Конституции императоров - общее название различных видов императорских предписаний.
В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:
а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);
б) декреты - решения по судебным делам;
в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;
г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.
Самой известной кодификацией стала кодификация Юстиниана, о которой мы будем говорить позже.
Эдикты магистратов.
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы.
Магистрат – (впишите понятие в текст лекции) [4]
Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).
Претор –(впишите понятие в текст лекции) [5].
Именно эдикты преторов стали причиной образования системы преторского права.
Эдикты действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их, т.е. имели срочный характер.
Основной функцией эдиктов являлось заполнение с их помощью пробелов гражданского права.
|
Однако, преторы не могли вступать в конфликт с императорской властью, т.е противоречить императорским актам[6].
В 125 - 138 гг. н.э содержание эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права.
Эдикты преторов не были признаны законом, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором.
Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. В других институтах благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.
Области цивильного и преторского права в процессе этого взаимодействия сближались между собой.
Таким образом, еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в одну систему права.
Ответы юристов.
Ответы юристов – один из источников римского права.
Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав. Помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.
|
Юристы действовали по следующим направлениям:
1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;
2) консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;
3) ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы (respondere). Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели.
4) Комментарии - толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству.
Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.
Сочинения римских юристов были связаны с практикой. Осуществляемый ими анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы — не значит следовать их букве, но понимать их силу и значение».
|
В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. — начало III в. н. э.) замечательная плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный вклад в развитие римского права[7].
С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти вышеуказанных юристов. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана.
Обычай.
Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Осуществлялся, когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Сами законы XII таблиц в большей части были результатом закрепления обычаев. Закрепляя обычай, закон сохранял норму, но уничтожал форму – обычай.
В различное время развития Древнего Рима отношение к обычаю было неоднозначно.
В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение: «Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон».
При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи, выдвигается общий смысл и цель закона - закон не могут изменять местные пережитки и состояние права.
К первой половине VI в. возникла необходимость систематизация всех источников права. Причинами стало:
· большое количество накопившихся актов;
· противоречие актов и позиций юристов.
Кодификация Юстиниана.
Кодификация Юстиниана стала самой большой и системообразующей из всех кодификаций римского права.
Кодификация Юстиниана(Corpus iuris civilis) включает в себя
1. Кодекс.
2. Дигесты.
3. Институции.
4. Новеллы.
1. Кодекс Юстиниана, состоящий из 12 книг - часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.
2. Дигесты - обширный систематизированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов.
Собраны были сочинения 39 юристов.Материал был разделен на 7 частей, состоящих из 50 книг, которые, распадаются на 432 титула:
· книга 1 служила введением;
· книги 2 - 46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями;
· книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу;
· книга 49 - обжалованию, финансам и военному праву;
· 50 книга - муниципальному праву и особым дополнениям.
3.Институции. Институции представляли собой сборники, целью которых являлось представление науки законов и привнесение полной ясности в правовую область. Фактически, институции являлись учебником для студентов, изучавших римское право, но при этом им была придана непосредственная юридическая сила.
Деление на 4 книги и основная структура были заимствованы у Гая с выделением следующих титулов:
· введение;
· лица;
· вещи;
· права на вещи;
· наследственное и обязательственное право;
· иски;
· публичное право.
4. Новеллы - это вновь издаваемые конституции Юстиниана, которые публиковались после завершения работ над остальными частями и потому, в случае расхождений, предпочтение следовало отдавать им.
Новеллы сохранились только в частных сборниках, крупнейший из которых состоит из 168 новелл; некоторые из которых были созданы уже при преемниках Юстиниана.
Все издание Corpus iuris civilis, несмотря на разновременное происхождение отдельных частей, рассматривалось как единое закон.
Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права.
[1] Приведите примеры отраслей публичного права РФ.
[2] Приведите примеры отраслей частного права РФ.
[3] Подготовить информационное сообщение (3 страницы печатного текста Times, 14 шрифт, одинарный интервал) об истории создания и содержании Законов XII таблиц. Источники: Римское частное право. Дождев Д.В. М.: Инфра-М, Норма, 2003; Римское частное право: Учебник. Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. Юристъ, 2004.
[4] Магистрат- должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций.
[5] Претор – высший магистрат.
[6] Назовите нормативно-правовой акт РФ, противоречие которому не допускается никакими иными НПА.
[7] К лекции знать личности Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая.