IV. Анализ влияния Интернет-мемов на исход выборов 18 марта 2018 года




Благодаря рассмотренному выше примеру, можно провести подробный анализ тех мемов, которые появлялись в Интернете перед выборами Президента РФ. Особый интерес к выборам пользователи начинают проявлять лишь в сентябре 2017 года, когда многие публичные деятели заявили о своем желании баллотироваться на пост Президента РФ. Наиболее резонансным стало заявление Ксении Собчак, которая 18 октября 2017 года объявила о своем решении принять участие в выборах качестве кандидата. Вновь обращаясь к Google Трендам, мы можем отметить, что в период с 18 октября по 30 октября 2017 года запросов «Собчак» в данной поисковой системе было выполнено больше, чем, например «Путин»[10]. Однако популярность данного запроса вряд ли можно связать с появлением мемов, поскольку Собчак и до своего заявления была медийной личностью, ее заявление лишь вернуло ей прежнюю популярность. Тем не менее, ее дальнейшая деятельность стала предпосылкой для появления сразу несколько мемов. Первым из них является вопрос, заданный Ксенией Собчак в ходе ежегодной пресс-конференции с Владимиром Путиным. В ответ на ее вопрос касательно деятельности оппозиции, в частности в лице Алексея Навального, а также по поводу честной конкуренции на выборах, действующий Президент РФ ответил: «Вот здесь уже задавали вопрос про Украину. Вы хотите, чтобы у нас по площадям бегали десятки таких Поро...извините, Саакашвили? Вот те, кого вы назвали, это Саакашвили[...] Мы же не хотим нового издания сегодняшней Украины для России? Мы этого не допустим. » [11] Данное высказывание вызвало общественный резонанс в сети, выражение «вы хотите, чтобы как на Украине было», становится мемом, который обозначает преуменьшение собственных проблем за счёт смещения акцента внимания на проблемы других. Также, проведенная аналогия Саакашвили и Навального становится мемом: интернет-общественность обратила внимание на упорное нежелание провластных структур называть Навального по фамилии или вообще как-либо его упоминать. Данное высказывание прокомментировал Дмитрий Песков 15 декабря на следующий день после пресс-конференции: «Ну, не называет. Действительно мы тоже это замечаем. По всей видимости, это связано с отношением к этому человеку, которое, собственно, президент и не скрывал на вчерашней пресс-конференции»[12].

Следующим мемом, связанным с Ксенией Собчак, стали прошедшие 28 февраля дебаты кандидатов в президенты. На них Жириновский оскорбял Ксению Собчак, после чего та облила его водой из стакана. Фотография Жириновского, облитого водой, быстро набрала популярность в Интернете и стала мемом, сопровождаемым разными подписями.

В целом, описанные выше мемы помогли создать образ человека, способного отстаивать права граждан, а также поддержали репутацию кандидата «против всех», а также, безусловно, способствовали формированию образа Ксении Собчак именно в роли политика.

Тем не менее, наибольшей популярностью пользовались образы двух кандидатов: Павла Грудинина и Бориса Титова. 23 декабря 2017 года партия КПРФ выдвинула кандидатом Павла Грудинина, директора совхоза имени Ленина. Спустя несколько недель после его выдвижения, пользователи Интернета заметили, что под многими видеороликами на YouTube люди (либо, как предполагают посетители сайта, это могли быть боты (от англ. bot – робот, специальная программа, выполняющая автоматически и/или по заданному расписанию какие-либо действия через интерфейсы, предназначенные для людей) – программы, целью которых было распространение спама) оставляли одинаковые комментарии следующего содержания: «Я на выборы никогда не ходил, но в этот раз точно пойду, за Грудинина голосовать. Кандидат от народа!». Наиболее активно данные комментарии появлялись под видеороликом с интервью Юрия Дудя с Павлом Грудининым[13]. Данное высказывание по своей сути является форсед-мемом, который, впоследствии, видоизменяется и приобретает новые формы выражения. При сохранении шаблона, в котором человек, который чего-либо никогда не делал, совершает это в первый раз, поскольку какой-либо объект представляется «от народа», сохраняется аллюзия на Грудинина, что позволяет ему сохранить свою популярность в Интернете вплоть до 18 марта 2018 года при помощи данного мема[14]. Также пользователи Интернета активно обсуждали спор Павла Грудинина с Юрием Дудем, в котором первый заявил, что готов сбрить усы, если не наберет на предстоявших президентских выборах 15% голосов. После данного заявления активно начали появляться фотографии, в которых, при помощи графических редакторов представлен Грудинин без усов.

В целом, можно считать данный мем успешным, поскольку он позволил имени Грудинина продолжительное время оставаться на слуху у пользователей, и несмотря на то, что мем не несет положительной либо отрицательной политической окрашенности, он повысил узнаваемость кандидата среди потенциального электората.

Самой неоднозначной в плане мемов кандидатурой является Борис Титов. Поводом для этого стало появление в сети предвыборного ролика, в котором на белом фоне трижды появляется один и тот же вопрос: «…а что Титов?»[15]. Более информации о кандидате в ролике не содержится. Суть данной рекламы должна была заключаться в том, чтобы вызвать интерес электората к данной кандидатуре, однако рекламу постигла неудача. В Интернете данная фраза быстро становится мемом, проявляющимся в двух вариациях. В первой из них фраза просто повторяется без изменения, во второй же данному вопросу предшествует не связанный с ним текст, за счёт чего создается ирония. Как итог – предвыборная кампания Бориса Титова потерпела поражение в президентской гонке, поскольку она хотя увеличила процент узнаваемости кандидата, но не представила о нем никакой информации, создав образ человека, о котором ничего неизвестно. В этом содержится главное различие мемов про Титова и Грудинина. Если в первом случае содержится лишь риторический вопрос, то во втором, хотя и в саркастической форме, содержится явное побуждение голосовать, поскольку Грудинин представляется «кандидатом от народа» и идеальной кандидатурой для людей, которые «никогда на выборы не ходили». Таким образом, использованные в мемах вербальные средства позволили сформировать в сознании Интернет-пользователей определенный образ для каждого из политиков, при этом средства, выбранные для создания образа Титова, оказались недостаточными для того, чтобы вызвать политический интерес у потенциального электората, поскольку плотно закрепили неразрешимый вопрос относительно кандидата. В свою очередь, лексические средства, которые способствовали формированию образа Грудинина, за счёт акцентирования внимания на слове «народ», содержащемся в последнем предложении, содействовали стойкой ассоциации образа политика с гражданами страны, их вербальной близости.

Не менее интересной для анализа является ситуация с агитацией видео-блогеров с призывом идти на выборы, которая произошла в начале марта 2018 года. Сайт lenta.ru запустил проект, под названием «Кто твой кандидат?»[16]. Он предлагал пользователям выбрать видеоблогера, который мог бы стать Президентом РФ. Вскоре после анонса проекта на каналах видеоблогеров стали появляться рэп-клипы, в которых каждый из них предлагает проголосовать за себя на данных «выборах». Однако, несмотря на подобный формат, у большинства пользователей YouTube сложилось впечатление, что данные клипы приурочены к предстоящим выборам и созданы для того, чтобы повысить явку избирателей. Мнения пользователей небезосновательны, далее в хронологической последовательности представлены фрагменты из текстов, использованных в видеоклипах (данные ролики могут быть найдены на YouTube-каналах блогеров, однако содержат обсценную лексику, потому ссылки на них не приводятся в статье):

(06.03.18) Komkozavr’a (Даниил Комков): «красные, синие, мы поедем на выборы», «18 марта на участках будет жарко», «скажи мне, Соболев Коля, ты куда полез, если будешь так орать – уедешь в Кировлес», «всей страной приди и сделай главный выбор», «18 лет, 18 марта», «я ставлю галочку – выбираю президента»

(06.03.18) Ёрник (видео было удалено с канала): «18 марта сделай меня президентом»

(11.03.18) Кузьма: «…не забудь сделать выбор – на носу март» «…будь таким же, как Кузьма и сделай свой выбор» «Кузьма мужик, он остается собой, приди и ты и сделай выбор свой»

(12.03.18) Юлик: «Юлик 2018 – буду избираться», «А я вот взрослый, могу сделать выбор, 18 марта забиваю стрелку», «ты из тех, кто голосует, разве не так?» «ну давай, затирай, что идешь на выборы, вы все продались…»

(13.03.18) Лиззка: «ты посмотрел мой клип – готов голосовать», «отдай свой голос правде», «голосуй на выборах»

(13.03.18) Юрий Хованский: «совершеннолетие – мы совершаем свой выбор», «свой выбор между вк, ютубом и твиттером, свой взрослый выбор в конце марта на выборах»

Реакция пользователей на данные клипы оказалась крайне негативной, о чем говорят комментарии под видео и соотношение лайков и дизлайков (отметок «мне нравится»/ «мне не нравится»). Более того, аудитория данных блогеров начала незамедлительно сокращаться, поскольку пользователи отменяли свои подписки. Другие же блогеры осудили действия своих коллег и заявили о недопустимости выпуска подобных материалов людьми, чьи блоги не являются политически ориентированными. В целом, можно признать данную кампанию неудачной, поскольку она создала негативный образ выборов у большинства пользователей вместо того, чтобы побудить их к участию в них. За счёт искусственно созданной подмены понятий[17], в которой выборы Президента РФ 18 марта 2018 были заменены выборами видеоблогеров, проходящими в тот же день, многие пользователи Интернета негативно отреагировали на данную ситуацию, поскольку почувствовали себя использованными в личных целях. Вместо того, чтобы посмотреть привычного для них формата видеоклип, они стали частью аудитории, которая была подвергнута скрытой агитации, основной целью которой являлся призыв принять участие в политических выборах. В свою очередь это спровоцировало у некоторых пользователей желание проявить в сложившейся ситуации политических абсентеизм как средство борьбы с подобного рода агитацией.

V. Заключение

В заключении необходимо ответить на поставленный во введении вопрос, влияют ли Интернет-мемы на политическое сознание пользователей? Представленный выше материал позволяет однозначно ответить, что мемы действительно оказывают влияние на пользователей, при этом они могут формировать как позитивное, так и негативное отношение к политической среде. Кроме того, возможным представляется управлять распространением мемов в Интернет-сети, что позволяет использовать их в качестве средства политической борьбы путем формирования образов политиков, создания определенного мнения о сложившейся политической обстановке и расстановке политических сил, а также поддержания авторитета власти у пользователей. Таким образом, вместо того, чтобы подвергать Интернет цензуре, возможно, напротив, предоставить возможность полной свободы мнений, при этом навязывая те или иные стандарты политического мышления так, чтобы у пользователей сложилось впечатление, что они самостоятельно способны анализировать получаемую ими информацию без какого-либо воздействия извне. Это делает мемы одними из самых недооцененных средств политической борьбы на данный момент, поскольку они склонны к быстрому распространению среди широкого круга людей, просты в понимании и находятся в открытом доступе. Более того, мемы могут стать современным средством политической рекламы, поскольку не требуют средств для размещения, либо по расходам несоизмеримы с привычной рекламой, а также напрямую воздействуют на сознание пользователей ввиду своей нетривиальной формы. По мнению автора статьи, сочетание всех вышеупомянутых факторов позволит мемам в скором времени занять значительную область информационной среды, видоизменить ее и сделать пользователей более восприимчивыми к подобному способу получения информации.


[1] YouTube. (2 марта, 2017) Он вам не Димон [Видео файл]. Взято из https://www.youtube.com/watch?v=qrwlk7_GF9g

[2] URL: https://www.smithsonianmag.com/arts-culture/what-defines-a-meme-1904778/ (дата обращения: 05.06.2018).

[3] URL: https://scepticalprophet.wordpress.com/2012/08/14/the-truth-about-memes/ (дата обращения: 05.06.2018).

[4] URL: https://www.pcmag.com/encyclopedia/term/59911/internet-meme (дата обращения: 05.06.2018).

[5] URL: https://knowyourmeme.com/memes/forced-meme (дата обращения: 05.06.2018).

[6] Анисимова Е.Е. Креолизованные тексты — тексты XXI века? Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте: учеб. пособие. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1999. 148 с. С. 17

[7] URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/1041050-echo/ (дата обращения: 05.06.2018).

[8] URL: https://trends.google.ru/trends/explore?date=2017-02-01%202017-04-15&geo=RU&q=навальный (дата обращения: 05.06.2018).

[9] URL: https://wordstat.yandex.ru/#!/history?words=%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 (дата обращения: 05.06.2018).

[10] URL: https://trends.google.ru/trends/explore?date=2017-10-14%202017-11-11&geo=RU&q=Путин,Собчак

[11] https://tjournal.ru/63626-vy-chto-hotite-maydana-putin-otvetil-sobchak-o-dopuske-navalnogo-na-vybory (дата обращения: 05.06.2018).

[12] URL: https://www.interfax.ru/russia/591996 (дата обращения: 05.06.2018).

[13] YouTube. (6 февраля, 2018). Грудинин: Сталин наш лучший лидер за 100 лет / вДудь [Видео файл]. Взято из https://youtu.be/_IPXiNIXuFI

[14] Назайкин А. Н. Рекламный текст в современных СМИ. М.: "Эксмо", 2006., с. 321-325

[15] YouTube. (22 февраля, 2018). А что Титов? [Видео файл]. Взято из https://youtu.be/DIQHlCoXLSI

[16] URL: https://kandidat.lenta.ru/#mainPage (дата обращения: 05.06.2018).

[17] Кара-Мурза С. Г. К 21 Манипуляция сознанием-2 / Сергей Кара-Мурза, Сергей Смирнов. — М.: Эксмо: Алгоритм, 2009., с. 20-21



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: