Комиссионная модель местного управления




В США данная модель реализуется на уровне таунов и тауншипов. Полномочия главы местного самоуправления осуществляет единственное выборное лицо – мэр. В особых случаях или при крайней необходимости может формироваться и небольшой аппарат управления.

Существует также комиссионная модель самоуправления, которая встречается в ряде городов США и Великобритании и отличается от других моделей тем, что высшие должностные лица избираются отдельно от совета. Эта модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и сочетании представительных и исполнительных функций.

 

 

Рис. 1.5. Комиссионная модель местного управления

 

В качестве положительного момента можно отметить оперативность в принятии решений из-за отсутствия разделения властей. Недостатком считается возможный бюрократизм, нарушение координации между подразделениями, утрата целостного видения стоящих проблем (рис. 1.5).

Таким образом, рассмотренные модели и варианты построения местного самоуправления наглядно показывают очевидные особенности подходов, связанных с различиями в социально-экономическом развитии зарубежных стран, их историческом опыте, национально-культурных традициях, географических условиях, административно-территориальном делении, внутриполитической обстановке и др. То есть можно сказать, что не существует каких-либо стандартных жестких схем, и практически каждое государство в вопросах формирования органов местного управления имеет свою специфику, те или иные особенности, проистекающие из процесса собственного исторического развития.

Что касается зарубежного опыта финансово-экономического отношения органов местного самоуправления, то в первые послевоенные годы во многих странах мира преобладала централизованная концепция регулирования социально-хозяйственных процессов; повышалась роль центральных бюджетов. Это в большей мере было связано с трудностями экономического восстановления. Однако в последующем в связи с более активным внедрением рыночных механизмов экономического роста центр тяжести в экономической политике и в бюджетных расходах во многих странах постепенно смещается на более низкие уровни управления. Доля центрального (государственного) бюджета сокращается, а низовых бюджетных звеньев - возрастает. В Великобритании местные бюджеты существуют в округах, графствах и городах; в Германии - в общинах и городах; во Франции - в департаментах и коммунах; в Японии - в префектурах, районах, городах; Бельгии - в провинциях, коммунах; в Дании, Норвегии, Швеции - в сельских и городских коммунах и т.д.

 

Состояние и возможности местных бюджетов в отдельных странах сильно различаются, и это обусловлено как историческими традициями, так и действующим законодательством. Но почти для всех стран существует проблема постоянного роста бюджетных расходов, дефицитности местных бюджетов, необходимости постоянного увеличения субсидий местным властям из центрального (государственного) бюджета.

Доходы местных бюджетов складываются из четырех основных частей: налоги, неналоговые поступления, субсидии, дотации и займы. Уровень доходов от налогов колеблется достаточно широко - от менее 10% ресурсов местных бюджетов в Италии, Ирландии и Нидерландах до более 40% в Дании, Франции и Японии и 65% - в США. Меньшую роль играют неналоговые доходы, включающие поступления от муниципальной собственности, коммунальных услуг, коммерческой деятельности, продажи недвижимости, штрафов, денежных сборов и т.д. Их удельный вес колеблется от 10 до 25%. В последние два десятилетия отмечается тенденция роста неналоговых доходов, что связано с повышением цен на коммунальные услуги, расширением экономической и хозяйственной самостоятельности местных органов власти.

Основными источниками бюджета местных органов власти в США являются: местные налоги, платежи за муниципальные услуги, межправительственные поступления, а также муниципальные займы.

Системы местного налогообложения в зарубежных странах весьма разнообразны. Например, в Японии насчитывается 30 местных налогов, во Франции - более 50, в Бельгии - около 100, а Великобритании - всего два.

Существенной характеристикой местного налогообложения является пропорция, в которой налоговое бремя распределяется между предприятиями и частными лицами. Например, в Германии промысловый налог (с предприятий) и во Франции - профессиональный налог - обеспечивают, соответственно, 75 и 31% налоговых доходов местных бюджетов. Поземельный налог также затрагивает в основном предприятия. Его бремя в Великобритании, например, значительно выше, чем бремя промыслового налога в Германии и профессионального налога во Франции (в Великобритании доля доходов от поземельного налога составляет в ВВП более 2%, а в Германии - от промыслового налога 1,3 %, во Франции - от профессионального налога 1,7%).

Важным источником пополнения местных бюджетов являются государственные трансферты, которые во Франции превышают 30% доходов этих бюджетов. Кроме того, на местный уровень поступают дотации для покрытия дефицита и различного рода компенсационные субсидии с целью выравнивания налоговых доходов местных органов власти.

 

Одним из источников финансирования местных бюджетов в США являются займы, а также бюджетные гранты, которые подразделяются на целевые (строительство аэропортов, крупные инфраструктурные проекты) и узкоцелевые (расходы на здравоохранение, образование, занятость, социальная поддержка) гранты.

В развитых странах одним из эффектив­ных направлений развития систем местного самоуправления считается развитие кластеров. Так, в Декларации об укреплении экономического сотрудничества в Европе (1997 г.) формирование новых производственных систем на основе сетей и кластеров провозглашено в качестве одно­го из наиболее актуальных направлений развития европейско­го сотрудничества. В Европееще в 1968 г. в рамках политики создания Европейского союза был основан Генеральный директорат по региональной политике, в 1975 г. - Европей­ский фонд регионального развития. В 1988 г. Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функциониро­вать Совет региональных и местных сообществ.

Феномен кластера, как объекта экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории, известен со времен ремесленного производства. Но, только с последней четверти XX в., промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор экономического развития регионов. Среди экономистов во всем мире находит все большее признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития.

Наиболее существенная роль в реализации кластерной политики отводится органам местного самоуправления. В их задачи входит широкий спектр вопросов: от создания образовательных программ до обновления всех ключевых инфраструктур для нужд кластеров.

Объединение предприятий способствует росту деловой активности местных самоуправлений, предпринимательских структур, улучшению инвестиционного климата, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, даёт импульс для более интенсивного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий.

Кластер (англ. сluster - группа)представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

 

Факторами, способствующими образованию кластерных структур, являются:

§ усиление конкуренции, обусловившее формирование устойчивых долгосрочных кооперационных связей;

§ изменение условий хозяйствования (налоговые, законодательные, политические и прочие изменения), повышающие эффективность функционирования объединений предприятий;

§ внешнее давление на сектор экономики, требующее объединения усилий с целью успешного противостояния давлению;

§ появление новых технологий, предопределяющее стихийное формирование объединения компаний на основе стержневой технологии;

§ необходимость научно-технической кооперации в высокотехнологичных секторах экономики.

Для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определённой сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга. Суть кластерной концепции заключается в реализации консолиди­рованного потенциала регионов, а решение проблем региональной экономики является одним из главных направлений деятельности общества.

Мировой опыт даёт примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путём реализации кластер–ориентированной региональной политики. Региональные кластеры объединяются как на основе традиционных отраслей промышлен­ности (производство тканей, одежды, садоводства), так и вокруг новых технологий (мобильная и спутниковая связь)

Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.

Многообразие и индивидуальность кластеров затрудняют их типизацию.

Необходимо отметить, что кластерное развитие экономики – это определенный инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующий в рамках данных правил, - это не что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться муниципальным образованиям, крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается, прежде всего, синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным.

Кластер позволяет:

§ установить выгодные взаимосвязи, которые дают участникам кластера больше преимуществ по сравнению с теми предприятиями, которые работают в одиночку;

§ сориентировать деятельность каждого участника на потребности рынка за счет согласованной общей стратегии кластера;

§ значительно расширить сбыт (в т.ч. за рубеж), повысить полноту и своевременность снабжения, уменьшить расходы на снабжение и сбыт за счет развития внутренней системы снабжения и единой системы сбыта, построенной на принципах доверия;

§ стабилизировать хозяйственную деятельность участников (даже в условиях кризиса), что позволит увеличить количество рабочих мест и уровень заработной платы;

§ создать уникальные предпосылки для развития инновационной деятельности, повышения качества продукции, производительности и рентабельности предприятий-участников кластера;

§ с выгодой внедрить международные стандарты (ISO) на продукцию и системы управления;

§ упростить доступ к рыночной информации (и ее свободный обмен внутри кластера) за счет создания общей кластерной информационно-аналитической системы, сети полезных контактов;

§ облегчить для участников кластера доступ к новейшим технологиям, передовым методам организации производства, повышению профессионального образования и др.

Деятельность кластера регулируется Советом кластера, в состав которого входят по одному представителю (руководителю) от каждого участника. Решения Совета кластера принимаются на каждом заседании Совета.

Выполнение решений Совета организует координатор кластера, который регулирует деятельность участников в пределах полномочий, предоставленных ему Советом. Координатором может быть один из участников или партнеров кластера.

Следует отметить, что кластеры создают условия для вовлечения инвестиций, так как необходимые для их образования инициатива, инновации, интеграция, информация, интерес являются необходимыми составляющими для привлечения инвесторов.

В настоящее время экспертами описаны 7 основных видов кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:

1) г еографическая - построение пространственных кластеров экономической активности от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);

2) горизонтальная - несколько отраслей – секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);

3) вертикальная - в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса;

4) латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счёт эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);

5) технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (например, биотехнологический кластер);

6) фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;

7) качественная: существенным является не только то, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.

Кластеры варьируются по своим размерам, широте охвата, уровню развития в зависимости от отраслей. Природа кластеров позволяет изменять их границы по мере появления новых компаний и отраслей, с развитием и изменением условий осуществления бизнеса. Кластеры наблюдаются в условиях как развитой, так и развивающейся экономики.

Промышленные кластеры представляют собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединённых в производственную цепочку, в рамках которой создаётся конечный продукт и добавленная стоимость. Более развитые кластеры имеют специализированные базы поставщиков, в большей степени разветвленный массив связанных отраслей, более широкий масштаб поддерживающих отраслей, глубокие связи с потребителями.

Для администрации местных территорий кластеры, во–первых, наиболее современный, удобный инструмент в промышленной политике; во–вторых, это хорошая площадка для взаимодействия с бизнесом; в–третьих, на региональные администрации возложен большой объём задач, для решения которых требуются дополнительные средства, время и знания. Кластерный подход даёт эффективный инструмент для достижения основных целей: повышение доходности местных территорий и обеспечение занятости населения. Данные утверждения подтверждаются успешным опытом в ряде стран

В Восточной Германии автомобильный кластер начал созда­ваться в 2004 г. по инициативе правительства пяти федераль­ных земель: Берлин-Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Саксония-Анхальт. В рамках этих территорий в состав кластера вошли компа­нии по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения. На сегодняшний день в состав кластера входят такие про­изводители автомобилей, как BMW, DaimlerChrysler, Opel, Porsche, VW, поставщики комплектующих и оборудования KUKA Schweissanlagen GmbH, Schnellecke Group, Siemens VDO Automotive AG, Немецкий индустриальный банк, Технический университет Дрездена, Высшая школа торговли Лейпцига и др.

 

 

В Австрии существуют 76 региональных кластеров, которые были условно поделены исходя из их специализации на шесть катего­рий: промышленные, технологические, образовательные, экспортные, смешанные, кластеры сферы услуг.

В Финляндии была разработана и утверждена Национальная промышленная стратегия,что позволило совершить переход от макроэкономического регулирования к промышленной и технологически конкурентной политике, основанной на разви­тии кластеров. Так, например, были составлены кластерные карты лесного хозяй­ства, цветной металлургии, энергетики, телекоммуникаций, экологии, здравоохранения, транспорта, химии, строитель­ства, продовольствия. Лесной, информационный и телеком­муникационный кластеры в настоящее время обеспечивают основной объем экспорта и формируют значительную часть ВВП Финляндии.

Финский энергетический кластер, традиционно характеризую­щийся высокой энергоэффективностью и экологичностью используемых технологий, по прогнозам будет расти средни­ми темпами 3,2% в год. Он сейчас объединяет нефти и газохи­мические, электроэнергетические, инжиниринговые и энерго­машиностроительные компании.

В Италии в качестве кластеров получили развитие так называемые «индустриальные округа», которые характеризуют­ся высокой степенью концентрации небольших фирм, как правило, предприятий традиционной обрабатывающей промышлен­ности. Как показывает практика, фирмы, объединенные в индустриальные районы, имеют стабильно более высокую до­ходность и более высокую производительность, чем аналогич­ные предприятия, не относящиеся к подобным районам.

Довольно успешное развитие региональной интеграции наблюдается и в Великобритании, гдев середине 1990-х гг. были пересмотрены приоритеты промышленной политики. В результате была сформулирована так называемая Прогнозная технологическая программа. Так, в настоящее время Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия и северо-восток Англии демонстрируют успешное региональное динамическое развитие в производстве авто­мобилей, электроники, химикатов и в некоторых более тради­ционных секторах, таких как производство продуктов питания и напитков, одежды и текстиля.

Особенность распределения британских кластеров по регионам заключается в том, что она исходит из их специализации. Так, кластеры на юге Великобритании боль­ше тяготеют к сфере услуг (программное обеспечение, дело­вые услуги и т.п.), тогда как на севере кластеры в основном развиваются на базе товарного производства. Лондон и юго-восток отличаются самыми высококонцентрированными и успешно развивающимися кластерами.

В настоящее время задача формирования и укрепления региональных иннова­ционных кластеров в США поставлена в число важнейших национальных приоритетов. Штаты Калифорния, Аризона, Коннекти­кут, Флорида, Миннесота, Северная Каролина, Огайо, Орегон, Вашингтон возглавили процесс формирования кластеров и приняли соответствующие программы, сотни городов и территорий разработали свои кластерные стратегии. «Силиконовая долина» является ярким примером кластера.

Канадская экономикахарактери­зуется наличием развитой структуры промышленности, ее вы­сокой инновационной составляющей, а также успешными при­мерами создания высокотехнологичных кластеров. Так, например, Канада имеет опыт реализации таких кластеров, как биотехнологический (Монреаль, Торон­то, Ванкувер, Оттава, Галифакс), информационно-телекомму­никационный (Ванкувер, Калгари, Квебек и др.), высоких технологий (Монреаль, Онтарио и др.), мультимедийный (Монреаль, Торонто, Ванкувер), винодельческий (Ниагара) и пищевой про­мышленности (Торонто). Кроме того, интересен опыт Ка­нады в создании комплексных региональных кластеров, вклю­чающих в себя ряд промышленных кластеров (Эдмонтон).

В Канаде все уровни власти (федеральный, региональный и муниципальный) оказывают содействие бизнесу в реализации кластерных инициатив, но конкретные формы поддержки различают­ся на местном уровне. Более того, кластерная стратегия является частью наци­ональной инновационной политики страны. Координацию данной стратегии осуществляет Национальный исследова­тельский совет (НИС) – ведущее федеральное агентство по научно-исследовательскому развитию. Он состоит более чем из 20 институтов и национальных программ, охватывающих широкий спектр дисциплин и предлагающих ряд услуг по всей территории Канады для помощи в стимулировании инноваци­онной деятельности на местном уровне.

Основными задачами агентств регионального развития являются:

§ содействие компаниям в определении потенциальных стра­тегических возможностей кластера и анализ того, как они мо­гут быть использованы наилучшим образом;

§ разработка институциональных или сетевых механизмов построения сотрудничества между ключевыми участниками кластера;

§ повышение качества обмена информацией между
исследовательскими организациями и компаниями, а также
содействие в коммерциализации разработок;

§ привлечение инвестиций для покрытия дефицита инвес­тиционных источников финансирования в кластере;

§ совершенствование инфраструктуры;

§ развитие цепи поставщиков;

§ поддержка развития новых бизнес-инициатив.

Наиболее успешным примером управления ре­ализацией кластерных инициатив на муниципальном уровне является проект кластерного развития Большого Эдмонтона, ко­торый является уникальным примером создания крупно­го регионального кластера.

Широкое распространение в постсоциалистических странах получили кластерные принципы организации производственного взаимодействия на региональном и местном уровнях. Этот подход предоставляет большие возможности как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для повышения эффективности экономической политики региональной власти. В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, все более активно начинает входить в практику и в некоторых странах СНГ.

Идея развивать кластеры стала своего рода модным направлением в экономической политике России и Казахстана, где речь идет, прежде всего, о необходимости диверсификации экономики и постепенного ухода от преимущественно сырьевого экспорта и развитии промышленной конкурентоспособности за счет создания приоритетных кластеров, поддержки инвестиционных институтов, соответствующей кредитной политики, внедрения инноваций и передовых технологий. Казахстан принял стратегию инновационного индустриального развития на 2003-2015 гг. (СИИР). Азербайджан и Узбекистан также изучают конкурентоспособность своего промышленного сектора.

Кластеризация возможна даже на уровне города, например, в Санкт-Петербурге насчитывается девять городских кластеров: энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, пищевой, транспортный, туризм, деревообработка, программное обеспечение и информационные технологии, оптическое приборостроение, металлургия.

Резюмируя вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

1. Изучение зарубежного опыта в формировании и развитии системы местного самоуправления подчеркивает невозможность использования неких единых рецептов становления местного самоуправления, его экономической базы, необходимость учета в управлении национальных экономических и иных особенностей. Так как очевидно, что соотношение различных форм местного управления в рамках отдельных административно-территориальных единиц определяется историческими, географическими и демографическими особенностями той или иной страны, ее политическим режимом, а также правовой системой.

2. В мировой практике к настоящему времени сложились три основные модели местного самоуправления: французская, англо-американская и смешанная. Также имеется несколько разновидностей: «сильный мэр - совет», «слабый мэр - совет», «совет - управляющий», «мэр-собрание», комиссионная модель местного управления. Рассмотренные модели и варианты построения местного самоуправления наглядно показывают очевидные особенности подходов, связанных с различиями в социально-экономическом развитии зарубежных стран, их историческом опыте, национально-культурных традициях, географических условиях, административно-территориальном делении, внутриполитической обстановке и др. То есть можно сказать, что не существует каких-либо стандартных жестких схем, и практически каждое государство в вопросах формирования органов местного управления имеет свою специфику, те или иные особенности, проистекающие из процесса собственного исторического развития.

3. Состояние и возможности местных бюджетов в отдельных странах сильно различаются, и это обусловлено как историческими традициями, так и действующим законодательством. Но почти для всех стран существует проблема постоянного роста бюджетных расходов, дефицитности местных бюджетов, необходимости постоянного увеличения субсидий местным властям из центрального (государственного) бюджета.

4. В развитых странах одним из эффектив­ных направлений развития систем местного самоуправления считается развитие кластеров, которые, как нам представляется, могли бы успешно применяться и в Кыргызстане. Региональные кластеры объ­единяются как на основе традиционных отраслей промышлен­ности, так и вокруг новых технологий. Объединение предприятий способствует росту деловой активности местных самоуправлений, предпринимательских структур, улучшению инвестиционного климата, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, даёт импульс для более интенсивного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий.

5. Факторами, способствующими образованию кластерных структур, являются: усиление конкуренции, обусловившее формирование устойчивых долгосрочных кооперационных связей; изменение условий хозяйствования (налоговые, законодательные, политические и прочие изменения), повышающие эффективность функционирования объединений предприятий; внешнее давление на сектор экономики, требующее объединения усилий с целью успешного противостояния давлению; появление новых технологий, предопределяющее стихийное формирование объединения компаний на основе стержневой технологии; необходимость научно-технической кооперации в высокотехнологичных секторах экономики.

6. Практика местного самоуправления в различных странах существенно различается в связи с национальными, экономическими, историческими и другими особенностями. Однако повсеместно наблюдается общая линия на постепенное повышение роли местных органов власти, их ответственности за решение проблем экономического и социального развития территорий. Одновременно государство, в лице центральных органов, не снимает с себя ответственности за состояние дел на местах, создавая оптимальные возможности для эффективного функционирования местных органов власти.

 

 

Контрольные вопросы по теме:

Назовите основные модели местного самоуправления и раскройтеих содержание.

Раскройтесуть моделей местного управления «сильный мэр - совет», «слабый мэр - совет», «совет - управляющий», «мэр - собрание».

Раскройтесуть Комиссионной модели местного управления.

Перечислите основные положительные моменты и недостатки Комиссионной модели местного управления.

 

Какие средства являются основными источниками бюджета местных органов власти в США.

Назовите факторы способствующих образованию кластерных структур.

Опишите 7 основных видов кластеров.

Кем и каким образом регулируется деятельность кластера.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативно-правовых актов по теме:

1. Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и

Канаде. – М.: Наука, 2003.

2. Баранчиков В.А. Муниципальные органы Великобритании. – М., 2004.

3. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах //

Экономика региона. – 2007

4. Емельянов С. Стратегия развития науки и технологии в США в ХХI веке //

Проблемы теории и практики управления. – 2002.


[1] Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. – М.: Наука, 2003. – С.41.

[2] Конституция Японии. - Ст.94.

[3] Конституция Словацкой Республики. - Ст.75.

[4] Рой. О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. - С.203-207.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: