«ПЕСОК И КРОВЬ». ФРАНСИСКО ГОЙЯ И ПАБЛО ПИКАССО («АРТГИТ», МОСКВА)
Выставка «ПЕСОК И КРОВЬ» представляет работы двух великих испанских художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо, посвященные удивительной испанской традиции и искусству корриды, в основном навеянные опытом собственных переживаний и эмоций, так и творческим вдохновением от событий, свидетелями которых они были.
Экспонируемые на выставке более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо - двух ярких сыновей своей родины, навеки обрученных с ее историей, культурой и традициями.
Коррида всегда притягивала к себе внимание не только зрителей, но и писателей, композиторов, поэтов и художников. Свои произведения ей посвящали Лопес де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон, Проспер Мериме, ТеофильГотье, Гарсия Лорка, Эрнест Хемингуэй, Жорж Бизе.
Франсиско Гойя и Пабло Пикассо занимают особое место в искусстве и как великие художники, и как великие знатоки истории и мира корриды. Их творения как в живописи, так и в графике, запечатлевшие грандиозное национальное празднество, сродни глубокой поэзии родной страны, одному из вечных лиц Испании.
Брызги восторга и всполохи песка, обагренные кровью, стали для них художественным мотивом воплощения испанского национального духа. Впечатляющие изгибы арены, ослепительное солнце, отбеливающее песок, игры теней и огней, наряду с танцем смерти, слава и трагедия остались на века запечатленными в великих работах их великих создателей.
Но, все же, коррида Гойи и коррида Пикассо – это два мира. Для первого важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Для второго - символическая ценность происходящего на арене, в большей степени отражающую мистическую связь главных действующих лиц.
|
Гойя переносит зрителя непосредственно в гущу событий, заставляя стать свидетелем триумфа победы и величия поражения. Пикассо наслаждается поиском грациозности тореадоров и величественной стати быков, создавая собственный репертуар экспрессивных форм.
В 1814-1816 годах в перерывах между работой над офортами из знаменитой серии «Бедствия войны» 60 летний Гойя обращается к теме корриды, создавая серию офортов, вошедшую в золотой фонд мирового изобразительно искусства под названием «Тавромахия». В ней художник уходит от привычного в то время изображения корриды красочным и ласкающим взор представлением. Будучи близко знакомым с целым рядом выдающихся тореадоров, хорошо видя и отчетливо осознавая оборотную сторону действа, Гойя сосредотачивает свое внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища.
Его работы, демонстрируемые на выставке, сплетая воедино победителя и побежденного, преисполнены величественного напряжения развязки этого яркого и страстного, но все же пасадобля смерти. Гойя наполняет свои сюжеты правдой и точностью, скрупулёзностью отработки всех деталей, создавая в конечном итоге монументальные героические полотна в миниатюре, где действующими лицами произведений становятся яркие исторические личности.
В 1959 году 80 летний Пабло Пикассо создает в целой серии рисунков свою мистерию любви и смерти. В корриде, как в действе, Пикассо видел совершенное воплощение пластики человеческого тела, восхищаясь матадорами, быка же представляя сущим воплощением стихийных сил природы.
|
В этих работах Пикассо, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, а сам представленный трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философско-психологический смысл народной традиции. У Пикассо есть сто, тысяча точек зрения, чтобы увидеть корриду и передать ее напряжение зрителю. Он не только меняет точку наблюдения, но меняет свою технику, умножает аспекты шоу, придавая ему личную эмоцию, настолько же сильную и настолько же очевидную, заставляя быков, матадоров, пикадоров перебираться с арены на поверхность листа и застыть, как в скульптурных формах.
Его рисунки настраивают забыть о материальных аспектах корриды. Тонкие и изящные линии, или нарочито крупные мазки кистью, кажущиеся небрежно брошенными на лист, внезапно фиксируются на бумаге, чтобы отныне быть вечными. Будь-то черно-белые или цветные они будут нести и образ быка – внутреннего двойника художника, и модели - человека, который спускается на арену за немеркнущей в лучах славы победой.
Гойя и Пикассо раскрывают нам в XXI веке удивительный мир культа быка и корриды, где властвуют азарт и риск, свет и тени, эмоции и страсти, победа и поражение, погоня за жизнью и всегда остающиеся на арене ПЕСОК И КРОВЬ…
28.12.2021 –28.02.2022
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)
ШЕДЕВРЫТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ И МОСКОВСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В СОБРАНИИ ВМИИ
Выставка продолжает серию проектов, приуроченных к 60-летию Волгоградского музея изобразительных искусств и посвященных великому подвигу Сталинграда. В знак уважения и восхищения подвигом и мужеством его защитников в дар городу-герою в созданный в 1960 году Сталинградский музей изобразительных искусств передавались подлинные шедевры из крупнейших собраний страны.
|
Экспозиция посвящена крупным московским музеям, организациям и коллекционерам, которые в разные годы передали произведения из собственных фондов в дар Волгоградскому музею и тем самым заложили крепкий фундамент художественной коллекции в нашем городе.
В масштабный проект вошло более 100 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVI-XIX вв.
С пейзажа И.К.Айвазовского «Вечер на море», который был передан в 1960 г. из Третьяковской галереи и сегодня представлен в экспозиции, началось формирование коллекции русской живописи в ВМИИ. С работами прославленных русских художников (В.А.Тропинина, К.Е.Маковского, И.И.Шишкина и др.) соседствуют творения мастеров Франции, Германии, Италии, Великобритании, Нидерландов, Дании. Западноевропейская графика представлена офортами и резцовой гравюрой великих художников: Дюрера, Рембрандта, Калло, Карраччи, Хогарта, Гольциуса и др. Особый блок экспозиции составляет искусство Востока.
Изысканный немецкий фарфор уживается здесь с русской деревянной игрушкой, живопись Серебряного века – с итальянской скульптурой эпохи Возрождения. Разнохарактерность экспонатов призвана подчеркнуть широту интересов московских собирателей, не только аккумулировавших, но исследовавших и делавших доступными культурные богатства. Изобилие, универсальность, публичных московских собраний в значительной мере определили бурный, опережающий время характер московской художественной жизни. Частица этих сокровищ есть в нашем городе.
Основу экспозиции составляют произведения из первых музейных поступлений 1960-1963 гг. из Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музеев Московского Кремля, Музея Восточных культур, Музея народного искусства НИИ художественной промышленности, Музея Этнографии народов СССР, Дирекции художественных фондов и проектирования памятников. Один из разделов выставки посвящен беспрецедентной передаче в 1990-1994 гг. более 1000 графических листов из Государственного исторического музея.
Часть произведений предстает перед волгоградским зрителем впервые (русские старинные изразцы, итальянские офорты и др.). Значительная часть представленных сегодня экспонатов демонстрируется крайне редко (русская народная вышивка, акварель XIX в.). К особо хрупким и сложным в экспонировании музейным предметам относится и крупный рисунок, выполненный пастелью французским художником Пьером Каррье-Беллезом «Балерина перед зеркалом». Он поступил в Волгоградский музей в 1980 г. в составе дара нашей землячки Н.А.Арнинг-Зайцевой, жены московского коллекционера К.Ф.Арнинга. Произведения западноевропейских и русских мастеров из этой коллекции также украсят проект.
Экспозиция приглашает зрителя в путешествие по дальним странам и историческим эпохам. Она дарит встречу со знаменитыми художниками, говорит о великом разнообразии традиций, образов и технологий. Идея выставки – образ Москвы как города на пересечении путей и идей. Москва музейная, как и русская культура в целом, вбирает и сплавляет патриархальное и модное, Восток и Запад, экзотику и классику. Выставка приближает нас к пониманию самой сути феномена музея, объединяющего мир, соединяющего прошлое и будущее.
Постоянная выставка