Использование пиктограмм на уроках чтения и развития речи




Пиктограммы широко применяются в качестве вспомогательного средства коммуникации в различных учебных заведениях, в частности на занятиях иуроках чтения и развития речи в ДОУ и школах I и II видов. В своемобращении к учителям в линии учебников «Чтение и развитие речи» Н.Е.Граш обосновывает использование на уроках чтения и развития речи разнообразных схем,пиктограмм и таблиц для более заинтересованной и вдумчивой работы со сложными социально-философскими текстами в помощь пятиклассникам и шестиклассникам. «Одни схемы помогут ребёнку увидеть динамику развития образов и поступков героев, другие – динамику развития сюжета, третьи помогут сконцентрировать внимание на возникновении и развитии целостного поэтического образа и на тех чувствах, которые стремится передать лирический герой».

Обоснование различной цветовой гаммы схем поможет ученику проникнуть в многогранную сферу чувств и переживаний литературных героев, тем самым будет способствовать развитию собственной эмоционально-эстетической сферы читателя-школьника». К примеру может иметь место следующая схема:

Учащиеся с нарушениями слухаиз-за неполноценного слуха допускают много ошибок в звуковом анализе и синтезе. Это и пропуск одной или нескольких букв, слогов. Часто педагоги на практике сталкиваются с многочисленными перестановками, ведущими к многочисленным нарушениям структуры и, зачастую как следствия, значения слова. Упражнения по развитию и совершенствованию слогового анализа и синтеза, с выделением гласных, согласных букв, позволит учащимся овладеть слоговой структурой слова, развивать внимание, память, мышление, увеличивать лексический словарь, овладевать грамотным письмом и чтением.

КО
Г
Приведенное ниже упражнение на основе пиктограмм, иллюстрируеттакую форму работы.

Сапо..

ДА
Моло…

ЧА
ГИ
Боро…

Пиро…

Зада..

 

Таким образом, использование пиктограмм, по мнению Н.Е.Граш, помогаетнеслыша-щему читателю-школьнику формировать объективно-эмоциональное отношение к окружающему миру и развивать свое отношение к окружающему мируи развивать свое эстетическое восприятие действительности сквозь призму художественной образности.

Заключение.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.В общей системе обучения и воспитания детей с нарушениямиречи, слуха и множественными нарушениями большая роль принадлежит формированию коммуникации.

2.Вышеуказанные нарушения зачастую приводят к тому, что способность использовать звуковую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается.

3.Общение содействует развитию таких детей, а потому одной из главных задач их обучения является формирование средств общения, что способствует становлению познавательной, эмоциональной и двигательной сфер ребенка.

4. С детьми данной категории, приходится использовать все доступные им средства общения, обращаться к различным приемам и методам коммуникации, чтобы помочь овладеть настолько широким объемом навыков общения, насколько это возможно для каждого конкретного ребенка.. В случаях, когда у человека есть потребность и возможность выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы поддерживающей, дополнительной коммуникации.В области помощи людям с нарушениями развития такая коммуникация носит название дополнительной, альтернативной, аугментативной (augmentative - увеличивающий), тотальной. Иногда можно встретить аббревиатуру AAC - Аугментативная Альтернативная Коммуникация.

4.Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию.

5. Пиктограмма – является одним из эффективных средств ААС (аугментативной альтернативной коммуникации).

6.Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч.γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

7.Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.

8. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть

9.Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

• Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться

• Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем

• Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)

• Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Таким образом, использование пиктограмм, как вспомогательного средства альтернативной, аугментативной коммуникацииспособствует развитию высших психических функций и связной речиу рассматриваемых категорий детей. Пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, т.к. это положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Список использованной литературы

1.Сурдопедагогика: учебник для студ.выш.пед.учеб. заведений// под ред. Е.Г.Речицкой.-М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-655с.

2.Лотман Ю.М. Семиосфера.- С-Петербург: «Искусство-СПб», 2010.-704с.

3.Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю. Методика формирования и развития устной речи.- СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.- 159с.; ил.

4. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь:учебн. Пос. для студентов высш. учеб. Заведений/ М.В. Жигорева-М.:изд.центр «Академия», 2006.-240с.

5. История школьной логопедии в лицах, событиях и идеях.под.общ.ред.Ю.А.Русиновой-СПб: Издательство Санкт-Петербуржской академии постдипломного педагогического образования, 2014.-250с.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

7. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация.//Новосибирск, «Общество «Даун синдром», 2012.-30 с.

8. Граш Н.Е. «Чтение и развитие речи» ч.2

9. Правдина.О.В. Логопедия. Учеб.пособие для дефекктолог. Фак.пед-вузов.М.:»Просвещение», 1969,-310 с.).

10. Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб.длястуд.пед.высш.учеб. заведений/под ред.Л.М.Быковой.-М.: Гуманит.изд.центр ВАЛДОС, 2002.-400с.

11.РауФ.Ф.Устная речь глухих,- М., 1973.-с.260

12. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку.-М., 1977

13.Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих.-М., 1983

14.Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб.длястуд.пед.высш.учеб. заведений/под ред.Л.М.Быковой.-М.: Гуманит.изд.центр ВАЛДОС, 2002.-400с

15. Индивидуальное занятие по формированию устной речи (восприятие и воспроизведение). Е.П.Кузьмичева, Е.З.Яхнина, сб. «Совестная речь – основа формирования личности у глухого школьника, М.: Школа –Интернат для глухих детей САП «АНИС»-172с

16. Л.В.Свешникова и М.В.Алексеева (Два века Российской сурдопедагогики: материалы всероссийского конгресса сурдопедагов – СПб.: «Наука –Питер», 2006.-412с.)

17. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха).-2-е изд., испр.и доп.-СПб.:КАРО, 2012.-752 с.ил.

18. Королева И.В. «Абилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантантами: общее и различия в сравнении с глухими и слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами»,Два века Российской сурдопедагогики: материалы всероссийского конгресса сурдопедагов – СПб.: «Наука –Питер», 2006.-412с.)

 

Интернет-источники

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2. https://fullref.ru/job_d660eec0c442bdea55f0ab78d6517fda.html

3. https://www.school.omgpu.ru/mod/resource/view.php?id=9010

4. https://logoportal.ru/piktogrammyi-dlya-detey-s-onr/.html

5. https://allrefs.net/c13/3u5vb/p54/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: