РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН И СПЕВКА




Разучивание песен – это на сборе святое дело. Знатоков авторской песни, одновременно хорошо владеющих гитарой, надо заманивать на сборы любыми доступными средствами, включая подкуп и сердечные мотивы. То, что в своей основной массе слушают и поют подростки, это не только …, но и …
Однако не надо плохо думать о детях! Законы эргономики едины для всех:
а). Мы любим то, что знаем;
б). Мы знаем то, что легче усваивается;
в). Легче усваивается то, что доносится ежедневно из телевизора.

Известный бард Леонид Сергеев как-то на мои стенания по поводу того, что у нас скверно пропагандируется авторская песня сказал, что это правильно – авторскую песню бесполезно показывать по телевизору. И я согласился. Для того чтобы узнать, а, следовательно, полюбить лучшие образцы этого жанра, нужно конечно затратить усилия. Но мало кто будет затрачивать умственные усилия без комиссарского насилия. Ну, не любят процесса разучивания ни комиссары, ни дети. Но, тяжело, а надо.

Упаси меня господь претендовать на истину в последней инстанции. Каждый работает так, как у него получается и глубокое отвращение внушают мне педотряды, у которых законная гордость результатами своей работы перерастает в шовинизм.
«Орленок лучше чем Артек!» «Чем лучше?» «Чем Артек!»
Ах, как бывает порою трудно не считать себя пупом земли и не набрасываться при встрече на своего же брата-вожатого, не давая ему вымолвить ни слова. Как он работает с детьми – нам совсем не интересно, пусть слушает и учится.
О, да! О, да! Если к концу лета встречаются двое вожатых – спасайся, кто может! Каждый слышит только себя, и загружает собеседника по полной программе. И болезнь эта профессиональная. С годами обязательно проходит. Ну, а пока мы готовы вызвать на дуэль любого, кто скажет, что наш педагогический отряд не самый крутой в мире.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН – это самое нудное и противное время на сборе. Дети сидят в кругу, комиссар проговаривает слова разучиваемых песен по строчкам, а они повторяют много раз, пока не запомнят весь текст. Потом поют по куплетам. Песенный комиссар ходит по отрядам с гитарой и показывает мелодию. Все это достаточно скучно и неприятно, но другого способа разучить большое количество хороших песен на сборе еще никто не придумал.
Однако наберемся терпением и подождем. Все вернется наслаждением. Чем ближе будет час расставания, чем больше будет возрастать запас разученных песен, тем чаще и охотнее будут стремится встать в орлятский круг дети и петь, петь, петь… И всегда в такие минуты приходит сожаление: «Эх, маловато выучили!»
Есть песни и есть песни. Песни для застолий и для концертов, для интимного прослушивания и для ног, для тюремных застенков и для военных маршей – все они имеют право на существование.
Авторская песня предназначена для костра, для раздумий, для душевного, доброго общения. Только выучив с десяток этих песен, и неоднократно попев их в орлятском кругу или у костра, только тогда дети начинают любить такие песни, и проносят потом эту любовь через всю жизнь. А там, кто знает, может, и произойдет смена вкусов, о которых, конечно, не спорят и ни в коем случае не навязывают нигде… кроме как у нас на сборе.
А теперь разрешите мне немного пошутить.

Устав Песенного комиссара
Песенным комиссаром может быть любой комиссар, сумевший накопить деньги на покупку гитары. Именно гитары, а не доски со струнами.
Песенный комиссар обязан:
а). Держать гитару левой рукой – за гриф, правой – отбиваться от просящих дать поиграть;
б). Не выделываться и не подстраивать гитару после каждой песни, потому что кроме него никто разницы все равно не чувствует;
в). Песенного комиссара никто не должен видеть спящим, курящим, летящим, едящим… словом, непоющим. Он застраивает сбор на песню перед каждым общелагерным мероприятием и после него; перед едой, после еды, а если на кухне, как всегда, нет света – вместо. Он неутомимо рыщет по отрядам, разнюхивая, не хочет ли какой отряд разучить штук семь новых песен?
г). Песенный комиссар должен неустанно учиться искусству заставлять учить песни, быть неумолимым, жестоким и вероломным;
д). Песенный комиссар – враг всех песенников. Он твердо верит, что всякий ребенок, утверждающий, что по песеннику разучит песню быстрее – шпион, засланный с другого лагеря;
е). Для Песенного комиссара не существует неберущихся аккордов и детей, не способных выучить десять песен подряд;
ж). Песенный комиссар учит играть на гитаре каждого, кто ему попадется. Никакие оправдания и ссылки на перевязанные пальцы не принимаются;
з). Если Песенному комиссару случится найти ребенка, попадающего в ноты, он не должен скакать от счастья козлом и не демонстрировать это чудо за деньги;
и). Песенному комиссару надо тренировать волю, ежедневно исполняя песню «Перевал», и нечего ссылаться на приступы головной боли и тошноты;
к). Во время мероприятия РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН – он должен уметь одновременно быть и петь в шести отрядах сразу.

Шутки шутками, но, в общем-то, жизнь ответственного Песенного комиссара отражена весьма достоверно.

После разучивания – СПЕВКА возле столовой. Это большой орлятский круг, в центре которого стоят комиссары с гитарами. Теперь выученные песни надо спеть. В первые разы это получается плохо и нестройно. Но не будем печалиться: распоются и очень скоро. Наш слух еще не раз усладит чистое, слаженное и задушевное пение самых лучших в мире теноров и баритонов. Какая-нибудь песенка станет самой-самой любимой, которую дети будут петь без конца. Предсказать, какая именно, совершенно невозможно. Перед каждым сбором мы устраиваем тотализатор на угадывание самой-самой и всегда бываем посрамлены. Выбор детей абсолютно непредсказуем.
На «Зеленом гусе – 2004» совершенно внезапно главной песенкой стала вот эта классическая мелодия Пола Маккартни.

..............F.......................C
In the town where I was born
(В городке, где я родился)
...............Dm.....................G
Lived a man who sailed to sea
(Жил один моряк)
.................F..............C
And he told us of his life
(Он рассказал нам о своей жизни)
............Dm.............G
In the land of submarines.
(В стране субмарин)

So we sailed up to the sun
(Итак, мы поплыли до восхода солнца)
Till we found the sea of green
(Пока не нашли море зелени)
And we lived beneath the waves
(И мы жили под волнами)
In our yellow submarine.
(В нашей желтой подводной лодке)

We all live in the yellow submarine,
(Все мы живем в желтой субмарине)
Yellow submarine, yellow submarine
(В желтой субмарине, в желтой субмарине)

And our friends are all on board
(На борту все наши друзья)
Many more of them live next door
(Много больше их живет по соседству)
And the band begins to play.
(И оркестр начинает играть)
As we live a life of ease
(О том, как мы живем свободно)
Everyone of us has all we need
(Каждый из нас имеет все что нужно)
Sky of blue and sea of green
(Синее небо и зеленые волны)
In our yellow submarine.
(На нашей желтой подводной лодке)


Спевка

А пока дети неуверенно пытаются попасть в незнакомые мелодии, нетерпеливо поглядывая в сторону накрываемых столов, необходимо уже изо всех сил думать над главным событием дня: Вечерним делом – ШЕДЕВРЫРОК-Н-РОЛЛА.

Ты сегодня слушал «Смоки?»
Завтра сдашь объект не в сроки!
Тех, кто слушает «Пинк Флойд»
Гнать поганою метлой!

А.Кнышев

ШЕДЕВРЫРОК-Н-РОЛЛА

Моя юность прошла в стране, где рок-музыка считалась атрибутом загнивающего капитализма, а сборы были комсомольскими. На одном из таких сборов секретарь обкома ВЛКСМ по идеологии показал нам издалека секретный список запрещенных групп. После лекции об идеологических происках империалистов он направился к машине, а тот листок выпал у него их папки. Всю ночь мы, комсомольские активисты, переписывали друг у друга этот государственный секрет, чтобы потом достать записи. Тому светлому времени посвящаю описание этого Вечернего дела.

«Привет, тусовка!.. Вы меня узнали?.. Сегодня весь вечер на этой площадке будет царствовать музыка, та ее часть, которая носит гордое имя Рок-н-ролл. У этой музыки, которую у нас много лет отказывались признавать искусством, короткая, но яркая история. При нынешнем все возрастающем вале музыкальной продукции, обрушивающемся на современного потребителя, ориентироваться в ней все труднее и труднее. Мы не успеваем переваривать названия все новых альбомов все новых групп. Мы уже не помним, какая композиция была хитом в прошлом месяце, а поток музыки все шире и мощнее. Но, сегодня мы остановимся, переведем дух и обратимся к истокам. Как и у всякого вида искусства, у рок-н-ролла было много и всякого. За полвека огромное число плохих и серых команд понасочинили и понаисполняли великое множество средних, никаких, плохих, мерзких и просто поганых композиций. Неисчислимые полчища как волосатых, так и наголо обритых бездарностей брали в руки гитару и орали в микрофон непотребное... Но были, были в армии рок-культуры таланты и гении, которые навеки вошли в ее историю, прославив свои имена созданием подлинных шедевров. И некоторые из этих произведений мы сегодня не только услышим, но и увидим в исполнении наших лучших рок-команд. Наверное эти рок-картинки, которые вы сейчас представите, мало напоминают дорогостоящие видеоклипы со световыми и компьютерными эффектами. Но я верю, что вы делали их искренне и от души, потому что вас вдохновляла прекрасная, неповторимая Музыка. Итак, мы начинаем…»
Примерно так прозвучит начало Вечернего дела – ШЕДЕВРЫРОК-Н-РОЛЛА.

Шедевры Рок-н-ролла. «Children Of The Grave»

Когда эта книжечка вышла первым изданием, один служитель церкви, прочтя главу о ШЕДЕВРАХ, сказал: «А вы знаете, сын мой, что рок – это сатанинская музыка?..» Спасибо батюшке, просветившему мя, но я лично всю жизнь делил музыку на хорошую и плохую, талантливую и бездарную, независимо от жанра...

Подготовку к ШЕДЕВРАМ РОК-Н-РОЛЛА комиссары начинают еще в городе. Тщательно, с любовью отбираются записи, информация об исполнителях. (С появление Интернета с этим не стало вообще никаких проблем). Есть смысл подумать над костюмами и элементами декораций. Надо ли говорить, что среди матбазы сбора должно непременно быть по приличному магнитофону на каждый отряд.
Среди композиций, которые могут быть отобраны должны быть произведения только выдающихся групп и исполнителей, проверенные временем и признанные во всем мире как подлинные шедевры рок-н-ролла. Восприятие рок-музыки у разных людей болезненно разное. Нигде так не спорят о вкусах почитатели искусства, как на рок-тусовках. Поэтому еще одной педагогической задачей может быть примирение между поклонниками различных стилей и направлений.

Финал Шедевров. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»

От автора: глава, посвященная вечернему делу ШЕДЕВРЫРОК-Н-РОЛЛА, слишком велика, чтобы размещать ее на данном сайте полностью; подробнее ознакомиться с ней, равно как и со многими другими авторскими разработками, вы сможете, заказав книгу или диск "Лагерный сбор".

Ну вот, почти и закончен второй безумный день, безумного лагерного сбора, который был не в пример легче, спокойнее, но не менее безумнее первого. Все на ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.

И пусть каждый отвечает: «Всем довольны, ваше благородие!» А который будет недоволен – я ему потом такого неудовольствия пропишу!..
Н.Гоголь

ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК

Без преувеличения можно сказать, что ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК – гениальная находка фрунзенских коммун И.П.Иванова. Педагогическую значимость огоньков трудно переоценить. Рассказывают, что когда фрунзенские коммунары приехали в «Орленок», то такие ежевечерние мероприятия как кинофильм и танцы там стали срываться. «Какие танцы, когда у нас огонек?» – удивлялись дети.
Нет более важного дела на сборе, чем правильно проведенный ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК. Никакой (даже самый насыщенный) день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов. ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК – это почти семейное, домашнее дело, на огоньке должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.
Быть может, в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Подведение итогов каждого Дела важно в не меньшей степени, чем само Дело. Не жалейте времени и сил на огоньки! День, не завершившийся огоньком, можно выбрасывать на свалку!

Огонек проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни. После того как в круг подсел последний (покуривший) ребенок отряда, комиссар пускает по кругу карточку, на которой написан план прожитого дня. (Потому что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром.)

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:
а). Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
б). Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
в). Что было хорошо, но не так чтоб очень?
г). Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Сейчас комиссарское дело – молчать. На первом огоньке дети очень четко делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго огонька, и к концу сбора их, как правило, не бывает.
Никогда не забуду тихую лапочку Олю, очень милую и застенчивую, которая во время первых двух огоньков не говорила ничего, на все вопросы тихо-тихо отвечала «не знаю» и вообще, искала, куда спрятаться. Но на третий вечер, после весьма эмоциональной военной игры, вдруг закатила такую речугу, обличающую неправильно игравших мальчиков, что весь отряд встал и зааплодировал.
Последним говорит комиссар. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня, т.е. ругает за лень, нытье, опоздания, низкий творческий уровень, неджентльменство мальчиков, неженственность девочек... Да мало ли за что? (Был бы отряд, а за что поругать – найдется.) Но, тем не менее, выражает осторожный оптимизм, что подвижки будут, и что отряд не совсем безнадежен.
Разнеся отряд в целом, комиссар затем без паузы выражает восхищение персонально отдельным индивидуумам, отличившимся сегодня и приглашает отряд похвалить тех, которых он еще не назвал. Таких должно набраться три четверти отряда.
А вообще пусть Отрядные комиссары сами думают как себя вести, кого хвалить, кого ругать (если ругать вообще надо).

В «обычных» лагерях вожатые тоже стараются проводить огоньки, но поскольку событий за день в таких лагерях кот наплакал, то им приходится изобретать огоньки «тематические». А что делать? Не слушать же: «Мне понравилось, как мы сегодня купались, а еще на обед был вкусный компот». В одной методичке для вожатых я нашел главу «Виды огоньков». Перечислю некоторые: «С неба звездочка упала», «Загони джина в бутылку», «Огонек историй и легенд», «Моя забытая игрушка», «Музей вредных привычек», «Звезды», «Черный и золотой стул». Особенно сильно меня потрясла разработка «Огонек-молчание». Уважаемые коллеги, все это – не огоньки, а отрядные Дела. Огонек – это анализ, подведение итогов и выводы на будущее.

Завершается ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК песней из серии «День закончен, спать пора». У нас, за 15 минут до окончания ОГОНЬКА по одному ребенку от отряда собираются в штабе, для беседы со Старшим комиссаром. Это как бы еще один огонек, так как Старший комиссар весь день видит детей только издалека, а важность общения с ними трудно переоценить. Это беседа отличается от отрядных посиделок меньшей душевностью, но большей деловитостью. Старшему комиссару нужно думать о следующем сборе. Ему нужны не эмоции, а сухой анализ. Он требует меньше восторгов, но больше критики. Сам я давно уже не комиссарствую на отрядах, а потому очень люблю эти беседы с ребятами, иногда надолго затягиваю их (к ропоту Отрядных), балую собеседников чаем и конфетами… Хорошо.

Душевный огонек никогда не хочется завершать, но заканчивать его придется, ибо детям спать все-таки надо (то есть трепаться до шести утра), а комиссарам еще сидеть и обсуждать завтрашний день – ДЕНЬ 3-й.

Я буду под дождиком песни орать
И жечь костерок, чтобы дым коромыслом
И водку бессмысленно больше не жрать
А ждать ее только с особенным смыслом.

Иваси

О РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

И пока полусонные комиссары заседают, мы с вами, дорогой читатель, снова поговорим об «обычных» лагерях. Лагеря нужны, лагеря важны и задуманы для большой пользы. И все же всем своим друзьям и знакомым я не устаю давать один совет: «Друг мой, если ты любишь своего ребенка и желаешь ему добра – ни под каким видом не отправляй его в «обычный» лагерь, особенно если ему уже двенадцать – ничего хорошего там с ним не произойдет». Стереотипные представления о том, что детям хорошо и полезно, а что плохо и вредно – сидят в человеках прочно и основательно.

Алексей. США
«У нас в Америке педагогика на редкость консервативна. Воспитатели панически боятся эксперимента. А что делать, если тут за каждым кустом сидит адвокат, который только и ждет момента, чтобы тебя засудить. Коснулся плеча ребенка – педофилия, сказал что-то строго – нарушение прав…»

У нас обойдутся и без адвоката. Дети – это святое! И пусть хоть кто-нибудь попытается нам помешать калечить их тела и души. Да мы за детей!.. Не подходи!.. Я получаю много писем. Все, что касается творческих моментов, то отзывы, как правило, положительные. Но как только разговор заходит о распорядке и режиме, то здесь картина совсем иная.

Михаил. Самара
«Категорически не согласен с вами насчет свободного времени. Оно должно быть. Как это так, чтобы у детей не было даже минуты, чтобы передохнуть и привести себя в порядок? У нас на сборах актива всегда дается свободное время и дети довольны…»

Александра. Москва
«А вы знаете, что к раннему утру в детском организме накапливаются ферменты, которые… ранний подъем благоприятен для организма – это медицинский факт».

Антонина. Екатеринбург
«Зря вы так на утреннюю зарядку. Мы у себя в лагере это проводили под музыку. Что-то типа утренней дискотеки. Детям нравилось …»

Армия борцов за детское здоровье так многочисленна, что благоразумнее с ней не связываться. Но я тоже не виноват в том, что думаю по-другому и там где есть возможность хоть что-то изменить – я это делаю под угрозой увольнения и судебного разбирательства. Я не говорю вам: «Делай как я», я говорю: «Прочтите и сделайте по-своему».

Утренняя зарядка.
Когда я впервые, после многих лет борьбы, наконец, получил полную и абсолютную власть над сбором «Зеленый гусь», то первое, что сделал – похоронил навсегда зарядку.
Кто сказал, что утренняя зарядка полезна? Кто-то, когда-то, давным-давно это сказал. А мы верим… Во всех лагерях она проводится всеобязательно, что оправдывает существование товарища физрука. Но, боже ж мой, девяносто девять процентов детей дома по утрам ее не делают. Зарядка – это большой стресс для организма и польза от упражнений бывает только тогда, когда они проделываются каждое утро и всю жизнь. В постоянстве и регулярности ее польза, в эпизодичности – вред. А много ли среди ваших знакомых тех, которые долгие годы ежеутренне делают «сели-встали-повернулись?» Во всех остальных случаях зарядка никак не полезна, за минутами бодрости неизбежно вновь приходит сонливость.
Помню одну начальницу лагеря, бывшую спортсменку. В день заезда она построила лагерь и сказала: «Дети, я каждое утро буду бегать к реке, делать там зарядку и купаться. Приглашаю всех желающих укрепить свое здоровье присоединиться ко мне в семь утра. Кто хочет?» Лес рук. В моем отряде желающих было больше половины. Вечером я им сказал, чтобы они выкинули эту ерунду из головы и спали нормально до подъема, ибо эти утренние пробежки сойдут на нет через три дня. И я не поленился тря дня подряд вставать в семь утра, чтоб посмотреть на эти пробежки. В первое утро пришло шестьдесят человек, во второе – двадцать, на третье – шестеро.
Отравляя юных вожатых в лагерь, я им всегда пророчествую: «В первую ночь вы ляжете спать раздетыми, с аккуратно сложенной на стуле одеждой, а в первое утро проснетесь рано, сделаете зарядку и умоетесь холодной водой по пояс… Но не пройдет и трех дней, как вы станете падать на кровать не раздеваясь, а просыпаться за пять минут до планерки и идти туда только послюнив глаза». Всегда-всегда сбывалось. Таких вожатско-детских починов – бегать по утрам, упражняться и купаться – я наблюдал великое множество, всегда веселился и не знаю примеров, чтобы это продолжалось больше трех дней.
Мы никогда не проводим утренней зарядки, чего и всем желаем. Время от времени некоторым «ищущим» вожатым приходит в голову «оригинальная» идея сделать зарядку музыкальной, вроде утренней дискотеки (про гениальную утреннюю дискотеку у меня десятки писем). Увы, первое утро это прикольно, а потом результат тот же – сонливость после завтрака. А то, что в письме Антонины из Ектеринбурга детям нравилось, так это оттого, что из двух зол выбирают меньшее. Коль уж такого наказания, как зарядка не избежать, так пусть она хотя бы будет под веселенькую музыку.

О еде.
Это самый болезненный вопрос всех вопросов. Чего уж там, все мы с вами – скоромники и набиваем свои грешные утробы всякими вкусностями при малейшей возможности, не зная меры. Еда – это священная корова и здесь споры: «есть или не есть?» совершенно бесполезны. Ну, нет у родителей и воспитателей более святой цели, чем сначала угробить здоровье детей сладкой и соленой пищей, а потом добить окончательно лекарствами.
Единственное, что спасает детей в лагерях от переедания – жиденькие супы и осклизлая гречневая каша. Но это с лихвой компенсируют расплодившееся вокруг лагерей киоски и магазины, снабжающие юных обжор чипсами и чупсами круглосуточно.
Второе, что я сделал на «Зеленом гусе» – запретил полдники и вторые ужины. А до этого я многие годы выслушивал бред о восстановлении сил, которые ушли, и энергии, которую надо подбавить. На самом деле вся энергия у непрерывно жующих детей уходит на переваривание дешевых макарон, печенья и химического лимонада (в маленькой бутылочке Кока-колы восемь ложек сахара.) И чем больше едим, тем больше хочется. В Турции, где я работал прошлым летом, было пятиразовое питание методом шведского стола. Практически каждые три часа дети ели, ели и ели… А в перерывах между посещением ресторана они бегали в мини-маркет и в невообразимых количествах закупали чипсы, сладости, йогурты…
В лагере «Искра» Ольховатского района до сих пор ходят легенды о ненормальном Старшем вожатом, который однажды в час полдника сгреб со стола в пакет шестьдесят заварных пирожных и выбросил их на помойку под вопли и стенания работников столовой. Этим Старшим вожатым был я.
Когда «Зеленый гусь» завоевал популярность и авторитет, когда туда стали рваться всеми правдами и неправдами, я сделал страшное – упразднил завтраки. Причем это никак не объявлялось, просто после УТРЕННЕГО РАЗВОДА пошли не в столовую, а на Дело. И что же? Бунта не было. Просто в первые два дня желудки бунтовали, гипертрофированная страсть к еде коробила и ломала... А потом привыкли. И какое же было непреходящее чувство бодрости, каким фонтаном била энергия, каким великолепным было самочувствие. Участники сбора сказали, что никогда не было у них за спиной таких крыльев. Ножом и вилкой роем мы себе могилу и детей заставляем. И я уже спокойно смотрю на отъезжающих в лагеря ребятишек, обреченных на пятиразовое питание.

Подъем и отбой.
Мой третий демарш – подъем ближе к десяти утра и отбой после часа ночи. Мне тоже много пишут медики о каких-то ферментах, которые наиболее активны в утренние часы. Пусть так. Давайте вспомним свое детство в период летних каникул. Во сколько вы ложились и во сколько вставали? И ничего, не сгубили вас ферменты. Никакие семь дней сбора не испортят здоровья ребенка, если он будет засыпать и просыпаться так, как привык дома. Отбой раньше часа ночи тоже есть глупость большая. Ночь – время самое прекрасное для педагогики. Никакой ВЕЧЕР ПОЭЗИИ невозможно провести раньше 23.00. Так не лучше ли, братья мои – бездельники, прихватить время для сна у утра?
Нетрудно подсчитать: сон с 01.00 до 09.00 составляет восемь часов, что соответствует физиологическим нормам. Зато огоньки в полночь, это совсем не то, что огоньки в 21.00 при еще довольно ярком солнце. Однажды мы еле-еле уговорили Начальника разрешить отбой в 23.00, чтобы провести ДТП. Но, черт возьми, в июле в это время еще светло. Свечки не сработали, пропало Дело!

О тихом часе.
Когда я работал вожатым в «обычном лагере», то считал «тихий час» неизбежным злом, вечной борьбой между воспитателями и воспитуемыми. «Тихий час» очень и очень необходим… вожатым. Нормальный вожатый падает на свою койку в пять утра, а в полвосьмого ему на планерку. Когда ж ему поспать, как не в «тихий час?» Но стоит ему, приказавши отряду хотя бы тихо не спать, утомленно закрыть глаза… как из детской спальни он слышит звуки войны подушек. Чертыхаясь, бежит успокаивать: повышает голос, грозит карами, заставляет приседать и никак не может понять, почему они такие-сякие не спят? Так и вскакивает все два часа, злой и симпатичный.
(У меня, конечно, дети в тихий час спали как миленькие. Не тот я был вожатый, чтоб позволять кому-нибудь не спать, когда я спать хочу. Нисколько не вру и не хвастаюсь – у меня действительно дети засыпали сразу – и в «тихий час» и через пять минут после отбоя. А еще я никогда детей утром не будил, и до конца потока нога моя не ступала в детскую спальню. Они сами вставали, убирали палаты и территорию, строились и шли на линейку, где я их и встречал. Я детям всегда заявлял в первый день: «Вы думаете, это вы приехали сюда отдыхать? Нет, это я, умница-красавец, приехал в лагерь расслабиться. И моя главная задача – чтобы мне, касатику, было здесь с вами хорошо и удобно. Поэтому, вы будете жить, трудиться и соблюдать все, как я скажу. И даже не пытайтесь что-нибудь моему характеру противопоставить…» Тут перед вами предстает образ вожатого-садиста с плеткой в руках и насмерть перепуганные дети. Нет, меня дети искренне уважали и на каждый следующий поток рвались ко мне в отряд всеми правдами и неправдами. Обо всем этом я хотел бы написать в книжке «Мое вожатство» – или «Моя борьба» – за которую сразу сяду – в смысле, писать сяду – как только закончу эту.)
Честное слово, куда охотнее употребил бы я время «тихого часа» для занятий более дельных. Я не беру младших деток, я говорю о 14-16 летних подростках, тихий час им совершенно не нужен и в обычном-то лагере, а уж нам сборе актива – тем более.

О комиссарской форме.
Если в Интернете зайти на сайт любого педотряда, то на первом месте там будет фотография этого замечательного коллектива. Парни и девушки там – в ярких майках, а на шеях – бывшие пионерские галстуки, только других цветов. Прошу понять меня правильно, я совсем ничего против формы не имею, но вот чем хочу поделиться: среди многочисленных педотрядов, за работой которых я наблюдал, из тех, которые мне действительно понравились и своим отношением к делу и результатами работы – не было ни одного имеющего форму. Напротив, те коллективы, которые много пеклись о внешней атрибутике в смысле маек, галстуков, ленточек и звездочек – именно у них результатом работы был раздутый пузырь и не более того.
При подготовке очередного сбора мне как-то все некогда заняться вопросом формы, постоянно отвлекают другие дела.. Видимо сопротивляется что-то внутри на уровне подсознания. Да и то – дискомфортно чувствую я себя в такой же майке как у всех. Хочется быть личностью, а элементом толпы, потому, видимо, и ищем мы поводы отвертеться от унификации в виде комиссарской формы. Оно конечно, данная оценка очень поверхностна и субъективна, но обратить внимание на этот нюанс стоит. По-моему.

Но все же.
«Закон суров, но это закон». Режимные моменты в лагерях всегда были и будут; хороши они или плохи, но поелику они есть – соблюдать их надо неукоснительно. Вожатский труд не только в том, чтобы мило общаться с милыми детьми – играть с ними и петь – а и в том, чтобы нередко принуждать их исполнять неприятные обязанности. Как только ты начинаешь требовать от детей того, что они не хотят – те сразу из милейших созданий превращаются в злокачественных типов.
Я знал одну «творческую» вожатую, которая каждое утро что-нибудь придумывала для бесконфликтного подъема: «Ребята, вставайте, небо зеленое!» Но таких штучек на весь поток не напасешься. Никак не могла она понять, бедная, что не вожатское это дело – детей будить. Вопросы режима, санитарии и прочих лагерных напастей – это забота… детей. Воспитателю нужно только подтолкнуть этот паровоз, дальше он должен пыхтеть без его участия. Но, повторюсь – это тема отдельного труда.
Господа вожатые, если у вас дети долго укладываются после отбоя, если территория и спальни заросли грязью, если команда «строится» не выполняется никогда – причина всем этим проблемам одна – ваша лень.
Конечно, хочется в первую же ночь скорее бросить детей и бежать на вожатские посиделки, но тогда нечего жаловаться, что они такие непослушные. Действительно, в голове не укладывается: «Я им говорю, а они не делают». Первые дня три-четыре вожатый должен быть с детьми круглосуточно, без сна и отдыха оттачивая в детях понимание того, что режимные моменты соблюдать придется и никому проскользнуть мимо всевидящего вожатского взора не удастся.
Пока ты не завоевал авторитета – бди; ходи меж кроватей до утра, сгоняй отряд к каждой увиденной бумажке, но пусть знают – все равно делать придется. Так не лучше ли тогда не с кислой миной, а с шутками-прибаутками?
Зато оставшуюся часть потока трудолюбивый вожатый будет блаженствовать оттого, что хорошо отрегулированная машина работает сама, а ему остается только самое приятное – творчество.

Вот что я думаю о всяких режимных моментах и теперь нам пора окунуться в атмосферу третьего дня нашего лагерного сбора.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Если предложенные материалы вас заинтересовали,
то описание остальных творческих дел
вы можете прочитать в книге
"Лагерный сбор",
которую можно заказать по адресу:
lasukoff@mail.ru

Цена 150 рублей, включая почтовую пересылку.

 

Книга будет вам выслана наложенным платежом немедленно. Однако...

Тираж книги периодически заканчивается. Не всегда есть средства на переиздание, а уж о больших тиражах говорить не приходится. Книгу отвергли уже 8 издательств, полагая, что очень узок круг ее читателей. Аргументы, что каждое лето десятки тысяч вожатых ищут по библиотекам и магазинам нужное никого не убеждают. Вот и приходиться за свой счет переиздавать тиражом в несколько сотен.
Одним словом, если вы хотите эти материалы, а переиздания пока нет – можете заказать диск, на котором я одновременно размещу:

- Полный текст книги с фотографиями.
- Текст без фотографий, но скомпонованный по страницам: печатай на принтере и сшивай в книжку.
- Песенник с текстами 120 песен, которые мы всегда поем на сборах. Все песни с аккордами.
- Полтора десятка MP3-файлов, профессионально записанных некоторых этих самых песен.
- Два десятка текстов: сказки, отрывки из пьес, сценки-миниатюры, которые мы с детками ставили на сборах.

Цена диска 260 рублей.

В заказе укажите свой подробный почтовый адрес с индексом, Фамилией, Именем, Отчеством и диск будет вам выслан наложенным платежом через день.

Примечание. Иногда приходят письма из-за рубежа, что создает некоторые вопросы, особенно по переводу денег. В этом случае, удобнее всего, чтобы я выслал заказ кому-нибудь из ваших друзей или родных в России. А уж они найдут способ вам его переправить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: