Для чего нужен компас ориентировщику?
Компас служит для ориентирования карты, а также для передвижения по азимуту.
В настоящее время существует несколько различных модификаций спортивных компасов, которые можно разделить на два основных класса: компас «на плате» и компас «на палец». Каждый из них имеет свои преимущества. Так, например, с помощью компаса «на палец» легче ориентировать карту на бегу, зато компас «на плате» позволяет точнее выдерживать направление. Стрелка компаса окрашена в два цвета. Красный цвет указывает на север, а белый (или черный) - на юг.
Компас «на плате».
Компас «на плате» был изобретен в начале 30-х годов ХХ века. Спортивное ориентирование только набирало популярность в Швеции. И шведский ориентировщик Гуннар Тилландер совместно с братьями Арвид, Бьерн и Альвар Кхельстремы разработал принципиально новую модель компаса для ориентирования с угловой шкалой (транспортиром) и с колбой, наполненной жидкостью для погашения колебаний магнитной стрелки. Колба располагалась на плате, с помощью которой компас было удобно держать в руке при беге по лесу. При этом экономилось много времени для перенесения азимута с местности на карту и наоборот. Компас «на плате» держат в той руке, которая не занята картой.
Компас «на палец».
Компас «на палец» это более позднее изобретение. Его держат в одной руке с картой. Главное преимущество компаса «на палец» в том, что его постоянно держат вместе с картой, что очень облегчает процесс её ориентирования на бегу. Единственный недостаток по сравнению с компасом «на плате» только один – с таким компасом труднее контролировать и точно выдерживать заданное направление движения.
|
Дополнительная информация о компасах и их приобретении на сайте компании "Московский компас".
Как правильно сориентировать карту?
Ориентирование карты необходимо для ее правильно чтения и сопоставления с местностью. Для того чтобы правильно сориентировать карту:
- приложите компас горизонтально к карте;
- затем разверните карту так, чтобы направление на север на карте совпало с направлением стрелки компаса. В таком положении карта должна быть сориентирована по местности и читать ее намного легче.
Как правильно двигаться по азимуту?
Азимут это угол между заданным направлением и направлением на север. Чтобы правильно снять азимут:
- приложите компас горизонтально к карте так, чтобы грань платы соединяла начальную и конечную точки маршрута;
- затем вращайте колбу компаса, пока линии на колбе не будут параллельны направлению севера на карте. Двойная риска на колбе должна смотреть в сторону севера! Держите компас перед собой так, чтобы грань платы смотрела от вас;
- развернитесь вместе с компасом так, чтобы его стрелка, совпадала с линиями на колбе. Северный конец стрелки должен оказаться между двойной риской на колбе компаса. Убедившись в том, что стрелка заняла правильное положение, посмотрите на свободный конец платы – он укажет вам направление движения. При беге по азимуту необходимо время от времени проверять правильность выдерживаемого направления.
Спортивная карта – это то, без чего нельзя провести соревнований по ориентированию. И хотя ориентироваться можно практически по любой карте, все же намного больше удовольствия получаешь при использовании специальной карты для спортивного ориентирования. Они точны, объективны, информативны и легко читаемы на бегу.
|
В течение развития ориентирования карты постоянно изменялись, приобретая все более удобный для спортсмена вид. Первая карта, созданная специально для спортивного ориентирования, появилась в Норвегии в 1948 году. Конечно, изначально они были черно-белые. Первая цветная карта для спортивного ориентирования была выпущена тоже в Норвегии в 1950 году. Эти карты были очень мелких масштабов, таких как 1:50000 и 1:25000. И с большим сечением рельефа, 25 метров или 10 метров. Со временем масштаб постепенно укрупнялся, а сечение рельефа уменьшалось и сейчас уже не редкость на спринтерских дистанциях встретить масштаб 1:4000 с высотой сечения рельефа 2,5 метра.
На спортивной карте нанесены линии магнитного меридиана, показывающие направление на север. Они изображаются синим или черным цветом и проводятся через расстояние равное 250 или 500 метрам на местности. Эти линии заметно облегчают задачу продвижения по азимуту с использованием компаса.
А для изображения объектов на карте используются специальные условные знаки.
Сама суть нахождения контрольного пункта включает в себя выбор пути и прохождение этого пути на местности. Это очень сложный и творческий процесс, который доставляет огромное удовольствие в случае достижения цели.
Выбор пути ставит задачу определить наиболее рациональный маршрут, требующий минимальной затраты времени. При этом оказывается, что самый короткий путь не всегда наилучший. Выбирая путь, вы должны учитывать массу всевозможных факторов:
|
- скорость движения значительно различается при продвижении по дороге, полю или лесу;
- продвижение по участкам обозначенным зеленым цветом может быть значительно затруднено;
- путь в гору и затем с горы может быть дольше, чем обходной вариант по равнине;
- надежность выбранного пути и наличие хорошей привязки дает вам гарантию того, что пункт будет успешно взят, но может оказаться не самым быстрым вариантом по времени;
- индивидуальные способности человека сильно различаются, кто-то выиграет на скорости бега в обходном варианте, а кто-то выиграет на уверенном продвижении по азимуту.
При прохождении трассы по намеченному пути можно прибегать к различным приемам. Возможность использовать описанные ниже приемы для отыскания КП также сильно влияют на выбор пути:
- бег по азимуту. Применяется тогда, когда нет каких-либо достаточно надежных ориентиров.
- бег по азимуту с упреждением. Используется, например, когда вы бежите по азимуту к развилке ручья. Добежав до ручья, вы не будете точно знать слева от вас развилка или справа. Если же при движении к ручью заведомо отклониться чуть правее, то на ручье развилка будет однозначно слева.
- бег в "мешок". Зная, что вы обязательно упретесь в определенные ориентиры, вы можете значительно увеличить скорость, не уделяя чрезмерно много внимания на работу с компасом и чтение карты.
- бег по линейным ориентирам. Позволяет значительно реже обращаться к помощи компаса. К тому же более длинный путь по линейным ориентирам зачастую оказывается наиболее быстрым за счет возможности двигаться на высокой скорости.
- бег по опорным ориентирам. При выборе пути из множества ориентиров выбираются наиболее надежные. А весь маршрут разбивается на небольшие отрезки, соединяющие эти ориентиры. На остальные незначащие детали внимание не обращается. В результате получается значительная экономия времени, так как отпадает необходимость останавливаться у каждого ориентира и находить его на карте.
- по азимуту с чтением карты. Если местность насыщена множеством однообразных мелких объектов и нет возможности выбрать опорные ориентиры, применяется метод скрупулезного чтения карты с точным движением по азимуту.