Прямо над сердцем расположен Манас, "ощущающий ум" с пятью подчиненными ему органами чувств, Индриями. Место под Манасом от сердца и до половины расстояния между сердцем и пупком занимает Читта, эмоциональный ум человека. От этой точки до пупка и ниже находится психическая жизненная энергия или тонкая Прана. Все они пребывают в тонком теле, но связаны с соответствующими точками грубого тела.
В Читте (сердце) есть два слоя: слой эмоций и слой пассивной памяти. Все, что человек видит, ощущает, чувствует и думает, записывается в нижнем слое Читты и остается там до тех пор, пока душа не покинет тело. После отделения от грубого тела Душа, отправляясь в иные миры, забирает с собой вместе с тонким телом эти впечатления. Когда душа принимает новое воплощение, она привносит их в него как Самcкары, скрытые в Муладхаре, -– самом нижнем из центров тонкого тела; вот почему люди не помнят своих прошлых воплощений, но могут их вспомнить, пробудив в Муладхаре Кундалини.
Шри Ауробиндо
ЙОГИЧЕСКАЯ САДХАНА
ПРАНА
Древние китайцы называли эту энергию ЦИ, в Японии она называется КИ, в Восточной Индии – прана. Современные исследователи могут называть ее биоэнергией, биомагнетизмом, электромагнитной энергией, электрохимической энергией, тонкой энергией или просто энергией. Эта энергия считается источником любого движения, как в теле, так и во Вселенной. В разумном состоянии она соединяет наше тело с духом. В этом состоянии она связана с дыханием и рассматривается как источник жизненной силы, считается мерой нашей энергии, создает и поддерживает нашу личность. Прана принимает разные формы, когда проходит через разные плотности материи и жизни. Проявление праны зависит от частоты вибраций тела, которое она пронизывает.
|
Прана –– это принцип жизни, связывающий тонкое и грубое тело, и обрыв этой связи влечет за собой смерть. Вбирая в себя Прану, тонкое тело отделяется от грубого, в грубом теле остается лишь немного Апаны –– той разновидности Праны, которая поддерживает его распад, называемый обычно гниением.
Поток праны можно понять в терминах лучей света. Наука описывает свет двумя способами — как флуктуирующие волны света и как частицы (лазерный луч).
ПРАНИЧЕСКОЕ ТЕЛО
В праническом теле через канал пингала течет прана шакти, а прана вайу («ветер») движется через все тело подобно волнам энергии. Она может быть уподоблена электромагнитному полю, где энергия находится в непрерывном движении. Вайю связана с праническим телом (пранамая кошей).
Имеются пять основных функций вайу, известных как апана, прана, самана, удана и вьяна. Это различные процессы и проявления одной вайю:
апана - выделение, таз, ноги
прана - поглощение грудная клетка
самана - усвоение область пищеварения
удана - очищение горло, лицо
вьяна - единение тело целиком
Все процессы, которые связаны с поглощением и движением внутрь тонкой космической энергии, обусловлены праной. Процессы, которые воздействуют на выделение или движение наружу, обусловлены апаной. Ассимиляция, сохранение и продолжение процессов являются работой саманы. Подъем и очистка являются работой уданы, а проникновение является свойством вьяны. Эти действия имеют место в различных царствах существования.
|
Йоги придают огромное значение регулированию дыхания (пранаяме), потому что это главный процесс для восхождения кундалини. Тренировка осуществляется с помощью изменения и удержания позиций тела, временного ритма и количества вдохов, а также работы с различными видами дыхания. В комбинации с асанами или позами пранаяма создает внутреннее тепло, необходимое для пробуждения спящей змеи.
ЧАКРЫ
Существует множество энергетических тел, самые известные из них – чакры, являющиеся посредниками между тонкими энергетическими структурами и физическими органами. Соединенные сетью энергетических каналов – нади, учения о чакрах бытуют в сотнях культур по всему земному шару. Системы майя, чероки и инка присоединяются в этом к индусам, которые традиционно считаются первооткрывателями энергетической системы тела. В ведической системе прана течет через нади и питает чакры, тогда как в китайской традиции ци течет по меридианам и обслуживает органы.
Чакры представляют собой центры взаимодействия физической и ментальной энергий в физическом измерении, а прана является той силой, которая связывает физическое с ментальным, а ментальное — с духовным (физическое, ментальное и духовное являются одним целым и взаимодействуют на всех уровнях).
Чакры – это округлая энергия света, которая регулирует физическое тело и ожидает духовной активации. Чакры соответствуют группам нервных сплетений в физическом теле. Нервные каналы представляют собой лишь носителей их сообщений, тогда как сами сообщения остаются тонкими; к тому же они не лишены сознания или самоосознания. Предлагаемое многими духовными учителями сосредоточение на органах или участках физического тела вводит практикующего в заблуждение, так как чакры не материальны. Серьезному ученику рекомендуется сосредоточиваться на этих тонких центрах в соответствии с олицетворяемыми ими формами сознания.
|
Множество чакр в психофизическом теле человека в своем непробужденном состоянии образуют сложные сплетенные структуры, которые называют грантхами, или узлами, поскольку они “связывают” дух, усиливая ощущение Эго. Есть три главных грантхи в теле человека - Брахма-грантхи, Вишну-грантхи и Рудра-грантхи.
Для любого практика, чтобы достигнуть успеха в процессе пробуждения Кундалини, важно открыть эти психические узлы. Однако, это довольно непросто, поскольку грантхи неразрывно связаны со всем, что мы привыкли считать своей личностью, своими привычками, качествами, желаниями. Три грантхи вместе составляют бессознательные комплексы (самскара), сплетенные иллюзией, и вес и жесткость прошлого представляет собой сильную оппозицию для прохождения духовной силы.
Брахма-грантхи связан с физическим телом и миром названий и форм, Вишну-грантхи — с астральным телом и миром эмоций, а Рудра-грантхи — с причинным телом и миром мышления, представлений, видений и интуитивных прозрений.
Брахма-грантхи держит человека под иллюзией материальных выгод, физических удовольствий, лени, невежества и неопределенности. Его работа связана с тремя нижними чакрами (муладхара, свадхиштхана, манипура). Он создает своего рода природу привлечения в уме, отвечает за материальное мышление человека.
Вишну грантхи держит человека погруженным в привязанности, эмоциональные закрепощения, внутреннее психическое неведение. Все это ведет к эгоизму и концепции высшего эго. Вишну -грантхи находится под управлением анахата и вишуддха чакр и также связан и с тремя нижними чакрами.
Рудра грантхи представляет собой препятствие для открытия аджна чакры и держит человека под иллюзией сиддх, нава-нидх (девять достижений), психических сил и материализма, увеличивая Эго человека. Только когда практик становится способен управлять эго и эмоциями, он достигает уровня открытия Аджна чакры. Считается, что когда открыт этот грантхи, садхака отделен от мира иллюзии и связан с царством реализации Бога.
После освобождения от этих трех трех грантхи феноменальная действительность пропитывается божественной энергией, а человеческое «Я» утверждается в оболочке блаженства (анандамайя-коше). Человеческая „самость“ растворяется в высшем сознании, а человек покидает цикл рождения и смерти.
Звуковая шкала, называемая сольфеджио также называется «шкала творения». В традиционной индийской музыке она называется саптак, или «семь шагов», и связывает каждую ноту с одной из чакр. Вот эти шесть частот и связанные с ними эффекты:
До 396 Гц Освобождение от вины и страха
Ре 417 Гц Разрешение ситуаций и удивительные перемены
Ми 528 Гц Трансформация и чудеса (восстановление ДНК)
Фа 639 Гц Связь, взаимоотношения
Соль 741 Гц Пробуждение интуиции
Ля 852 Гц Возвращение к духовному порядку
НАДИ
Если наше восприятие будет настроено на праническое тело, то мы увидим тело света, в котором имеются тысячи чистых, подобных проводам структур, проводящих энергию - нади («поток, течение») - тонкие энергетические потоки, или каналы, которые взаимодействуют с чакрами и физическим телом. Они проводят прану, преобразуют ее в другие типы энергии для органов, желез и тканей, очищают физическое тело и побуждают Кундалини двигаться через чакры.
Научными терминами их можно описать как линии продвижения силы.
Одно из первых упоминаний о нади содержится в ранней «Упанишаде», написанной в VIII–VII веках до н. э. Это учение было развито в поздней «Упанишаде», йоге и тантрических школах.
Теперь в сердце ожидает собственное «я», место соединения сотен нервов (нади) с ним. Каждый из этой сотни ведет наружу другую сотню, а последние выводят ответвления в количестве семидесяти двух, помноженных на тысячу. Их пропитывает и течет в них Вьяна.
К категории нади можно отнести и акупунктурные меридианы, и сосуды кровеносной и лимфатической систем, и нервные каналы, и мышцы, и мановахини, или мановахи (каналы разума), пчит-тавахи (каналы читты, субстанции ума). Таким образом, слово нади означает «сосуд, канал, труба, проток». Современной медицине хорошо известны некоторые плотные нади — физические нервные каналы, вены и артерии, — однако не все нади имеют материальную форму и являются зримыми; по этой причине не все они могут быть обнаружены, не все поддаются выявлению и наблюдению грубыми методами.
Существует два типа нади:
• Тонкие нади: незримые каналы тонкой энергии:
· Пранавахи-нади: проводники пранической силы
· Мановахи-нади: проводники ментальной силы
Работа йога-нади и нервов автономной нервной системы согласована, как согласованы проявления души и физиологии человека. Йогические нади - это нематериальные, невидимые тонкие энергетические каналы. Внутри этой группы имеются два типа нади:
• манас, каналы для разума (иногда называемые мановахини или мановахи);
• читта, каналы самоощущения (также называемые читтавахии).
• Грубые\ Плотные нади: материальные, видимые тонкие энергетические каналы. Они включают в себя нервы, мышцы, сосуды кровеносной и лимфатической систем и акупунктурные меридианы.
И плотные, и тонкие нади могут переносить прану. Выполняющие эту миссию нади называются пранавахи или пранавахини.
В «Шива Свародайе» упоминаются 72 тысячи нади. Согласно тантрическому трактату «Шива-самхита», существует 14 основных нади и все нади подчиняются сушумне.
Существуют три ключевых нади: Сушумна, или главный нади - серединный канал, поток Духовной энергии; Ида на левой стороне тела и Пингала на правой. Главные чакры питает Сушумна, начинающаяся в муладхара-чакре, проходящая по всему телу, пронзающая талу (полость в основании черепа) и соединяющаяся в верхушке черепа с сахасрарой (сплетением тысячи нади в верхней части головы, «лотосом с тысячей лепестков»). Этот канал играет важнейшую роль в йогических и тантрических практиках. Сушумна разделяется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь проходит сквозь аджня-чакру, расположенную на уровне межбровья, а затем погружается в брахмарандхру. Задняя ветвь входит в череп со стороны затылка и тоже соединяется с брахмарандхрой.
Особенностью сушумны является то, что он не подвластен времени. Когда медитирующий йог сосредоточивается на срединной точке между бровями (аджня-чакре, «третьем глазе») и поднимает прану в область брахмарандхры, он покидает сферу времени и становится трикаладарши («познавшим три времени»).
Сушумна представляет собой канал, внутри которого существуют и другие сукшма-нади (тонкие каналы, соответствующие трем гунам). Согласно «Лолита-сахасранаме» (тантрическому тексту, посвященному богине Ладите), внутри огненно-красного канала тамасической сушумны находится лучезарная раджасическая ваджра-нади, имеющая природу Солнца и яда, а в ней, в свою очередь, — бледная нектароносная саттвическая читра-нади, имеющая природу Луны. С этой нади связаны сны, галлюцинации и видения. Эти нади относятся к типу мановахинади.
Канал Сушумна активен только тогда, когда дыхание осуществляется через две ноздри, что происходит только десять раз в час, если используется соответствующая процедура. В этот момент вдохи и выдохи прекращаются, другие нади прекращают действовать, и кундалини способна подниматься по Брахма нади. Когда она поднимается, она находится в гармонии с Ида и Пингала и окруженными ими чакрами и стимулирует энергию чакр. Эта идущая вверх сила создается слиянием негативных ионов праны и положительных ионов апаны. Перед самым мигом смерти человеческое существо дышит дыханием сушумны, то есть обе его ноздри активны одновременно.
Сушумна служит главным распределителем праны между тонкими энергетическими органами и чакрами. Обычно он не активен, когда активны другие нади, и действует, когда они спокойны.
Что же касается Иды и Пингалы, они перекрещиваются подобно двойной спирали и связаны с симпатическими нервными стволами, идущими вдоль позвоночника. Совместно эти три нади очищают физическое тело и стимулируют восхождение кундалини по Сушумне. Этот процесс также высвобождает сиддхи, или кажущиеся сверхъестественными способности. Ида и Пингала сходятся в одной точке на уровне носа, Ида идет в левую ноздрю, а Пингала в правую. Ида и Пингала пересекают Сушумну четыре раза, пересекая и окружая чакры, таким образом прокладывая путь вверх для активизированной кундалини (объединение двух отдельно текущих энергий — праны и читты). Полушария мозга и ноздри чередуют свои функции согласно 90-минутному циклу; точно так же чередуют свои функции ида и пингала.
Ида нади: соединен с левой ноздрей и правым полушарием мозга, которое активизирует интровертное (направленное внутрь) состояние сознания, контролирует подсознательную деятельность. По этому каналу циркулирует Ментальная энергия читты. Отвечает за артистические, творческие способности. Этот канал принято называть Лунным, являющим собой хранилище животворной, материнской энергии. Ида насыщает и очищает, и по этой причине ее называют Гангой (река Ганг).
Одни эзотерические системы связывают этот нади с симпатической нервной системой, так как он проходит слева от позвоночника. Другие же считают его скорее умственным, а не нервным каналом. Его природа является магнитной.
В практике пранаямы (йогического дыхания) во всех упражнениях, кроме сурья-бхедана-пранаямы, пурака (вдох) осуществляется через левую ноздрю. Такое дыхание стимулирует ида-нади и его питательные вещества начинают очищать организм, что значительно облегчает медитацию.
По своей природе ида-нади является саттвическим каналом; сохраняя его активность в течение дня (когда преобладает раджасическая энергия), человек может увеличивать объем саттвы и благодаря этому поддерживать в своем организме равновесие. При этом человек становится расслабленнее физически, но бодрее в умственном отношении.
Ида-нади отвечает за восстановление сил мозга. Ида не является ни нервным каналом, ни симпатической сетью — она есть мановахи-нади. В различных мифологиях всего мира и, в частности, в Индии, луна (санскр. чандра) связана с душой. До сих пор современные технические устройства не позволяли обнаружить эту нади, однако проявления иды как пранавахи-нади легко ощутить посредством свара-садханы (йоги дыхания) и пранаямы.
Во время двухнедельного цикла восхождения Луны (от новолуния до полнолуния) ида в течение девяти дней доминирует в моменты восхода и заката.
Пингала нади: соединен с правой ноздрей и левым полушарием мозга, которое направляет сознание наружу. Отвечает за сознание и динамические функции. Мышление - логическое, последовательное. Солнечный канал, по которому циркулирует поток Жизненной энергии, праны.
Являет собой хранилище разрушительной энергии. Его называют Ямуной (река Ямуна). Также является очищающим каналом, однако воздействие этой энергии подобно очищению огнем.
Связан с речью и рациональностью. Пингала делает организм более динамичным и деятельным; именно этот канал придает человеку жизненную активность и мужскую силу. Природа его является электрической.
Сурья-бхедана-пранаяма выполняется для повышения жизненных сил, выносливости.
По своей природе пингала является раджасическим (активным) каналом, и сохранение его деятельности в течение тамасических (пассивных) ночных часов укрепляет общее здоровье организма.
Подобно иде, пингала представляет собой мановахи-нади и пранавахи-нади. Пингала становится активнее в период цикла убывающей Луны (от полнолуния до новолуния) и является ведущим каналом на восходах и закатах 9 дней этого двухнедельного цикла.
Согласно «Шива Свародайе», первые 10 Нади связаны с десятью «вратами», или отверстиями, тела:
Гандхари: левый глаз.
Гандхари переносит психическую энергию от больших пальцев ног к аджня-чакре. Проходит рядом с идой и способствует ее работе. Благодаря гандхари-нади и хастаджихва-нади психическая энергия из нижней части тела переносится вверх.