеренги, пожимая всем руки и говоря разные приятные слова типа: «Добро пожаловать на сбор!», «Безумно счастлив!», «В полночь у душевой» и тому подобное. Вслед за ним стартует второй комиссар, третий… (то есть комиссары подают пример) потом дети… и таким образом, все двигаются, все пожимают руки всем и говорят друг другу приятные слова (или глупости, что, увы, бывает нередко).

Дежурный же комиссар, пожав последнюю руку, ведет колонну за собой туда, где сцена, туда, где будет произнесена историческая РЕЧЬ СТАРШЕГО КОМИССАРА.

Кто за это предложение – прошу опустить руки
и отойти от стены...

Анекдот про Андропова

РЕЧЬ СТАРШЕГО КОМИССАРА

Макаренко писал, что если дети видят в воспитателе истинного Мастера своего дела, то ему многое прощается: манеры, выходки, привычки. Ежели ты – «педагох» и можешь только солидно надувать щеки, детское уважение к тебе будет только на уровне внешних ритуалов. У женской сборной России по волейболу есть тренер Н.Карполь. Во время матчей, телевизионщики с удовольствием показывают, как он орет на своих девчонок в бога и в душу. Но при тайном опросе, все волейболистки, как одна, заявляют, что хотят работать именно с Карполем и ни с кем другим. Потому что он – Мастер.
И если в Старшем комиссаре дети увидят Мастера, то сбор, как говорится, состоится при любой погоде. И много поспособствовать этому может РЕЧЬ СТАРШЕГО КОМИССАРА. Практически же, она имеет скромную задачу: если и не пролить свет на эти вопросы, то хотя бы дать понять, что в этом мире есть люди, знающие на эти вопросы ответы. И вообще начальство надо знать в лицо.
Как я уже отмечал, объяснить детям, зачем они приехали, и что здесь будет невозможно в принципе. Они все выслушают, все поймут и, покивав головами, вновь начнут канючить то, к чему они привыкли в обычных лагерях. Но попытаться нужно, чтобы не было претензий типа: «Сразу куда-то потащили, ничего не объяснив». Таким образом, РЕЧЬ – это как передовая статья в газете: пользы никакой, но она нужна.

Что говорить и как говорить только что «апонаехавшим» детям, решает самый главный человек на сборе по творческой и педагогической части. Речь должна на него «ложиться», соответствовать его личностным особенностям. От кого-то так и струится доброта, кому-то очень идет улыбка, ну а третий производит впечатление человека серьезного, строгого, но о-очень справедливого.
Я хочу вам привести примерный текст речи, которую я произнес перед участниками вышеупомянутого сбора «Зеленый гусь-2004». Не вздумайте ее повторить! Она ложится на мои психофизические особенности. В вашем исполнении этот текст может вызвать ужас. Привожу его только для примера, и не более того.

«Добро пожаловать на «Зеленый гусь-2004»! Надеюсь, вы нас простите, если в ближайшие несколько дней вы будете именоваться детьми, а мы – вашими комиссарами, ибо вы приехали не в простой пионерский лагерь, а на лагерный сбор. То, что здесь будет, вы представляете себе весьма смутно, а главное – совсем неверно. После моего небольшого выступления ясности в ваших представлениях не прибавится, чего нельзя сказать о душевном смятении.

О, как ошиблись те из вас, кто привез с собой игральные карты, плееры и банки с пивом. Все это вам совершенно не понадобится, потому что все будет совсем не так, а по-другому. Зато вам понадобятся: спортивная обувь и гитары, мозги и творческие порывы, хорошее воспитание и приличные манеры, солидный запас хороших слов друг для друга и, наконец, ежесекундная готовность сорваться с места.

Перед вами – ваши комиссары, которые приехали сюда после долгой и кропотливой подготовки. Если вы спросите, какая у нас Главная цель и Основная задача, то я вам отвечу, но несколькими минутками позже. А пока скажу, что у вас здесь не будет ни секунды свободного времени, со своими кроватями вы будете расставаться по утрам и встречаться с ними далеко за полночь. О «тихих часах» не мечтайте, а сбегать покурить даже и не пытайтесь. У вас не будет не только минуточки, чтобы переодеться, но и секундочки, чтобы перевести дух. Мы будем вас гонять от одного творческого Дела к другому и при этом нисколечко не устанем. Отбой у вас не как у людей – в час ночи, а подъем – в половине десятого.

Как и в большинстве наших лагерей, кормить вас будут мало и невкусно, ибо обкрадывать детей – у наших чиновников пока все еще считается не пороком, но добродетелью. На весь лагерь всего две душевые кабины, которые работают редко, потому что, во-первых, кочегар может лишний раз перетрудиться, а во-вторых, это наша родина. Но, право, еда и душ – не то, ради чего стоило сюда ехать… Кто сказал «концлагерь?..» Нет, мальчик, это не концлагерь, а гораздо хуже, это – лагерный сбор.

Я знаю, у вас ко мне большая куча вопросов… Опустите руки, сейчас я отвечу на все сразу… Итак, ответ на все ваши вопросы сразу двумя словами – Нет и Нельзя. Нельзя попасть в один отряд с подружкой, нельзя звонить домой, нельзя слушать музыку и особенно – хотя бы одну секунду ничего не делать. Мы говорим решительное «нет» никотину, пиву и прочей дури, употребление которой считается в подростковой среде уже не доблестью, а нормой жизни. Без разрешения комиссара нельзя покидать отряд, а тем более лагерь. Одним словом, чтобы вы у своих комиссаров не спросили – ответ известен.

Вижу, вижу по вашим радостным лицам, что желание покинуть лагерь немедленно у вас сейчас очень сильное. Пожалуйста! Завтра утром любого хотящего мы посадим в автобус и отправим домой. Можете быть в этом абсолютно уверены, как, например, мы сейчас абсолютно уверены в том, что никто из вас завтра утром уже этого не захочет. Сейчас, сию секунду это кажется невероятным, но так было на наших сборах всегда. И я в упор не вижу признаков того, почему так не будет на этот раз.

А теперь вернемся к вопросу о Главной цели и Основной задаче ваших, в самом близком будущем, дорогих и обожаемых комиссаров. Наша цель – любовь. Мы хотим только одного – чтобы вы нас полюбили, чтобы через неделю, когда мы будем с вами прощаться, девочки бы смахивали слезу, а мальчики ревели белугой. И если этого не произойдет, мы никогда в жизни больше не будем комиссарить, а станем по ночам рыдать в форточку и курить в подушку.

Вам всем тут будет хорошо! Одним – очень хорошо, другим – невозможно хорошо, а третьим так хорошо, что это уже будет нехорошо. Здесь вы увидите, переживете и узнаете ровно в десять раз больше, чем за всю свою предыдущую жизнь и возрадуются ваши сердца. Вам доведется стать участниками десятков самых разнообразных и неожиданных мероприятий, но среди них не будет ни одной дискотеки. Не предвидится КВНов, игр-путешествий, смотров строя, викторин, праздников Нептуна, дней Берендея, встреч с ветеранами… Не будет многого из того от чего вас тошнило в школе и псевдо-оздоровительных лагерях. Мы лишим вас детства!

Не сразу, но постепенно вы перевернете свое представление об этом мире и живущих в нем людях. Цинизм не пройдет. Не сразу, но постепенно, вы избавитесь от, быть может, имеющихся у вас стереотипов, обывательских понятий о дружбе, любви и доброте. Не сразу и не вдруг вы станете петь «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и увлажнятся глаза ваши.

Наш сбор – это большая игра. У этой игры простые правила, которые, безусловно, надо соблюдать. Только тогда все, все получится. Помните, что футболист, пожелавший взять мяч руками, удаляется с поля. Ваши Отрядные комиссары очень милые, очень славные люди и вы их обязательно полюбите. Обычно взрослые относятся к подросткам настороженно и с опаской, но ваши комиссары уверены, что нет на свете более очаровательных душек, чем дети старшего школьного возраста.

Мы научим вас всему, что знаем и умеем и сделаем это так тонко, что вы нипочем не догадаетесь, что на самом деле, мы ни черта не знаем и не умеем. Вы, нежно полюбите своих комиссаров, но это и сравнить нельзя с тем, как страстно вы полюбите друг друга. Такого количества замечательных друзей вы не найдете нигде в мире, кроме как на нашем лагерном сборе. Чтобы вам здесь было хорошо – и нет у нас никакой другой Главной цели и Основной задачи.

Вот, например, этот славный мальчик, который сказал «концлагерь». Клянусь тебе оценками в своей зачетке, что если ты завтра утром не признаешь, что жестоко ошибался – то я лично никогда в жизни больше не пойду в Старшие комиссары.

Желаю вам провести эти дни так, чтоб хватило на семь томов мемуаров. Пусть счастье улыбается вам здесь все ярче и ярче!..

А теперь я зачитаю список первого отряда…»

Речь Старшего комиссара

Далее Старший комиссар зачитывает фамилии детей, которые по итогам ЗУБОВ попали в 1-й отряд. Названные товарищи встают и выходят к сцене. Комиссар 1-го отряда забирает своих, в скором будущем самых лучших и любимых, и ведет их на отрядное место.

Отрядное место никак не украшено, (особенно плакатом «Мы вас ждали, мы вам рады!»), но блестит чистотой. Не комиссарское это дело – отрядное место украшать. Во-первых, украшать должны дети, а во-вторых, украшать вообще не надо. Вы же в своем доме или офисе не налепливаете, где попало, всякую яркую мазню. Я видел в лагерях и школах миллионы стенгазет и плакатов и пришел к выводу, что рисовальщики оных всегда сильно пекутся о двух вещах: чтоб было ярко, пестро и чтоб написанное было, как можно труднее прочитать. А однажды совершенно остолбенел увидевши на сборе «Искра» громадную, на всю ограду транспарантину, которая гласила: «Всегда и везде будь прям, горизонтальная линия – линия змеи, человек – вертикален!» И долго мне по ночам снилась страшная, здоровенная змеюка, она гналась за мной и хотела сожрать.
Кстати, пару слов о названиях и номерах отрядов. Я ничего против названий отрядов не имею, но если уж таковые присваиваются, то тогда нужно похерить номера. Если же отряды нумеровать, то названий не нужно. Особенно не нужно названий: «Эспада», «Тревожный», «Каравелла» и «Стремительный». Удивительно иногда дурацкими или псевдо-оригинальными бывают названия, которые даже и слушать-то неловко. И уж я категорически возражаю против отрыжки пионерских времен – девизов, прикалываюсь над ними при любой возможности (см. АПТ). Ну, в самом деле, никак не могу понять педагогического смысла, когда какой-нибудь отряд имеет название «Чародеи» и девиз «Мы чародеи нового века из черта сделаем человека!» или название «Вираж» с девизом «Не стройте виражей нам на дороге, мы сможем их достойно обойти!» Зачем? К чему? Какое отношение к действительности имеют эти словесные выкрутасы? Мы у себя подобные вещи называем «романтическим подсосом», т.е. не хватает романтики – открыли краники и подсосали.

Так вот, отряд идет в свою родную обитель, где скамейки стоят в кругу, где должно быть чисто, сухо и уютно и не более того.
Там наивные дети думают, что сейчас они узнают, где чья койка и разлягутся, но Отрядный комиссар в этом вопросе их опять-таки удивляет. Расселению в первые часы, этому отвратительному пережитку пионерских лагерей скажем наше решительное «нет!»

Вещи преспокойненько запираются в одной из комнат, и в следующие полчасика по плану – ИГРЫНА ЗНАКОМСТВО.

А звали его… э-э… Полуэкт… Полуэкт ибн Полуэктович…
А. и Б.Стругацкие

ИГРЫНА ЗНАКОМСТВО

И вот комиссар остается один на один со своим отрядом. Всё. Началось. Как-то оно всё сложится?.. Пойдет – не пойдет, сумею – не сумею… Но эти восхитительные переживания уже не имеют к нам прямого отношения; наше дело – методическое, мы показываем конечную цель, рисуем маршрут, снабжаем советами, а уж все дорожные приключения – это доля Отрядного комиссара. И первый шаг на этом трудном и прекрасном пути – ИГРЫНА ЗНАКОМСТВО.
Здесь цель простая – запомнить имена друг друга и размяться перед дальней творческой дорогой. ИГРЫНА ЗНАКОМСТВО широко освещены в обширной вожатской литературе, и здесь мне добавить нечего. Это и «Снежный ком», и «Ветер дует в сторону», а также «Кисочки», «Поменяемся именами», «Одеяло», «Бинго», «А я еду, а я тоже, а я заяц» и многие другие штучки. Для запоминания имен все они хороши. Впрочем, если этой литературы вы не найдете, обратитесь к опытным вожатым. Опытные вожатые отличаются от неопытных тем, что знают множество игр, песен, сценок, сказок, приколок, кричалок, штучек и танцев. А потому они консервативны и ненавидят все новое. К тому же каждый уважающий себя педотряд непременно имеет свой сайт в Интернете, на ссылках которого доказывается, что именно данный педотряд является самым крутым на свете и именно ему известны высшие секреты лагерной педагогики. И общеизвестные игры «на знакомство», «на сплочение» и «на развитие» там, как правило, выложены. Так что смело набирайте в любой поисковой системе слово «педотряд» и все найдете.

Вообще-то я никогда не вмешивался в дела Отрядных комиссаров и сроду не позволял себе нагрянуть в какой-нибудь отряд без приглашения. (Хотя черта с два дождешься от этих эгоистов-собственников приглашения хотя бы на один ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.) Этот труд предназначен для методистов, старших вожатых и педотрядов в целом. Отряд – это святая обитель, где всем правит Отрядный комиссар, которому нужно безраздельно и во всем доверять. В конечном итоге, успех сбора решают не планы и методисты, а инициатива, творчество и сила обаяния тех, кто день и ночь со своим отрядом. Мы – методисты (народ плечистый), проделав огромную и кропотливую работу по планированию и организации сбора, начиная с момента ИГР НА ЗНАКОМСТВО, практически отдыхаем. Вся многотрудная работа ложится на Отрядных, которым низкий поклон от меня и нежная любовь от детей.

Ладно уж, приведу одну игру на знакомство.

Успеть вспомнить

КОМИССАР. А теперь пусть каждый назовет свое имя и ласковую рифму к своему имени. Например я – Иван-таракан.
ПЕТЯ. Я – Петька-конфетька.
ЮЛЯ. Я – Юлька-свистулька.
МИША. А я – Мишка-коротышка.
КОМИССАР. Спасибо. А теперь я выхожу в центр круга с пластиковой бутылкой в руках. Сейчас я подойду к одному из вас, и в течение трех секунд буду замахиваться над его головой с целью слегка его по этой голове стукнуть. За это время он должен успеть вспомнить хоть чье-то имя и рифму к нему, чтобы избежать удара. Начнем. (Подходит к МИШЕ и начинает медленно замахиваться).
МИША (лихорадочно вспоминая). Ларион-поролон.
КОМИССАР (отменяет удар, подходит к ЛАРИОНУ и начинает медленно замахиваться).
ЛАРИОН (в панике). Э-э… мэ-э… (получает по башке).
КОМИССАР. Не успел вспомнить… Теперь, о, Ларион, бери эту бутылку, становись в круг и вымести на ком-нибудь свою обиду.
ЛАРИОН (Подходит к ТАНЕ и начинает медленно замахиваться).
ТАНЯ. Антон-велосипед.
ЛАРИОН (долго думает, но так и не может вспомнить, кто именно АНТОН-ВЕЛОСИПЕД).
КОМИССАР. Он не может вспомнить. Давайте на счет «три» все дружно покажем на Антона-велосипеда. Раз… два… три…
(Все показывают на АНТОНА-ВЕЛОСИПЕДА.)
ЛАРИОН (подходит к нему и медленно замахивается).
АНТОН (спокойно). Люба-не надо грубо…
(Играть, пока весело.)

А тебя как зовут?

Некоторые вожатые практикуют следующее: перед тем, как начать ИГРЫНА ЗНАКОМСТВО, они предлагают каждому подумать над вопросом: как он хочет, чтобы его на этом сборе называли? Многие дети охотно меняют свои имена на эти несколько дней. Почему? Это ведомо только им. Доводилось у некоторых наиболее тонко чувствующих детей наблюдать и трагедии. Помню, как однажды подошла ко мне в полной депрессии девочка, сгоряча сменившая имя Марина на Инейт и сказала: «Вы знаете, с тех пор как я сменила имя, мне кажется, что я не существую!» и горько заплакала. «Постой, постой, – защелкал я в воздухе пальцами, – кому кажется, что ты не существуешь?» «М-мне-е», – растерянно произнесла она и быстро успокоилась.
А день продолжается. В назначенный день и час все спешат на ПНД.

Если товарищ не понимает – объясни,
если не хочет понимать – объясни в индивидуальном порядке.

И.Романов

ПНД

Само мероприятие и название родилось из-за двух главных, классических, неизбежных вопросов, которыми раньше дети буквально изводили комиссаров в первый день.
Вопрос первый: «А дискотека сегодня будет?»
Вопрос второй: «А почему?»

Чтобы не озвереть мы и придумали инструктивно-разъяснительное мероприятие ПНД, т.е. Почему Не будет Дискотеки. Сначала цель была примитивной: каждый отряд на пять минут подходит к каждому комиссару и тот снова и снова разъясняет деткам, что дискотеки сегодня не будет по-любому, а желающие быстренько съездить в город за записями и аппаратурой пусть лучше не возвращаются. Но потом мы поняли, что ПНД – гораздо более ценная методическая вещь, чем мы предполагали ранее. Это наглядное введение в сбор, попытка дать детям потренироваться, на своей коже почувствовать те или иные его стороны. Дело это как для детей, так и для комиссаров может быть весьма утомительное, но необходимое, без него никак нельзя.

Отряд с маршрутным листом ходит по «станциям» с разными названиями и там получает на данную тему разъяснение или легкую тренировочку.

Оборащаю внимание продвинутых вожатых на отсутствие в маршрутном листе станции «Законы и традиции сбора». Все эти вполне богоугодные заповеди («Закон ноль-ноль», «Закон поднятой руки», «Традиция доброго отношения к людям и песням» и т.д.), рожденные во фрунзенских коммунах, являются либо пустыми декларациями в пустопорожней вожатской суете вместо работы, либо таки действующими правилами на сборах с псевдо-демократией. Дети якобы сами принимают эти «законы» и по ним живут.

Хочу напомнить: у нас с вами сбор тоталитарный с абсолютной диктатурой Старшего комиссара. Все происходит так, как скажет он, а потому все правила поведения утверждаются им единолично. В чем разница между деспотией в стране и диктатурой Старшего комиссара на сборе? При деспотии в стране всякого несогласного могут посадить в тюрьму или убить, а при диктатуре Старшего комиссара на сборе – ко всякому неисполняющему правила, Старший комиссар может потерять интерес и прекратить с ним общаться. А чтобы не отряды не опаздывали никогда и никуда – я просто один раз спрашиваю, как бы себя: «Не понимаю. Зачем мне нужны комиссары, у которых отряды опаздывают?»

Словом, каждому отряду вручается маршрутный лист. В нем точно указано, во сколько и куда отряд должен подойти. Самое интересное, что отряды ходят сами, без комиссаров. И это правильно.

Маршрутный лист

ОТРЯД № _______
Время Название Место Кто ведет
12.30-12.40 История сборовского движения Эстрада Комиссар Миша
12.40-12.50 Все творчески? Беседка 7-го отряда Комиссар Наташа
12.50 – 13.00 Наши песни Волейбольная площадка Песенный комиссар
13.00 – 13.10 Правила игры Площадка у столовой Старший комиссар сбора
13.10 – 13.20 Наши приколы У главных ворот Комиссар Наташа

Итак, в 12.30 отряд № ______ прибывает на эстраду, где его ждет комиссар Миша – ведущий станции «История сборовского движения».
Комиссар Миша здоровается с отрядом и заявляет, что, наверное, этот отряд получится неудачным, потому что:
а). Опоздали на 11 секунд;
б). Вид самый затрапезный;
в). Не смотрят соколами;
г). Не шибко весело и творчески подошли и отрапортовали.

Затем ближайшие 10 минут он уже серьезно рассказывает о том, откуда пошло сборовское движение, основные этапы его развития в нашей области, о том, как образовался данный педотряд, о пути эволюции его педагогических взглядов. Словом, дает краткую историческую справку.

На станции «Все творчески?» комиссар Наташа все 10 минут рассуждает о том, почему в названии стоит вопросительный знак. Во времена Иванова, т.е. в эпоху ортодоксального коммунарства был закон: «Все – творчески, иначе – зачем?» Наташа поясняет, что у нас на сборе «творчески» не значит «извращенчески». Картошку можно просто почистить, без всяких конкурсов на самый смешной клубень и последующим концертом-ромашкой, а помыть в столовой полы вполне достаточно просто с песнями и прибаутками без устраивания шоу «Мисс уборщица». Подобные штучки могут иногда скрашивать прозаические реалии монотонной физической работы, но и в таковой есть ценность преодоления: «терпи и делай, потому что надо».

А вот что касается работы истинно творческой, то здесь мы будем беспощадно требовательны. Мы не потерпим заимствованных шуток и заскорузлых приемов дешевого успеха; у нас запрещены пародии на телепередачи, кривляющиеся парни в платьях с подложенными грудями (женские роли у нас будут играть только девочки, а то, что изображено на следующем фото – мы видеть не должны);

Пошлость псевдотворчества.
Чтоб мы этого «юмора» больше не видели!

мы не потерпим девиц в рыжих париках, изображающих Пугачеву; нам противны синхробуффонады и переделки «Красной шапочки»; мы опозорим всякого, кто будет шутковать на темы наркотиков, сексуальных меньшинств или эстонцев со смешным акцентом. Все вышеперечисленное относится к категории обывательской пошлости в духе юмориста Петросяна. Мы будем вам аплодировать, если для творческого осмысления вы будете брать материал из жизни, а не из телевидения. Школьная и студенческая самодеятельность на 99 процентов состоит именно из такого репертуара. И что интересно, стоит только все это жестко запретить, то выясняется, что придумывать и иметь подлинный успех не так уж трудно. Каждый сбор рожается множество настоящих шедевров творчества, начиная от ритуалов, речевок и заканчивая спектаклями и полотнами. Творите, пробуйте, ошибайтесь, но только сами, пожалуйста, без воровства и паразитирования на телевидении под видом пародии.

На «Песенной» станции находится песенный комиссар Гена с гитарой. Он объясняет подошедшему отряду: то, что они слушали и пели до сих пор – это, конечно, искусство, но здесь на сборе, все будут петь песни совсем другие. Это так называемые авторские, лагерные песни. Все они проверены временем и поэтому, безусловно, являются выдающимися образцами современной песенной поэзии.

Поются эти песни в орлятском кругу или сидя у костра. Далее Гена выстраивает отряд в орлятский круг «мальчик-девочка» и поет вместе с отрядом несколько «песен-повторюшек». (Это такие песни, в которых каждая строчка повторяется два раза. Поэтому петь их можно сразу, не разучивая. Например, песня «Землю обмотали тоненькие нити» из к\ф «Семь стариков и одна девушка» – типичная песня-повторюшка.) В заключение Гена заявляет, что ежедневно, хочет ли кто этого или не очень, все дети будут разучивать по три-четыре песни и без этого никак сбора не получится. Увильнуть от этого дела не выйдет ни у кого, даже у самых опытных мастеров симулирования болезней. Учить песни противно, но петь их потом в орлятском кругу – редчайшее эстетическое наслаждение.

Вспоминается еще одна «традиция» старого коммунарства: «Песня учится и поется до конца». Хоть налет вражеской авиации, а допоем до последней строчки. Не согласен я. Вот начали песню, а она не попала под настроение, что делать? По-моему, лучше не наказывать себя ради «прынцыпа», а честно сказать: «Эта не пошла, давайте лучше споем «Я скачу верхом на еже». Пение в отличие от чистки котлов (или разучивания песен) – есть удовольствие, а не обязаловка.

ПНД. Станция «Песенная». Лагерь в Турции, июнь 2004

Станция «Правила игры» не терпит шуточек, вранья и неискренности. Здесь надо однозначно дать понять, что правила поведения и моменты режима разумны и необременительны. Соблюдать их совсем несложно, и если найдется ребенок, не сумевший соблюсти такие пустяки, то зачем нам на сборе такой слабак? Сбор – это ежесекундная, напряженная творческая работа и никто не имеет права от нее отлынивать.

Для лиц, сделавших хотя бы глоток пива, покинувших территорию лагеря без ведома комиссара, допустивших грубое, а тем более нецензурное высказывание, не существует правила «на первый раз простим».

Наш опыт показывает, что, сколько не предупреждай, сколько не приводи примеров – все равно найдется дурачок, который, едва закроются двери спальни, раскроет сумку и скажет: «Ну что, пацаны, давайте за знакомство?» Такие «орлы» уже ранним утром улетят от нас в далекие края.

Ей богу, надо видеть это шоу утром второго дня, когда нарушители изгоняются со сбора. Сколько слез, мольбы, истерик, как жалко и неприглядно выглядят вчерашние герои бутылки и стакана. Никогда, никогда, никогда не внимайте мольбам о прощении! И если в этом вопросе милосердие стучится в ваши сердца, то не исключено, что вы (страшно подумать!) – интеллигент.

Я помню одного мальчика, который во время военной игры сорвал с девочки погон, стукнул ее слегка кулаком в нос и сказал: «Свободна!» Через полчаса был свободен он сам. Как плакал этот здоровый парень, как он вымаливал у этой девочки прощение, и как она сама просила за него… Два дюжих охранника не могли посадить этого подростка в машину: он цеплялся за телеграфные столбы, орал и драл руками траву. Ко мне подошла делегация отряда и стала брать его на поруки, перечисляя неоценимые заслуги этого мальчика перед отрядом и сбором. Но у меня все время стояла перед глазами его бесконечно довольная физиономия, и звучала в ушах та интонация, когда он сказал: «Свободна!» Жестоким быть трудно, но необходимо. Закон суров, но это закон. Хам и драчун уехал. Через двадцать минут о нем уже никто не вспоминал.

Представляю, с каким ужасом читают эти строки мои коллеги – сторонники методов «отказа от режима», «ненасилия над личностью», «индивидуального подхода» и «свободы выбора». Дорогие собратья по борьбе с подростками! Я буквально горой стою за эти методы и желаю вам педагогических удач. Но шутка в том, что в педагогистике абсолютной истины не существует. Знаю, что у вас большой опыт работы с детьми «по-другому» и в доказательство вы можете предъявить гору восторженных писем от детей и их родителей. Но на вашу гору у меня найдется своя и ничуть не меньше вашей. Просто не читайте дальше – и вам будет легче.

«Каждый человек по-своему прав… А по-моему – нет». (А.Кнышев)

О курении.

Тут тоже хорошо бы обойтись без вранья. Многие комиссары курят. И делать вид, что это не так, будет нечестно. Я лично, как человек не дымящий, обычно своим подопечным говорю следующее:
«Не будем скрывать, уважаемые дети, что эта гнусная привычка – привычка миллионов. Эти миллионы находятся в непреодолимой физической зависимости от наркотика по имени Никотин. Среди влипнувших в эту гадость есть и несколько ваших комиссаров. Им помочь уже нельзя, ибо бывших курильщиков не бывает. Но я никогда не поверю, что кто-то из вас в 14 лет уже деградировал, как законченный наркоман. Поэтому вопрос, когда и где вы будете выделываться друг перед другом искусством дымопускания, меня совершенно не волнует. Никаких перекуров у нас не будет, и отлучка из отряда по этому поводу – непростительное преступление. А если кто из вас уже «подсел» так, что и часа не может без этой дряни, то он уже законченный наркоман, а с наркоманами нам работать скучно. Так что курите, если желание раздирает вас, но только в свободное время, которого не будет».

«Наши приколы» – это веселые ритуалы, игры, кричалки, которые так украшают лагерную жизнь, освобождают от стеснения и комплексов, являются отличным средством для спаивания отряда. Хорошо, если некоторые из них родились и живут именно в недрах данного педотряда. Общеизвестные штучки приводить тоже можно, но если нет своих находок, то вы – плохой педотряд. Много чего из этого арсенала хранит моя вожатская память. Например, песенка-игра «Ты называла меня пупсиком» уже не один год является нашей любимой приколкой, и придумали ее сами дети. Она развивает способности к расширению активного словарного запаса. Отряд становится в орлятский круг и поет на любой мотив, следующий текст:

ОТРЯД.
Ты называла меня пупсиком,
Пупсиком, пупсиком.
Ты называла меня пупсиком –

Так и зови!

Ты называла меня…
ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК (придумывает слово).
Чайником!
ОТРЯД (подхватывает).
Чайником, чайником,
Ты называла меня чайником,

Так и зови.

Ты называла меня…
ВТОРАЯ ДЕВОЧКА (вдохновенно).
Плинтусом!
ОТРЯД (подхватывает).
Плинтусом, плинтусом,(и т.д.)

Ну, уж если прошедши ПНД – кто-нибудь из деток пожалуется, что ему что-то не объяснили, то я увольняюсь.

Так как воспитываемый контингент после всего вышеописанного бывает сильно утомлен, то по окончании ПНД наконец-то можно позволить ребятам познакомиться со своими койками, переодеться (ура!), умыться и прочая, прочая… Да и обед скоро.
После обеда отряду дается два часа, чтобы он провел у себя КТД и подготовился к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ.

«Я как скажу, так сразу будет дело!»
«Мы как один и сразу всей толпой!»

Л.Сергеев

ОТРЯДНЫЕ КТД

Кто придумал КТД, тот конечно – славный малый!

КТД или Коллективно-Творческое Дело – это второе отрядное мероприятие. Ничего сложного в придумывании и проведении КТД нет. Я еще не встречал более или менее квалифицированного вожатого, который бы с КТД не справился.

В процессе КТД каждый ребенок проявляет себя, свой характер, способности к лидерству и, конечно, таланты. Во время КТД задача комиссара – смотреть во все глаза, анализировать и делать выводы. Опять же, КТД – это время, когда дети впервые общаются друг с другом «по поводу», и подлинное их познание друг друга происходит именно теперь, а не во время игр на знакомство или ВЕЧЕРНЕГО ОГОНЬКА.

Несметное количество КТД описано в огромных залежах вожатской литературы. Поэтому я не буду подробно на этом останавливаться, а коротенько набросаю то, что сходу придет на память. Подготовка и проведение КТД – это целиком и полностью задача Отрядных комиссаров, которым, как уже было отмечено, я привык полностью доверять. А уж что за отряд ему достался – примерно становится видно именно после КТД.

Суть мероприятия проста. Отряд постоянно делиться на несколько групп, по 3–4–5 человек. Каждой группе дается несложное творческое задание и 5–7 минут на его выполнение. Перед каждым новым заданием группы должны быть сформированы заново и всякий раз другим способом. От игры «Молекула» до простого жребия. В идеале за то время, пока идет КТД, каждый ребенок должен успеть пообщаться с каждым. Это и есть одна из главных целей данного времяпровождения.

Вообще-то непрестанное тасование колоды – есть суть хороших отношений между детьми в отряде. Из книг великого Макаренко можно узнать о множестве подробностей хозяйственной жизни коммуны им. М.Горького, но никак нельзя уразуметь: как же он все-таки своих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: