III. Анализ формирования образа политического деятеля в мемах




В марте 2017 года начинает набирать популярность в Интернете видеоролик «Он вам не Димон», выпущенный на YouTube-канале Алексея Навального. В нем он проводит расследование на тему возможной коррумпированности правительства, в частности Председателя Правительства Дмитрия Медведева, а также призывает желающих принять участие в антикоррупционном митинге 26 марта. Благодаря сети Интернет, ролик относительно быстро набирает большое число просмотров, появляясь во множестве публичных страниц социальной сети «Вконтакте», ретвитах в Twitter, заголовках различных новостных изданий. Популярность данного явления можно объяснить при помощи двух ключевых факторов. Первым является непосредственно содержание данного видеоролика. Мнение, выраженное в нем автором, отличается от общепринятой позиции, а также напрямую воздействует на аудиторию, достаточно убедительно навязывая ей определенный стереотип о провластных структурах. Вторым, наиболее важным для нашего рассмотрения, является фактор используемых визуальных и вербальных средств, которые в совокупности образуют узнаваемые и склонные к распространению мемы. В сущности, мемы являются креализованными текстами - сложными текстовыми образованиями, в которых вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата[6]. Обратимся к практическому использованию подобных элементов в меме. Свое название видеоролик берет из цитаты пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой, которая в интервью в марте 2013 года заявила: «Я не понимаю людей, которые, условно, в Facebook пишут: «Ну, Димон, ты молодец, зажег». Он вам не «Димон». Он — председатель правительства.» [7] Еще тогда фраза в достаточно краткий срок набрала популярность в Интернете, сопровождаясь хэштегами в Twitter #Димон и #ЯнеДимон. Соответственно, в очередной раз появившись спустя 4 года в названии провокационного видеоролика, данная фраза обладала значительным потенциалом, чтобы стать мемом и активно распространяться в сети Интернет, что впоследствии и происходит. Уже в первую неделю после выхода расследования в различных социальных сетях начинают появляться мемы, в которых используется фон заставки видеоролика, сопровождаемый надписью «Он вам не…» и именем используемого в меме персонажа.

Рис. 1. Оригинал заставки видеоролика «Он вам не Димон»

Рис. 2. Мемы, созданные пользователями Интернета вскоре после выхода ролика

На примере мемов, созданных на основе заставки видеоролика Навального, можно отметить появление своеобразного шаблона, который формирует устойчивый образ Медведева как аллегорического персонажа. Благодаря этому, становится возможным создания стереотипизированного образа политика, тем самым закрепляя политическую составляющую в сознании пользователей Интернета.

В целом можно отметить, что мемы успешно поспособствовали не только распространению данного видеоролика, но и возрастанию интереса к деятельности Алексея Навального. Приведенная далее статистика, полученная при использовании сервиса Google Trends, имеет определенную шкалу, по которой измеряется популярность запросов, где 0 – это полное отсутствие подобных запросов в Google, а 100 – наиболее популярный запрос в поисковой системе. Анализ запросов в Google позволяет увидеть, что в феврале 2017 года популярность запроса «Алексей Навальный» составляла около 10 баллов из 100, в первые две недели после выхода ролика составила 20 баллов, затем за неделю до митинга 26 марта 40 баллов, и, непосредственно в день митинга и неделю после него, уровень популярности данного запроса составлял 100 баллов[8]. Суммарное же количество запросов «Алексей Навальный» в Яндексе, к примеру, в феврале 2017 года составило 303 638, в то время как в марте того же года число запросов возросло до 2 334 074[9].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: