Конституции императоров.




Конституции императоров - общее название различных видов императорских предписаний.

В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:

а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

б) декреты - решения по судебным делам;

в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;

г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.

Самой известной кодификацией стала кодификация Юстиниана, о которой мы будем говорить позже.

 

Эдикты магистратов.

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы.

Магистрат – (впишите понятие в текст лекции) [4]

Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Претор –(впишите понятие в текст лекции) [5].

Именно эдикты преторов стали причиной образования системы преторского права.

Эдикты действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их, т.е. имели срочный характер.

Основной функцией эдиктов являлось заполнение с их помощью пробелов гражданского права.

Однако, преторы не могли вступать в конфликт с императорской властью, т.е противоречить императорским актам[6].

В 125 - 138 гг. н.э содержание эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права.

Эдикты преторов не были признаны законом, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором.

Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. В других институтах благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.

Области цивильного и преторского права в процессе этого взаимодействия сближались между собой.

Таким образом, еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в одну систему права.

 

Ответы юристов.

Ответы юристов – один из источников римского права.

Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав. Помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Юристы действовали по следующим направлениям:

1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;

2) консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;

3) ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы (respondere). Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели.

4) Комментарии - толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству.

Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.

Сочинения римских юристов были связаны с практикой. Осуществляемый ими анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы — не значит следовать их букве, но понимать их силу и значение».

В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. — начало III в. н. э.) замечательная плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный вклад в развитие римского права[7].

С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти вышеуказанных юристов. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана.

 

Обычай.

Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Осуществлялся, когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Сами законы XII таблиц в большей части были результатом закрепления обычаев. Закрепляя обычай, закон сохранял норму, но уничтожал форму – обычай.

В различное время развития Древнего Рима отношение к обычаю было неоднозначно.

В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение: «Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон».

При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи, выдвигается общий смысл и цель закона - закон не могут изменять местные пережитки и состояние права.

 

К первой половине VI в. возникла необходимость систематизация всех источников права. Причинами стало:

· большое количество накопившихся актов;

· противоречие актов и позиций юристов.

Кодификация Юстиниана.

 

Кодификация Юстиниана стала самой большой и системообразующей из всех кодификаций римского права.

Кодификация Юстиниана(Corpus iuris civilis) включает в себя

1. Кодекс.

2. Дигесты.

3. Институции.

4. Новеллы.

1. Кодекс Юстиниана, состоящий из 12 книг - часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.

2. Дигесты - обширный систематизированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов.

Собраны были сочинения 39 юристов.Материал был разделен на 7 частей, состоящих из 50 книг, которые, распадаются на 432 титула:

· книга 1 служила введением;

· книги 2 - 46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями;

· книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу;

· книга 49 - обжалованию, финансам и военному праву;

· 50 книга - муниципальному праву и особым дополнениям.

3.Институции. Институции представляли собой сборники, целью которых являлось представление науки законов и привнесение полной ясности в правовую область. Фактически, институции являлись учебником для студентов, изучавших римское право, но при этом им была придана непосредственная юридическая сила.

Деление на 4 книги и основная структура были заимствованы у Гая с выделением следующих титулов:

· введение;

· лица;

· вещи;

· права на вещи;

· наследственное и обязательственное право;

· иски;

· публичное право.

4. Новеллы - это вновь издаваемые конституции Юстиниана, которые публиковались после завершения работ над остальными частями и потому, в случае расхождений, предпочтение следовало отдавать им.

Новеллы сохранились только в частных сборниках, крупнейший из которых состоит из 168 новелл; некоторые из которых были созданы уже при преемниках Юстиниана.

Все издание Corpus iuris civilis, несмотря на разновременное происхождение отдельных частей, рассматривалось как единое закон.

Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права.

 


[1] Приведите примеры отраслей публичного права РФ.

[2] Приведите примеры отраслей частного права РФ.

[3] Подготовить информационное сообщение (3 страницы печатного текста Times, 14 шрифт, одинарный интервал) об истории создания и содержании Законов XII таблиц. Источники: Римское частное право. Дождев Д.В. М.: Инфра-М, Норма, 2003; Римское частное право: Учебник. Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. Юристъ, 2004.

[4] Магистрат- должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций.

[5] Претор – высший магистрат.

[6] Назовите нормативно-правовой акт РФ, противоречие которому не допускается никакими иными НПА.

[7] К лекции знать личности Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: