ОсвоениеПриангарья русскими




 

1. Сибирь на рубеже 16-17 вв.

Издавна земли, лежащие за «Камнем» (Уралом) привлекали внимание русских. Русские поморы на утлых кочах не раз «хаживали» на восток вдоль берегов студеного моря, на Обь и Енисей, торговали с местными племенами. Сибирь манила русских своими необъятными просторами.

На рубеже 16-17 вв. на территории Сибири проживало множество различных народностей: в сибирских степях жили кочевники, которые были серьезным препятствием по освоению Сибири русскими. Помимо кочевых народов Сибирь населяли якуты, занимавшие огромные территории в районе реки Лены и ее притоков, основными занятиями которых было оленеводство, охота и рыболовство.

Прибайкалье населяли буряты, которые занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, однако некоторые буряты занимались земледелием.

От Енисея до Тихого океана на северо-востоке проживали эвенки (тунгусы), чукчи,коряки, ительмены которые тоже кочевали, занимаясь охотой и рыболовством.

Верхняя Тунгуска (Ангара) в 17 в. была важнейшим водным путём по которому проходило активное движение купеческих товаров из европейской части России в Китай и обратно.

Здесь в богатой, но суровой сибирской тайге вдоль берегов Ангары до прихода русских обитали только кочевые племена охотников–тунгусов. Первые русские путешественники по Ангаре отмечали, что у тунгусов «копейца и рогатины каменные и костяные, нет у них железной посуды, чай варят в деревянных чанах раскалёнными камнями, мясо пекут только на угольях». В начале 17в. тунгусы-кочевники по общественному развитию находились ещё в «каменном веке», в то время как у русских уже было развито мануфактурное производство и производилось огнестрельное оружие. Если для русских соболь представлял ценность, то для тунгусов он был лишь денежным эквивалентом и не представлял никакой хозяйственной ценности. Одежда из оленьих шкур для них была более практичной, из соболя же шили спальные одеяла. Цена медного котлав котором умещалось 10-15 соболиных шкурок самим тунгусам казалась смехотворно низкой. Как они говорили «Глупые лючаль, за паршивые шкурки отдают котёл, которому век служить!» Так же бесценными для них были стальные клинки, наконечники пик, стальные иглы, металлические капканы, сукно, бисер, ружья.

Основным жилищем тунгусов-охотников были чумы, которые покрывали берестой, либо шкурами оленей, очень быстро собирали и разбирали во время кочевания племён. Основу питания тунгусов составляло мясо лосей, медведей, диких оленей и рыба. Осенью и летом употребляли водяную и боровую дичь, ягоды и оленье молоко. Мясо и рыбу сушили и толкли из них муку. Собирали черемшу, дикий лук, саранки, ягоды и кедровые орехи.

 

2. Завоевание Приангарья казаками

Русские первопроходцы в первую очередь были заинтересованы в пушнине, это была самая главная цель при освоении новой территории. Вслед за первопроходцами шли казаки, возводившие остроги-крепости, ставшие военными гарнизонами и управами. Впоследствии остроги становились частью поселений.Русские казаки, укрепившиеся в нач.17 в. на берегах Енисея построили там Енисейский острогв 1619г. и Красноярский острог в 1628г.

Завоевание Енисейской Сибири и Приангарья сопровождалась обложением местного населения данью - ясаком. Ясак в основном выплачивался мехами соболя, куницы, бобра, лис.

Мех, называвшийся в то время «мягкой рухлядью», был для царской казны важным источником дохода. Это был ценнейший товар, служивший местному населению для обмена на необходимые товары и являвшийся объектом особого внимания государственных чиновников, которые были заинтересованы в пополнении царской казны. Часто при сборе ясака имели место злоупотребления, а также и насилие. В официальных документах сохранились упоминания, что и купцы и сборщики ясака часто жульничали, забирали жен и детей у местного населения, грабили их. Такие действия никак не укрепляли отношения местного населения с русскими колонистами. Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам». Чиновники старались собирать его с «прибылью», не допуская замены шкурок одних зверей другими.

В 20-е годы 17 в.казаки двинулись по притоку Енисея –Верхней Тунгуске (Ангаре) вверх по течению. По пути они отмечали на своих чертежах-картах хорошие плодородные места, добрую землицуи объясачиваликоренное населения. В течение двух десятков лет казаки каждое лето совершали водные походы по Ангаре. По пути их следования на берегах Ангары и на островах строились небольшие заимки.

 

3. Мирное соседство русских и тунгусов

 

В середине 17 в. в Приангарье появились первые переселенцы-землепашцы. Заселение севераПриангарья, происходило в основном мирным путём, так как основное занятие переселенцев–земледелие не затрагивало интересов тунгусов, кочевавших и охотившихся в тайге. Оседая на более удобных для ведения сельского хозяйства землях, переселенцы первое время не мешали тунгусам заниматься привычными для них промыслами. Но распахивая поля и расчищая покосы, русские оттесняли тунгусов-эвенков всё дальше на север, занимая их охотничьи угодья и отбирая эти земли у коренного населения либо для земледелия, либо также для охоты.

Торговые и хозяйственные связи русских с тунгусами осуществлялись путём сугланов – выездов тунгусов в русские деревни, которые превращались в своеобразные ярмарки.«Нирушка» - так называли тунгусы русских (Ниру- друг) и русские торговцы тунгусов.

В Кежемской слободе главными сугланными сёлами были Кежемское и Пановское, реже был выходв Мозговую, Соколово, Чадобец и Яркино. Выезд тунгусов в Кежмубыл многочисленным- всю улицу заставляли оленьими упряжками. Многие тунгусыв русских сёлах имели друзей, а затем и родственников, т.к. со временем между русскими и тунгусами стали заключаться браки. За пушнину, оставшуюся от ясака, получали ржаную муку, холст, табак, сукно. Сугланы проходили несколько раз в год, чаще всего зимой. Тунгусы также привозили своих детей крестить в православные ангарские церкви.

В хозяйственной жизни русские переняли многие вещи у тунгусов - панягу, кокольды, рогатину, лыжи, подбитые камусом, парки и пр.

Русские ценили тунгусов за честность, трудолюбие и таёжное мастерство. Хороших русских охониковназывали-тунгус. Считали, что тунгусы знают какие-то секретные способы лечения, заговоры от болезней, привороты и пр. Русские жители иногда прибегали к помощи тунгуских шаманов для лечения болезней. Не испытав притеснений со стороны русских крестьян, тунгусы приняли их на своей земле достаточно дружелюбно

4. Родина русских переселенцев

Первыми засельщикамиПриангарья были выходцы из северных губерний России - поморы. Они и составили основное ядро населения в Кежемском и северной части Богучанского районов.

В основном это были крестьяне из северо-западных районов России–Архангельской, Сольвычегодской, Кировской, Вологодской областей, Пермского края и городов Великого Устюга, Холмогор, Тотьмы.

Активное переселение крестьян-землепашцев и ремесленников в северное Приангарье продолжалось до середины 18 в. Но когда в 60-е годы 18 в. был введён Московский тракт до Иркутска по которому перевозили почту, грузы, арестантов, древний водный путь по Ангаре и Илиму утратил своё значение.

А с постройкой Сибирской ж/д в конце 19 в. переселенцы в основном стали селитьсявдоль ж/д магистрали.

Северное Приангарье, а именно Кежемский район, с конца 18века оказалось вдали от новых центров Восточной Сибири и совсем мало заселялось переселенцами. Поэтому здесь на протяжении 20 века сохранялось старожильческое ядро русского населения со своей самобытной культурой.

В 18 в.население пополнялось в основном выходцами из центральных и южных губерний России. Это были ссыльные и неблагонадёжные жители этих регионов. Но как правило эта категория населения редко оседала в неблагоприятныхсуровых условиях северной Сибири.

Одни переселенцы пришли в Приангарье по собственной воле, других царские власти переселяли в принудительном порядке.

 

5. Занятия первых переселенцев

Царское правительство приказывало местным властям снабжать переселенцев-землепашцев инвентарём для земледельческих работ и необходимым продовольствием на первое время. Но принудительных переселенцев было гораздо меньше чем вольных.

Правительство Московского государства было заинтересовано в закреплениипереселенцев на местах. Сибирские пашенные люди были освобождены от рекрутской повинности, и с Ангары не брали в армию до 1917 г. Всем новоприбывшим на Ангару семьям выделялось по 2 сошника, 2 топора, 2 косы-литовки, 12 серпов, 1 лошадь с хомутом и уздечкой. Продовольственное зерно и семена переселенцы получали ещё в Енисейске: по полтора пуда главе семьи и по пуду на каждого члена семьи старше 10 лет. Закрепление участка происходило после выбора семьёй свободной земли и подачи челобитной к властям о наделе. Податчик челобитной просил дать землю за определённый оброк. Иногда указывались границы участка. В случае согласия получал документ, удостоверяющий право пользования государственной землёй.

Сначала переселенцы (засельщики) оседали на жительство в построенных казаками-первопроходцами заимках и зимовьях. Казачьих острогов, городков и поселений с атаманским правлением, казачьим кругом, казачьей формой на территории будущего Кежемского района не было. Тем не менеемужское население Приангарья входило в состав Енисейского казачьего войска, как военнообязанные на случай крупных военных действий.

Одним из основных занятий оседавших в Приангарье переселенцев был рыбный промысел, т.к. из-за бесхлебья рыба вначале становилась основной пищей (рыбная мука, сушёная, вяленая, и солёная рыба, рыбные похлёбки ит.д.).

На втором месте была охота и собирательство. Мясо, грибы, ягоды, орехи, как и рыбу вялили, сушили, толкли, в основном заимствуя способы приготовления и сохранения этих продуктов у тунгусов.

Но при первой же возможности переселенцы стремились восстановить традиционную для русских хлебно-мучную основу питания.В условиях тайги посевные площади были крайне малыми. На 1 душу приходилось от 0,3до 2 десятин земли. Больше половины землепашцев были бедняками с наделом менее десятины.

Жили пашенные крестьяне на Ангаре большими семьями от 10 до 30 человек. Объяснялось это тем, что большим коллективом (артелью) легче было корчевать лес под пашню и покосы. К тому же семья не несла дополнительного обложения, т.к. налоги начислялись на 1 хозяина. Выращивали рожь озимую и ярицу, ячмень, овёс, реже пшеницу. Урожайность была очень низкой -в среднем 1,7 сам. В самые урожайные годы достигала 6-7 сам. Причины: глинисто-песчанный грунт, на островах – весенние наводнения, весенние снегопады, ранние заморозки и пр. Рискованное земледелие принуждало местное население активнее заниматься лесными промыслами, звероловством, домашними ремёслами. От голода ангарцев спасала только постоянная беспрерывная работа. По сравнению с южными и центральными хлебородными территориями, работа ангарских крестьян на земле напоминала «сизифов труд».

Одним из занятий было строительство – строили дома, хлевы, бани, печи. Самостоятельно мастерили орудия труда – сохи, бороны, грабли, вилы, ткацкие станки, прялки, домашнюю утварь – хозяйственную, столовую и кухонную посуду, мебель- лавки, сундуки и многое другое. В основном всё было из дерева, часть посуды из бересты. Но уже вовсю применялись металлические инструменты – иглы, ножи, топоры, серпы, лемеха плуга и пр.

 

6. Первые поселения в Приангарье

Русские казаки принесли в Сибирь не только порох, ружья и пушки, но и новые названия осваиваемым местам.Поначалу деревни не имели названий, занятая территория (заимка, деревня) называлась в основном по характеру местности, иногда по имени основателя.

Большая часть деревень, возникших в 17-18 в.в., начала строиться по берегам Ангары в местах слияния большой и маленьких речушек- притоков Ангары и на островах - местах, наиболее пригодных для занятий хлебопашеством, с заливными сенокосными угодьями.

По правому берегу Ангары при впадении в неё мелких речек появились Кежма, Верхняя Кежма (Мозговая), Паново.

Во второй половине 18 в. появляются «верхние» островные деревни:д. Савино – о. Сосновик,д. Привалихино – о. Петухов,д. Фролово – о. Бурнауль,д. Усольцево – о. Лиственничный,д. Селенгино – о. Аникин, д. Соколово –Верхний Лиственничный,д. Заимка – о. Тургенев (верх.часть), д. Алешкино – (нижн.часть),д. Сосново – о. Сосновый.В 18 в. на левом берегу Ангары на месте бывших тунгусских становий возникли д. Аксёново и д.Недокура.

Большинство деревень, возникавших в 17–начале 18 вв., были небольшими-однодворными или двухдворными.Деревня обычно начиналась с одной-двух семей родственников.

Считается, что первыми на Ангару пришли Брюхановы и Рукосуевы. Рукосуевы обосновались в Заледеево, которое относилось к Богучанскому району, а Брюхановым принадлежит честь освоения нашего бывшего районного центра –с. Кежма. Здесь так-же поселились Кокорины, Карнауховы, Верхотуровы, Лушниковы, Суздалевы. Следующие были Пановы и Саватеевы, давшие начало селу Паново. Усольцевы основали д.Усольцево, Привалихины – д. Привалихино.

В Селенгино поселились семьи Сизых и Бутаковых (возможно пришедших с верховьев Ангары – Селенгинский острог). В старину в с.Проспихино жили Колпаковыи Кузнецовы, в д. Пашино – Поповы, в Коде –Рукосуевы, в Сосново – Быковы.

Зачастую названия деревень соответствуют фамилиям. А так как семьи были большими, то иногда сыновья отделялись, обосновывая свое поселение. Так Брюханов Аксён обосновал деревню Аксёново, Климентий - Климино, РукосуевЯруша – Яркино, братья Ирбей и Бидея – Ирбу и Бедею, Брюханов Савва - Савино. Но зачастую одни и те же фамилии встречались в разных населённых пунктов Приангарья. В деревнях, где преобладали 1-2 фамилии, трудно было определить про кого заходит речь, поэтому народная мудрость нашла выход в прозвищах и кличках, которые передавались по наследству. Это была вторая фамилия, по которой определяли о ком идёт речь.

По современным подсчётам на 1 месте в Кежемском районе остаётся фамилия Брюхановы, на 2-м – Карнауховы.

 

7. Кежемская слобода

Начиналась Кежма как деревня Кежемская, в которой насчитывалось 10 дворов. В 1683 году в учётной книге Енисейского острога она называлась Кежемская слобода. Дата основания Кежмы до сих пор остаётся спорной – 1665г. и 1667г.

С 1710 г.Кежемская слобода стала административным центром с подчинёнными ей 6 деревнями –от дер.Савино (Сосновый остров)в верхнем течении Ангары до дер. Ковинской (Ковы) в нижнем течении Ангары. У трёх поселений –одинаковая дата первого упоминания в документах 1667 год – Кежма,Паново, Привалихино. У других первое упоминание 1723 г. – время проведения первой государственной ревизии (Ковинская, В-Кежма, Савино).К середине 18 в. Кежемская слобода уже насчитывала 3 села – Кежма, Паново и Проспихино и 16 деревеньс

1005душ мужского пола и 1090 душ женского пола. В 1773 году Кежемская слобода становится Кежемской волостью – частью Енисейского уезда.К концу 19 века в 1890 г. в Кежемской уже волости насчитывалось 6065 человек.

 

8. Распространение православия в Приангарье

С русскимизасельщиками в Сибирь пришло православие. Освоение земель, строительство сёл и деревень неразрывно связано со строительством церквей.

На первых порах строительство церквей поддерживалось за счёт государства, но со временем церкви стали строится по инициативе жителей. Богатые сибиряки нередко жертвовали большие суммы на возведение храмов. Церкви строились на высоких берегах Ангары и были видны за много вёрст. С церковных звонниц на десятки километров разносился колокольный звон.

По праздникам стекались к церквям нарядные прихожане из ближних деревень. Бывали люди и из совсем дальних мест. Например в Кежемскую церковь приезжали даже тунгусы с Нижней Тунгуски помолиться русскому богу, попросить у него защиты от голодной смерти и разора.

Они так же привозили своих детей крестить в православные ангарские церкви.

Русские принесли в Сибирь более высокую культуру и более развитый уклад хозяйства и этим значительно ускорили развитие коренного сибирского населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: