Натурально-вещественные и стоимостные результаты производства




 

Результатом производственной (в самом широком смысле этого слова) деятельности коммерческой фирмы является ее продукция, которая может быть измерена в денежном выражении как в целом, так и по ее отдельным элементам, либо в натурально-вещественной форме по той части продукции, которая является продуктами и в денежной форме в той ее части, которую принято именовать услугами и которую трудно или вообще невозможно выразить в натуральных измерителях.

Услуга — такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, не добавляет к его первоначальной стоимости (цене, как денежному выражению стоимости) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг является перевозка товаров; расфасовка товаров в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (полировка, хромирование и т.д.); рекламирование товара; организация его продаж с взиманием торговой наценки и т.д.

Продукт — изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворить те или иные потребности. Следует отметить, что общество, как совокупный потребитель, заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент, обритая борода, а не стоимость этой услуги). Именно в этом коренная причина свободной конкуренции.

Продукты в их натурально вещественной форме учитываются фирмами по моментам их производства прежде всего в натуральных (физических) единицах измерения (метрах, шт., куб. м и т.д.). В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов фирма может использовать кроме натуральных и условно-натуральные единицы измерения, если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств. Так, производство химических удобрений одного типа (калийных, фосфорных, азотосодержащих) может учитываться не только по физическому весу)это необходимо, например, для определения потребности в средствах перевозки, но и по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100-процентное содержание активно действующего начала). В некоторых случаях (особенно, если разновидности сходной продукции производятся на одном и том же производственном оборудовании), применяют условные единицы учета продукции, пересчитывая физический объем производства каждой разновидности в условные единицы, которыми служат более или менее произвольно выбранные конкретные разновидности такой продукции (коэффициенты пересчета в этом случае могут устанавливаться по весу, затратам рабочего времени или времени работы агрегата на производство единицы продукта, по потреблению электроэнергии и т.д.).

Основой учета продукции в денежном выражении, позволяющим получать сводные данные на любом уровне обобщения (от различных видов продукции, производимых одной фирмой для народного хозяйства в целом) являются денежные измерители. В зависимости от полноты учета общественно-необходимых затрат денежные измерители могут быть представлены по конкретным видам продукции себестоимостью ее единицы или ценой. В рыночной экономике и себестоимость, и цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер и у разных производителей продукции может быть различной. Однако, условия свободной рыночной конкуренции объективно приводит к выравниванию, стандартизации цен, что делает их гораздо более объективным инструментом оценки объема продукции, чем себестоимость ее единицы, которая остается всегда индивидуальной вследствие различий географического положения, технического уровня предприятия и др. не зависящих от производителя факторов.

В практике учета и технико-экономических расчетах в рамках фирм используют следующие виды цен:

1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут быть договорными (свободными), устанавливаемыми прямым соглашением продавца и потребителей без каких-либо ограничений; лимитируемыми, если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не более установленного верхнего предела (такая мера применяется государством по отношению к монополистам, занимающим на рынках товара данного вида доминирующее положение); фиксированными в тех случаях, когда государство или иной уполномоченный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид продукции (товара, услуги).

Поскольку в процессе товаропродвижения продукции проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различать оптовые цены производителя (оптовые цены предприятия); цены оптовой торговли, в которые включается кроме цены производителя дополнительно возмещение транспортных расходов и наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров; и розничные цены, по которым организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению).

Традиционно сложившиеся и иногда даже закрепленные в нормативных документах особенности учета транспортных и др. издержек в составе цены делают необходимым различать цены по франко (по месту сдачи товара отправителем и переходе ответственности за него другой организации - покупателю или транспортной структуре). Наиболее распространены следующие виды франко: франко-вагон (борт судна) станции (пристани) отправления; франко-вагон (борт) станции (порта) назначения груза; иногда применяют и цены франко-склад получателя или франко-склад отправителя груза (при так называемом “самовывозе”).

При пересечении грузом таможенных границ определяют цены ФОБ, если в них учтена таможенная пошлина и другие расходы по доставке его на борт судна при вывозе груза и СИФ, если в цену товара включены при морских перевозках стоимость транспортировки товара до порта назначения и расходы по страхованию груза в пути.

Сложившаяся практика налогообложения и взимания в пользу государственного бюджета некоторых других платежей требует выделения в платежных документах кроме цен производителя (продавца) налога на добавленную стоимость, акциза и других платежей, имеющих характер косвенных налогов.

2. При составлении технико-экономических расчетов, бизнес-планов и других документов прогнозного характера фирмы вынуждены использовать цены, сложившиеся в момент разработки соответствующих документов, а затем, если это требуется, корректировать результаты расчетов на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены с полным правом можно называть ценами, принятыми при составлении плановых расчетов.

3. Нередко в практике управления деятельностью фирмы возникает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее физического объема, то есть с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых периодах. В настоящее время такая задача может быть решена только при помощи цен, которые называют сопоставимыми и в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периодах. В связи со значительными изменениями уровней цен такие расчеты на основе прямых переоценок на практике производят только за короткие (не более месяца или квартала) периоды времени, путем определения средних уровней цен на конкретные виды продукции, действовавших в базисном периоде (такие расчеты можно производить заблаговременно) и оценки в этих ценах тех видов продукции, которые произведены в отчетном периоде. Получаемый в результате расчетов индекс цен (дефлятор) распространяется затем на всю стоимость фактически произведенной в отчетном периоде продукции, оцененной в действовавших в этом периоде ценах. За периоды времени больше месяца (квартала) расчет данных о динамике физического объема производства производится цепным методом, то есть путем перемножения помесячных индексов.

Расчеты такого рода могут быть весьма условными и более правильно было бы исходить из данных о динамике цен и объемов только по сравнимому кругу продукции, так как по этим данным строго соблюдается связь индексов цен и физического объема с общим индексом выручки от реализации сравнимой продукции. Это видно из следующего расчета:

Индекс цен * Индекс объема = Индекс выручки

Далее, если уже было известно, что индекс объема всей продукции фирмы в сопоставимых ценах в апреле по сравнению с мартом составил, допустим, 1,350 (рост на 35%), то, согласно цепному методу, индекс роста объема всей продукции фирмы за май по сравнению с мартом составит 1,827 х 1,350 = 2,466 или 246,6%. Совершенно аналогично, в случае необходимости, можно исчислить индексы цен за любой период цепным методом, перемножая соответствующие помесячные индексы.

Как уже отмечалось, результатом процесса производства в его натурально-вещественной и стоимостной формах является продукция. Для фирм, занятых деятельностью в области промышленности, строительства и сельского хозяйства, в особенности, если такие фирмы являются достаточно крупными по размерам и включают в себя наделенные определенной хозяйственной самостоятельностью подразделения, существенное значение приобретает проблема учета результатов деятельности каждого отдельного подразделения, причем такой учет должен обеспечивать взаимную увязку с данными по фирме в целом. Значение проблемы возрастает и в связи с тем, что помимо учета результатов и издержек производства в каждом из производственных подразделений, возникает необходимость достаточно точного определения реальных результатов, полученных в результате трудового вклада работников именно этого подразделения и именно в данном периоде времени, поскольку от размеров этого вклада должны непосредственно зависеть размеры вознаграждения за вложенный наемными работниками в производстве труд.

В целях решения задачи определения физических размеров объема производства в каждом из подразделений фирмы приходится различать результаты производства по степени их готовности (завершенности) в рамках всего комплекса технологических процессов, выполняемых в пределах данной фирмы. С этой точки зрения в практике внутрифирменного планирования и учета принято различать незавершенное производство — предметы труда, переданные в данное производственное подразделение для обработки и находящиеся в ней до стадии ее завершения в этом подразделении; полуфабрикаты — продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других подразделениях в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данной фирмы; готовые изделия — продукты, полностью законченные обработкой в пределах данной фирмы, признанные годными для использования и соответствующими действующим на фирме стандартам качества и сданные на склад готовой продукции с оформлением необходимых документов (накладных и др.).

Для правильного определения затрат, относящихся непосредственно к готовой продукции фирмы, ее бухгалтерия должна вести систематический учет произведенных полуфабрикатов, их количества, передаваемого из подразделения-изготовителя другим подразделениям, а также учитывать размеры затрат, остающихся у каждого подразделения в незавершенном производстве на начало и конец каждого отчетного периода.

Наиболее полно объем производственной работы каждого отдельного подразделения фирмы может быть учтен путем суммирования стоимости всех произведенных этим подразделением в данном периоде готовых изделий, законченных обработкой в подразделении полуфабрикатов и стоимости изменения (прироста или уменьшения) остатков незавершенного производства. Оценка этих элементов обычно производится на основе внутрифирменных ценников или исходя из действующих отпускных цен на готовые изделия и полуфабрикаты и пересчета остатков незавершенного производства, определенного бухгалтерией по себестоимости, в отпускные цены при помощи коэффициентов, отражающих соотношение отпускных цен и издержек (себестоимости) готовой продукции.

Выраженная в денежной оценке масса произведенных данным подразделением (цехом, участком, фермой) готовых изделий и законченных услуг, а также произведенных полуфабрикатов называется валовым выпуском подразделения. Добавляя к величине валового выпуска стоимость изменения остатков незавершенного производства (увеличение остатков прибавляется, а уменьшение вычитается из валового выпуска), определяют часть валового оборота, произведенную в данном подразделении и подлежащую включению в состав валового оборота фирмы в целом.

Из сказанного следует, что валовый оборот фирмы является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям и включает в свой состав все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты, независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, для переработки или другого использования на самой фирме, а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.

В общем объеме произведенных в одном подразделении полуфабрикатов значительная часть может быть в одном и том же периоде переработана в других подразделениях фирмы. Такая же картина может наблюдаться и в отношении услуг, произведенных одним подразделением для другого подразделения. Общая стоимость потребленных в данном периоде в пределах фирмы полуфабрикатов и услуг называют внутрипроизводственным оборотом. Если из стоимости валового оборота фирмы исключить стоимость внутрипроизводственного оборота, то полученный результат будет характеризовать объем валовой продукции фирмы. Валовая продукция фирмы — стоимость общего результата ее производственной деятельности за определенный период времени, в который входят все произведенные готовые изделия (предполагается, что они не потребляются на производственные нужды в пределах фирмы, их изготовившей), та часть произведенных полуфабрикатов, которая по тем или иным причинам была отпущена сторонним потребителям в данном периоде и та их часть, которая пошла на пополнение запасов полуфабрикатов на соответствующих межцеховых складах (если в данном периоде со складов взято больше полуфабрикатов, чем туда поступило, то будет иметь место уменьшение остатков, что и будет учтено при определении общего объема валовой продукции за этот период). Кроме того, в стоимость валовой продукции включают все законченные и сданные сторонним заказчикам услуги производственного характера (ремонт объектов и обработка материалов, принадлежащих заказчику (”давальческое сырье” и др.)).

Как видно из сказанного, в состав валовой продукции входят элементы, технологические процессы обработки которых в пределах фирмы не завершены (изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки). Исключив из стоимости валовой продукции стоимость этих элементов, получают товарную продукцию — конечный результат деятельности фирмы за данный период, фактически отпущенный потребителям или полностью готовый для этой цели (прирост запасов готовых изделий на складах готовой продукции фирмы). Товарная продукция играет особую роль в учете результатов деятельности фирмы, ибо бухгалтерия калькулирует себестоимость входящих в ее состав отдельных видов продукции, что необходимо для проектирования отпускных цен и контроля за их уровнем, а разность между стоимостью товарной продукции и ее себестоимостью позволяет определить потенциальную прибыль фирмы (величину прибыли, которую фирма могла бы получить, реализовав всю произведенную продукцию в рамках одного и того же временного периода).

В реальной действительности фирма может получить прибыль только после того, как принадлежащая ей продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. В этой связи в бухгалтерском учете выделяют отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию (разность показателей произведенной и отгруженной товарной продукции отражает изменение остатков готовых изделий на складах фирмы) и продукцию реализованную, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет поставщика при условии, что оплачиваемая продукция действительно была отгружена потребителю.

Действующий в России порядок бухгалтерского учета разрешает коммерческим фирмам выбирать один из двух вариантов учетной политики: либо определять прибыль по разности стоимости и себестоимости отгруженной продукции (то есть даже и до момента ее фактической оплаты заказчиком), либо определять прибыль только после оплаты заказчиком фактически отгруженной продукции. Менять учетную политику в течение одного года фирма не имеет права. Выбор же того или иного варианта учетной политики связан с порядком осуществления расчетов с покупателями, с порядком платежей налогов на прибыль и стремлением фирмы получить возможность ускоренного использования финансовых ресурсов в части, отраженной с балансе суммы прибыли.

Расчеты, могут быть выполнены балансовым методом, то есть на основе аддитивных моделей взаимосвязи показателей валового оборота, валового выпуска, валовой и товарной продукции. Однако, в ряде случаев оказывается целесообразным использовать коэффициентный метод (мультипликативную модель), исходя из сводных данных по фирме и введя в рассмотрение несколько коэффициентов, характеризующих соотношение валового оборота и валовой продукции, валовой и товарной продукции и т.д.

Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота показывает, сколько руб. произведенной валовой продукции приходится на один руб. валового оборота. Обратная величина рассматриваемого коэффициента носит название коэффициента внутрипроизводственного комбинирования, приблизительно характеризующего число стадий производственного процесса, которые проходит исходный предмет труда до превращения в окончательный результат производства.

Коэффициент товарности непосредственно характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на один руб. валовой.

Коэффициент отгрузки, характеризуя соотношение стоимости отгруженной и товарной продукции, является косвенной характеристикой качества работы управленческого подразделения, ответственного за своевременный сбыт готовой продукции.

Коэффициент реализации, характеризуя соотношение стоимости отгруженной и реализованной продукции.

Следующим этапом экономико-статистического анализа может быть решение вопроса о том, какова мера влияния изменения отдельных факторов на изменение общего объема выручки от реализации продукции. Для решения этой задачи можно использовать мультипликативную модель[5] вида:


РП ОП ТП ВП

РП = —— * —— * —— * —— * ВО = a * b * c * d * e.

ОП ТП ВП ВО

Понятно, что, исходя из сказанного ранее о мультипликативных моделях, относительная мера влияния изменения каждого из факторов на изменение выручки от реализации может быть представлена в виде произведения соответствующих индексов изменения каждого фактора.

Для оценки влияния абсолютного изменения каждого из факторов на абсолютное изменение результативного показателя необходимо выполнить ряд расчетов по алгоритму, суть которого ясно видна из следующих расчетов:

Показатели валового оборота, валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции базируются на данных бухгалтерского учета, отображающих стоимость продукта в ценах, включающих отдельные элементы издержек производства: затраты предметов труда (С1), затраты, связанные с применением средств труда - амортизационные отчисления (С2), затраты, связанные с использованием живого труда (V) и включенную в цену прибыль (М). Таким образом, стоимость продукта (Р) может быть представлена формулой Р = С1 + С2 +V + М. Поскольку в цену продукта входят издержки, связанные с потреблением в производственном процессе сырья, материалов, топлива, энергии и др. элементов, представляющих с точки зрения фирмы издержки ранее овеществленного вне ее пределов труда, цели внутрифирменного планирования в ряде случаев могут потребовать использования показателей, характеризующих затраты только живого труда, в натуральных или денежных измерителях, вновь созданную живым трудом стоимость (чистую продукцию фирмы, являющуюся частью национального дохода на макроэкономическом уровне, и, наконец, стоимость, добавленную обработкой (условно-чистую продукцию, добавленную стоимость)), являющуюся частью валового внутреннего продукта на макроэкономическом уровне.

Отметим далее, что цена единицы товара данного вида для производящей этот товар фирмы всегда играет роль некоторого нормативного уровня затрат, на который фирма должна ориентироваться, калькулируя размеры затрат по отдельным элементам, определяя допустимый уровень расходов по отдельным подразделениям и т.д.

В конечном счете оказывается, что в ходе внутрифирменного планирования и учета результатов, полученных ее отдельными подразделениями, фирма должна применять показатели объема производства, основная задача которых — отображать величину вклада каждого подразделения и фирмы в целом в общую величину стоимости продукта, включенного в стоимость овеществленного вне пределов фирмы общественного труда.

Заметим также, что затраты живого труда в натуральных измерителях будут выражены показателями использования рабочего времени — t (в чел.-часах, чел.-днях или чел. -годах), а в денежных измерителях - через величины затрат оплаты труда)на единицу труда — S и на весь объем продукции (q) фирмы за данный период — q* t * s = V.

Таким образом, соотношения и взаимосвязи показателей объема продукции и системы показателей объема производства можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 2.4):

 

Стоимость продукта (цена) Р = С1 + С2 + V + M
Предметы труда С1 Амортизация С2 Живой труд V Прибыль М
    трудоемкость Т  
    оплата затрат живого труда V  
    чистая продукция ЧП = V + M  
    себестоимость обработки С2 + V = CO  
    Условно-чистая продукция (добавленная стоимость, стоимость, добавленная обработкой) С2 + V + M = УЧП  
                   

Рисунок 2.4. Система показателей объема производства.

В практических расчетах всегда исходят из нормативной калькуляции, определяющей цену единицы и соответственно стоимость всей продукции (Р). Если из этой величины последовательно вычитать предусмотренные нормативной калькуляцией величины отдельных элементов затрат, то можно получить: нормативно-условно чистую продукцию (НУЧП), нормативную себестоимость обработки (НСО), нормативно-чистую продукцию (НЧП), продукцию в нормативах затрат заработной платы (НЗП) и, наконец, нормативную трудоемкость (НТ).

Если же исходить из фактической цены (стоимости) продукции и физических затрат по элементам, аналогично можно получить все фактические показатели объема производства (УЧП, ЧП, СО, ЗП, Т).


[1] В ходе дальнейшего изложения не будут использоваться стохастические модели (регрессионные, на главных компонентах и т.п.), так как их практическое использование основано на тех же принципах, что и детерминированных моделей, раз стохастическая модель представлена в виде функции одной или нескольких переменных.

[2] Знаки суммирования (S) поставлены у переменных Дп и Дв потому, что в течение операционного дня получение и выдача средств в кассу и из кассы может происходить неоднократно, а регистрация каждой операции должна осуществляться отдельно.

[3] Коэффициент изменения (роста), выраженный в процентах, называют темпом роста (изменения), а разность темпа роста и 100% темпом прироста (разумеется, если коэффициент роста больше единицы).

[4] В рыночной экономике землю следует рассматривать как элемент капитала, а не как самостоятельный фактор производства.

[5] Обратим внимание читателя, что последовательность сомножителей в модели установлена не случайно: в результате их перемножения попарно как слева направо, так и справа налево, каждый раз будет получаться экономически осмысленный показатель)например, ВП / ВО * ВО = ВП; РП / ОП * ОП / ТП = = РП / ТП и т.д.). Кроме того, должно быть достаточно очевидно соблюдение условия равенства факторных изменений общему изменению результативного показателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: