Как активизировать познавательную деятельность детей




Познавательно–исследовательская деятельность в детском саду № 57.

(старшая разновозрастная группа)

Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:

1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

 

Как активизировать познавательную деятельность детей

В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.

Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т. д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по- своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).

Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и так далее.

В педагогике различают:

  • Познавательную активность, проявляемую ребенком в действиях по показу, образцу, на основе схемы, алгоритма («делаю так же», «думать не надо», «это же просто»);
  • Исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований («я жду помощи», «я сомневаюсь», «я не тороплюсь»);
  • Творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предложений, получением личностно значимого результата («я могу», «у меня получится», «я хочу экспериментировать»).

Используют разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно - исследовательской деятельности:

  • Обеспечивается интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность. Значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
  • Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («как?» «что узнаешь при этом?»);
  • Помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
  • Используются приемы развития творческого воображения.

Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация).

 

План познавательно-иследовательской деятельности в старшей разновозрастной группе

 

месяц тема название опыта, цель
сентябрь ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ «Заплесневелый хлеб» ЦЕЛЬ: установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях.
октябрь ОСЕНЬ. ПРАЗДНИКИ ОСЕНИ. «Времена года» ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о временах года. Дать естественнонаучные представления об их смене (при помощи фонарика и глобуса).
ПРОДУКТЫПИТАНИЯ «Растущие малютки» ЦЕЛЬ: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы
ноябрь СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ «Почемучкины вопросы» ЦЕЛЬ: анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло
декабрь НОВЫЙ ГОД «Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ) ЦЕЛЬ: уточнить свойства льда, воды Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой).
январь ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ «Изменение объема жидкости» ЦЕЛЬ: выявить изменение объема жидкости при замерзании.
февраль ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ «Капелька света» ЦЕЛЬ:познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
март МАМИН ДЕНЬ «Мир ткани» ЦЕЛЬ: называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
СЕМЬЯ «Чудеса «кока - колы» ЦЕЛЬ:исследование вредного влияния на организм человека
апрель КОСМОС «Далеко - близко» ЦЕЛЬ:познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха

 

Проект «Капелька света»

Цель проекта:

Создать музей электрической лампочки.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей электрической лампочки.
  • Подвести детей к пониманию, для чего человеку нужно электричество.
  • Учить детей поддерживать диалог.
  • Учить детей составлять описательный рассказ, используя схему.
  • Прививать детям навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.
  • Учить детей навыкам исследовательской деятельности.
  • Контролировать звукопроизношение.

I этап

1. Вхождение в проблему: дети пришли утром в детский сад, а в нем нет света. В раздевалке горит свеча, а завтрак не готов. В чем причина?

2. Определение темы проекта: знакомство детей с электричеством.

3. Постановка цели и задач.

II этап

Методика «Три вопроса»

 

Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
Нельзя трогать электроприборы, провода Что работает на эл. токе? В энциклопедии
Нельзя совать пальцы в розетку Как подключают провода? В музее
За свет нужно платить Как работает свет? Спросить у электрика
Нельзя обрывать провода Откуда берется свет? В художественной литературе
От электричества работают телевизор, электроплита Как электричество действует в розетке? Послушать магнитофонную запись
Нельзя ломать розетки Как работают батарейки? Рассмотреть игрушки с батарейками

 

III этап

Методы и приемы

1. Чтение худ. литературы.

2. Чтение энциклопедий.

3. Экскурсия в музей.

4. Рассматривание иллюстраций электроприборов.

5. Беседы.

6. Встреча с электриком.

7. Рассматривание игрушек, работающих на батарейках.

IV этап

Работа над проектом

1. Сбор материала.

2. Создание музея.

3. Создание макета.

4. Изготовление книги сказок.

5. Изготовление книги рисунков.

V этап

Итоговая встреча

Презентация книги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: