вопрос. Макроэкономическое равновесие. Долгосрочное и краткосрочное равновесие.




Тема 11 Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD-AS)

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие

2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.

3. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен.

 

Вопрос. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Совокупный спрос (AD) – это реальный объем национального производства, который домохозяйства, предприятия (бизнес), государство и иностранцы готовы купить при каждом возможном уровне цен.

AD = C + In + G + Xn

Совокупный спрос и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD.

 

Уровень цен AD

 

 

Реальный объем производства

(млрд. руб.)

Рисунок 1 – Кривая совокупного спроса

Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих ценовых эффектов:

Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность. В результате потребление сокращается и совокупный спрос уменьшается.

Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен денег для покупок надо больше, спрос на деньги растет, повышается процентная ставка, что ведёт к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса.

Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен отечественные товары становятся дороже по сравнению с импортными. Экспорт сокращается, импорт растет, следовательно, чистый экспорт сокращается и совокупный спрос снижается.

Уровень цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного спроса. И этот факт отражён на кривой совокупного спроса перемещением вдоль кривой AD.

Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов, которые сдвигают график совокупного спроса вправо (увеличение) или влево (сокращение).

Факторы, воздействующие на C:

- уровень благосостояния населения;

- ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;

- налоги;

- трансфертные платежи;

- процентная ставка.

Факторы, воздействующие на In:

- ожидания инвесторов;

- процентная ставка;

- налоги;

- трансфертные платежи;

- новые технологии.

Факторы, воздействующие на G:

- государственные закупки.

Факторы, воздействующие на Xn:

- объемы ВНП в других странах;

- величина ВНП в данной стране;

- валютный курс национальной денежной единицы.

 

Вопрос. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.

 

Совокупное предложение (AS) – это кривая, которая показывает уровень реального объема национального производства при каждом возможном уровне цен.

Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства и по-разному трактуется сторонниками классической и кейнсианской школы.

Уровень цен AS

III

 

I II

 

Реальный объем производства

Рисунок 2 – Кривая совокупного предложения

I - гороизонтальный (кейнсианский) отрезок;

II – промежуточный или восходящий отрезок;

III – классический (вертикальный) отрезок.

Неценовые факторы совокупного предложения смещают график вправо (увеличение), влево (сокращение). Они имеют одну общую черту: при их изменении меняются и издержки на единицу продукции.

1. Изменение цен на ресурсы:

а) наличие внутренних ресурсов (земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности);

б) цены на импортные ресурсы;

в) господство на рынке.

Изменение в производительности ресурсов (применение новых технологий).

3. Изменение правовых норм:

а) налоги на бизнес и субсидии;

б) государственное регулирование.

 

вопрос. Макроэкономическое равновесие. Долгосрочное и краткосрочное равновесие.

Рыночное равновесие существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Классическая школа рассматривает экономику в долгосрочном периоде, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары. Объем производства равен потенциальному, зависит от количества факторов производства и не зависит от уровня цен. Цены и заработная плата гибкие, что обеспечивает восстановление равновесия на уровне полной занятости (классический участок кривой совокупного предложения вертикальный). Сдвиги классической кривой совокупного предложения возможны в результате изменения объема факторов производства или их производительности (технологии).

Кейнсианцы рассматривают экономику в краткосрочном периоде, экономика функционирует в условиях неполной занятости. Цены и заработная плата жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания. Снижению цен препятствуют профсоюзы, монополии. Кривая совокупного предложения горизонтальная в случае абсолютно жестких цен при объемах производства далеких от потенциального или имеет положительный наклон, если заработная плата жесткая, а цены относительно гибкие, при объемах выпуска близких к потенциальному. Справа кривая совокупного предложения ограничена потенциальным объемом производства, после достижения которого приобретает вертикальную (классическую) форму.

 

Уровень цен AS

 

AD1

 

P1

AD0

 

' ЧНП0 ЧНП1 Реальный объем производства (млрд. руб.)

Рисунок 3 – Равновесие на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения

 

В краткосрочном периоде кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском (горизонтальном) отрезке.

Сдвиг кривой совокупного спроса на горизонтальном (кейнсианском) отрезке AD0 в AD1 приводит к увеличению реального объема национального производства ЧНП0 в ЧНП1 при сохранении постоянного уровня цен P1. Кейнсианцы считают, что в краткосрочном периоде экономика впадает в рецессию. Главной экономической проблемой является недостаточный (неэффективный) совокупный спрос. Необходимы меры государства, направленные на стимулирование совокупного спроса и возврат экономики к уровню полной занятости (рисунок 3).

 

Уровень цен AD2 AS

AD1

 

P2

P1

 

 

ЧНП1 ЧНП2 Реальный объем производства

(млрд. руб.)

Рисунок 4 – Равновесие на промежуточном отрезке

Сдвиг кривой совокупного спроса на промежуточном (восходящем) отрезке AD 1 в AD2 приводит к увеличению реального объема национального производства ЧНП1 в ЧНП2 при росте уровня цен P1вP2 (рисунок 4). Это происходит потому, что экономика загружена заказами неравномерно: часть предприятий, имевших свободные производственные мощности при ЧНП1, загружают свои производственные мощности полностью. Эти отрасли дают прирост реальных объемов производства ЧНП1 в ЧНП2. Часть отраслей, которые при ЧНП1 вышли на свои максимальные производственные мощности, на рост совокупного спроса отвечают ростом цен Р1 в Р2.

Уровень цен AS

P3

 

P2 AD3

AD2

 

 

 

Qf Реальный объем производства

Рисунок 5 – Равновесие на классическом (вертикальном) отрезке

Потенциальный объем производства - Qf - это объем производства, созданный в условиях полной занятости на пике экономики.

Сдвиг кривой совокупного спроса на вертикальном (классическом) отрезке AD 2 в AD3 приводит к увеличению уровня цен P2вP3. Это происходит потому, что реальный объем производства не может быть больше Qf (рисунок 5). В экономике наблюдается полная занятость: рост объемов производства прекращается и в долгосрочной периоде возможен только рост цен.

Классическая школа считает, что в долгосрочном периоде благодаря гибкости цен и совершенной конкуренции, равновесие в экономике сохраняется на уровне полной занятости и никакого вмешательства государства не требуется. При росте совокупного спроса, наоборот, возникает дефицит товаров и конкуренция среди покупателей повышает уровень цен от Р2 до Р3.

Кейнсианские школы считают, что в экономике действует эффект храповика – при сдвиге кривой совокупного спроса AD1 в AD 2 и в AD3 происходит увеличение уровня цен P1 в P2ивP3. Но при уменьшении AD3 в AD 2 и в AD1 цены в краткосрочном периоде не уменьшатся с P3 до P1.

Почему цены не имеют тенденции к понижению:

1. Неэластичность заработной платы к понижению:

а) многие предприниматели по требованию профсоюзов пошли на повышение заработной платы. Заработная плата была скалькулирована в затраты – т.е. стала элементом издержек.

б) предпринимателям не выгодно снижение заработной платы, поскольку:

- они вложили деньги в высококвалифицированную рабочую силу и не хотят ее потерять из-за понижения заработной платы;

- может упасть трудовая дисциплина, ухудшится моральный климат в коллективе, упадет производительность труда.

2. Монопольная власть фирм, противостоящих снижению цен.

 

Действие эффекта храповика – это кейнсианская точка зрения. Представители неоклассических школ считают, что цены легко как повышаются, так и легко снижаются – т.е. они гибкие.

Уровень цен AD3

P2 AD2


P1

P0

 

Реальный объем производства (млрд.руб.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: