Вербальные и невербальные средства коммуникации




В зависимости от того, используются в процессе общения слова или нет, средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные.

Невербальные /Вербальные

1. Движения тела — их трактовка 1. Устная речь часто зависит от

интерпретации 2. Жестовая речь того, кто воспринимает сообщение

3. Дактилология 2. Естественные жесты, пантомима 4. Письменная

речь — плоско 3. Вокализация печатный и

рельефно-точечный 4. Предметы — натуральные, шрифты,

письмо на ладони миниатюрные, ассоциативные 5. Электронные

системы 5. Изображения — цветные и черно-белые картинки, фотографии

6. Пиктограммы

Невербальные средства имеют определенное самостоятельное значение в коммуникации. Они предвосхищают то, что будет передано вербально, иногда служат «заменителями» слов или целых фраз. Таким образом, с помощью невербальных средств можно продублировать содержание вербального общения. Для лиц, испытывающих трудности в овладении вербальным общением, целесообразно использовать невербальные средства. О значении невербальных средств общения для обучения и повседневной жизни людей, имеющих нарушение интеллекта, указывает Л.М.Шипицина (2004).Особое внимание следует уделять таким элементам невербального общения, как взгляд, жест, мимика, пантомимика. Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, комплексными умственными и физическими недостатками,а также с различными нарушениями речи и слуха (детей с кохлеарными имплантами), в качестве средства общения может использоваться пиктограмма, особенность которого состоит в том, что знаки никак не связаны со звучащим словом — они отражают его смысл.

Пиктографическая ритмика была разработана профессором Цен­тра «СУВАГ» МладеномЛовричем. В ней отражены все основные положения верботонального мето­да. Мы уже говорили о том, что произношение (микромоторика) на­прямую связано с макромоторикой, умением владеть своим телом (на­прягаться и расслабляться), кине­стетическими ощущениями, зри­тельным и тактильным восприяти­ем. Всё это широко используется в пиктографической ритмике. Однако хочется предупредить об ошибках в применении пиктограмм, которые наблюдались при посещении учреждений, использующих в реабилитации и обучении детей с нарушением слуха верботональный метод:

1) Пиктограммы — это вспомогательное средство и нель­зя превращать их в основное средство обучения.

2) Пиктографическая ритмика используется в основ­ном в реабилитации детей со сложной структурой де­фекта. У детей, имеющих проблемы с памятью и пло­хо удерживающих структуру, медленно идёт развитие речи только на слуховой основе. Зачастую элементы пиктографической ритмики только используются в работе с детьми, имеющими задержку психи­ческого развития.

3) Пиктографическая ритмика — это процесс творче­ский и приведённые здесь пиктограммы звуков слу­жат только примерным графическим образцом. Вся работа проводится в игре, символы не должны быть фиксированными, также как и движения в фонети­ческой ритмике, но должны отражать качественную характеристику звука.

4) Нельзя заготовить готовые таблички и использовать их в ежедневной работе с разными детьми, превращая ра­боту в монотонное «чтение» пиктограмм. Ребёнок пре­жде всего должен ощутить звук всем своим телом. Педагогу необходимо помнить, что главное - это развитие слухового восприятия.

МладенЛоврич прекрасный профессионал, хорошо по­нимающий и чувствующий ребёнка. Он работает творчески, виртуозно, постоянно меняя приёмы работы, находя подход к любому, даже самому тяжёлому ребёнку.

Любой педагог может придумать свои пиктограммы, одна­ко при этом необходимо учитывать следующие моменты:

1. Психолого-физиологические возрастные особенности детей.

2. Ребёнок в возрасте 1 года ещё не может воспринимать и воспроизводить чёткие формы. Часто мы говорим, что ребёнок рисует «каляки-маляки»

3. В 2-3 года ему доступны и прямая линия ______.

4. В 3-4 года квадрат и прямоугольник.

5. В 5-6 лет треугольник и ромб.

Так если при звуке «П» движение - прикосновение (силь­ное, быстрое, легкое), то это отражено и в пиктограмме —.

Звук «Т» — удар I. Звук «М» — скольжение (слабо, долго, легко) и соответствующий знак /.

Работа с пиктограммами реализует все основные дидакти­ческие принципы и строится с переходом от простого к слож­ному. Работа предполагает следующие фазы:

1) Простой, односложный ритм

2) Усложняем, даём двухсложный ритм

3) Трёхсложный ритм

4) Переход от ритма к слову

При обозначении людей и предметов на рисунке от­ражается их основная особенность, например: платок или очки у бабушки, косички у девочки, палочка у дедушки, шляпа у дяди и т.д. При этом педагог может просто договориться с ребёнком об определённом обозначении или ребёнок может придумать его сам. Дети с нарушенным слухом очень наблюдательны и охотно предлагают собственные обозначения.

5) Дифференциация звуков.

6) Работа над понятиями и грамматическими обобщениями.

Так как мы говорим о детях с нарушенным слухом и ре­чью, требуется большая работал по целостному овладению ими языком, что предполагает усвоение детьми фонетики, морфо­логии и синтаксиса.

Фонетика языка состоит из согласных и гласных звуков, которые имеют свою определённую прогрессию появления в детской речи. У детей с нормальным слухом эта прогрессия одна, а у детей с дополнительными проблемами она несколько специфична. Согласно этому, прогрессия соответствует инди­видуальным возможностям ребёнка, без учёта возраста и об­щих принципов появления звуков.

Работу легче изучать и описывать через группу звуков, чтобы показать многократно развитие речи в разных комби­нациях. Каждому специалисту, который работает в этой обла­сти, остаётся свобода выбора основных характеристик звука и возможность слухоречевого восприятия их детьми.

Возьмём, например, звук «П», который краткий и на­пряжённый, в этом случае пиктограмма должна содержать его основные характеристики. Игра начинается с различно­го положения тела (стоя, нагнувшись, сидя, стоя на коле­нях, лёжа); начинаем с периферийных частей тела ребёнка, при этом быстро произносим соединение согласного «П» и гласного «А» — логотом «ПА». Затем ребёнок и педагог вносят множество различных вариантов в игру, а не навязываете ему определённые элементы. Мы выбрали из множества логотомов один «ПА», чтобы различить в целом величину и интенсивность этого элемента и продемонстрировать мно­гие возможности.

Иллюстрация возможных комбинаций звука «П»:

Приведённые простые комбинации, после двигательной игры, переносим на письмо буквами на школьной доске, по­сле чего ребёнок перерисовывает их в свой блокнот. Отраба­тываем:

• варианты усиления (тихо-громко, крик-шёпот);

• ритмическую структуру (быстро — медленно, очень бы­стро — очень медленно);

• интонацию (высоко-низко, плавно-резко);

• тембр голоса — просим ребёнка произнести пиктограм­мы голосом маленького ребёнка, девочки, мамы, бабуш­ки, дедушки, папы; изображая животных (кошка, со­бака, медведь, жаба и т.д.), имитируя природные звуки (ветер, сирена, автомобиль).

Каждая структура содержит в себе около 50 вариантов, ко­торые вводит ребёнку специалист. Такое построение определяет использование и перенос структуры, которая постоянно обогащается до самого конца.

Пиктограммы необходимо всегда давать в структуре, а если используется элемент, то этот элемент необходимо в конце дать одной обобщающей структурой в таком порядке: струк­тура - элемент - структура (которая включает все элементы речевого выражения).

Рассмотрим на примере звука «Д». Он согласный, крат­кий, смычный (взрывной) и имеет усиление произношения, но отличается напряжённостью от звука «П». Он не перифериен, что определяет игровые движения, которые могут быть использованы и в групповой работе. Повторяется движе­ние в разных положениях тела (как и звук «П») и в разных комбинациях.

Иллюстрация пиктограмм для звука «Д»:

Качественный контраст между логотомами слогов «ПА-ДА» охватывает структуру, после чего можно самостоятельно про­должить дифференциацию одного слога от другого. Важно на­помнить, что на первой ступени нужно предоставить свободу детям самим создавать новые структуры и варианты, которые может вспомнить ребёнок со звуком «П». Причём, не оказы­вая на него давления, давая ему свободу выполнять движения в любом положении, просторе, разных эмоциональных вы­ражениях.

Фрикативы:

Основное различие между взрывными и фрикативами в том, что при произнесении фрикатива получается щель, через кото­рую проходит воздушная струя. При проведении двигательной игры нужно помнить и о других важных моментах, которые существуют для восприятия каждого отдельного звука в своей группе (звучность, высота оптимального звука, способность психоакустического восприятия звукового спектра).

Основа произношения — напряженность, интонация, ритм, пауза, ударение — состоит из элементов и целого. Зри­тельная игра, которая включает в себя тактильную, пропри-оцептивную, вестибулярную, зрительную и слуховую основу, может быть в разных комбинациях. Произношение содержит все перечисленные элементы.

Так, например, звук «С» имеет в основе напряжённость, длительность; он высокий, с частотной характеристикой 6400-12800 Гц и, вследствие этого, относится к группе тя­жёлых для восприятия, но необычайно важен для развития речи и языка.

Игра организовывается на контрасте соотношения быстрого, краткого по времени произнесения логотома «ПА» с длительным по времени произнесения логотомом «СА». Так при логотоме «ПА» прикасаемся к частям тела и предметам, при логотоме «СА» обеими руками с напряжением и длительным движением отводим руки ото рта в стороны. Игра начинается I исходной точке и продолжается в пространстве. Пиктогра­фический рисунок может иметь такие характеристики.

Иллюстрация пиктограмм для звука «С»:

Богатство комбинаций намного шире, так как никогда основная структура пиктограммы не бывает сама для себя пределом. Затем постепенно дети могут учиться организации записи на листе бумаги. Заодно вырабатывается и зрительно-двигательная способность письма, которая необычайно важ­на для подготовки к чтению и письму.

Звук «Ж» похож на звук «С», но имеет меньше экстра-аудитивных элементов, для него очень важен слуховой кон­троль. Чтобы он мог получиться, нужно иметь возможность длительного напряжения, при этом не нарушая качества зву­ка «Ж». Этого можно добиться, дав напряжение на кисти рук, прижимая их к центральной части туловища во времени, которое нужно для восприятия.

Ощущение тела и создание определённой ситуации должно проводиться в разном положении тела и в разном простран­стве, т.е. спациоцептически. Чтобы напряжённость показать графически, ребёнок должен это почувствовать (сжать кула­ки). Нужно изобразить графически это ощущение (например, изобразить руку). Можете как и раньше при звуке «С» идти на основе контраста «ДА - ЖА». Но для выработки у ребёнка восприятия на слух «ЖА», необходимо многократное повто­рение слога с выделением элемента.

Иллюстрация пиктограммы звука «Ж»:

Комбинации различных логотомов дают широкие возмож­ности изменения их ребёнком и педагогом, ведь данный спо­соб обучения произношению естественный и спонтанный.

Вариантов должно быть столько, сколько могут придумать ребёнок и педагог. Когда ребёнок овладеет одной ритмической Структурой, тогда намного легче восприятие нового звука, ис­пользуя ритмы, которые ребёнок уже знает.

Приведённые комбинации и опыт работы показывают, что и каждом случае предусматривается изучение трёх звуков в схожих и различных логотомах.

Африкаты: Ц Ч =

Проблема африкатов необычайно сложна, так как при про­изнесении данных звуков нужно соединить взрывной звук со свистящим или шипящим звуком в короткое время, что для ребёнка с нарушенным слухом является особенно про­блемным. Чтобы ребёнок мог на что-то опереться, необходимо выделить один знакомый ему элемент. Игра проводится так, чтобы обучать на ранее полученных знаниях и только в опре­делённый момент выделить характерный африкат.

Звук «Ц» состоит из смычно-взрывного твёрдого «Т» и сви­стящего «С», которые произносятся кратко, напряжённо и высо­ко. Игру можно комбинировать так, чтобы выделить краткость или длительность. Так как «Ц» высокий звук, в игре больше используются сочетания со звуком «С», который ребёнок уже усвоил, и который тоже является высоким.

Особенностью всех этих звуков является звонкость. Вследствие этого требуется слуховой контроль при произнесении этих звуков. Эта группа звуков имеет ещё некоторые осо­бенности, например, модуляция (Л, Р), которые важны для восприятия и воспроизведения, а пиктографическая ритмика включает в себя эти элементы и использует в игре движения и модуляцию, изменяя их во времени и пространстве. Ча­стотная характеристика звуков (М), (Н), (НЬ) результат со­четания двух звуковых областей: низкой и средней — средне-низкие звуки. Так как наши дети имеют часто сохранные низкие частоты, воспроизведение этих звуков и организация игры должны быть спокойными, медленными, выделяя этим низкую характеристику звукового спектра, который харак­теризует звуки.

Звук «Р» — ранее подчёркивалось, что этот звук характе­ризует не только высота и сложность восприятия, но и слож­ность произнесения. Вибрация звука «Р» сложнее и быстрее, чем звука «Л». Постепенно при помощи логотома «ЛА» пере­ходим к логотому «РА».

Иллюстрация:

Другой приём через «БРРРР», который дети применяют как подражание, воспринимая образец произнесения, сопро­вождающийся кинестетическими ощущениями с использо­ванием остаточного слуха и постепенно переходя к звуку «Р» в следующей прогрессии:

Игра, которую необходимо создать при этом элементе.

Это игра, при которой педагог демонстрирует, как повора­чивает в машине ключ, заводит машину или мотор, или во­дит автомобиль. Он подражает игре на трубе или отстукивает низкие звуки по поверхности стола, произнося звук «Р».

Звуки, которые ранее получили, и ритмические структу­ры могут служить при создании многообразных комбинаций пиктографической игры и закрепления звука «Р».

Игра может отражать определённую ситуацию и изменять­ся по желанию педагога и ребёнка. Педагог координирует за­дание и каждый раз вносит в него новые элементы, например: скажи считалку голосом ребёнка, голосом птицы, медленно, нысоко и т.д. Движение производится не только одной частью тела, но и разными частями тела и всем телом. Качество звука соответствует качеству движения, из движения - ощуще­ния, а всё результат хорошего произношения нужного звука. Ощущения фиксируются с помощью пиктограмм, которые ребёнок запоминает, пиктограмма служит вспомогательным средством, а также и для развития психомоторики (зрительно-двигательное восприятие и начало чтения и письма).

Все гласные являются необходимыми элементами речи, они носители всех просодических качеств: интонации, ударения, ритма, аффективности выражения. Гласные очень важны для детей с нарушением слуха, которым тяжело воспринимать высокочастотные звуки «Е» и «И». Сразу в начале реабили­тации комбинируются разные гласные с согласным, так как никогда не отрабатывается согласный изолированно. Глас­ный может использоваться изолированно, при помощи их и вместе с ними упражняем в речевых выражениях разных уровней, начиная с вызывания голоса, гуления, отработки различных интонаций, тихо-громко, длительно-кратко и т.д. Обобщая можно сказать, что согласные больше контро­лируем телом, а гласные слухом.

Пиктограммы могут помочь и в закреплении словаря. Лек­сические структуры легче запоминаются детьми, когда пред­ставлены графически в виде считалок.

Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.

Любую ритмическую структуру можно представить в гра­фическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово.

Графический рисунок может помочь и при усвоении струк­туры первых предложений.

Педагог рисует взрослых и детей из близкого окру­жения ребёнка, обозначая некоторые их особенности, по которым он может определить их (эти знаки обычно со­относят с причёской, одеждой, фигурой, украшениями, усами, очками и т.д.).

Дети часто сами предлагают рисунки: стариков (дедушка н бабушка), взрослых (мама, папа, тётя — педагог и воспита­тель) и детей (мальчик, девочка, малыш).

На рисунке педагог может обозначить и продемонстриро­вать сказуемое — разными символами обозначает действия и просит детей их показать. Это может выглядеть так:

Рисунки, которые демонстрируют ситуацию, а также сим­волы, обозначающие конкретные слова, помогут детям, не умеющим читать, составлять первые предложения. (https://allrefs.net/c13/3u5vb/p54/)

Пиктограмма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: