С.В. РАХМАНИНОВ. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
(1873 – 1943) (70 лет)
Родился 1 апреля 1873 года. Детские годы прошли в имении Онег недалеко от Новгорода. Чудесные картины русской природы на всю жизнь остались в памяти Рахманинова: бескрайние просторы полей и лесой, величавые воды реки Волхов.
С 4х лет мать начала заниматься с ним музыкой. Мальчик делал быстрые успехи. Тем не менее, подросшего Сережу хотели отдать на обучение в пажеский корпус. Но судьба распорядилась иначе. Материальное положение резко ухудшилось – отец ушел из семьи, оставив жену с шестью детьми на руках. И девятилетний Сережа поступил учиться в Петербургскую консерваторию.
По материальным соображениям, мальчик поселился у бабушки. Она его баловала. Не было должного контроля за учебой. Сережа плохо посещал общеобразовательные предметы, бездельничал. С музыкальными предметами было лучше положение за счет способностей.
Летние каникулы мальчик проводил с бабушкой под Новгородом. С большим удовольствием слушал перезвоны старинных церковных колоколов, пение монастырского хора. Эти детские впечатления отразились в дальнейшем в произведениях Рахманинова. Тогда же начались попытки сочинять музыку. В 1885 году в Петербург приехал двоюродный брат Рахманинова Александр Ильич
Зилоти (любимый ученик Н.Рубинштейна и Ф.Листа). Он преподавал в Московской консерватории. Прослушав игру Сергея на ф-но, он предложил матери перевести его в Московскую консерваторию. И получил согласие. Так с 12 лет Рахманинов стал учиться в Московской консерватории.
Московская консерватория
Зилоти определил брата в класс педагога Николая Сергеевича Зверева (друга П.Чайковского). Он взял Сережу на полный пансион. Так он обычно поступал с одаренными учениками. Зверев не только сам бесплатно обучал таких учеников, но и сам оплачивал преподавателей, обучавших мальчиков иностранным языкам и общеобразовательным предметам. Водил их в театр, на концерты. Летом воспитанники вместе с ним ездили на подмосковную дачу, в Крым, в Кисловодск.
|
Зверев был очень требовательным педагогом. Приучал своих учеников к систематической работе. Строго взыскивал за провинности. Не терпел лжи, лени, хвастовства.
Уроки начинались ровно в шесть утра. И тот, кто по расписанию был первым, садился за инструмент. Исключений не было ни для кого, даже если накануне ученики поздно возвращались из театра или с концерта.
Поначалу такой суровый режим тяготил Сережу. Но постепенно он привык к нему и превратился в человека исключительно собранного, волевого, дисциплинированного. Впоследствии Рахманинов говорил о Звереве: «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему».
У Зверева в гостях бывали разные интересные люди: профессора университета, художники, актеры, музыканты. Часто бывал П.Чайковский. Он сразу выделил Рахманинова из других воспитанников, следил за его музыкальным развитием. На экзамене по теории музыки при переходе на старшее отделение консерватории Рахманинов получил «5 +». Чайковский добавил еще три плюса. Несколько лет спустя, Чайковский помог своему любимцу Сереже поставить в Большом театре оперу «Алеко». По собственному опыту он знал, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
На старшем отделении консерватории Рахманинов занимался в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано – у Зилоти.
|
Уже в это время всех поражала феноменальная одаренность молодого музыканта, его редкая музыкальная память. Ему достаточно было услышать один раз сложное музыкальное произведение (например, первую часть симфонии), чтобы тут же сыграть ее. Он наизусть запоминал пьесу, просмотрев внимательно ноты 3-4 раза. Рахманинов часто выступал в концертах. О нем заговорили как о выдающемся пианисте.
В 1891 году Зилоти покинул консерваторию. И Рахманинов решил сдать выпускные экзамены по классу фортепиано досрочно на год. Сложную экзаменационную программу он выучил за три недели и блестяще исполнил ее. В следующем 1892 году он окончил консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью.
Ранние сочинения
Уже в консерватории Рахманинов достиг больших успехов в области композиции. Подлинным шедевром среди них является знаменитая Прелюдия до-диез минор, сочиненная в 19 лет.
В консерватории же был написан Первый фортепианный концерт фа-диез минор. Дипломной работой Рахманинова стала опера «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». Тема для сочинения оперы была предложена ему и двоим товарищам по курсу за месяц до выпускных экзаменов. Рахманинов написал оперу за 17 дней.
Чуткой душой музыканта Рахманинов уловил и воплотил в своей юношеской опере трагический конфликт между стремлением личности к свободе и несбыточностью этого стремления.
Десятилетие после окончания консерватории (1890е гг.)
Большой успех «Алеко» на экзамене и в Большом театре окрылил Рахманинова. Он много сочиняет: оркестровая фантазия «Утес», Первая симфония, фортепианные пьесы, романсы, духовный концерт а капелла и др. Рахманинов-композитор становится известным.
|
В эти годы он много читает, бывает в Третьяковской галерее у картин русских художников. Любит ходить в театр. Но жизнь складывалась трудно. Решительный и властный за роялем, в жизни Рахманинов был человеком ранимым, порой неуверенным в себе. Мешали житейская неустроенность, одиночество, материальные затруднения. Сильно переживал кончину П.Чайковского (1893). Написал трио «Памяти великого художника» для скрипки, виолончели и ф-но.
Первая симфония, исполненная в Петербурге под управлением Глазунова, успеха не имела. Это сильно расстроило Рахманинова. Он потерял веру в себя. Несколько лет ничего не сочинял. Только выступал в концертах, правда, с неизменным успехом. Материальное положение становилось всё хуже.
Но неожиданно Рахманинов получил приглашение от известного мецената С.Мамонтова занять должность дирижера в его оперном театре. Это имело большое значение для композитора. Он изучил партитуры многих опер, приобрел дирижерский опыт. Познакомился со многими выдающимися художниками, оформлявшими спектакли: Васнецовым, Поленовым, Серовым, Врубелем. Крепкая дружба завязалась с Федором Шаляпиным.
Рахманинов посещал Льва Толстого, находя у него моральную поддержку. Дружеские отношения сложились с писателями Чеховым и Буниным, артистами Художественного театра.
В 1899 году Рахманинов впервые выступает в Лондоне, через год в Италии. Радостным событием стала постановка «Алеко» в Петербурге к 100-летию Пушкина. Партию Алеко пел Шаляпин. Рахманинов вновь возвращается к творчеству.