Цель:
Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросов в решении проблемных ситуаций.
Задачи:
- Формировать у ребенка представления о свойствах магнита;
- Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
- Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
- Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Материалы и оборудование:
- Детский педальный автомобиль;
- Магниты разной величины;
- Варежка, с вшитым внутрь магнитом;
- Сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновый шарик, деревянная пирамидка, стеклянная баночка, железная ложка, гайка, гвоздь;
- Накидка и шляпа фокусника;
- Мольберт;
- Картинки для составления схемы «Умный магнит»;
- Чашка с горохом и чашка с гайками;
- Мобильный телефон с музыкой «Романс черепахи Тортиллы»;
- Напольный большой бассейн;
- Удочки по количеству детей;
- Листы бумаги формата А-4;
- Металлические опилки;
- Магнитный конструктор.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
- Проблемное общение;
- Экспериментирование;
- Метод алгоритма;
- Интригующее начало;
- Информационно – рецептивный «совместная деятельность педагога и ребенка»;
- Использование ИКТ (мобильный телефон);
- Познавательные дидактические игры;
- Эффект удивления;
Ход деятельности:
Воспитатель приглашает детей поиграть.
В группу входит, толкая автомобиль, запыхавшийся Незнайка.
Незнайка: ох, и устал же я, пока эту машину доталкал. А все Винтик и Шпунтик виноваты, сделали машину, а она ехать не хочет, да еще по дороге к ней, что-то прицепляется.
|
Воспитатель: что ты ворчишь, Незнайка? Что у тебя случилось?
Незнайка: да вот ехал я, ехал. Как вдруг – брямс, треньсь, бух – и все, встала машина. Я ей уже и газированной воды в бак подлил и сиропа, а она не едет. Да еще к мотору какая-то штуковина прицепилась. Я ее отрываю, а она обратно прицепляется.
Воспитатель: ну-ка, давай посмотрим, что там у тебя такое.
Воспитатель обходит машину, заглядывает в мотор. Незнайка крутится рядом. На моторе в машине прилеплен большой магнит.
Воспитатель: ой, Незнайка, да это же к мотору магнит прилип, поэтому машина не может дольше двигаться. Давай я помогу тебе от него избавиться.
Педагог отрывает магнит от машины.
Незнайка:
Садится за руль, начинает двигаться на машине.
Ура! Она снова едет! А то что бы я Винтику и Шпунтику сказал?
Я ведь машину без спроса взял.
Воспитатель: как же тебе не стыдно, Незнайка, ведь без спроса брать вещи нельзя.
Незнайка: а я больше не буду. Вот сейчас поставлю в гараж машину, и больше не буду брать, а еще я больше к этому вашему гимниту близко приближаться не буду.
Воспитатель: ребята, подскажите Незнайке, как правильно называется его враг.
Дети: м агнит.
Воспитатель: но ты его не бойся Незнайка. Просто он притягивает, примагничивает разные железки. Как вы думаете, ребята, почему к мотору прилип магнит?
Дети: потому что мотор весь сделан из железа, а металлические предметы легко притягивают магнит.
Незнайка: спасибо вам большое, дорогие детишки. Вы не только помогли мне избавиться от маг-ни-та, но и многому меня научили. А теперь мне пора, пока Винтик и Шпунтик не заметили пропажу надо поставить машину на место. Пока, пока!!
|
Воспитатель: ну что ж, ребята, Незнайке мы помогли, от магнита мотор в машине освободили. А вы хотите с магнитом поиграть?
Дети: да!
Воспитатель: сегодня, когда я шла в детский сад на работу, я зашла в один магазин, где мне продали коробку с сюрпризом. Продавец сказала мне, что в ней лежит волшебная варежка, а почему она волшебная не сказала. Давайте мы вместе с вами попробуем догадаться.
Дети открывают коробку и рассматривают предметы, определяя, из какого материала они сделаны.
Как вы думаете, почему варежка волшебная?
- давайте мы попробуем надеть варежку и брать ею разные предметы.
- что происходит с предметами?
Вывод: металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.
- почему (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Предложить детям рассмотреть. Далее воспитатель предлагает детям выложить на столе «Карту мыслей» - «Умный магнит».
В групповой комнате всюду разложены предметы: металлические, деревянные, пластмассовые. На отдельном столе разложены рисунки с изображением этих предметов. Дети в окружающем пространстве находят металлические предметы, проверяя их способность притягиваться с помощью магнита, находят рисунки с их изображением на столе и приклеивают на схему.
Воспитатель: вы хорошо потрудились. Давайте отдохнем и послушаем сказку. Помните мы с вами читали сказку про девочку Женю «Цветик – семицветик»? девочка очень любила смотреть по сторонам и однажды с ней приключилась неприятная история.
|
Мама попросила Женю купить в магазине горох. Девочка зашла в магазин, купила горох, а на обратном пути, как всегда, зазевалась, увидела мальчишек, которые ремонтировали велосипед и со всех ног кинулась к ним. У мальчиков в большой чашке были сложены мелкие детали. Женя так торопилась, что запнулась, мешок с горохом порвался, и все высыпалось в чашку с деталями. Все перемешалось. Мальчишки рассердились, и стали наступать на Женю…
- ребята, давайте, скорее, придумаем, как помочь отделить железные детали от гороха.
Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детальки, а горох останется. Показывают, как это нужно сделать.
Воспитатель: молодцы, ребята. Быстро справились с неприятностью, и теперь мальчишки не обидят девочку Женю.
Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс черепахи Тортиллы».
Воспитатель:
- интересно, кто же это звонит?
- как вы ребята думаете?
Воспитатель берет трубку и «разговаривает» с черепахой Тортиллой.
- ребята, Черепаха рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет, уже 300 лет, очень сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много железного мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: нельзя вылавливать рыбок.
- ну, что, поможем обитателям пруда?
Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к выводу, что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит, может примагничивать большие металлические предметы.
Воспитатель: ребята, магнит не только замечательный помощник, но и еще чудесный художник. Хотите, я покажу вам, какие красивые картины он рисует.
Воспитатель выкладывает из магнитов разной величины картинки, накрывает листом бумаги и посыпает металлической стружкой.
Воспитатель: мы с вами сегодня хорошо потрудились и узнали много нового. Но оказывается, ребята, магнит может быть не только хорошим помощником, но и отличным конструктором. Вот такой магнитный конструктор мы для вас купили в магазине. В свободное время вы будете с ним играть и узнаете еще одно свойство магнита.
Литература
1. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
3. Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
4. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.