Его последствия для Египта




Именно в связи с этим стоит обратить внимание на ситуацию в азиатской сфере влияния Египта в конце 1360-х – 1350-е гг. до н. э., которая представляла собой настоящую внешнеполитическую катастрофу. В конце 1360-х гг. равнодушие Эхнатона к внешнеполитическим делам подорвало важнейший устой «амарнского мирового порядка» – согласие Египта и Митанни; около 1360 г. между ними началась война, и митаннийский царь Тушратта отобрал у Египта практически все его владения в Сирии. Около 1355 г. до н. э. эти территории перешли уже от Митанни к Хеттскому царству, правитель которого Суппилулиума I нанес Тушратте тяжелейшее поражение, после чего тот потерял власть и был убит. Таким образом, соседом Египта в Азии становится новая и очень агрессивная держава.

Жертвами завоеваний или внутренних неурядиц стали многие мелкие правители Восточного Средиземноморья, еще признававшие свою зависимость от Египта. Наконец, несмотря на отсутствие поводов к прямым разногласиям, охладели прежние союзнические отношения Египта с Вавилоном. Вряд ли случайно, что важнейшей частью пышного празднования юбилея царствования Эхнатона примерно одновременно с полным разрывом со старыми культами был прием царской четой дани от представителей подвластных Египту стран Азии и Нубии. Видимо, эта церемония явно была призвана скомпенсировать в восприятии подданных Эхнатона бедственное реальное положение дел в Азии.

Сын Аменхотепа III Аменхотеп IV (1365–1348 до н.э.) провел при поддержке служилой знати религиозную реформу, направленную против культа бога Амона и тесно связанного с ним могущественного фиванского жречества. Фараон провозгласил верховным и единственным культ солнечного диска Атона; остальные божества или отменялись, или переводились в ранг слуг Атона. Аменхотеп IV принял имя «Эхнатон» («Благой для Атона») и переехал вместе с двором из Фив в новооснованную им столицу Ахетатон (Эль-Амарна) в Центральном Египте. Однако эта реформа, которую ряд исследователей считает монотеистической, вызвала неприятие со стороны не только фиванского жречества, но и широких слоев населения, так как она отрицала укоренившиеся в сознании египтян религиозные представления (антропо- или зооморфный облик бога, божественную генеалогию и пр.). Реформа привела к расколу египетского общества и ослаблению египетского государства. Сконцентрировав свои усилия на утверждении новой религии, Эхнатон отказался от активной внешней политики и в значительной степени утратил контроль над захваченными его предшественниками территориями: он не пытался организовать сопротивление натиску хеттов на Сирию; при нем большинство сирийских и палестинских князей обрело фактическую независимость от Египта. Египетская гегемония на Ближнем Востоке ушла в прошлое.

2. Период Чуньцю в Китае. Конфуцианство, моизм, даосизм.

Период, когда местные правители разной степени могущества боролись за гегемонию друг над другом, признавая верховную сакральную, но номинальную власть чжоуского вана, называется Чуньцю («Весны и Осени», 722–403 гг. до н. э.). Это был один из самых мрачных периодов в истории Китая, полный бесконечными войнами между владениями, смутами и переворотами.

Началу периода Чуньцю предшествовали события, связанные с ослаблением власти чжоуского вана. Правитель Ю-ван был свергнут представителями чжоуской родовой знати, в том числе и при участии правителей нескольких владений, которые стремились к самостоятельности и полному суверенитету в своих землях. В события были вовлечены степняки-жуны. Новым ваном был назначен старший сын от отстранённой старшей жены (дочери главы жунского рода Шэнь) Пин-ван.

В конце VIII – конце VII в. до н. э. Китай испытывал на себе восточные импульсы того переселения кочевых народов Великой степи, западными звеньями которого были рассматривавшийся выше миграции скифов. С северо-востока в долину Хуанхэ прорывались кочевые племена ди (включавшие, по-видимому, ира-

ноязычные группы), опустошая центральные районы страны, включаясь в усобицы князей и выступая как союзники одних и враги друг их.\

Необходимость борьбы с нашествиями племен дивызвала к жизни определенную политическую интеграцию, однако уже не вокруг фигуры чжоуского вана: тот или иной крупный чжухоу добивался съезда князей, на котором его признавали «гегемоном», ба, что подразумевало лидерство по отношению к прочим владетелям, обычно осуществлявшееся под стандартными лозунгами «заставить всех уважать вана» и «отразить угрозу варваров». На деле главным здесь было стремление к политическому господству, однако достаточными силами для его достижения не располагало еще ни одно владение. «Гегемонии» добивались князья то одного, то другого из них, и ни один не мог добиться покорности от всех владений.

Эпоха «гегемонов» началась в 1-й половине VII в. до н. э., в период особой угрозы ди, и завершилась в начале VI в. до н. э., практически сразу после решающей победы над ними (594 г. до н. э.), покончившей с их набегами. Выдвижение «гегемонов» еще больше ослабило престиж чжоуских царей: в конце VII в. до н. э. правитель Чу принял титул вана, открыто отвергнув номинальный авторитет Чжоу, и это не помешало ему добиться того, что остальные князья, хоть и лояльные Чжоу, признали его тем не менее «гегемоном»! К V в. до н. э. общность хуася охватила новые территории, благодаря колонизации, направленной на относительно менее заселенные окраины – на восток, к берегам Тихого океана, и на юг, в бассейн Янцзы, а также

культурной ассимиляции местного населения.

К этому времени из противоборствовавших княжеств уцелело немногим более десятка – они и делили между собой всю территорию хуася. В частности, к «Срединным государствам» были теперь отнесены сильные окраинные владения с населением, частично имевшим некитайские этнические корни: Чу на юге, Янь на северо-востоке и Цинь на запад.

 

 

Центр власти был перенесен на восток из долины реки Вэйхэ в долину реки Лохэ. Земли в долине Вэйхэвошли в состав полу-жунского царства Цинь, которое с этого момента начало постепенно усиливаться. Хроника Чуньцю царства Лу, редактирование которой приписывается Конфуцию, начинается с 722 до н. э. — с конца правления Пин-ван. Историки считают началом этого периода 771 год — приход Пин-вана к власти и перенос столицы Чжоу на восток.

Вэнь-гун провёл успешные реформы, а потом собрал армию и покарал тех удельных правителей, которые плохо относились к нему во время изгнания. Он помог чжоускому вану восстановиться на троне после мятежа, поднятого его братом Шу-Даем в 635 до н. э.. Вэнь-гун также просил вана дать ему право после смерти быть внесенным в могилу по подземному переходу, но получил отказ, так как подобные привилегии давались только Сыну Неба. Через три он предпринял поход на царство Чу по заданию вана. Хотя царство Чу ему помогало, он вступил с ним в конфликт и победил его в битве при Чэнпу (632 до н. э.), передав часть полученных богатств чжоускому вану, и стал после этого гегемоном.

Хотя он пробыл гегемоном недолго и умер, он смог укрепить позиции вана и позиции царства Цзинь в Китае, которые оставались ещё очень прочными более ста лет.

В 579 до н. э. четыре крупных царства Цзинь, Ци, Цинь и Чу собрались на переговоры и заключили соглашение, к которому присоединились малые царства.

Философские школы Китая

1. Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями. Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.

Главным в К. были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же — сяо жэнь (дословно — "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, — яркое выражение социальной направленности, классового характера К.

2. Моизм (6-5вв) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.

В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

3. Даосизм - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао.

 

 

Билет №7

1. Египет при XIX- XX династий. III ПерПер.

Политика Хоремхеба подготовила восстановление могущества Египта при XIX династии (1306–1197 до н.э.), основанной Рамсесом I. При ней возобновилась активная внешняя политика. Главным ее направлением стала борьба за Сирию, Палестину и Финикию; в этой борьбе основным соперником Египта выступило Хеттское государство. Сети I. При нем возобновилось противостояние Египта с хеттами. В 1303 до н. э. он вернул Египту Палестину, а в двух следующих походах захватил Финикию, а также южную и Центральную Сирию. Одержав победу над хеттами к северу от Кадеша, за Египтом закреплялись Палестина и Южная Сирия.

Его наследник Рамсес II (1290–1224 до н.э.) в 1286 до н.э. совершил поход в Сирию, во время которого хеттский царь Муватталла заманил его в ловушку у Кадеша; лишь с огромным трудом фараону удалось избежать поражения. Конфуз под Кадешем вызвал почти повсеместное восстание сирийских и палестинских городов. В течение шестнадцати лет (1286–1270 до н.э.) В 1270 до н.э. фараон заключил с хеттским царем Хаттусили III договор о разделе спорных территорий: египтяне получили Южную Сирию, Палестину и Финикию, основная же часть Сирии, в том числе Амурру, досталась хеттам; стороны обязывались решать конфликты дипломатическими средствами и оказывать друг другу военную поддержку в случае нападения третьей стороны (имелась в виду усилившаяся к тому времени Ассирия). Рамсес II вступил в брак с хеттской царевной. Договор 1270 до н.э. – первый известный документ такого рода в истории международных отношений.

При Рамсесе II был также восстановлен полный контроль Египта над Нубией. На востоке Дельты он основал новую столицу – Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). При нем осуществлялись крупные ирригационные работы в Нижнем Египте, в результате чего в хозяйственный оборот были включены новые плодородные земли. Правление Рамсеса II стало периодом экономического и политического расцвета Египта.

Его сын и преемник Мернептах (1224–1214 до н.э.) отразил нашествие «народов моря» и вторжение ливийцев; он также подавил восстание в Сирии. После его смерти наступает период ослабления центральной власти: чехарда на престоле сопровождается ростом могущества номархов. Ухудшение экономического положения широких слоев египетского общества вызывает ок. 1200 до н.э. массовое восстание, которое возглавляет сириец Ирсу. Стабилизировать ситуацию удалось вельможе Сетнахту, который стал основателем XX династии.

В правление его сына и преемника Рамсеса III (1198–1166 до н.э.) Египет переживает последний взлет своего могущества. Рамсес III провел военную реформу: разделив все население на призывные группы, он обязал их поставлять определенное количество воинов; он также увеличил число наемных отрядов, в основном из ливийцев и «народов моря». Укрепив таким образом армию, фараон смог вернуть под власть Египта Палестину, Финикию и Сирию и отразить несколько вторжений (ливийцев в 1185 до н.э., «народов моря» в 1182 до н.э., максиев в 1179 до н.э.). Однако уже при нем обозначились признаки ухудшения внутриполитического положения. Покровительство храмам и жречеству (щедрые дары, освобождение от воинской повинности) привела к истощению казны; в ряде номов вспыхнули волнения низов (забастовка ремесленников в Фивах в 1171 до н.э.), недовольство нарастало в среде служилой знати. В 1159 до н.э. Рамсес III пал жертвой заговора своих приближенных.

При его преемниках (от Рамсеса IV до Рамсеса XI) Египетская держава постепенно приходит в упадок. Египет утрачивает контроль над своими азиатскими владениями; после Рамсеса VI исчезают какие-либо следы зависимости Сирии и Палестины от фараонов. Ливийцы продолжают расселяться в северо-западных областях. Царская власть слабеет, а влияние фиванского жречества и номархов усиливается; управление Верхним Египтом фактически оказывается в руках верховных жрецов Амона в Фивах, сделавших свою должность наследственной; при Рамсесе XI верховный жрец Амона Херихор является одновременно верховным сановником, военачальником и наместником Нубии. Со смертью Рамсеса XI в 1075 до н.э. прекращается XX династия, и Египет распадается на две части – Верхний Египет со столицей в Фивах, где власть захватывает Херихор, и Нижний Египет с центром в Танисе, где воцаряется Несубанебджед (Смендес), основатель XXI династии. См. также РАМСЕС.

Третий переходный период (1075–945 до н.э.): XXI династия. Разделение Египта привело к распаду единого царского хозяйства, фундамента государственной централизации. Царские поместья в номах оказываются в руках местной знати и жречества. Условные держания чиновников становятся их собственностью. Египет превращается в арену соперничества региональных группировок аристократии. Повсеместно, особенно на юге, возрастает могущество храмов. Южная часть Египта оставалась под властью преемников Херихора – верховных жрецов Амона-Ра, причем все внутреннее устройство этой области оказалось под сильным влиянием религиозных установлений (например, судебные решения выносились, как правило, с помощью оракулов бога Амона). Теократическое государство, власть бога Амона, его решение через жречество. Египет перестает быть великой державой Восточного Средиземноморья и утрачивает последние остатки своих чужеземных владений; ослабевает контроль даже над сильно египтизированной Нубией. Продолжается массовое проникновение ливийцев в Нижний Египет: они селятся там целыми племенами, образуют костяк египетской армии, их вожди все чаще занимают посты номархов и вступают в родственные отношения с местной светской и духовной знатью.

2.Законы Хаммурапи. Общим духом этих законов является ограничение и регламентирование частной эксплуатации и частнособственнических отношений вообще, утверждение государственного контроля над всей хозяйственной жизнью. Регулировались отношения должника и ростовщика. Регулировалось и закабаление. Регулировали законы и различные социальные отношения. Закреплялась сословная структура. В уголовной отрасли лежал принцип око за око зуб за зуб. «принцип талеона» Но таких статей как про воровство или убийство вообще нет, так как они решаются по местным обычаям. Чаще всего казнью. Исключительное внимание уделяется семейному праву. Некоторые законы предусмотрены так чтобы предотвращать преступление(Статья о военных колонистах)

Билет №8

1. Египет в поздний период (I тысячелетие до н.э). Основные политические события и новшества в экономике

25 дин. Кашта сер.8 в., Пианхи 728, Шабака 707, Шабатака 701-690, Тахарка, Тапутаамон

26 дин. Псамметих 1, Неха 1, Асамметих 2, Априй, Амасис (Яхмос 2), Псамметих 3.

27-30 дин. Держава Ахеминидов. 525 Камбис, 518 Дарий 1, Ксерокс 486-484, Амиртей 397, 397-380 Неферит 1, Нектанеб 380-343, 343-332- завоевание Египта.

Египет в I тысячелетии переживал упадок, династический кризис и прочие упадки.
Начиная с 22 династии, в Египте правили чужеземные правители, не было уже единого централизованного госудасва. Первый правитель ливийской 22 династии Шешонк смог восстановить власть над всей страной. Кроме того он совершил удачный поход в Палестину, заключил договор с Соломоном, отдает за него дочь. Столицей делает Бубастис. Как шешонк попал в египет? египет начал брать в войско ливийцев, и его влияние усилилось и он стал фараоном. Во главе номов ставит своих родственников.
после распада израиля Шешонк идет на палестину в 925. Ему удается заставить нубию платить дань.
Его сыну Осоркону 1 не удалось повторить дела отца и поход окончился поражением. Вскоре в восточном Средиземноморье появилась новая угроза – Ассирия. Между тем происходит децентрализация власти и одновременно с 22-ой династией начинает править 23.
В 8-ом веке нубийские войска продвинулись вглубь Египта, но вскоре ушли, и с тех пор появилась новая династия из Саиса, родоначальником который был Тефнахт (24 династия).
Однако вскоре нубийские правители вновь стали вмешиваться в дела египта, и 24 династия прекратила существование. Правители 25 новой династии бросили вызов Ассирии. Но Шабатака потерпел сокрушительное поражение.
Ассирийский царь Асархадон смог подчинить себе египет, но Тахарка, преемник Шабатаки смог сохранить аппарат управления за собой.
Вскоре нубийский (напатский) царь бросил вызов Ассирии и потерпел поражение. Одновременно с этим саиский царь Псаметих I умело использовал этот момент для расширения владений на всю Дельту. Вскоре он объединил за собой весь Египет и стал основателем 26 династии. Чтобы упрочнить свое положение, он стал привлекать на службу различных наемников. Нашествие скифов ударило по позициям Ассирии и ослабило ее, чем конечно воспользовался Псаметих и его наследник Нехо 2.
Нехо занял все восточное средиземноморье. Но вскоре Египет утратил все свои тамошние позиции из-за Нового Вавилона. Псаметих 2, преемник Нехо, успешно воевал с Нубией до 2 порога. С юга угроз Египту не было. При Амасисе, ставленнике вавилонского царя удалось укрепить Египет как центр сильной культуры. Но на внешнеполитической арене появился новый враг – Держава Ахеменидов. 523- захват Мемфиса персами и захват Египта. Царь Камбис сокрушил Египет при помощи предательства в намеников и стал фараоном персидской династии в Египте. (27-ая). При Камбисе и Дарии 1 власть в Египте была представлена традиционно с египетской титулатурой. При Ксерксе политика по отношению к Египту стала более жестокой. 462 - правитель Саиса Амиртей (28 династия) поднял восстание и изгнал персов. Артаксекрс 3 смог снова покорить Египет, и его преемник Дарий 3 подавлял любое недовольство. Правление персов в Египте заканчивается, когда Александр Македонский освобождает от них страну, и с этого момента начинается новая история Египта.

2. хеттскиеЗаконы казуальны (т.е. перечисляют отдельные случаи, не заботясь/о систематическом освещении всех вариантов той или иной ситуации,и оставляют без внимания целые сферы жизни). Преимущественно ихинтересует уголовная отвественность и точки пересечения/государственной и общинной собственности на землю (как и во/многих обществах Передней Азии, земля в Хатти распадалась на/государственный и общинный фонд; из первого цари выделяли/условные держания, а также частные в точном смысле слова/вотчины. большинство преступлений, в том числе убийства и тем более кражи,/караются не смертью (ср. ЗХ!), а штрафами. Смертью казнят только/за сопротивление власти (т.е.политическое преступление),/ритуальные и половые преступления. Далее, хетты придают большое/значение мотиву преступления (корысть, гнев, умысел,/неосторожность), различают умышленное и неумышленное преступления

Билет №9

1. Месопотамия. Прир-геогр. Ист Мес до Саргона Древнего.

Месопотамия – это плоская равнина в бассейне Тигра и Евфрата, раскинувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата и гор Восточной Анатолии. Сейчас территория Месопотамии в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный

регион делился на Нижнюю и Верхнюю Месопотамию. В Верхней (Северной) Месопотамии Тигр и Евфрат далеко отстоят друг от друга. Нижняя (Южная) Месопотамия лежала в нижнем течении Тигра и Ефрата, где эти реки текли близко друг к другу. С конца 3ого тысячелетия в Нижнем Месопотамии сложилось шумеро-аккадское общество. Основные очаги развития цивилизации располагались в Нижней Месопотамии, которая была самой благоприятной для земледелия частью всего Плодородного Полумесяца, но бедной минеральными ресурсами и древесиной. Крайняя бедность Месопотамии минеральными ресурсами, включая металлы, и деревом с ранних пор стимулировала развитие внешнеторговой и военной экспансии. Месопотамцы вывозили ткани, зерно и ремесленные изделия, а сами отправляли торговые и военные экспедиции за лесом, металлами и рабами.

4500-35000 КультураУбейд. Гончарный круг, экспансия НМ на ВМ, до Сирии.

3500-2900 Культура Урук, появление протописьменности (пиктограммы)

2900-2750 Культура Джемдет-Наср.

Шумерский царский список - эпоха династии Ура, царственность спущена с небес, царь не бог, а носитель царственности. Зачем? Подчеркнуть легитимность власти. После потопа власть спешена в г. Киш

До сер. 2 тыс. сильная власть общины, совет старейшин, собранеи воинов могло влиять на ц. власть.

Периодизация.

1. Сер. 5-4 протописьменный период

2. 2750 – 2316 раннединастический период. Появляются лугали, военные вожди шумерского города-государства, старясь взять руки всю власть, власть нач. перед. по наследству.

Первая Династия Лагаша

Урнанше – создатель жрец +правитель

Эанатум 25 в. – междоусобные войны, нанёс поражение Умме.

В.п. 24 Лугалянда – коррупция и взяточничество, масовые поборы с населения, на постах родичи, жрецы обложены данью

2319-2312 гг. Уруинимгина – реформа разграничения дух и светской власти, отмена домов, люди прекращают быть рабами

2336 – Лугальзагеси, в Умме, разгромил Ур, Урук, объединил Мес., коронуется в Нипале.

2316 – появл. Саргон (Шарркмкен), в. семит, не знатного происхождения. Около 3 тысячелетия шумеры освоили письменность, что дало толчок к государственности. Начинается раннединастический период, завершившийся около 2900 г.

В Раннединстическом периоде страна представляла тогда собой отдельные номовые государства середины 3 тысячелетия. В последние века войны продолжались в возрастающем масштабе, но никому не удавалось добиться прочного успеха. В конце XXIV в. до н. э. выдвинулся новый завоеватель – царь Уммы Лугальзагеси. Он был, по-видимому, типичным представителем «аристократических» номовых династий Шумера. При объединении Месопотамии Лугальзагеси использовал и принципиально новые и старые приемы. На службе у царя Киша (убитого впоследствии в ходе завоеваний Лугальзагеси) находился мелкий придворный, по происхождению аккадец-простолюдин.Ему суждено было стать одним из величайших создателей империи на Древнем Востоке. После разгрома Киша войсками Лугальзагеси этот придворный возглавил часть кишцев и укрылся в лежащем в области Киша небольшом городке Аккаде. Здесь он объявил себя царем под именем Саргон

2. среднеассийрийских законов состояло в том, что они излагались в особой манере: каждая из глиняных табличек представляла собой своеобразный кодекс, регулировавший некую отрасль правовых отношений и требований. Правовые институты и нормы включали правовые статусы, например, правовой статус женщин (жены) приравнивался почти к статусу рабов. Вообще отношению мужчин и женщин и семейному праву уделено много внимания, также за преступления мужчин и женщин наказания могут быть разные, свидетельствует о патриархате. Судопроизводство было коллегиальным (6 судей и писарь). Уголовные и гражданские дела не дифференцируются. Особенностью законов была крайняя жестокость за малейшие провинности. Регулируют эти законы закабаление во всех его формах.

 

Билет №10

1. Образование империи Саргонаи ее упадок. 2316-2185 гг. От Пер. залива до Вавилона.

На службе у царя Киша (убитого впоследствии в ходе завоеваний Лугальзагеси) находился мелкий придворный, по происхождению аккадец-простолюдин. После разгрома Киша войсками Лугальзагеси этот придворный возглавил часть кишцев и укрылся в лежащем в области Киша небольшом городке Аккаде. Здесь он объявил себя царем под именем Шаррум-кен (по-аккадски «Истинный царь», в традиционной современной передаче – Саргон; 2316–2260 гг. до н. э.).

2316 - война с Лугальзагеси, победа.. Коронуется как царь Месопотамии. На местах – сторнник, родичи, смещает аристократию. НМ – шумеры, сомкнутый ряд, Саргон – лучники, рассыпной строй, медные топоры, кпоья, шлемы + поддрежка народа (т.к. отмена домов). Столица - Аккад. С. Сирия – кедр. Доходит до Сред. моря. Попадает на тер. Турции, поражение Элламу. 2260- умер, смута.

Римуш (подавил восстание аристократии ), Маништушу ( тактика приобретения земли через общину) – сыновья правят 2260-2237 гг. Нарамсуе н 2237-2200 гг. царь воитель, доходит до Сред.моря, союз с Элламом!!! первый договор между царями, в случае опасности Эллам отправляет войско на помощь. При жизни пров. Себя богом -> протесты общества, наз. богохульником. Гибнет в битве с кутиями (древние племена, могущ. Воители, в конце 23 в. вторгаются в М.). Шаркалишарри 2200 – 2185 гг. переход к оборон. войне. 2185-2109 гг. – умирает, смута, начинается Кутийский период, завоев. всю НМ, безвластие, потеря культуры, не правили напрямую, обложили данью, появл. понятие национализма.

2. Нововавилонское царство в VII-VI вв. до н. э. 626-539 гг.

626 - Набополассар, халд. вождь, основатель. Осаждал Урук до 616 и Нипур до 615, неуд. Попытки атаковать г.Ашур., союзник Мидия в осаде Ашура -> взят. Мирный договор Вавилон и Мидия, скреплен дин. союзом (Навуходоносори мид.царица). 612-осада Ниневии, столицу Ассирии, взял, стёр с лица земли -> Ассирия пала, часть ассирийской армии отошла в Харан. 609 – разрушен Харан, 605- Ассирия исчезает!!! 605-562 Навуходоносор 2. Двинул войска в Сирию и Палестин. Большую часть своего правления II (605–562 гг. до н. э.) провел в борьбе против Египта за власть над Левантом. Именно он разгромил Иудею и увел несколько тысяч евреев в вавилонский плен. Вавилония при этом правителе стала наиболее могущественным государством, а ее столица была превращена в неприступную крепость. 562 – умер, до 656 – безвластие в стране. 556-539- Набонид, не халдей, а аромей, вводит культ Сина (бог луны)-> жречество против, ослабление Вавилона. Когда в 539 г. до н.э. победоносный Кир II подошел к стенам Вавилона, он сумел, обойдя мощные укрепления, вступить в него (по некоторым данным, осушив для этого русло реки и пройдя по ее дну). Кир отнесся к Вавилону с большой почтительностью, сохранив его статус, права и привилегии. Иноплеменное население, в частности иудеи, было освобождено и получило возможность вернуться на родину. Все вавилонские боги и культы были восстановлены, а Набонид, которому была сохранена жизнь и даже предоставлена должность правителя одной из отдаленных областей империи персов, был обвинен в беззаконии и произволе, в разрушении традиционной религии вавилонян.

Билет №11

1. Господство кутиев и III династия Ура.

Господство кутиев. 2185-2109 гг. Завоев. всю НМ. Страна была разорена: к гнету местных элит прибавился гнет иноземцев-кутиев, которым местные правители Шумера отправляли дань. Только правители Лагаша, сделавшие ставку на кутиев, пользовались поддержкой кутиев и осуществляли от их имени верховное управление прочими номами. В то время в Верхней Месопотамии из-за кутиев нахлынули хуритты и сути, ассимилировавшие тамошнее население.Вторая династия Лагаша, правит Урбаба, покоряет тер. НМ, но находится под властью кутиев, собирает дань с шум. городов, строит храм (по материалам видим широкие торговые связи). Из лагашских царей кутийского времени лучше всего нам известен по своим надписям и статуям Гудеа (2137–2117 гг. до н. э.). 2109 - Урук и Ур нач. борьбу за независимость. Власть гутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану. Несмотря на то, что кутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: