Но прежде всего давайте повторим правила поведения в природе




Занятие

Тема: цели и задачи туристического похода. Ознакомление с районом похода. Краеведческая литература, картография и топографический материал

Цели: способствовать усвоению и закреплению знаний в области туризма, способствовать развитию умения анализировать и систематизировать полученные знания, способствовать развитию познавательной деятельности, привитию интереса к туризму, как виду спорта, развитию чувства ответственности, коллективизма, привлечению обучающихся к занятиям в спортивных секциях и ведению здорового образа жизни.

Обучение дистанционное

Ход занятия

Введение

- Вопрос о цели турпохода можно сформулировать и иначе: зачем? То есть какую практическую цель вы собираетесь преследовать, отправляясь в дорогу? Мы уже поговорили вскользь о самой распространенной и даже непременной цели каждого похода — накопить сил и здоровья, а заодно отвлечься от надоевшей однообразной городской жизни. А какие еще могут быть цели? Опытные туристы-специалисты их даже систематизировали. Вот посмотрите на этот список наиболее часто встречающихся целей:

Цели похода бывают разные:

- оздоровительные (прогулки по реке, в лесу);

- пропагандистско-агитационные (пропаганда здорового образа жизни, самодеятельного туризма, туристской песни);

- исследовательские экспедиции школьников;

- экскурсионные (посещение музеев, выставок);

- военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы),

-учебные (обучение технике туризма);

- спортивные (повышение туристской квалификации);

- экологические (установка кормушек для птиц, очистка от мусора родников);

-природные об\ектыпосещение уникальных природных объектов (водопадов, вершин, горных озер, перевалов4

- тренировочные (подготовка к более сложным походам) и т. д.

-экстремальные ощущения- для любителей экстремизма(веревочные переправы над реками и обрыва и, спуски в пещеры, троллеи, каньонинг.

-скалолазание- восхождение по скалолазным маршрутам

- об\екты религиозного значения (посещение церквей, монастырей, храмов, места паломничества, культовых мест;

-море (отдых на море);

- баня- походная баня, оставляет очень яркие впечатления и может являтся основной целью похода;

А еще можно пойти в поход просто так. А "просто так" - значит без определенной цели, без обязательной практической задачи. С семьей, с друзьями - просто отдохнуть от суеты наедине с природой, неторопливо бредя по тропинке, ведущей, к примеру, на юг или восток. Понравился пригорок на фоне ландшафта - разбили лагерь, надоело через день-другой быть на одном месте - -пошли дальше...! А что? Неплохая и вполне приемлемая идея. Не исключено, она привлечет многих, тем более, что позволяет взять с собой и удочки, и фотоаппарат, и лукошко для ягод. Иные в обратный путь отправляются я зарисовками к художественным работам, другие - с заметками для новой книги. Встречаются и такие, кто тащит домой рюкзак с банками варенья -земляники, дикой малины и прочих природных витаминов.

Главное, чтобы каждый участник знал, куда и зачем он идет. Это исключает ошибки в комплектовании группы. Ребята, объединенные единой целью, лучше выдерживают трудности экстремальных ситуаций (дождь, холод, комары, нехватка продуктов).

 

По-существу, начинается поход задолго, до выхода группы на маршрут. Эта многогранная и трудоемкая работа включает несколько последовательных этапов:

— определение цели похода;

— подбор группы участников;

— распределение обязанностей среди участников похода;

— определение района похода;

— сбор сведений о районе путешествия;

— разработка маршрута;

— составление сметы похода;

— подбор личного снаряжения;

— подбор группового снаряжения;

— организация питания;

— документация похода.

Районы похода выбираются исходя из цели похода и времени года. Дети в начале своей туристской жизни должны увидеть примечательности родного края, познакомиться с его историей, с его людьми. Подготовка к походам за пределами своей области, края имеет больше трудностей с карт материалами, подъездом к месту начала маршрута.

Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения. При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др. Каждый ребенок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, истории той местности, по которой будет проложен маршрут. Много сведений можно получить из литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без топографических карт. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте. Такую информацию можно почерпнуть из отчетов о походах, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.

 

Выбирая маршрут похода, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Маршрут чертится на карте или делается выкопировка из нее в виде маршрутных лент. Указываются места предполагаемых остановок и ночевок, а также краеведческо-экскурсионные объекты.

Независимо от основной темы похода группа должна познакомиться с интересными местами района. Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т. п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты - карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т. п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

 

-Выбор района похода и сроков его проведения. Подготовка туристского похода начинается с выбора района путешествия. Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом. Выбор района похода и сроков его проведения (М-2) предполагает решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников, и определяется совокупностью реальных условий успешного осуществления похода. Важными факторами здесь являются освоенность района, наличие необходимого картографического материала, правильное представление руководителя и участников похода о реальных возможностях группы: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района), о материально-технической обеспеченности группы (финансовые возможности, экипировка, включающая соответствующую одежду, обувь, средства передвижения, бивачное и специальное снаряжение). Выбор "большого района" (т. е. туристского района в целом) диктуется тактическими и другими соображениями. Но уже выделение в составе туристского района конкретного подрайона, в границах которого будет проложен маршрут, производится прежде всего на основе картографического материала и "Перечня классифицированных туристских маршрутов".

Наилучший вариант - наличие хорошей (подробной, точной) обзорной карты масштаба 1: 500 000. "Пятикилометровка" удобна для общего планирования нитки маршрута и выработки общего (генерального) тактического плана 2 (общая схема маршрута, приблизительная оценка его протяженности, предварительная разбивка на дневные переходы, определение мест забросок, ночевок, дневок, оценка продолжительности путешествия).

Что ожидает нас на туристской тропе? Конечно, новые испытания. И чтобы с честью их выдержать давайте попробуем ответить на вопросы.

1. Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными? (Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее).

2. Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом? (Меньше жажда).

3. Почему туристы делают канавки вокруг палатки? (Для стока воды на случай дождя).

4. Что может служить туристу в походе подушкой? (Рюкзак, набитый травой).

5. Отчего лечит подорожник? (Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы).

6. Зачем для похода спички покрывают парафином или заворачивают в пленку? (Чтобы уберечь от влаги).

Но прежде всего давайте повторим правила поведения в природе

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, не ной, крепись, терпи

И друга поддержи плечом

Надежным будь всегда в пути!

- Важно ли в походе иметь настоящего друга? Почему?

- какие песни о дружбе знаете?

-песня «Если с другом вышел в путь…»

Каждый турист всегда должен помнить о том, что от его поведения в походе, зависит сохранность главного богатства нашей страны - природы. Каждый, кто собирается в поход, должен знать и выполнять правила туристов.

в группах: сформулировать правила туристов. (на доске экологические знаки)

- не мусори;

- не шуми;

- не разоряй муравейники;

- не разоряй птичьих гнезд;

- не трогай птенцов;

- не лови насекомых;

- не срывай паутину, не уничтожай пауков;

- не сбивай грибы;

- не забирай домой лесных жителей;

- не ломай ветки;

- не рви цветы;

- не повреждай кору деревьев;

- не вырывай ягодники.

Обобщение

-Сегодня мы на занятии познакомились с целями и задачами похода, с выбором района похода, с правилами поведения в походе, а на следующем занятии мы познакомимся как комплектуется группа, распределением обязанностей, с комплектованием снаряжения и набором продуктов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: