Методика проведения учений и тренировок.




Успех учений и тренировок во многом зависит от своевременности и качества разрабатываемых документов.

В соответствии с исходными данными, указаниями руководителя учения осуществляется разработка документов, определяющих порядок подготовки и проведения учения.

 

Перечень документов, разрабатываемых при подготовке учения, зависит от состава обучаемых, характера обстановки и может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.

Основанием для начала работ по разработке и подготовке учения служит приказ (распоряжение) руководителя федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации на подготовку учения, издаваемый не позднее, чем за два месяца до начала учения.

Замысел учения (приложение 1) является одним из важнейших документов, разрабатываемых штабом руководства. На основе замысла готовятся все остальные документы учения.

Замысел разрабатывается на карте (плане, схеме) с текстуальной пояснительной запиской, справочными таблицами и необходимыми расчетами.

В замысле отражается решение руководителя на каждом этапе учения, создаваемая обстановка, а также способы, силы и средства руководителя, предусматриваемые для достижения поставленных целей учения. При разработке замысла руководствуются задачами, изложенными в организационно-методических указаниях по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС на текущий год и планирующих документах по ГО и защите от ЧС.

В замысле, оформленном графически – на карте (плане, схеме) отражаются:

- тема, учебные цели, время проведения учения, состав участников (привлекаемые органы управления, силы и средства);

- исходная обстановка – пункты управления, районы (места) дислокации (размещения) сил и средств РСЧС и ГО (в зависимости от темы проведения учения), зоны разрушений, маршруты эвакуации, приемные эвакопункты, пункты временного размещения, зоны возможного катастрофического затопления, радиационная, химическая и биологическая обстановка вследствие аварий на потенциально опасных объектах и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов;

- этапы, их наименование, продолжительность, основные учебные вопросы и время для их отработки;

- районы и участки розыгрыша этапов учения (при необходимости указываются места проведения тактико-специальных учений с формированиями, проводимых в рамках учения);

- нормы расхода моторесурсов и имитационных средств (если планируется проведение практических мероприятий).

Данные обстановки, которые не могут быть отражены графически, отражаются в таблицах. В табличной форме представляются сведения: о метеоусловиях, численности персонала объекта и его обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объеме АСДНР, возможностях формирований объекта и другие данные.

Таблицы и справочные материалы используются руководством и посредниками в плане наращивания обстановки для создания поучительной обстановки и объективной оценки состояния готовности объектовых органов управления и формирований объекта по реагированию на ЧС.

После разработки проекта замысла начальник штаба руководства согласовывает его с вышестоящим органом управления ГОЧС и, не позднее 30 суток до начала учения, утверждает у руководителя учения.

В пояснительной записке к замыслу учения (приложение 2) обычно указываются:

- состав участников учения и их задачи;

- общий характер исходной обстановки;

- обстановка, создаваемая на последующих этапах;

- порядок проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени);

- частная обстановка по наиболее важным этапам учения;

- учебные вопросы и порядок их отработки;

- практические мероприятия;

- организация руководства учением, время, место и порядок проведения разбора.

План проведения учения (приложение 3) – основной документ, разрабатываемый для подготовки и проведения учения. План проведения учения разрабатывается текстуально, в нём в краткой форме отражаются:

- замысел руководства учением по этапам и общая последовательность проведения учения;

- указывается тема и цели учения,

- состав участников,

- время и место его проведения,

- этапы, их продолжительность и учебные вопросы;

- отражается содержание вводных, работа руководителя учения, его заместителя (помощников) и посредников на этапах, ожидаемые действия обучаемых, в том числе по выполнению организационных и практических мероприятий,

- время начала и окончания учения,

- время и место проведения общего и частных разборов.

Степень детализации плана проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня профессиональной подготовки личного состава штаба руководства и посредников.

План проведения учения служит основой для разработки личного плана работы руководителя учения и частных планов работы его заместителей (помощников), посредников, а также других документов учения.

При разработке плана желательно предусматривать отработку вопросов «час за час», то есть вести учение в реальном масштабе времени. При ограниченном времени, отводимом на учение в целом, для отработки отдельных вопросов можно вводить оперативное время.

В графе «Обстановка» (содержание вводной) излагается обстановка, создаваемая для отработки каждого учебного вопроса. Здесь же может быть описано полное содержание вводной, а если к плану прилагается отдельный документ - перечень и содержание вручаемых вводных, то в этой графе указывается только ее номер.

Работа руководителя, его заместителей и помощников, штаба руководства (группы управления) и посредников может излагаться в одной графе. Для руководителя учения в соответствии с планом проведения учения может разрабатываться личный план работы, в котором указывается время и содержание его работы в различных звеньях, привлеченных на учение (проведение розыгрыша наиболее важных эпизодов учения, заслушивание решений и отдаваемых распоряжений и др.).

Ожидаемые действия обучаемых в плане проведения учения можно разрабатывать для штаба, служб, эвакокомиссии, комиссии по чрезвычайным ситуациям, руководителей формирований и их штабов, других обучаемых в отдельных графах, или в одной графе. Можно объединять несколько обучаемых категорий в одну графу.

К плану проведения учения прилагаются схемы района учения и объекта.

Предложить слушателям ознакомиться с содержанием схем района учения и объекта.

План проведения учения разрабатывается штабом руководства (группой управления), подписывается начальником штаба руководства (старшим группы управления) и утверждается руководителем учения не позже чем за две недели до начала учения.

Задание обучаемым должно содержать разделы:

- общей и частной обстановки,

- справочные данные и конкретные указания, к чему быть готовым при отработке задач на каждом этапе учения.

Задание является исходным документом для непосредственной подготовки к учению обучаемых - руководителей, органов управления и сил.

В разделе «Общая обстановка» излагаются:

- характеристика территории,

- природно-климатические и метеорологические условия,

- время суток и особенности потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций,

- оценка социально-экономической ситуации, масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций.

В разделе «Частная обстановка» указывается

- состояние органов управления, сил и средств в зависимости от темы проведения учения,

- обстановка на территории (объекте),

- другие сведения, побуждающие обучаемых к действиям на учениях.

В разделе «Справочные данные» сообщаются сведения, необходимые для обоснования принимаемых решений и уточнения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по укомплектованности и оснащенности органов управления и сил; данные системы оповещения, сигналы управления и взаимодействия, таблицы позывных должностных лиц штаба руководства; состояние коммуникаций; метеоусловия и другие сведения, необходимые для ориентировки обучаемых и принятия решения.

В разделе «Исполнить» даются указания участникам учения: что следует изучить и оценить по обстановке, что следует исполнить и к чему быть готовым в ходе отработки учебных вопросов.

Задание по исходной обстановке вручается обучаемым заблаговременно.

К заданию может прилагаться карта или схема исходной обстановки.

Методика проведения учений

По этому разделу преподаватель может задать вопрос слушателям:

- Назовите основные методические приемы обучения, применяемые в ходе учения, позволяющие достигать поставленных целей и качество отработки учебных вопросов.

По завершении планирования в подготовке учения наступает наиболее сложный и ответственный период в работе руководителя учения, его заместителей (помощников), штаба руководства, посредников и обучаемых - период непосредственного проведения учений и отработки задач, предусматриваемых планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Поучительность учений, степень достижения поставленных целей и качество отработки учебных вопросов зависят не только от тщательной подготовки, но и от выбора и умелого применения наиболее целесообразных методических приемов обучения.

Их выбор зависит, в первую очередь, от состава обучаемых и уровня их подготовки, методического мастерства руководителя, его заместителей и посредников.

Основными методами работы руководителя учения, его заместителей (помощников) и посредников в ходе учения являются:

- личное общение;

- наблюдение и оценка стиля и методов работы обучаемых при исполнении функциональных обязанностей при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ходе учения;

- заслушивание кратких докладов обучаемых;

- изучение отработанных планирующих и других документов;

- анализ и оценка качества и своевременности выполняемых на учении практических мероприятий;

- контроль и оказание помощи обучаемым в ходе учения при исполнении функциональных обязанностей;

- своевременное информирование обучаемых о положительных результатах и недостатках в работе.

Основным содержанием работы руководства и посреднического аппарата в ходе учения являются:

- рассмотрение (изучение) принятых решений, планов и документов разработанных обучаемыми;

- наращивание обстановки;

- изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах;

- контроль за практическими действиями органов управления и сил;

- оценка деятельности обучаемых должностных лиц и органов управления и сил в целом;

- исследование проблемных вопросов.

Розыгрыш этапов учения

Розыгрыш этапов учения осуществляется на основе сопоставления замысла руководителя учения для соответствующих этапов плана проведения учения с решениями, принимаемыми обучаемыми (отдаваемыми по обстановке распоряжениями).

Штаб руководства оценивает эти решения и распоряжения и готовит руководителю предложения по возможному розыгрышу действий сил и дальнейшему продолжению отработки учебных вопросов, предусматриваемых на этапе.

Руководитель учения может заслушать доклад или решение любого из обучаемых по сложившейся обстановке.

Сочетание разнообразных форм и методов руководства учением в ходе проведения учений, учет подготовленности обучаемых и особенностей решаемых на каждом этапе задач служат гарантией глубокой и всесторонней отработки учебных вопросов этапов и целей учения, позволяют оценить состояние дел в каждом звене обучаемых и наметить мероприятия, направленные на совершенствование планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов.

В целях более глубокой отработки поставленных задач обучения и сосредоточения усилий обучаемых на решении главных вопросов руководитель учения организует последовательную (поэтапную) отработку учебных вопросов обучаемыми.

Учение рекомендуется начинать с оповещения и сбора (приведения в готовность) органов управления по установленным сигналам оповещения.

На этом (первом) этапе учения отрабатываются вопросы наращивания готовности органов управления и сил последовательным переводом их в более высокие степени готовности. Аппарат руководства и посредников при этом должен контролировать время доведения сигналов оповещения (распоряжений) до различных инстанций обучаемых; сроки сбора руководящего состава органов управления, формирований и служб; а также время организации работы эвакоорганов и пунктов управления и готовности органов управления к получению задачи.

Особое внимание аппарат руководства и посредников должен уделять нормативным срокам развертывания пунктов управления, системы связи и оповещения; организации и проведению практических мероприятий по защите населения (работников организации); мероприятиям по повышению устойчивости работы в условиях чрезвычайных ситуаций; приведению в готовность формирований и служб, предназначенных для выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При проверке разработанных обучаемыми документов руководитель учения, его заместители (помощники) и посредники контролируют и оценивают соответствие емкости средств коллективной защиты (защитных сооружений) фактической численности наибольшей работающей смены, обеспеченность населения (работников организации) средствами индивидуальной и медицинской защиты, планов эвакуации требуемому числу эвакуируемых, а также оценивают соответствие возможностей приводимых в готовность сил возлагаемым на них задачам.

С формированиями и службами, привлекаемыми на учение, могут отрабатываться вопросы наращивания готовности к действиям по предназначению в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций; обеспечения физической безопасности и защиты пунктов управления и личного состава формирований и служб от поражающих воздействий разрушений, пожаров, затоплений, химического заражения, радиационного загрязнения; умение проводить работы по спасению людей и ликвидации источников вторичного поражения.

Действия обучаемых направляются аппаратом руководства и посредников таким образом, чтобы в результате отработки учебных вопросов первого этапа были уточнены:

- мероприятия планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, касающиеся приведения в готовность органов управления и сил;

- мероприятия по повышению устойчивости функционирования, намечаемые для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

- порядок организованного проведения эвакуационных мероприятий.

В заключение отработки учебных вопросов первого этапа учения, руководством рассматриваются донесения о проделанной работе, представленные участниками учения.

Убедившись в том, что вопросы первого этапа учения отработаны в полном объеме, руководитель переходит к отработке учебных вопросов второго этапа.

На втором этапе учения отрабатываются вопросы управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Отработка учебных вопросов второго этапа начинается с момента вручения вводной, содержащей информацию об обстановке (оперативного скачка, времени, месте, масштабах аварии и возможных последствиях), решениях вышестоящих инстанций по обстановке.

Основное внимание должно обращаться на выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования, слаженность работы органов управления и сил при ведении всех видов разведки, эвакуации населения (работников организации) и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

При отработке задач материального обеспечения обращается внимание на действия обучаемых по организации обеспечения сил, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аппарат руководства и посредников направляет работу и оказывает помощь обучаемым в своевременном принятии решений, отдаче распоряжений по устранению нарушений систем жизнеобеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения, коммуникаций), проведении эвакуации населения (работников организации) и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

В ходе отработки учебных вопросов руководитель учения, штаб руководства и посредники заслушивают доклады должностных лиц, отданные распоряжения, анализируют и оценивают их, изучают разработанные документы, готовят предложения в разбор учения.

Аналогично организуется работа аппарата руководства и посредников на последующих этапах учения.

Руководитель учения, его заместители (помощники) и посредники в ходе розыгрыша должны находиться в местах решения наиболее важных задач обучения, осуществляя постоянный контроль и оценку действий обучаемых.

Наращивание обстановки

Обстановка на учении наращивается таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменения, принимать новые или уточнять ранее принятые решения и оперативно управлять нижестоящими органами управления и подчиненными силами. Достоверность обстановки подкрепляется проведением практических мероприятий и имитацией. Результаты практических мероприятий анализируются и оцениваются в ходе их выполнения.

Информация об обстановке может наращиваться независимо от времени суток в реальном масштабе времени (методом «час за час» или доводиться обучаемым дискретно, отдельными независимыми информационными блоками, разделенными значительными временными интервалами - «оперативными скачками»).

Для реагирования на изменения обстановки после «оперативного скачка», обучаемым должно быть предоставлено время, достаточное для уяснения новых задач, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач силам и организации их выполнения.

В необходимых случаях руководитель учения может лично поставить обучаемым новые задачи (или скорректировать прежние) с целью приведения деятельности органов управления и действий сил обучаемых в соответствие с намеченным замыслом проведения этапа учения.

Наращивание обстановки может осуществляться посредниками личным вручением вводных обучаемым или передачей им установленных ранее сигналов (распоряжений) по техническим средствам.

Руководство учением и посреднический аппарат, в свою очередь, оценивают уточненные или вновь принятые решения обучаемых с тем, чтобы внести соответствующие коррективы в планы наращивания обстановки для дальнейшей отработки учебных вопросов по ходу учения.

Обстановку напряженности и внезапности целесообразно создавать в период наибольшей интенсивности в работе обучаемых.

Заместители (помощники) руководителя учения, штаб руководства и посредники наряду с мероприятиями по наращиванию обстановки осуществляют контроль за действиями обучаемых, проверяют качество и эффективность выполняемых на учении практических мероприятий, оказывают помощь обучаемым в выполнении функциональных обязанностей, готовят материалы для разбора учения.

Проведение практических мероприятий

Практические мероприятия проводятся в целях совершенствования вопросов управления и взаимодействия, а также тренировки органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС.

Проведение практических мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного заражения. Степень имитации разрушений и поражений зависит от учебных целей, особенностей объекта и наличия имитационных средств. Имитация должна соответствовать замыслу учения. Отдельные элементы очагов поражения, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения(знаками, указателями).

Для имитации условно пораженных выделяется необходимое количество личного состава или статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подвалов могут использоваться манекены.

Имитацию завалов и разрушений целесообразно создавать на учебном городке, а при его отсутствии - в местах где ведутся строительные работы или сносятся ветхие здания.

Проведение практических мероприятий по вопросам гражданской обороны, таких как развертывание пунктов приема личного состава и техники, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и др., целесообразно проводить на реальных объектах с последовательным показом всех элементов этой работы.

Для проведения практических мероприятий привлекается необходимое количество сил и средств, в том числе формирования связи, радиационной и химической разведки и защиты, охраны общественного порядка, медицинские, средств массовой информации и т.д.

Особое внимание при этом следует обратить на качественную подготовку личного состава и учебно-материальной базы, слаженность действий органов управления и сил, привлекаемых для проведения практических мероприятий.

При ведении практических работ руководитель или с его разрешения посредники могут временно приостанавливать действия обучаемых, если они могут привести к нарушению мер безопасности или другим негативным последствиям.

Руководитель, его заместители, помощники и посредники в ходе розыгрыша вводных находятся с обучаемыми там, где решаются главные вопросы учения, осуществляют контроль и оценивают действия обучаемых, степень подготовки формирований к проведению практических мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны объекта, в условиях чрезвычайной ситуации.

В результате анализа и оценки эффективности решений обучаемых, методов их работы руководство учения и посредники устанавливают, насколько они являются целесообразными, в какой мере отвечают сложившейся обстановке и к каким результатам в реальной обстановке могут привести, определяют их сильные и слабые стороны.

Проверка практических мероприятий выполняемых силами и средствами ГО и РСЧС, осуществляется посредниками, а также руководством учения и необходимыми специалистами на местах. Опыт проведенных практических мероприятий должен учитываться при корректировке планов гражданской обороны и защиты населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных документов.

По результатам работы обучаемых заместители (помощники) руководителя учения и посредники (в порядке подчиненности) представляют донесения в установленные руководством сроки. Как правило, такие донесения представляются за каждый этап учения, а итоговое - в конце учения.

В донесениях излагаются:

- положительные и отрицательные стороны в работе начальников (руководителей), органов управления и действиях сил;

- выводы о слаженности органов управления, подготовленности сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы;

- результаты проведенных исследований и другие вопросы.

Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и цифровых показателей, которые обобщаются штабом руководства и по указанию руководителя учения включаются в разбор.

После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявляет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и о порядке возвращения в пункты постоянной дислокации. Частный отбой на учениях может быть также объявлен в следующих случаях:

- когда действия обучаемых не отвечают намеченным учебным целям;

- при грубом нарушении установленных требований безопасности.

В этих случаях руководитель отдает необходимые указания, а после их выполнения обучаемыми продолжает учение.

После того как обучаемые выполнят поставленные задачи и руководитель учения убедится, что цели учения достигнуты, он прекращает наращивание обстановки и объявляет отбой учению.

Разбор

После завершения отработки учебных вопросов руководитель дает указание на окончание учения, и после возвращения участников в места постоянного размещения объявляет отбой учению, дает указание на проведение разбора, указывая время и место.

Качество проведенных учений оценивается с учетом двух показателей:

- принимаемых решений и практических действий обучаемых;

- методического мастерства руководства учения, его умением приближать обучаемых к экстремальным условиям.

При оценке методов работы обучаемых обращается внимание на слаженность в работе органов управления при организации работы на пунктах управления, оценке обстановки, принятии и объявлении решений, постановке задач подчиненным.

При изучении отработанных на учении документов анализируют и оценивают своевременность их представления, наглядность, культуру и полноту исполнения, соответствие требованиям нормативных документов и обстановке.

Выполнение практических мероприятий на учении оценивают адекватностью действий обучаемых в созданной руководителем учения оперативной обстановке и своевременностью выполнения этих действий.

Разбор учения подводит итоги и играет важную учебно-воспитательную роль в процессе обучения.

Цель разбора состоит в том, чтобы на основе требований нормативных и других руководящих документов, а также всестороннего анализа результатов работы и действий обучаемых подвести итоги учения, определить степень достижения поставленных учебных и исследовательских целей, выявить недостатки планов и профессиональной подготовки, наметить пути их устранения и повысить готовность органов управления и сил к выполнению возложенных задач.

Подготовка разбора включает:

- изучение замысла и других учебно-методических документов, разработанных для проведения учения;

- разработку плана проведения разбора, в котором обычно указываются: цель, время и место проведения разбора;

- состав привлекаемых на разбор должностных лиц;

- порядок проведения разбора, в том числе и время проведения частных разборов;

- разработку и доведение до посреднического аппарата методических рекомендаций о порядке представления и содержании предложений для разбора по этапам учения;

- сбор, обобщение и анализ материалов в разбор за каждый этап учения и за учение в целом, своевременный их доклад руководителю учения;

- подготовку тезисов доклада руководителя учения;

- подготовку наглядных иллюстрационных материалов для демонстрации на разборе.

Сбор материалов разбора осуществляется штабом руководства заблаговременно и продолжается в ходе учения по результатам действий обучаемых на каждом из этапов. По окончании каждого этапа учения заместители (помощники) руководителя учения и посредники передают в штаб руководства (по заранее разработанной форме) материалы для разбора. Подготовку проекта разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.

До начала учения подготавливается общая часть разбора, излагающая тему, общие цели, этапы, учебные вопросы, раскрывается общая и частная обстановка, создаваемая на этапах для отработки учебных целей, другие данные, не зависящие от решений обучаемых, а также теоретические обоснования решения отдельных важных вопросов, отрабатываемых на учении. Параллельно готовятся иллюстративные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.).

Основой разбора учения являются личные наблюдения руководителя учения, его заместителей (помощников), данные, полученные при заслушивании кратких докладов, выводы из оценок предложений и решения обучаемых, участвующих в учении.

В тексте разбора излагается общий замысел и цели учения, его этапы и их общее содержание, задачи обучаемым, намеченные для отработки в ходе учения.

Далее в разборе анализируются действия обучаемых и дается оценка этих действий, в заключительной части отмечаются имеющиеся недостатки и ставятся задачи по их устранению.

Общий разбор проводит руководитель учения. На него привлекается весь руководящий состав, эвакоорганы, работники КЧС и ОПБ, штаба, командиры формирований объекта, а также представители взаимодействовавших по учению сил РСЧС (ГО) района (города).

После общего разбора могут проводится частные разборы с отделом (сектором) по делам ГОЧС, службами, эвакокомиссией, комиссией по чрезвычайным ситуациям, формированиями. Частные разборы проводят заместители руководителя учения, посредники и начальники служб ГО.

Разбор должен быть предельно объективным. Переоценка и недооценка действий обучаемых недопустимы.

По итогам проведенного учения издается приказ (распоряжение) руководителя федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации, в котором ставятся задачи должностным лицам по внесению необходимых изменений в систему профессиональной подготовки, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны), планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, декларации безопасности и паспорта безопасности опасных объектов.

Отчет о проведении командно-штабного учения представляется в вышестоящие органы управления.

Вывод: В ходе изучения данной темы мы изучили:

- виды учений и тренировок, проводимых в системах ГО и РСЧС, основы их организации и проведения;

- сущность и цели проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений, объектовых тренировок, а также специальных учений и тренировок;

- порядок организации и подготовки учений и тренировок;

- основные учебно-методические документы по проведению учений и тренировок;

- методику проведения учений и тренировок.

Реализация полученных знаний слушателями на практике будет положительно сказываться на повышении готовности сил ГО и РСЧС.

 

Заключение

Учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций являются одной из основных форм подготовки руководящего состава ГО и РСЧС, командиров формирований, штабов и служб ГО, а также населения.

Совершенствование способов подготовки и методики проведения учений в целях отработки учебных вопросов, связанных с приведением в готовность ГО объектов; организацией защиты рабочего персонала и других категорий населения от современных средств поражения, с проведением мероприятий по повышению устойчивого функционирования объектов экономики в военное время и при ЧС природного и техногенного характера, а также с проведением АСДНР в очагах поражения – является действенным фактором повышения готовности органов управления, сил ГО и в целом гражданской обороны объектов экономики.

Весь комплекс мероприятий по ГО и защите от ЧС должен обеспечить подготовку органов управления, сил ГО и РСЧС в специальном, морально-психологическом отношении к смелым и решительным действиям в условиях применения противником современных средств поражения, привитие уверенности в эффективности проводимых мероприятий, воспитание стойкости, готовности выполнить обязанности по ГО и защите от ЧС в самых сложных условиях при высокой организованности и дисциплине. Это становится возможным только тогда, когда руководящий состав подходит к решению вопросов по ГО и ЧС со всей ответственностью, проявляя высокую требовательность, настойчивость, инициативу и умение – это долг каждого руководителя.

 

Литература:

1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

4. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

5. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО».

6. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».

7. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

8. Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

9. Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок). МЧС России от 01.11.2013 № 2-4-87-35-14.

10. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре. МЧС России от 04.09.2007 № 1-4-60-10-19.

11. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2007 № 1393 «Об организации подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

 


[1] п.а ст. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».

Приложение к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841.

 

[2] Приложение к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841.

 

[3] статья 15 приказа МЧС РФ от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

[4] статья 18, 19. приказа МЧС РФ от 24.04.2013 № 284.

[5] статья 12 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

[6] Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре». МЧС России от 04.09.2007 № 1-4-60-10-19.

 

[7] Ст. 14 постановления Правительства РФ от 4.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: