II. Что такое интернет-мемы? Терминология и история появления феномена




Выполнил студент 1 курса факультета права

Лазарев Дмитрий Андреевич, БЮР-172

Оглавление.

I. Введение

II. Что такое Интернет-мемы? Терминология и история появления феномена

III. Анализ формирования образа политического деятеля в мемах

IV. Анализ влияния Интернет-мемов на исход выборов Президента РФ 18 марта 2018 года

V. Заключение

(примечание: автор данной статьи не придерживается каких-либо определенных политических воззрений, представленный далее материал носит исключительно ознакомительный характер)

I. Введение.

Данная статья посвящена интернет-мемам и их влиянию на политическое сознание пользователей российского сегмента Интернета. Актуальность данной статьи подтверждается небольшим числом русскоязычных исследований на данную тему, а также широким распространением интернет-мемов ввиду глобальной информатизации общества, а также лидирующих позиций Интернета как основного источника СМИ на данный момент. Интернет-мемы являются наиболее свободной формой выражения позиций и мнений касательно сложившейся политической ситуации, поскольку, во-первых, Интернет наименее подвержен цензуре в отличие от привычных источников информации (радио, телевидения, периодических изданий и т.д.); во-вторых, пользователи имеют возможность комментировать новости на публичных страницах или в блогах в режиме онлайн, при этом комментарии в большинстве случаев не проходят даже первичной редакции, а потому могут содержать обсценную лексику, которая позволяет более открыто и ярко выражать пользователям свои эмоции. Причиной проведения данного научного исследования является возросшая политизированность Интернет-пространства в последние годы, которая может быть объяснена оппозиционной деятельностью Алексея Навального, видео которого «Он вам не Димон»[1] собрало 27 миллионов просмотров на YouTube. Также причиной возросшей политической активности может являться проведение в России выборов Президента 18 марта 2018 года.

Данные примеры приведены в статье не случайно. В первом случае, оппозиционная деятельность Алексея Навального явилась предметом активного обсуждения в сети Интернет; опубликованное им видео вызвало как ряд критических замечаний, так и значительное число положительных комментариев со стороны аудитории. Немало важную роль в популяризации данного видео сыграла простота восприятия представленного аудиовизуального контента, поскольку именно она выступает необходимым фактором появления Интернет-мема, который впоследствии будет активно распространяться пользователями. Также, содержание опубликованного видео дает возможность зрителю в очередной раз провести параллель между Интернетом и остальными источниками средств массовой информации, поскольку именно в сети Интернет на данный момент возможно существование полной и безоговорочной свободы слова.

Показательность второго примера представляется возможным объяснить следующим образом. Выборы Президента, безусловно, являются значимым событием для каждого из граждан любого государства. Соответственно, обсуждение по данному вопросу активно проводилось и в Интернет-среде, в том числе и при использовании Интернет-мемов, которые активно распространялись самими пользователями в ходе предвыборной кампании.

При написании данной статьи были использованы эмпирические и теоретические методы исследования, такие как наблюдение, описание, анализ, синтез, абстрагирование и другие. Ключевой целью статьи является ответ на вопрос, существует ли влияние Интернет-мемов на политическое сознание пользователей, а при наличии такого влияния – определение причин и проявлений подобного влияния. Существующий круг литературы на данную конкретную тему довольно-таки узок, однако в целом исследование, представленное в статье, опирается на фундаментальные работы исследователей массовой культуры. В их числе такие авторы, как американский социолог Мануэль Кастельс («Галактика Интернет», «Власть коммуникации»), французский социолог Пьер Бурдье («Различение: социальная критика суждения), социолог и публицист Дэниел Белл («Эпоха разобщенности»), а также отечественные исследователи интернет-среды Оксана Мороз, Полина Колозариди и многие другие.

II. Что такое интернет-мемы? Терминология и история появления феномена

«Что заложено в сердце каждого живого существа? Это не огонь, не теплое дыхание, не искра жизни. Это информация, слова, инструкции»[2] - заявил в 1986 году Ричард Докинз, английский эволюционный биолог, основатель концепции мема и производной науки меметики. Использование термина было предложено им еще в 1976 году. Слово «meme» появилось благодаря фонетической и орфографической схожести со словом gene, поскольку Докинз считал эти понятия близкими по смыслу. Ген содержит в себе биологическую информацию, являясь ее единицей, склонен к быстрой и хаотичной мутации, а также подлежит естественному отбору, мемы же, в свою очередь, являются единицами культурной информации и обладают тем же набором признаков, которые присущи генам. Еще в 1965 году Жак Моно, французский биохимик и микробиолог, провел аналогию: «Также, как биосфера находится над миром неживой материи, так и “абстрактное царство” находится над биосферой. Что населяет это царство? Идеи». Мемы являются наиболее удобным и эффективным способом распространения идей, которые, в ходе передачи от одного субъекта информации к другому, способны меняться, обретать новые смыслы и свойства. На основании вышеперечисленных признаков, попробуем дать понятие термину мем. Мем – это идея или концепция, которая передается от поколения к поколению при помощи негенетических средств (письма, визуального представления, речи, жестов и других воспроизводимых явлений)[3].

Благодаря существованию концепции мемов, становится возможным появление их производной формы – Интернет-мемов. Точное время возникновения данного феномена определить практически невозможно, однако оно напрямую зависит от распространения Интернета среди пользователей. В чем же заключается данная зависимость? Точно также, как гены не могут существовать отдельно от содержащих их организмов, так и мемы, являясь культурными единицами, не могут существовать вне информационного пространства. В свою очередь, Интернет является средой, в которой информация может распространяться максимально быстро, в отличие от остальных СМИ, что оказывает благоприятное воздействие на развитие мемов. Обратимся к существующему определению Интернет-мема. Интернет мем - информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, мессенджеров, форумов, блогов и пр.)[4]. С данного момента статьи речь будет идти исключительно об Интернет-мемах, поэтому для простоты восприятия условимся называть их просто мемами. В сущности, примерный «срок жизни» мема составляет около одного месяца, в течение которого он появляется, передается от пользователя к пользователю, затем достигает момента максимальной популярности, после чего «умирает», поскольку его дальнейшее развитие представляется невозможным, а информационная функция уже выполнена.

Для наиболее наглядного понимания данного суждения, необходимо привести пример подобной триады. В апреле 2017 года на YouTube-канале Druzhko Show еженедельно начинают выходить видеоролики Сергея Дружко, который становится ведущим одноименного шоу. Дружко и ранее был известен пользователям Интернета, во многом благодаря передаче «Необъяснимо, но факт», которая выходила в период с 2005 по 2008 годы на телеканале ТНТ. Во многих выпусках ведущий произносил фразы, которые впоследствии использовались Интернет-пользователями в качестве мемов. Однако былую популярность Дружко удалось вернуть лишь после выхода шоу на YouTube. В своих видеороликах он неоднократно использует фразы, содержащие Интернет-сленг – хайп (от англ. hype – ажиотаж, шумная реклама), фейк (от англ. fake – поддельный, искусственный), панч (от англ. punch – удар кулаком, используется также как лаконичная строка, способная оскорбить оппонента) и другие. Благодаря этому, в Интернете некоторые фразы становятся мемами, в частности фраза «хайпанем немножечко», произнесенная Сергеем Дружко в начале первого выпуска шоу. Это первая стадия мема – его зарождение в Интернет-сети. В течение месяца мем активно появляется на публичных страницах в различных соцсетях, в том числе видоизменяясь и приобретая различные подписи. Это является второй стадией – пиком популярности мема. Впоследствии, ввиду появления новых мемов, а также дезактуализации видеороликов Сергея Дружко, мем «хайпанем немножечко» перестает использоваться в Интернет-среде, ввиду чего мем «умирает». Это является третьей и последней стадией – угасанием мема.

Помимо спонтанно возникающих и распространяющихся мемов, существуют и такие, которые намеренно навязываются пользователям при помощи спама, грубого пиара. Данное явление называется force (форс), в переводе с английского принуждение, насилие, а мемы, передающиеся подобным образом, получили название forced-memes(форсед-мемы)[5]. Впоследствии в статьи данный термин будет использоваться в русскоязычном написании. В силу того, что они не проходят естественный для обычных Интернет-мемов процесс мутаций и преобразований, а создаются уже в законченной форме, они имеют большее воздействие на пользователей, поскольку последние невольно воспринимают ту информацию, которую создатели форсед-мемов стремились до них довести. В связи с этим, форсед-мемы могут активно использоваться в качестве средства политической борьбы, поскольку с их помощью может быть навязана необходимая точка зрения. Следующая часть данной статьи будет посвящена непосредственно практическому применению данного вида мемов в политике в период с 2017 по 2018 годы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: