Психолог как судебный эксперт или как писать официальные психологические заключения




От автора: Уважаемые коллеги, очень надеюсь, что данная статья поможет вам немного лучше ориентироваться в вопросах связанных с написанием психологических заключений для различных официальных организаций. Я попытался сделать акцент на оформлении документа и требованиям к нему. В следующий раз, если замечу ваш интерес к этой теме, можем поговорить и о содержании и о экспертных методиках диагностики. Можем рассмотреть вопросы по производству отдельных исследований по конкретным темам, например при разводе или компенсации морального вреда и другие.

Д.Б. Кудзилов, психолог, клинический психолог, судебный эксперт. Последнее время, коллеги все чаще обращаются за консультациями и помощью в составлении официальных заключений специалиста или эксперта. Причиной повышенного интереса к этой теме, к сожалению чаще всего, становится увеличение количества разводов и необходимость определения места жительства ребенка в судебном порядке. Основной вопрос касается формы заключения, методов используемых в исследованиях. Вопрос оформления заключений действительно очень важный и от качества оформления документа, его соответствие требованиям предъявляемым к заключениям эксперта часто зависит, будет ли заключение принято в качестве доказательства или останется без внимания суда. Вы можете подумать, что не занимаясь непосредственно судебной экспертизой, у вас никогда не возникнет потребность в знаниях правильного оформления документов, однако следует помнить, что экспертом в соответствии с законом может стать любое лицо имеющее специальные познания. А это значит, что в любой момент суд или следствие может обратиться к вам с просьбой о производстве определенных психологических исследований с целью выяснения тех или иных вопросов входящих в вашу сферу компетенции. Безусловно, вы можете отказаться от такого предложения и взять самоотвод или сослаться на свою некомпетентность в интересующих суд или следствие вопросах. Но согласитесь, отказываясь от проведения экспертного исследования вы подписываетесь в собственной некомпетентности, это часто выглядит странно, когда детский психолог, много лет жизни отдавший работе с детско–родительскими отношениями, вдруг на просьбу клиента отвечает, что не занимается проведением исследований для суда или органов опеки и попечительства или следствия. Клиент конечно в изумлении и непонимании, как так, психолог который продолжительное время наблюдал семью, ребенка, позиционировавший себя как бесспорного лидера в детской психологии, вдруг отказывается писать заключение если ситуация того требует, например развод и необходимо заключение специалиста для определения места жительства ребенка. Здесь есть две стороны медали, психолог который продолжительное время вел семью, вступившую на путь развода, не самый лучший эксперт ибо имеет слишком большой объем информации о семье и имеет свое отношение к этой ситуации и её участникам. Но как показывает моя практика отказы от специалистов звучат вовсе не по причине сильной вовлеченности в процесс, а потому, что большинство специалистов не имеют представления о том, как и что писать в официальных заключениях. И конечно в этой ситуации самое лучшее это отказаться и честно назвать причину, не надо придумывать небылицы и аргументировать свой отказ в отсутствии специальных разрешений, лицензий, аккредитаций и прочего. Ничего вам кроме вашего диплома о высшем образовании и ваших крепких знаний, для написания официального заключения в рамках психологической экспертизы, которое может быть принято судом, не надо, закон однозначно об этом говорит. К слову сказать, многие клиенты которым требуется проведение досудебных или судебных исследований до момента обращения уже самостоятельно изучают тему в интернете и когда слышат от специалиста, что-то о лицензиях и разрешениях, которые в действительности не нужны и это клиенту известно, начинают думать о специалисте не как о грамотном профессионале. Давать правильно оформленные заключения по результатам любых психологических исследований по просьбе клиента, это обязанность психолога. Теперь поговорим о правилах. Что бы ваше заключение специалиста являлось в полной мере официальным документом для различных инстанций, в том числе для суда, оно должно соответствовать требованиям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001г. №73-ФЗ. Я не буду вдаваться в детали юридического характера, это тема отдельная, единственное что необходимо сделать, это ответить на вопрос который возможно у вас уже возник, а именно, в чем разница между заключением эксперта и заключением специалиста, и почему заключение специалиста должно быть оформлено по форме экспертного заключения для суда. Заключение специалиста это письменный итоговый документ содержащий данные экспериментально-психологического исследования проведенного по обращению клиента (родителя, адвоката, попечителя и пр.) в досудебном порядке, а заключение эксперта это письменный документ содержащий данные экспериментально-психологического исследования проведенного по назначению суда. Таким образом, разница в том, что в первом случаи за исследованием обращается какая-либо сторона до суда, т.е. самостоятельно, а во втором случае к вам обращается суд. Вот когда к психологу обращается суд, тогда психолог превращается из специалиста в эксперта и тогда его заключение будет называться «заключением эксперта», в этом случаи с психолога берут подписку о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ (заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста). Отдельных требований закона к содержанию и форме заключению специалиста нет, что по сути дает некую свободу, однако на практике суды не принимают заключения специалистов оформленные каким либо иным способом нежели чем заключения эксперта к которым есть жесткие требования закона. Вот почему заключение специалиста необходимо писать, опираясь на форму, предусмотренную ст. 25 Федерального закона 73. А требования следующие: Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения. В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания производства судебной экспертизы;
  • сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Следует дать пояснения к вопросам, которые могут возникнуть из прочтения данной статьи. Поскольку это закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", то речь и речь в нем идет государственных судебно-экспертных учреждениях, пусть вас это не смущает. Повторюсь, что согласно законам ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ, экспертом может являться любое лицо, имеющее специальные познания. Место работы специалиста никак может быть не связанно с организацией по производству экспертиз, т.е. вы можете работать в детском психологическом центре или психологи в детском саду и дать заключение специалиста или быть привлечены судом в качестве эксперта. В качестве иллюстрации правильно оформленного заключения специалиста ниже приведу образец реального заключения, которое было принято судом как надлежащее доказательство по гражданскому делу. В целях экономии, заключение привожу с сильнымисокращениями по содержанию, ибо обычный объем заключения 7-8 стр., но не по оформлению. Обратите внимание на разделы содержащиеся в заключении, я выделил их всиние рамки, сравните его с требованиями закона предъявляемыми к заключениям эксперта, единственное отличие это, то что в представленном тут образце нет расписки об предупреждении об уголовной ответственности ибо это заключение специалиста а не эксперта, а об ответственности по ст. ст. 307 УК РФ предупреждает только суд. Важно, что каждый лист заключения подписывается специалистом, а его подпись заверяется печатью. Так же не забудьте прикрепить к заключению заверенную работодателем или нотариусом копию своего диплома и иных документов, подтверждающих вашу квалификацию. ООО «Психологический центр «Город» ИНН 7807388306 КПП 780701001 ОГРН 1147847061548 Санкт-Петербург, Пулковская улица, дом 6/4, оф. 262     ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА по результатам психологического исследования № 54/16 «08» марта2016г. Дата, время начала производства исследования: 04 февраля 2016г., 11 час. 00 мин. Дата, время окончания производства исследования: 08 февраля 2016г., 14 час. 00 мин. Место проведения исследования: г. Санкт-Петербург, Пулковская улица, дом 6/4, оф. 262 Основание производства исследования: Запрос (заявление) Ивановой И.И. от 05.03.2016г. на проведение психологического исследования в отношении её несовершеннолетнего сына Иванова И.И. 12.03.2007 г.р. Специалист, выполнивший исследование:Кудзилов Дмитрий Борисович. Сведения об образовании, квалификации, месте и стаже работы специалиста: 1. Диплом №107724 0131465 о высшем профессиональное образование по специальности 030301 «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии». ФГБОУВПО «Российский государственный социальный университет». 2. Диплом о профессиональной переподготовке №542402381719 по программе «Судебно-психологическая экспертиза». НУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы». 3. Удостоверение о повышении квалификации 772401757762 по программе «Медицинская и судебная психология». ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ. 4. Сертификат соответствия №201-07-00021 системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов Ассоциации судебных экспертов, по специальности 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека». 5. Свидетельство действительного члена Ассоциации судебных экспертов. Место работы: ООО «Психологический центр «Город», Санкт-Петербург. Стаж работы: общий - 15 лет 6 месяцев, по специальности – 14 лет 3 месяца. Вопросы, поставленные для исследования:
  • Каково психо-эмоциональное состояние и каков уровень психического развития ребёнка (Иванова И.И.)?
  • Каково действительное отношение и привязанность ребёнка (Иванова И.И.) к каждому из родителей?
  • Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
В распоряжение специалиста были предоставлены следующие документы:
  • Копия искового заявления М-00001 от 27.11.2014г.
Используемые методы: наблюдение, направленная психологическая беседа; экспериментально-психологические методики на исследование памяти – «Запоминание 10 слов», исследование внимания – «Таблицы Шульте»; исследование мышления – «Понимание переносного смысла пословиц и метафор», «Исключение предметов»; исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения - «Методика Рене Жиля», «Рисунок семьи», «Тематические игры в психологической песочнице». Экспериментально-психологическое исследование ребенка – Иванова Ивана Ивановича, 12.03.2007 г.р. Беседа и наблюдение. Ребенок охотно вступает в контакт, на вопросы отвечает в плане заданного, в ходе обследования держится свободно. Фон настроения ровный, эмоциональные реакции адекватны ситуации исследования, чувствителен к реакциям окружающих. При вопросах, так или иначе касающихся внутрисемейных отношений, настроение снижается, становиться задумчивым, быстро переключается на другую тему. <……………………..>В беседе охотно рассказывает о своих увлечениях, Рассказывает, что большую часть времени проводит с бабушкой, «мама забирает меня вечером, я с ней сплю, утром отвозит меня в школу, бабушка из школы забирает и вот так всегда». Экспериментальное исследование. Ребенок без труда усваивает инструкции к методическому материалу и руководствуется ими при выполнении экспериментальных заданий. Наряду с этим у исследуемого в ходе обследования отмечается преобладание мотивации достижения. Также ребенок обнаруживает высокий темп работоспособности. При этом значительных нарушений концентрации и распределения внимания выявлено не было. При исследовании памяти нарушений процесса запоминания выявлено не было. Так, при выполнении методики «10 слов» исследуемый показывает следующий результат: 5, 7, 9, 9, 10 а также правильно смог воспроизвести 9 слов через 45 минут. При исследовании опосредованного запоминания (методика «пиктограмма»), исследуемому удалось запомнить и правильно воспроизвести, после интерферирующей паузы 9 понятий из 12, и 2 близко по смыслу. При этом используемые в качестве опосредующего звена образы адекватны стимульным понятиям и носят, преимущественно, конкретный и атрибутивный характер. При исследовании мышления у ребенка отмечается сохранная способность к обобщению на категориальном уровне с опорой на функционально-значимые признаки предметов. Вместе с тем, в ряде случаев, на фоне повышенной мотивации отмечается опора на латентные признаки предметов. Речьразвитая, однако имеются выраженные нарушения звукопроизношения, словарный запас богатый, адекватный возрасту. Познания об окружающем мире соответствуют возрасту. При исследовании внимания значимых отклонений от параметров возрастной нормы не выявлено (Таблицы Шульте: 1,0; 1,06; 1,0; 1,08; 1,07; ЭР= 1,04; ВР=0,96; ПУ=1,03). При исследовании социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, обследуемый обнаруживает ярко выраженную эмоциональную напряженность. Агрессивные сюжеты и сюжеты страхов проявляются также в дополнительных проективных методиках (играя в песке на свободную тему<…………> В сфере семейных отношений следует отметить практически равноценное предпочтение в контактах с обоими родителями. Чуть более отчетливо прослеживается привязанность ребенка к матери, при этом более авторитетным для ребенка является отец. В ходе выполнения методики Р. Жиля, реагирует на стимульную картинку 5 фразой «это день рожденья папы, завтра у него день рожденья». На рисунках «Моя семья», «Моя семья в образах животных», исследуемый не изображает никого из <………..> Анализируя рисунки и содержание искового заявления предоставленного в распоряжение специалиста, в котором говориться, что некоторое время Иван был лишен возможности общаться с матерью, можно предположить, что такого рода изоляция может в совокупности с иными причинам способствовать отсутствию <…………>. Конфликт действует на ребенка негативно, повышая до предела его тревожность и как следствие агрессивность, вектор которой направлен как на него, так и на других. В процессе игры выражает привязанность к обоим родительским фигурам, в большей степени к маме, отчетливо отношение к отцу как к авторитету.     Ответы на вопросы Ответ на вопрос №1. Уровень развития психических функций высокий, при экспериментально-психологическом исследовании нарушений внимания, работоспособности, памяти и мышления выявлено не было. Исследуемому доступно выполнение мыслительных задач на абстрактном, категориальном уровне, при высокой мотивации достижения он выполняет операции обобщения, исключения, сравнения, опираясь как на значимые свойства предметов, так и на латентные признаки. Интеллектуальный уровень соответствует возрасту и условиям жизни. Фон настроения при настоящем обследовании преимущественно ровный, эмоциональные реакции адекватны ситуации. Выявляется высокий уровень тревожности и агрессии с реакцией на фрустрацию по типу активно-агрессивных защит. Определяется высокая степень эмоциональной включенности в конфликт между родителями, который выражено деструктивно влияет на психологический комфорт ребенка. Ответ на вопросы № 2 и № 3. Иванову Ивану эмоционально ближе мать, воспринимает ее как носителя социальных норм. По отношение к отцу, ребенок так же проявляет значимые признаки сильной привязанности, воспринимает отца как авторитетную фигуру. Испытывает высокую потребность в общении с отцом. Отрицательные чувства ребенка не направлены ни на одного из членов семьи. Отношение к родителям как к семейной паре – <……>. Отношение к каждому из родителей имеет позитивную направленность. Воспринимает мать как справедливую, заботливую и веселую, отца воспринимает как справедливого и сильного. В ситуации конфликта родителей испытывает потребность во внимании со стороны значимых взрослых. Степень привязанности к матери выше, чем к отцу. Большим авторитетом пользуется отец ребенка. Степень и характер влияния родителей на ребенка определить без исследования обоих родителей не представляется возможным. Приложения: Копии документов об образовании и квалификации специалиста – 7шт. Специалист (подпись) Д.Б. Кудзилов  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: