Блок №1 Теория литературы




Блок №1 Теория литературы

1. Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности.

2. Литературные роды и их жанры (примеры литературных произведений)

3. Тема, идея, проблематика литературного произведения.

4. Сюжет и композиция литературного произведения.

5. Литературные направления конца 18 и первой половины 19 века.

6. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

7. Деталь, символ, подтекст в литературном произведении.

8. Стихотворные размеры.

9. Раскройте суть понятия «художественный образ».

10. Авторская позиция в литературном произведении.

 

Блок №2 Анализ литературных произведений

1. Кто из персонажей пьесы ощущает на себе жестокие нравы Калинова, а кто их укрепляет и поддерживает? (А Н Островский «Гроза»).

2. Светлые и тёмные стороны патриархального быта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

3. Сила или слабость отразились в поступке Катерины? (А.Н. Островский «Гроза»)

4. Илья Обломов и Андрей Штольц (И.А.Гончаров «Обломов»).

5. Обломов и Ольга Ильинская. (И.А.Гончаров «Обломов)

6. Любовь как испытание в жизни Базарова. (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

7. Споры Базарова с Павлом Петровичем (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

8. Смысл финала романа «Отцы и дети».

9. Четвертый сон Веры Павловны (Н.Г. Чернышевский «Что делать?»)

10. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Блок №3 Чтение наизусть

1. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащегося)

2. Чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору учащегося)

3. Чтение отрывка наизусть из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по выбору учащегося)

4. Чтение наизусть стихотворения Н.А. Некрасова (по выбору учащегося)

5. Чтение отрывка наизусть из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

 

Блок №1 Теория литературы

1. 19 век – знаменательный век в русской литературе. В число авторов второй 1\2 19 в входят Островский Чехов Тургенев Достоевский и др.

Отличительной чертой литературы становится реализм. Это глубокое изучение человека и общества в их постоянной взаимосвязи. Художественные открытия реализма проявились е только в достоверности изображения будничной жизни, но и в изображении многообразных человеческих характеров. В искусстве возникает новая концепция мира и человека.

Во 2ой 1\2 19в литература становится в какой-то мере средством распространения полит. взглядов. Общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность – отличительные черты литературы 2ой половины 19 в. Именно в этот момент возникают вопросы Кто виноват и Что делать.

Русская литература 2ой 1\2 19в очень разнообразна и ярка. Несмотря на явные противоречия писателей того времени их всех объединяет любовь к родине и народу.

2. Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие). Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

· Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.

· Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

 

Жанры эпических произведений:

· Эпопея – Гомер (“Илиада” “Одисея”), Пушкин “Капитансая дочка”.

· Роман – эпопея – Толстой (“Война и мир”)

· Роман – исторический Дюма - Три мушкетера

· Повесть – Лермонтов – Герой нашего времени

· Новелла – психологический Чернышевский – Что делать

· Роман-притча Достоевский Униженные и оскорбленные

 

 

· Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки... ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный... Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка... Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп... Трагедия Комедия: положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс... Песня Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма...

 

3. Литературное произведение создается автором как разговор с самим собой и читателем на определенную тему посредством языка литературных образов. Рассмотрите несколько определений слова "тема":

Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:

ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.

Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.

Итак,
ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.

Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.

Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:

· в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;

· важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;

· тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;

· неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?

· трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя?

· Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.

Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.

Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.

Итак,
ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ЭТО СЛОЖНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЦЕЛАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВ, ТЕСНО СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ (ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ, ЛЮДИ, ИНТЕРЬЕР, ПРИРОДА, РЕЧЬ, ЛЕКСИКА, ВЫСКАЗЫВАНИЯ АВТОРА О ГЕРОЯХ). СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ДРУГ С ДРУГОМ, ИХ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И НАЗЫВАЕТСЯ КОМПОЗИЦИЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Композиция всегда подчинена содержанию произведения, его идее. В любом произведении есть композиция. Интересно, что композиция присуща и одному образу.

Композиция образа Манилова:

— деревня, принадлежащая Манилову

— люди Манилова

— дом Манилова

— портрет, который автор дает Манилову («ни то, ни се»)

— разговоры

Говоря о композиции, надо отметить, что любому литературному направлению свойственна своя, присущая только ему композиция. Для классицистов характерна статичность, неподвижность, однолинейность композиции. Реалисты изображают человека в развитии, поэтому и обстановка находится в движении

Сюжет — ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий в произведении.

Сюжет — это связи, противоречия, симпатия, антипатия и вообще взаимоотношения людей. Максим Горький

Сюжет отражает концепцию (точку зрения) автора на действительность. Он органично связан с идеей произведения и является одним из способов ее развития. В основе сюжета всегда лежит конфликт (коллизия). В процессе движения коллизия проходит через следующие этапы:

1. Экспозиция — расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющая действие. Располагается в начале, но иногда встречается и в середине, и в конце.

2. Действие не будет развиваться, пока не произойдет первое столкновение, конфликт. Завязка — событие, с которого начинается действие, благодаря которому возникают следующие события.

«Капитанская дочка».

Экспозиция — жизнь Гринева.

Завязка — решение отца отправить Гринева в армию.

Завязка, как правило, мотивирована экспозицией. Есть произведения, начинающиеся сразу с завязки что придает им особую остроту (например, детективы).

3. Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

«Гроза»: кульминация — момент, когда Катерина кается во время грозы

«Горе от ума»: Чацкий подслушивает за камином.

4. Развязка.

«Гроза»: развязка — Катерина решает броситься в воду.

В эпических произведениях есть еще два фрагмента сюжета: пролог и эпилог. Пролог — это вступление к основному сюжетному развитию. Он рассказывает о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие или разъясняет авторский замысел. Эпилог — это послесловие, в котором автор заканчивает главную мысль.

Таким образом, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развязки, развития действия, кульминации, и пролога-эпилога.


 

 


 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: