Причины государственно-правового вмешательства в экономику




Рыночная экономика как объект воздействия права.

Как объект правового воздействия экономика представляет собой сложное развивающееся явление.

Археологи установили, что примерно в VIII-VII тысячелетии до н.э. человечество перешло от собирательства, т.е. присваивающего хозяйства, к производству.

Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней размещаются фабричные здания и другие постройки. Труд включает всех работников, в том числе инженеров и управляющих.

Под капиталом, или средствами производства, понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и др., словом, все блага, которые созданы людьми для того, чтобы производить другие блага.

Экономику, где решающую роль играют капиталы или средства производства, еще называют капиталистической. Так вот, на заре капитализма было принято считать, что капитализм - это саморегулирующаяся система, способная "развиваться сама по себе". Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась экономистами-классиками как излишняя, более того, вредная.

 

 


Однако этим положениям упорно противоречили постоянно повторяющиеся периоды понижения спроса на товары, спада производства, инфляции, длительной безработицы и другие негативные общественные явления. Особенно разрушительной в западном мире оказалась "Великая депрессия" 30-х годов, когда товары, не нашедшие спроса, закапывали, сжигали, сбрасывали в море в массовом масштабе. Хотя при этом проблема голода среди населения не была снята.

Именно учитывая это, в 1936 г. известный английский экономист Джон Кейнс выдвинул идею о необходимости вмешательства государства в экономику. Он утверждал, что капиталистическая экономика отнюдь не саморегулируема отсутствие синхронности в принятии основных экономических решений, устойчивой тенденции к понижению цен и заработной платы влияет на спады в экономике.

 

 

Причины государственно-правового вмешательства в экономику

А. Экономические причины. Немаловажной причиной является ограниченность природных ресурсов. Они не беспредельны, и восполнить их общество не может. Сейчас нельзя, как во времена "Великой депрессии" (1929 г.), жечь, топить, закапывать товары, которые никто не берет. Лучше умерить производство, просчитав заранее нужный их объем. Контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству, и только оно может осуществлять такие мероприятия, как введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий на добычу нефти и газа и т.п.

Б. Политические причины. Государство не может оставаться в роли пассивного наблюдателя и допустить, чтобы общество погрузилось в хаос из-за экономических потрясений. Оно берет на себя предоставление важных общественных услуг, таких, как охрана общественного порядка, правосудие, оборона.

В. Социальные причины. Неуправляемая рыночная экономика порождает резкое имущественное расслоение. Государство обязано заботиться и об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных и других неблагополучных слоях общества.

Г. Экологические причины. Участники рыночных отношений, преследуя каждый свои интересы, производят и реализуют товары, нужные людям. Но интересы общества в целом остаются вне сферы их внимания. Государство же, напротив, стоит на страже интересов всего общества и следит за тем, чтобы отрицательные последствия бизнеса не привели к экологической катастрофе. Экологические проблемы под силу осознать только государству и только оно с помощью норм права может предпринять меры по защите окружающей среды.

Д. Технологические причины. Сейчас в производстве используется сложная и не всегда безопасная технология. Порой даже незначительные отступления от нее могут нанести большой вред обществу, поставить под угрозу здоровье, а то и жизнь многих людей (например, при производстве медикаментов, при выработке энергии на атомных электростанциях, при авариях на воздушном транспорте). Государство, устанавливая контроль за применением опасных технологий, обеспечивает нашу безопасность.

Государственно-правовое вмешательство в рыночную экономику вызвано несовершенством рыночной экономики (порождаемым как внешними, так и внутренними факторами), а также необходимостью предоставления населению общественных бла

Отрасли права:

Государственное (Конституционное) право.

Гражданское право.

Административное право.

Предпринимательское право.

Трудовое право.

Семейное право.

Источники:

Конституция Российской Федерации;

Кодексы Российской Федерации;

Федеральне законы Российской Федерации;

Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

Постановления Правительства Российской Федерации, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

Государственные стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;

Акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

Акты региональных органов власти и управления;

Акты местных органов власти и управления

 

Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Важно иметь в виду, что хозяйственное право — это не отдельная, самостоятельная отрасль права наряду, например, с гражданским, трудовым и другими отраслями, которые известны вам из курса основ права, а так называемая комплексная отрасль права, включающая в себя нормы нескольких отраслей: конституционного, гражданского, финансового, административного и некоторых других.

Этот момент важно учитывать, в частности, при характеристике источников хозяйственного права.

Как известно, под источниками права понимаются способы выражения, закрепления и существования правовых норм. В разные времена и в различных странах в качестве источников права выступали и выступают правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основным источником права выступают нормативно-правовые акты — официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.

Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы (два вида):

1. законы, обладающие высшей юридической силой;

2. подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

В свою очередь в каждой из этих групп существует своя иерархия нормативно-правовых актов.

Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция — Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Каждый из нижестоящих законов в этой пирамиде не может противоречить вышестоящему.

Среди обычных законов особого внимания заслуживают кодифицированные акты — отраслевые кодексы, которые являются основными источниками права для соответствующих отраслей.

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Далее следуют ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции и т. п., документы различных министерств и ведомств), местные (нормативно-правовые акты местных органов государственной власти и местного самоуправления) и локальные (внутриорганизационные) нормативно-правовые акты (т. е. акты, издаваемые и действующие в пределах отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Среди источников хозяйственного права мы обнаруживаем нормативно-правовые акты, принадлежащие ко всем группам и подгруппам системы нормативно-правовых актов и находящиеся на всех этажах их иерархии. Охарактеризуем наиболее важные из них.

Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т. е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права.

К ним относятся:

§ единство экономического пространства;

§ свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

§ поддержка конкуренции;

§ многообразие форм собственности;

§ свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность.

Следующим по значению после Конституции РФ источником хозяйственного права в нашей стране является Гражданский кодекс Российской Федерации. Именно в нем содержатся правовые нормы, регулирующие такие важные для участников хозяйственной деятельности отношения, как отношения собственности, обязательственные отношения, включая договорные (куплю-продажу, поставку, подряд, капитальное строительство и т. д.) и другие.

Среди кодифицированных актов, помимо Гражданского кодекса РФ, в качестве источников хозяйственного права можно рассматривать Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. В них также содержаться правовые нормы, непосредственно касающиеся субъектов хозяйственной деятельности, устанавливающие наказания за правонарушения в этой сфере.

К числу важнейших источников хозяйственного права следует отнести целый ряд федеральных законов, регулирующих отдельные аспекты

 
 

экономической деятельности: «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерском учете», «О несостоятельности (банкротстве)» и многие другие.

Важную роль в регулировании экономических отношений в нашей стране играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. По своему значению они иногда сопоставимы с законами. Однако следует помнить, что при всей их важности, это все-таки подзаконные акты, и они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Главное их предназначение — обеспечить реализацию положений Конституции и законов.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств определяют формы и механизмы реализации законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Так, например, в инструкциях налогового ведомства содержатся указания по применению налогового законодательства.

Нормы хозяйственного права могут содержаться и в некоторых нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. Как правило, они касаются собственности муниципальных образований и определяют порядок ее использования.

Некоторые локальные (внутриорганизационные) нормативно-правовые акты также могут содержать нормы хозяйственного права. Любой хозяйствующий субъект может в своих локальных нормативно-правовых актах установить нормы хозяйственной деятельности, обязательные для всех работников данного субъекта (разумеется, если эти нормы не противоречат законам и вышестоящим подзаконным актам).

Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Поэтому к источникам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федерации в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются редко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

  След. »

3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: