Пожалуй, это один из самых «вкусных» символических планов индийских храмовых украшений.
Начнем с чакр и энергетических каналов. Как известно, чакр семь, а каналов – три (ида, пингала, сушумна). Гармоничная работа их всех обеспечивает здоровье, долголетие, правильное физическое и духовное развитие человека. Естественно, для танцовщицы, посвятившей свою жизнь служению божеству через танец, – а это требует немалых сил, в том числе физических, – гармония в душе и теле имела немаловажное значение. Можно предположить, что отдельные украшения дают на теле танцовщицы проекции чакр и главных энергетических каналов.
Первые две чакры – Муладхара и Свадхистана – не отражены на теле танцовщицы украшениями. Может быть, потому что «расположены» они в районе промежности. А возможно, потому, что их «зона ответственности» несовместима с танцем и служением. Муладхара отвечает за первичные потребности человека и ассоциируется с суетным, плотским миром в самых его грубых (с точки зрения энергетики) проявлениях. Свадхистана отвечает за отношение к миру как к источнику неких (также плотских) удовольствий. Считается, что чакры эти отвечают лишь за условия для физической жизни, но не для духовного развития.
Однако, можно предположить, что они также «отражались» – какими-либо знаками на теле или украшениями, носимыми под одеждой.
С третьей чакры – Манипуры – начинается духовное развитие, когда её достигает в подъеме творческая энергия Кундалини. Человека начинает занимать вопрос его места в мире, смысла жизни, начинается духовный поиск. Это уже благодатный материал для танца и танцора. Манипура располагается в районе пупка, поэтому из украшений её, скорее всего, отражает пояс-оддьянам (часто с увеличенной круглой бляшкой в центре, как раз на пупке).
|
Четвертая чакра – Анахата – чакра сердца и солнечного сплетения. На месте анахаты находится повеска-падаккам длинного ожерелья или место его изгиба. Это «средняя точка» духовного развития, когда оно становиться важнее материальных благ.
Пятая чакра – Вишудха – горловая, чакра вдохновения и гармонии. Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Это означает, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого. За эту чакру в украшениях отвечает короткое ожерелье-аттикай, кулон которого может приходиться прямо на проекцию чакры – яремную ямку.
Шестая чакра – Аджна – или небезызвестный «третий глаз». Это межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей. В Аджна-чакре, по некоторым источникам, окончательно сходятся три главные нади (энергетических канала) — Сушумна, Ида и Пингала.
В индийской культуре между бровей носят тилак или бинди – цветной рисунок или красный кружок, обозначающее социальное положение, замужество или девство - у женщин, либо принадлежность к определенной ветви индуизма - у мужчин.
У танцовщиц бинди обычно бывает в форме красного круга, капли, либо сочетания этих элементов. Хотя встречаются и более сложные рисунки.
Уже упомянутые энергетические каналы-нади в украшениях отображаются дважды.
Первый раз – через украшения для носа. По некоторым источникам канал Ида начинается, слева от позвоночника, проходит вдоль него и заканчивается у левой ноздри. Соответственно, место его завершения символизирует серьга-наду. Канал Пингала начинается справа от позвоночника, проходит вдоль него до правой ноздри. Его символизирует сережка-мукутти. Центральный канал – Сушумну – символизирует сережка-булакку. Согласно представлениям индуизма, йоги: канал Ида относится к женскому типу, а Пингала к мужскому типу энергии. По этим каналам проходят соответственно лунные и солнечные потоки энергии.
|
По другим представлениям, каналы объединяет чакра Аджна – третий глаз. В наборе украшений на место чуть выше третьего глаза приходиться подвеска нетри-чутти. Само украшение нетри-чутти также состоит из центрального напроборника, плюс левая и правая его «ветка». По сторонам от него располагаются сурья-прабха и чандра-прабха (заколки в виде луны и солнца), символизирующие лунную и солнечную энергию. Сама же нетри чутти символизирует три энергетических канала, а также времена: настоящее, в котором сходятся прошлое и будущее.
Наконец, седьмая чакра – Сахасрара. По некоторым источникам, Сахасрара не считается чакрой, а является высшей сущностью, которая в определённом смысле включает все другие чакры. Символически здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти (т.е. мужского и женского начала), конечная цель духовной эволюции. Здесь творческая энергия Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр. Согласно общепринятой версии, Сахасрара активизируется, когда достигают своего максимума остальные шесть чакр. В этом случае она чаще всего символизируется белым цветом, содержащим в себе все цвета спектра, а основной функцией выступает единение с высшим сознанием.
В украшениях бхаратанатьям прямиком на телесную проекцию сахасрары (макушка головы) приходится ракули, которую нередко окружают цветочной гирляндой, физически создавая образ «лотоса с тысячью лепестков».