Период «сражающихся царств».




С распада в 403 г. до н. э. одного из крупнейших противоборствующих владений – Цзинь – китайская традиция условно отсчитывает новый период своей истории – Чжаньго 403–221, следуюший за периодом Весны и Осени (Чуньцю) и до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 до. В период Чжаньго большие царства покоряли малые, возрастали в размере и формировали вокруг своего правителя. Семь государств: Ци, Цинь, Вэй, Чу, Хань, Янь, Чжоу.

Рост продукции, прогресс агротехники, распашка новых земель, а также общая нестабильность, вызванная войнами и не позволявшая эффективно контролировать выполнение ранговых ограничений и запретов -> социальные изменения:

1. исчезло общинное землевладение, появл частная собственность;

2. Община окончательно становится соседской, а государства переходят к новой форме податного обложения – поземельному налогу, начисляемому на площадь обрабатываемой данным собственником земли;

3. Купцы и ремесленники были теперь вольны накапливать любые богатства (были простолюдинами)-> формирование зажиточной ремесленно-торговой верхушки;

4. Возросло число рабов.

В товарно-денежные отношения стала втягиваться деревня, в связи с чем к концу периода Чжаньго в Китае сложились регионы различной хозяйственной специализации. В IV–III вв. до н. э. уже была распространена металлическая монета, причем внутри хозяйственных регионов происходила стихийная унификация монетных систем. Новые направления общественной мысли: конфуцианство, легизм, моизм, даосизм – все основные учения Китая. Реформы Шан Яна в княжестве Цинь: введена широчайшая круговая порука (семьи объединялись в «пятки́» и «десятки», подвергавшиеся коллективному наказанию за провинность любого своего члена), разрешена свободная купля-продажа земли, принудительное дробление земельного надела неразделенной семьи на индивидуальные; ликвидированы привилегии лиц знатного происхождения, не имевших индивидуальных заслуг перед правителем; проведена унификация мер и весов; введено единообразное административное деление, а также новая система рангов, присваивавшийся за военные заслуги или за денежный взнос в казну -> Цинь – сильнейшее княжество. К 221 г. Цинь Шихуан установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства.

Билет №17

1. Новохеттское царство. 14-12вв.

1370 – Суппилулиума 1(1380–1335 гг. до н. э.) – блестящий политик и полководец, чье долгое правление стало важной вехой в жизни Передней Азии. В итоге трех больших войн он победил Митанни (посадил ставленника) и Египет и завоевал все Восточное Средиземноморье вплоть до южных рубежей Палестины. В Сирии он основал удельные хеттские царства с центра, куда посадил править своих сыновей. В итоге Хеттское царство с зависимыми территориями простерлось от бассейна Чороха до Южной Палестины и от Эгейского моря и Кипра до ассирийских и вавилонских границ. Вавилония и Ахейская держава поддерживают дружбу с ним (женились на родственниках). Жена умершего Тутанхамона просит прислать сына ей в мужья, кот. будет править с ней Египтом, его убивают сановники и выдают царицу за Эйя -> в гневе, забирает Палестину. Суппилулиума I умер от мора, занесенного к хеттам пленными египтянами. Большие территории, последователи тратят очень много сил, чтобы удержать их. Мурсили II (ок. 1335–1305). Ещё сохраняет территории. Прежде всего он разгромил отложившуюся было Арцаву в Западной Малой Азии. Заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом (Египет). Отбросил Ассирию, на севере громит касков. Вторую половину XIV в. до н. э. можно считать апогеем хеттского могущества. Ситуация ухудшается:

1. Сети 1 и Рамзес 2 начинают контрнаступление в Сирии и Палестине-> Палестина, большая часть Финикии и Дамаск перешли под прочную власть египтян/

2. на протяжении всего XIII в. до н. э. западные области Малой Азии стремились отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции.

3. Ассирия неоднократно вторгалась в Верхнюю Месопотамию и пыталась овладеть долинами Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата.

Муваталли II 1305-1282.Битва с Рамзесом 2 при Кадеше в 1268 - > оба царства опустошены. Урхитессоба 1282-1275.Конфронтация с Египтом, недовольство царским домом->отрешён. 1275-1244 Хатусилис III миротворец. 1270 – договор с Рамзесом II. 1244-1220 – Тудхалия IV. Задачи, угрозы:

1. Удалить Ассирию на восток -> воевал, переменный успех.

2. Ассува – коалиция на западе -> отбросил ахейцев и разгромил Илион и союзное

3. ему фригийское образование Ассуву, располагавшееся около реки Сангарий/

Хеттское царство вело борьбу на два «фронта»: в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии. Суппилулиума II – последний правитель. Натиск народов моря.

2. Период Шань Инь и Джоу в Китае.

Шань Инь 17-11вв. Ядром Иньского государства была территория племени шан. 4 страты: род правителя, знать, рядовые общинники и бесправные лица. Государственная эксплуатация самих шанцев выражалась, по-видимому, в привлечении их к отработкам на полях правителя и храмов и иным общественным работам. Правитель – ван – осуществлял военную, исполнительную и высшую жреческую власть, считаясь главным посредником между людьми и космическими силами, уполномоченным последними на управление страной. При ване сформировался примитивный государственный аппарат и зародыш постоянной армии – колесничная дружина, сопровождавшаяся пешим племенным ополчением. Главными государственные дела: жертвоприношения и войны. Зачем воевали? Обложения данью других племен и ради массового угона пленных для жертвоприношений усопшим предкам (рабства ещё не было!). Вожди племен, признавших зависимость от иньского вана, получали от него титулы, номинально включавшие их в административную структуру возглавляемого им государства + платили дань дарами. Государственным куль- культ предков. Пик иньского могущества приходится на правление У-дина (ок. 1200 г. до н. э.). При нем были совершены обширные завоевания и построены новые дворцы и храмы в Великом Городе Шан. Конец Шань Иня. Одним из племен, живших по соседству с иньцами на западе, было племя чжоу, то воевавшее с Иньским государством, то признававшее зависимость от него. Когда на престоле оказался последний правитель Инь, считающийся в китайской традиции безответственным, капризным и праздным тираном, вождь чжоусцев У-ван возглавил коалицию западных племен, разгромил иньцев в битве при Муе (1027 г. до н. э.) и захватил территорию Иньского государства. С этого времени отсчитывается эпоха династии Чжоу.

Династии Западного Чжоу. 11-8 вв. Нет опыта управления -> появляются чжухоу – представители знати, имеющие подконтрольные земли, имели почти полную власть во внутренних делах, предоставлять вану определенную долю податей и воинские контингенты.

Династии Западного Чжоу. 11-8 вв. Нет опыта управления -> появляются чжухоу – представители знати, имеющие подконтрольные земли, имели почти полную власть во внутренних делах, предоставлять вану определенную долю податей и воинские контингенты. Изменения:

1. на место адм тер деление;

2. сословное деление свободного населения на 5 рангов: 1 джоуский ван, 2 чжухоу,

3 дафу, главам родовых групп, из территорий которых складывались уделы чжухоу, 4 ши, главам больших семей, из которых состояли указанные группы, 5 простолюдинам;

3. Верховным собственником всей земли считался чжоуский ван, доход с нее дробился между владетелями разных рангов, делегировавшими право распоряжаться ей сверху вниз.

4. Для каждого ранга был жестко установлен предельный уровень потребления.

5. Появилось рабство.

 

 

Билет №18. 1. Держава Ахеменидов до Дария 1.

В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, чья область обитания называлась «Парсой» (персы). В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода Ахеменидов – потомков некоего Ахемена (ок. 700 г. до н. э.). Внук Ахемена Кир I, воспользовавшись ассирийским разгромом Элама, в 640-х гг. до н. э. занял важнейшую эламскую область Анчан, перевел туда большую часть персов и одновременно, чтобы обезопасить свои владения, признал себя вассалом Ассирии. Позднее Ахемениды попали в зависимость от Мидии. В 553 г. Кир II, объединив вокруг себя все персидские племена, поднял их на мятеж против мидийского царя в 550 г. до н. э. низверг его и захватил престол Мидийской державы – отныне державы Ахеменидов. Захватив Мидийскую державу, Кир немедленно перешел к невиданным дотоле завоеваниям. В 549–548 гг. до н. э. были аннексированы все бывшие владения Мидии, (в том числе Элам). В 547 г. царь Лидии Крез напал на державу Ахеменидов, но потерпел полное поражение - > вся Малая Азия попала под власть персов. В 539 г. до Поход против Вавилонии и овладел ею без особого труда, городская верхушка за него, не нра совй правитель -> падение Вавилона. Киру наследовал его старший сын Камбиз, завоевавший в 525 г. до н. э. Египет (знать поддержала персов) – >ливийцы и греки Киренаики подчинились Камбизу. Он оставался в Египте до 522 г. до н. э., когда в Персии произошел политический переворот, объявился Бардия, будто младший брат, Камбиздвинулся против него, но внезапно умер при загадочных обстоятельствах. Бардия. Цель - сломить знать и оереться на завоеванные владения--- >сопротивление знати, убит  Дарий I поставлен.

2. Старшая династия Хань.

Эпоха Хань 202-25 гг. Золотой век Китайской истории. Гао-цзу- создатель, поощрявших развитие производства, направил все силы на восстановление страны после, вернул права тем свободным людям, кто за это время был вынужден продать себя в рабство под угрозой голода, предоставлял общинам временные льготы и снизил налоги по сравнению с циньскими в 10 раз. Сяо Вэнь-ди (180–157 гг. до н. э.), сократил расходы на содержание своего двора, вовсе перестал брать налоги с крестьян, отменил телесные наказания и наказания за вину родственника, а также за хулу на императора, объявив, что простолюдины могут свободно бранить его в частных разговорах. Это был первый и последний подобный случай в истории Китая. После смерти этого необычного правителя налоги были несколько увеличены, а отмененные им накзания – восстановлены, но все же Ханьская империя не угнетала народ так, как империя Цинь. Развитию экономики способствовало и то, что во II в. до н. э. сложился так называемый Великий шелковый путь – караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии, которая пролегала от Желтого до Средиземного моря. В следующие десятилетия вновь возросла централизация и налоговый гнет. В середине II в. до н. э. конфуцианство (+ эл-ты легизма) единственным истинным учением, поддерживаемое государсвом. Позднее, при У-ди (140–87 гг. до н. э.), был воссздан циньский институт инспекторов и введена новая система подготовки чиновников.. В общей сложности территория державы увеличилась на треть большие людские потери, невыгодная внешняя политика, голод, попадание масс обедневшего населения в социально-экономическую зависимость от крупных частных собственников. Самую неудачную попытку справиться с ростом частного землевладения и частного рабства предпринял узурпатор Ван Ман. Из семилетней смуты в 25 г. н. э. победителем вышел Лю Сю из правящего рода Хань. Он объявил себя императором Гуан У-ди (25–57 гг.) и перенес столицу на восток, в Лоян. Время правления его дома именуется эпохой Поздней, или Восточной, Хань (25–220 гг.).

Билет №19

1. Реформы Дария I и история персидской империи до 331 века до н. э.

Дарий I, 522–486. Серия административных реформ. Цель – ограничивая персидскую аристократию, поставить царскую власть неизмеримо выше нее. 1. организовал 20 сатрапий, границы которых не совпадали с границами исторически сложившихся областей, и оставил за наместниками-сатрапами только гражданские функции, отобрав у них военные полномочия и передав их особым командующим, подчинявшимся не сатрапу, а напрямую царю. 2. Десятитысячная гвардия «бессмертных» стали надежной опорой царского могущества. 3. Чиновничий аппарат был существенно увеличен и разветвлен, причем в государственных канцеляриях дела велись по-арамейски, алфавитным письмом. 4. Была создана особая служба тайной полиции, которая включала контролеров с чрезвычайными полномочиями («глаза и уши царя»). Большое внимание в огромной державе уделялось связи: были проложены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная эстафетная почта, вдоль дорог сооружены укрепленные пункты, своего рода «блок-посты». Были упорядочены и приведены к единообразию законы, действовавшие в различных областях империи. Особую важность имела налоговая реформа Дария: для каждой сатрапии впервые устанавливались строго фиксированные суммы податей, не изменявшиеся до конца существования державы Ахеменидов. Для всей империи царем была введена новая основная монета – золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка денег являлась государственной монополией. Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочным, несмотря на ошибки преемников. Его сын Ксеркс (486–465 гг. до н. э.), крайне малоспособный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе успешно начатую кампанию в Балканской Греции (480–479 гг. до н. э.), что повлекло за собой утрату всех европейских владений персов, а затем и отказ их от власти над греческими полисами эгейского побережья Малой Азии по Каллиеву миру (449 г. до н. э.). При последующих царях постепенно нарастал внутренний упадок – смуты и борьба за престол, пассивность царской власти, своеволие и усобицы сатрапов. В IV в. до н. э. успехи: по персы вернули контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343–342 гг. до н. э. энергичный Артаксеркс III (359–338 гг. до н. э.) снова захватил Египет, отделившийся в 404 г. до н. э. Войны с армией Александра Македонского (334–330 гг. до н. э.) Ахемениды не выдержали. Не последнюю роль в этом сыграли личные качества трусливого и бездарного ахеменидского царя Дария III (336–330 гг. до н. э.). В 330–328 гг. до н. э. Александр подавил последние попытки сопротивления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их державу под своей властью.

2. «Народы моря»— группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н.э. к границам Египта и государства хеттов, предположительно из региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия). Этнографическими следами их миграций считают гарамантов, сикулов, филистимлян, фригийцев и этрусков. Народы моря впервые достигли границ Египта в 1243 году до н. э. в царствование фараона Мернептаха. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша (ахейцы?). «Народы моря» выступили в союзе с ливийцами, поддержав последних во время их нападения на Дельту в 1219 до н. э., но были отражены Мернептахом у мыса Мигдол. Около 1200 года до н. э. народы моря стерли с лица земли Угарит. Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов. Разбитые фараоном Рамсесом III в наземной и морской битве (состоявшейся в 1173 до н. э. по «краткой хронологии»), «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами).

Билет №20. 1.Индская цивилизация.

Индская цивилизация – древнейшая в Южной Азии. Она возникла в районе реки Инд в Северо – Западной Индии. Индская культура датируется примерно 23 – 18 веками до. н.э. Это третья по древности дальневосточная цивилизация. Возникновение цивилизации связано с организацией поливного земледелия. К концу 6 тыс. население начинает заниматься земледелием. К концу 4 тыс. выделяется несколько типов неолитических культур. Были почитаемы типичные культуры плодородия – богини – матери и быка. Возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона. Известно несколько сотен поселений индской цивилизации. Главные центры, это такие города, как Мохенджо - Даро, Хараппа, Калибанган. Эти города имеют двухчастную планировку. Часть города находится на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Городское поселение в Мохенджо - Даро занимает площадь около 2 км^2. В городах могло проживать несколько десятков тыс. человек. Городское ремесло можно отследить по обширному применению обожженного кирпича. Он применялся часто и его изготовление было важной отраслью производства. Роспись посуды воспроизводит растительный орнамент. Городская культура принадлежала лишь узкому слою населения. Основная масса населения жила в условиях близких к первобытным. Для городской культуры характерны прямоугольные каменные печати. Возможно они использовались и как амулеты. На них отображались мифологические сюжеты, женское и мужское божества. Печати индской цивилизации находили в Месопотамии, Иране, Туркмении. Это говорит о широких внешних связях Мохенджо - Даро и Хараппа. Основная часть вещей из Мохенджо - Даро в Месопотамии датируется периодом Шумеро – Аккадского царства. Т. е. последней третью 3 – его тыс. - началом 2 – ого тыс. Широко использовалась посредническая торговля. Доказательство развития – каменные гири и открытое место которое возможно являлось рынком. Религиозные представления – культ деревьев(женщина), животных(мужчина), небесных светил. Дешифровка письменности не завершена. Письменность должна иметь морфемнослоговой. В 18 в. до н.э. индская культура перестала существовать. Это произошло постепенно. Варваризация культуры и смена городов сельскими поселениями. Причина упадка в огромном культурном разрыве между городами и сельской местностью.

2. Изучение Древнего Востока в XIX- начале XX века.

Процесс развития историографии Древнего Востока прошел в несколько этапов.

Первый этап – до 80 годов 19 в. этот этап характеризуется первыми шагами древневосточной историографии, первыми шагами к изучению древневосточных обществ. Для Индии – У. Джонс, Ф. Боппа. Они обосновали гипотезу родства санскрита и древнеперсидского языка с греческим и латинскими языками. С 20 годов 19 в. началась дешифровка древнеегипетской иероглифики. Были обнаружены в результате раскопок многие города, поселения и храмы, особенно в долине Нила и Месопотамии. Найдено большое количество письменных материалов. Конец 18 века - начало 19 века поход Наполеона, выпускается книга о Египте его учёными. 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имён в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки, определил почти все знаки египетского алфавита. В Египте появляются консульства. 1837 – экспедиция Пруссии, создают 10 топом о Египте.

Второй этап – с 80 – ых годов 19 в. до начала Первой мировой войны (1914). Это самый плодотворный этап. Его можно охарактеризовать как классический. В это в Европе просыпается огромный интерес к истории востока. Появилась целая плеяда выдающихся ученых – Эд. Майер, де Морган, В. Смит, и др. Внедрение новых методик археологического обследования. Появление огромных коллекций восточных древностей в Каире, Берлине, Санкт – Петербурге. В мировой научной литературе появляются классические работы, такие как: «История народов классического Востока» Г. Масперо, «История древности» Эд. Майера.

Третий этап – межвоенный период (с конца 10 – ых до конца 30 - ых годов 20 – ого века). Раскол единого историографического потока на несколько направлений. Традиционное, марксистское. Противоборство этих направлений сопровождалось политизированной полемикой. Менее политизированным было традиционное направление. Были проведены широкомасштабные раскопки. Это привело к открытию новых цивилизаций (индская, древние тексты хеттов, Урарту, древнешумерийских). Появился тезис Тойнби о равноправии всех древневосточных цивилизаций и цивилизаций западных.

Билет №21

1. История Индии с конца II тысячелетия по II век до н. э

Ведийская культура 13-6 вв. — это индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами — священными писаниями индуизма, составленными на ведийском санскрите. По принятому в науке мнению, ведийская цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н. э. Именно в ведийский период сформировались индийская культура, язык и религия. В XIX веке европейские колонизаторы Индии выдвинули теорию «арийского завоевания», согласно которой в начале II тысячелетия до н. э. индийский субконтинент подвергся массовому единовременному вторжению кочевых племён ариев, которые принесли с собой ведийскую культуру.

К X веку до н. э. в Северо-Западной Индии начался железный век. К этому периоду учёные относят составление «Атхарва-веды», — первого древнеиндийского текста, в котором упоминается железо. Считается, что в этот поздний ведийский период произошёл переход от преобладавшей ранее системы пастушеских племён к установлению множества маленьких княжеств. Именно этим периодом учёные датируют памятники древнеиндийской эпической поэзии — «Махабхарату» и «Рамаяну». Сословия: Брахманы-жрецы; Кшатрии-воины; Вайшью-земледельцы; Шудру – слуги для 3 касты + неприкасаемые, вне структуры.

Буддийский период. 6-4 вв. К концу ведийского периода на индийском субконтиненте появился ряд маленьких царств и городов-государств, многие из которых упоминаются в ведийской и раннебуддийской литературе, датируемой периодом после X века до н. э. К V веку до н. э. образовалось 16 царств или «республик». Они раскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштры и Бенгалии. В это время начался второй крупный период урбанизации после Индской цивилизации. Основным языком образованных людей в то время являлся санскрит, а простое население Северной Индии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите. К V веку до н. э., то есть ко времени рождения Будды, многие из 16 царств объединились и образовали четыре более крупных государства. Основными религиозными практиками того времени были сложные ведийские ритуалы, проводимые брахманами. Принято считать, что именно в этот период с VII по V век до н. э. были записаны Упанишады — поздние ведийские религиозно-философские тексты. Упанишады оказали огромное влияние на формирование индийской философии, и, появившись примерно в одно время с буддизмом и джайнизмом, ознаменовали собой золотой век мысли этого периода. В 537 году до н. э. Сиддхарта Гаутама достиг «просветления», и стал известен как Будда — «пробудившийся».

Персидское и греческое вторжения. Около 520 года до н. э., во время правления персидского царя Дария I, северо-западная часть индийского субконтинента были завоёваны персидской империей Ахеменидов, оставшись подвластными ей в течение двух последующих столетий. В 334 году до н. э. Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба. Персидское и греческое вторжение оказали значительное историческое влияние на развитие индийской цивилизации. Политическое устройство персов повлияло на возникшие позднее формы правительства субконтинента, включая административную структуру династии Маурьев. В добавок к этому, в регионе Гандхара, в результате смешения индийской, персидской, центральноазиатской и греческой культур, сформировалась смешанная греко-буддийская культура, которая просуществовала вплоть до V века н. э. и оказала влияние на развитие буддизма махаяна.

Династия Маурьев. 317-180 гг.. В период правления Маурьев бо́льшая часть индийского субконтинента объединилась в одно государство. Империя Маурьев под управлением Чандрагупты не только завоевала практически весь полуостров Индостан, но и расширила свои границы в Персию и Среднюю Азию. Ашока создал централ государство, ввел буддизм как госуд религию.

2. Основные теологические доктрины Древнего Египта

+14б 2?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: