Экспозиция приурочена к 60-летию со времени основания музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова. Она включает более 80 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами XVIII- начала XX веков. Их объединяют высочайшие художественные достоинства, поистине это сокровища русского искусства.
Среди них есть работы практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (А.К.Саврасов «Лунная ночь в деревне», И.И.Шишкин «Осенний лес», И.К.Айвазовский «Штиль на море»). В то же время, выставка дарит возможность встречи с шедеврами, по которым зритель успел соскучиться.
После долгого перерыва в экспозицию возвращаются коллекция редких портретов XVIII в., произведения талантливых русских пейзажистов Ф.Я.Алексеева и М.И.Лебедева, впечатляющие артистизмом живописи работы Серебряного века. Зритель увидит скульптуру П.К.Клодта, Е.А.Лансере, А.П.Голубкиной. Изящным дополнением экспозиции является коллекция русского фарфора.
Выставка порадует всех ценителей качественной живописи и тех, кто только начинает узнавать главные имена русского искусства.
Зрителю представляется возможность встретиться с работами К.П.Брюллова, К.А.Коровина, К.Е.Маковского, с которых начиналось в 1960 г. формирование коллекции музея. Украшением собрания стал щедрый дар Н.А.Арнинг-Зайцевой, уроженкой Царицын, вдовы известного московского коллекционера К.Ф.Арнинга, передавшей музею в 1980 г. 38 произведений. Среди них были подлинные шедевры, работы В.А.Серова, И.И.Шишкина. Фонды музея пополнялись за счет приобретений у наследников художников и у частных коллекционеров. Так в собрании оказался один из последних пейзажей А.К.Саврасова «Распутица» и «Крестьянская девушка» Ф.А.Малявина.
|
Общаясь с произведениями экспозиции, мы можем проследовать путями развития русского искусства во всем богатстве его жанрового разнообразия – от XVIII столетия до 10-х годов ХХ века. Русское искусство XVIII века, стремительно обретающее профессиональную зрелость, представлено галереей портретных образов. Они запечатлели пафос и напряжение освоения новых для России форм европейского искусства. Разнообразие типов портрета (камерный и полупарадный, парадный и мифологизированный) говорит о горячем интересе к человеческой личности, ведь не случайно XVIII век называют «эпохой портрета». Произведения иностранных художников (П.Ротари, Я.Гроота) и их учеников («Портрет Е.С.Куракиной», созданный неизвестным русским мастером) соседствуют с работами, близкими к парсуне («Портрет морского офицера»). Их несходство раскрывает полифонию, так характерную для русской культуры.
Эпоха Просвещения видела важнейшими идеи гражданственности, служения Отечеству. Искусство этого времени было призвано давать пример для подражания, утверждать достоинство мыслящей личности. Этим целям наиболее соответствовал классицизм, опирающийся на античные образцы. Огромная роль в распространении идей классицизма играла Академия художеств, открытая в Санкт-Петербурге в 1757 г. В духе Просвещения творили выпускники Академии великий скульптор Ф.И. Шубин и первый русский пейзажист Ф.Я. Алексеев.
Академическая традиция достигла расцвета в XIX веке и надолго определила художественную жизнь России. Свое наиболее совершенное выражение она нашла в феномене Карла Брюллова. Его искусство представлено в нашем собрании картиной «Пери и ангел», написанной на сюжет романтической поэмы В.А. Жуковского. Гений Брюллова сплавлял воедино академический культ пластического совершенства, романтическую темпераментность и колоритность, интерес к восточной экзотике и достоверность пленэрных наблюдений. Особый раздел экспозиции посвящен портретному жанру. Романтическая концепция портрета, противопоставляющая обыденности потаенную богатую жизнь души, раскрыта в «Мужском портрете», написанном неизвестным художником. Русский пейзаж в XIX веке проделал стремительную эволюцию от академической условности к романтическому преображению реальности и далее – ко все более достоверному отражению ландшафта и поискам национального своеобразия. Продолжатели традиций Ф.Я.АлексееваМ.И.Лебедев («Итальянский пейзаж»), Н.Г.Чернецов («Вид на Гори»), И.К.Айвазовский («Штиль на море»), А.П.Боголюбов («Прибрежье океана») прокладывали собственные пути к постижению реальности.
|
Историческое полотно «Бегство болгар с Дуная», написанное К.Н.Филипповым в 1865 г. отмечает поворотную точку в развитии русского искусства. Усилия художника направлены теперь на достижение правды жизни, познание современности и истории как судеб целых народов. Картина запечатлела события Крымской войны, участником которых был сам художник.
Искусство демократического реализма создавало произведения о жизни народа и адресовало их, прежде всего, народу. Центром притяжения новых художественных сил стало «Товарищество передвижных художественных выставок». Братья К. и В.Маковские, А.Саврасов, В.Якоби, с произведениями которых зритель может познакомиться на выставке, входили в число организаторов этого общества. В 1870-е гг. ведущую роль в работе передвижников играл бытовой жанр, ориентированный на точность, порой несущий острое критическое содержание («Осужденный», В.Маковский). Высочайших успехов достигает в этот период русский психологический портрет. Мощное развитие реалистического национального пейзажа было отражением напряженных исканий своего неповторимого пути, размышлений мыслящей части общества над тем, «что есть русское?». Жемчужинами собрания Волгоградского музея являются пейзажи М.К.Клодта, И.Е.Крачковского, И.Шишкина, В.Д.Поленова.
|
В выставках передвижников принимал участие В.А.Серов, который, как и его друг К.А.Коровин, стал одним из преобразователей русского искусства на рубеже XIX-XX веков. Неслучайно среди учеников Серова и Коровина немало художников-модернистов, радикальным образом изменившим русское искусство в ХХ веке. В их числе был и герой нашего музея Илья Машков.
Рубеж XIX-XX веков – яркая и значительная эпоха в судьбе отечественного искусства. Ее характер определяли поразительная многоликость, разнохарактерность творческих открытий. С повествовательности акцент переносится на эмоциональное звучание, что требует усиления декоративности цветового решения, динамичности и фрагментарности композиции. «Ищу от природы настроения и поэзии»,- признавался К.Коровин. Поэзия в самом простом и обыденном- вот что привлекает молодых мастеров. Именно лирический пейзаж, окрашенный неповторимым восприятием художника становится знаком времени. Серебряный век дал целую плеяду прекрасных пейзажистов, среди них В.К.Бялыницкий-Бируля, Б.М.Кустодиев, А.А.Ясинский.
Потребность запечатлеть быстропреходящие состояния природы вызвала к жизни ранее небывалые методы работы. Произведения теперь не сочиняют в мастерской, пользуясь предварительными этюдами, но создают их непосредственно с натуры, стремясь максимально полно сохранить живое чувство общения с природой. Работа наполняется динамикой: композиция лишается равновесия, цвет, свет приобретают напряженность, фактурная поверхность оживает, сохраняя стремительное движение кисти. Освоение открытий западноевропейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма и символизма – происходило параллельно с поисками вечных основ бытия. Искусство Серебряного века представлено произведениями А.И.Савинова, М.Ф.Ларионова, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, А.П.Голубкиной. Каждый из них создал свою неповторимую художественную реальность. Их воля к обновлению художественного языка поддерживалась грандиозными мечтаниями, ошеломляющими своей смелостью и надеждами на преображение мира, предощущением грандиозных перемен, ожидающих Россию в ХХ веке.