Познавательно–исследовательская деятельность в детском саду № 57.
(старшая разновозрастная группа)
Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности
Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В период дошкольного детства «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:
1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
|
3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Как активизировать познавательную деятельность детей
В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т. д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по- своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и так далее.
|
В педагогике различают:
- Познавательную активность, проявляемую ребенком в действиях по показу, образцу, на основе схемы, алгоритма («делаю так же», «думать не надо», «это же просто»);
- Исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований («я жду помощи», «я сомневаюсь», «я не тороплюсь»);
- Творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предложений, получением личностно значимого результата («я могу», «у меня получится», «я хочу экспериментировать»).
Используют разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно - исследовательской деятельности:
- Обеспечивается интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность. Значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
- Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («как?» «что узнаешь при этом?»);
- Помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
- Используются приемы развития творческого воображения.
Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация).
План познавательно-иследовательской деятельности в старшей разновозрастной группе
|
месяц | тема | название опыта, цель |
сентябрь | ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ | «Заплесневелый хлеб» ЦЕЛЬ: установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях. |
октябрь | ОСЕНЬ. ПРАЗДНИКИ ОСЕНИ. | «Времена года» ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о временах года. Дать естественнонаучные представления об их смене (при помощи фонарика и глобуса). |
ПРОДУКТЫПИТАНИЯ | «Растущие малютки» ЦЕЛЬ: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы | |
ноябрь | СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ | «Почемучкины вопросы» ЦЕЛЬ: анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло |
декабрь | НОВЫЙ ГОД | «Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ) ЦЕЛЬ: уточнить свойства льда, воды Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой). |
январь | ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ | «Изменение объема жидкости» ЦЕЛЬ: выявить изменение объема жидкости при замерзании. |
февраль | ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ | «Капелька света» ЦЕЛЬ:познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. |
март | МАМИН ДЕНЬ | «Мир ткани» ЦЕЛЬ: называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. |
СЕМЬЯ | «Чудеса «кока - колы» ЦЕЛЬ:исследование вредного влияния на организм человека | |
апрель | КОСМОС | «Далеко - близко» ЦЕЛЬ:познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха |
Проект «Капелька света»
Цель проекта:
Создать музей электрической лампочки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей электрической лампочки.
- Подвести детей к пониманию, для чего человеку нужно электричество.
- Учить детей поддерживать диалог.
- Учить детей составлять описательный рассказ, используя схему.
- Прививать детям навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.
- Учить детей навыкам исследовательской деятельности.
- Контролировать звукопроизношение.
I этап
1. Вхождение в проблему: дети пришли утром в детский сад, а в нем нет света. В раздевалке горит свеча, а завтрак не готов. В чем причина?
2. Определение темы проекта: знакомство детей с электричеством.
3. Постановка цели и задач.
II этап
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где можем это узнать? |
Нельзя трогать электроприборы, провода | Что работает на эл. токе? | В энциклопедии |
Нельзя совать пальцы в розетку | Как подключают провода? | В музее |
За свет нужно платить | Как работает свет? | Спросить у электрика |
Нельзя обрывать провода | Откуда берется свет? | В художественной литературе |
От электричества работают телевизор, электроплита | Как электричество действует в розетке? | Послушать магнитофонную запись |
Нельзя ломать розетки | Как работают батарейки? | Рассмотреть игрушки с батарейками |
III этап
Методы и приемы
1. Чтение худ. литературы.
2. Чтение энциклопедий.
3. Экскурсия в музей.
4. Рассматривание иллюстраций электроприборов.
5. Беседы.
6. Встреча с электриком.
7. Рассматривание игрушек, работающих на батарейках.
IV этап
Работа над проектом
1. Сбор материала.
2. Создание музея.
3. Создание макета.
4. Изготовление книги сказок.
5. Изготовление книги рисунков.
V этап
Итоговая встреча
Презентация книги.