Конец Среднего царства. Завоевание Египта гиксосы




Билет №1

1. Так как Египет был беден полезными ископаемыми то египтяне часто ходили в походы в Ливан, Нубию, Ливию, Сирию. Экономика зависела от разливов Нила. Из-за благоприятных условий население Египта перешло к производящей экономике очень рано. Так как от разливов Нила зависела и урожайность. И как только разливы Нила становились низкими, то номы пытались экономически обособиться от центра.

Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э.

Иероглифика — одна из систем египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом дополненным фонетическими. Первоначально слова изображались наглядными рисунками. Следующим шагом было создание смыслового письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия. Позже появляются звуковые знаки, в которых изображённый рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной.

Иератика — ранняя форма древнеегипетской скорописи, возникшая во время I династии. Принципы иератического письма в целом совпадали с иероглифическим. В отличие от иероглифики, иератические тексты всегда пишутся справа налево. Иератика отличалась от иероглифики по внешнему виду знаков, потом по способу их употребления.

Демотика — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях египетского языка. Демотика возникла в середине VII века до н. э. в Нижнем Египте, вытеснила иератическое письмо из административных и юридических документов и распространилась по всему Египту. Демотическое письмо употреблялось около 1200 лет.

2. Зороастризм.
Его основатель Заратуштра жил на востоке Ирана в 7-ом веке. К тому времени иранцы выделяли два типа богов: ахур – добрые боги, защитники, и дайвы – сеющие хаос. Ложь и правда была мировыми началами.
Традиционной религией иранцев принадлежит мысль, что каждый тип богов имел одного верховного бога; Ахур – Ахура-Мазда, дайвы – Анхро-Манью.
Сами иранцы почитали богов этих двух типов. Добрых – чтобы те одаривали их добром, Злых – чтобы те не приченяли им зла.
Согласно Заратуштре, суть движения является извечная борьба добра со злом на равных.
Впоследствии для людей стало недостойно и гибельно почитать дайвов, а за поклонение ахуру их ждала счастливая загробная «жизнь»..
Зороастризм запрещали человеческие жертвы.
Вскоре Ахура-Мазда стал почитаться как один верховный бог, при Дарие I зороастризм стал гос. религией Персии.

Билет №2

1. Древнее царство. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. система Древнего Египта представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял фараон, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Хора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало. Причины падения засуха и из-за неё обособление номов от центра.

2. Хеттская религия. Каноническим считалось перечисления «1000 хеттских богов». В этом перечне в разное время существования хеттского государства присутствовали различные божества, исконно хеттские и заимствованные, в том числе божества стихий. Хетты поклонялись богу грома — Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.. Верховынм богом, покровителем государственности считался бог грозы, сопостовлявшийся с богами-громовниками других верований. Не меньше почиталась Богиня Города Аринна. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относится хаттский Телепину.
Сауска – хуриттская богиня любви, разрушения и войны, отожествленная с Иштар. В результате постепенной систематизации культов был создан единый единый пантеон, состоящий преимущественно из хуриттских богов. Наиболее яркий и значительный памятник хеттской мифологии 0 цикл преданий и борьбе богов за престол верховного божества

Билет 3.

1. Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XII—XIII династий фараонов. Время относительно слабой централизации Египетского государства.

Начало Среднего царства относится к 2040 до н. э., когда фиванский монарх Ментухотеп I сверг фараона из Гераклеополя. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках людские и материальные ресурсы страны, восстановили общую египетскую ирригационную систему, существоващую в эпоху Древнего царства. В целом XII династии Аменемхетов — Сенусертов (1991 − 1783 гг. до н. э.), в особенности Сенусерту III, удалось стабилизировать положение страны и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военным и экономическим потенциалом. Опираясь на него, XII династия проводила успешную завоевательную политику. Продолжалось освоение Файюма, например, среди этого болота построили дворец, известный грекам как Лабиринт. Большие успехи были сделаны в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Стремясь захватить свое господство в золотоносных районах Северной Нубии, египтяне прокладывали дороги, строили системы крепостных городов типа Бухена. Нубия превратилась фактически в провинцию Египта. Расширялось египетское влияние в Восточном Средиземноморье, откуда египтяне получали медь, серебро, золото, строительный лес. В целом при XII династии Египет превратился в довольно крупную державу на Ближнем Востоке, а присвоение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов[источник не указан 748 дней], скота, материальных ценностей. Именно в период Среднего царства возник «средний класс» египетского общества, однако эксплуатация «царских людей» приводила к осложнению социальной ситуации.

Около 1783 до н. э. социальные противоречия привели, очевидно, к взрыву народного недовольства. На короткое время власть перешла в руки народа. Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название гиксосы. Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период (1640—1552 до н. э.).

2. Основателем буддизма считается царевич Сиддхарта Гаутама, который стал Просветленным, т.е. Буддой.
Будда утверждал что богов никто не видел, и подствердить их существование никто не может.
Будда называл четыре благородные истины и говорил, что жизнь в мире полна страданий, что есть их причина. Причина страданий – пристрастие к земным удовольствиям. Путь освобождения от страданий он видел в полном контроле человека над духом, в конечном счете это должно было привести к Нирване.
После смерти Будды его понятия стали неверно истолковывать, поэтому создали единый буддиский канон, сформированный в виде трех «корзин»: буддийские нормы, буддийское вероучение, буддийское мировоззрение.
Постепенно народные верования оказали огромное влияние на буддизм. Буддийская община разделялась на две части: в первой утверждали что пойти по пути буддизма может только монах-аскет, а вторые – что им может стать абсолютно любой человек.

Билет № 4

Конец Среднего царства. Завоевание Египта гиксосы

Второй переходный период в истории Древнего Египта (1715 — ок. 1554 до н. э., XIV—XVI династии). После падения 12 династии Египет распадается на самостоятельные номы. Слабостью египетского государства воспользовалось объединение гиксосов, которым в начале 17 века до н.э. удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте.

Около 1675 до н. э. в Египет вторгаются гиксосы. Гиксо́сы — группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Они захватывают Дельту и делают своей столицей крепость Аварис в восточной ее части. Их успеху способствовало то, что они, в отличие от египтян, использовали в военном деле коней.

Гиксосские вожди принимают титул фараона (XV—XVI династии). Однако, им не удается добиться реального подчинения всей долины Нила, под их властью фактически находится только Нижний Египет. Хотя часть верхнеегипетских номархов и признает владычество гиксосов, эта зависимость остается скорее формальной, и она ограничивается уплатой дани.

На юге Верхнего Египта образуется самостоятельное Фиванское княжество. Лишь в начале XVII века до н. э. гиксосскому фараону Хиану удается установить контроль над всем Верхним Египтом. Но после его смерти Фивы вновь обретают независимость, и фиванские правители провозглашают себя фараонами (XVII династия). Последний ее представитель, Камос, подчиняет остальные верхнеегипетские номы[2] и, несмотря на противодействие знати, начинает при поддержке рядовых воинов борьбу за изгнание гиксосов. Он совершает успешный поход в Дельту и принуждает их отступить к Аварису.

Решающего перелома в войне с чужеземцами добивается брат и наследник Камоса Яхмос I: он одерживает несколько побед и захватывает после трехлетней осады Аварис. Изгнание гиксосов завершается взятием крепости Шарухен в южной Палестине ок. 1554 до н. э.

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий.[5] В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский Сет (Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. СПб.: Летний сад, 2000. С. 159—163). В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения.

2.шум-аккадс.Божества-покровители являлись олицетворением сил природы. Из самых ранних письменных источников (конец IV — нач. III тыс. до н. э.) известны имена или символы богов Инанны, Энлиля и др. Самые ранние мифологические литературные тексты — гимны богам, пословицы, изложение некоторых мифов восходят к этому же периоду. Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу III — нач. II тыс. до н. э. До конца III тыс. до н. э. не было систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств. Древние шумерские божества сохраняли функцию божества плодородия. Один из наиболее типичных образов — образ богини-матери. В аккадском тексте о нисхождении Иштар (соответствует шумерской Инанне) и в эпосе об Эрре, боге чумы, Иштар перед воротами «страны без возврата» грозит, если её не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих живых», и угроза действует. Участь мёртвых под землёй незавидна. Хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьём могут служить и помои). Подземный мир тёмен, полон пыли, его обитатели — «как птицы, одеты одеждою крыльев».
Непогребённые души мёртвых возвращаются на землю и приносят беду, погребённые переправляются различных богов и демонов. По аккадским понятиям, таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий. Обладание ими обеспечивало мировое господство. Таблицы писали и в подземном мире; видимо, это была фиксация смертных приговоров, а также имена мёртвых.

Билет № 5

1. Египет в правление XVIII династии

Яхмос распространил власть своей династии на весь Египет. Походы Яхмоса не приобрели ещё ярко выраженный завоевательный характер, поскольку были направлены на установление безопасности южной и северо-восточной границ, но его преемники в силу одного факта обладания высокоэффективной армией были фактически обречены проводить экспансионистскую политику. После смерти Яхмоса в 1527 году до н. э. к власти пришел его малолетний сын Аменхотеп I (1530—1506 до н. э.), регентом при котором была провозглашена его мать Яхмес-Нефертари. В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства — от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. Поскольку Аменхотеп I умер, не оставив наследников, Яхмес-Нефертари возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет, своего зятя Тутмоса.

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем Тутмоса I. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции войска Тутмоса I были отправлены на север, в Переднюю Азию, разоряя Палестину и Сирию. Египетские войска впервые достигают хурритского государства Митанни на Евфрате.

Фараоны XVIII династии превратили Египет в ведущую силу древнего мира. Во время правления царицы Хатшепсут (1489—1468 до н. э.) закончилось возрождение Египта. Она расширила границы царства, лично возглавив один из двух походов в Нубию и воюя в Палестине, восстановила уничтоженные гиксосами монументы в Луксоре и Карнаке, развернула активную торговлю с таинственной страной Пунт на востоке Африки. По поручению Хатшепсут зодчим и приближённым царицы Сенмутом был создан целый ряд выдающихся архитектурных сооружений.

Преемник Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III (1468—1436 до н. э.), «Наполеон Древнего мира», стал крупнейшим фараоном-воителем и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни. Уже в мае 1468 до н. э. Тутмос III разбил при Мегиддо коалицию восставших сирийских, палестинских и гиксосских князей во главе с правителем Кадеша, через семь месяцев взял саму крепость Мегиддо, и этой блестящей кампанией подчинил себе земли практически до самого Евфрата, однако, ему приходилось ходить сюда походами почти каждый год, чтобы закрепить египетское верховенство над Сирией, Палестиной и Финикией. В 1448 до н. э. фараон наносит окончательный удар Кадешу и митаннийцам, доходя до столицы Митанни Вашшукани. Доходит до 4х порогов -> система дальневосточных отношений. Аменхотеп II 1436- 1417 Подавление восстания в Нубии, походы в Сирию и Палестину, не удаётся достичь Ефрата. Тутмос IV 1417-1402. Всё же позиции Египта в Сирии стали ослабевать в основном из-за противоборства со стороны Митаннийской державы. И, в конце концов, Тутмос был вынужден договориться о мире и разделе сфер влияния с митаннийским царём Артадамой I. По этому миру Северная Сирия отходила Митанни. Аменхотеп III 1402 - 1364ггг. - апогей храмового строительства. От Сирии до 1х порогов. При Эхнатоне контроль над Сирией и Палестиной достается хеттам без боя, религиозная реформа, столица – Ахетатон. При Тутанхамоне столица – Фивы, возвращает богов.

2. Ведическая религия и индуизм.

Ведическая религия — религия Древней Индии, получившая название от сборника священных писаний под общим названием Веды (знание). Базой для развития ведизма послужили верования праиндоевропейцев. Так оформились четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ принадлежит к древнейшим религиям индоарийских племен. Она стала основой многих языческих культов у разных индоевропейских народов в III тыс. до н. э. Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм. Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов. Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома

Но в большей степени ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ начала развиваться на рубеже II—I тыс. до н. э. на территории современной Индии и стала началом для брахманизма, а затем и индуизма. Носителями ведической религии были индоарийские племена, распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада Индостана. Для ведической религии характерны политеизм и наделение богов и явлений природы свойствами и чертами характера человека. Ведийские боги подразделялись на три класса: небесные боги (бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас, бог моря Варуна), земные боги (бог огня Агни, бог пьянящего напитка Сома) и боги стихий (бог-громовержец Индра, бог ветра Ваю, бог грозы Рудра). По представлениям индийцев, боги находились в постоянном состоянии войны со злыми демонами — асурами. Кроме богов почитались и обожествлялись природные объекты и явления. Почитание богов было неразрывно связано с культом жертвоприношений, обрядовость которых постоянно усложнялась, что повлекло за собой рост количества жрецов, участвующих в проведении этих ритуалов. В настоящее время предпринимаются попытки найти корни ведической религии и прародину индоариев.

Индуизм - одна из самых древнейших религий, сформировавшаяся в древней цивилизации Индии. Обыкновенно ученые возводят истоки индуизма к II-III тысячелетию до новой эры, когда существовала еще протоиндийская цивилизация. С тех времен религия не сильно претерпела изменения, пронеся через века практически все традиции архаической культуры, так что можно говорить об индуизме как о самой старой и неизменной религии мира. Как религиозный феномен индуизм отличается необычайной сложностью и двойственностью, если не сказать сильнее: многим он кажется расплывчатым, беспорядочным и трудно постижимым.

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы. Учёные, однако, выделяют в современном индуизме четыре основных направления:

1. Шактизм - Шакти, олицетворённой в женском божестве или Богине-матери Деви — Богини-Матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога

2. Шиваизм - поклоняются Шиве;

3. Смартизм верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего

4. Вайшнавизм - Вишну и его основным аватарам, таким как Кришна и Рама, как Богу в различных Его формах.

В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме, или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые пурушартхи[51][52]:

1. Дхарма — правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний

2. Артха — материальное благосостояние и успех

3. Кама — чувственные наслаждения

4. Мокша — освобождение из сансары

  • Агни — бог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.
  • Индра — бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры — убийства змея Вритры, «сковавшего воды».
  • Вишну — помощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших мироздание.

Билет №6

1. Религиозный переворот Эхнатона.

Политику укрепления царской власти, опиравшейся на преданное ему незнатное чиновничество, и повышения роли царя в религиозной жизни Египта, начатую Аменхотепом III, продолжил его сын от брака с Тэйе Аменхотеп IV (1365–1349 гг. до н. э.). Уже в первые годы его царствования особое значение приобретает культ Ра-Харахте, который с 1361 г. до н. э. отождествляется с богом – солнечным диском Атоном. Верховным жрецом этого нового культа становится лично царь.
Новую столицу он построил в Среднем Египте, близсовременного селения Телль эль-Амарна, в месте, которое до тех пор «не принадлежало ни богу, ни богине», т. е. за пределами территории какого-либо нома с его местными культами. Отсюда общее обозначение религиозно-политических преобразований Аменхотепа IV – «амарнская реформа», а связанного с ней периода египетской истории – «амарнский». Новая столица получила название Ахетатон, а фараон изменил свое имя на Эхнатон. Ахетатон стал главным для всего Египта центром почитания бога Атона.
Особо выделялась и исключительная роль царя как сына и соправителя верховного божества.

В представлениях египтян царь всегда считался посредником между людьми и богами при совершении ритуала, однако никогда эта идея посредничества не абсолютизировалась настолько и с таким смыслом, как при Эхнатоне.

Первые признаки нетерпимости к старым культам появились около 1356 г. до н. э., когда на многих старых надписях стали стирать имя прежнего верховного бога Амона, а в Ахетатоне перестали возводиться новые памятники с именами традиционных богов. Около 1353 г. до н. э. нетерпимость перешла в преследование – последние следы этих имен исчезли из культа Атона; имена Амона и некоторых других старых богов стали истреблять во многих местах (особенно рьяно – в Фивах). Наконец, истребляется в старых и выходит из употребления в новых надписях само слово «бог» (егип. нечер). Теперь Атон и его сын и соправитель Эхнатон именуются только правителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: