ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина «Кормопроизводство» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень базовых дисциплин направления подготовки: 35.03.04 «Агрономия».
Учебная дисциплина «Кормопроизводство» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень базовых дисциплин направления подготовки: 35.03.04 Агрономия. Предшествующими курсами, на которых базируется дисциплина, являются: «Ботаника», «Биология». Дисциплина является основополагающей для следующих дисциплин: «Растениеводство», «Орошаемое растениеводство».
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Цель дисциплины – формирование у студентов способности к самостоятельному поиску и анализу информации по луговому и полевому кормопроизводству, применению современных методов научных исследований в кормопроизводстве, а также обобщению знаний о биоэкологических особенностях кормовых культур, имеющих кормовую ценность и их соответствии агроландшафтным условиям и приёмах улучшения и рационального использования сенокосно-пастбищных кормовых угодий.
Задачи дисциплины:
- изучение структуры кормопроизводства, типов кормов, их роли в кормлении животных;
- освоение систем организационно-производственных мероприятий в луговом и полевом кормопроизводстве; методов и приемов, направленных на повышение производительности кормовых растений, кормовых агрофитоценозов, луговых угодий;
- освоение элементов рационального использования и улучшения лугопастбищных кормовых угодий, создания сеяных сенокосов и пастбищ.
Требования к результатам освоения дисциплины
|
В результате освоения содержания дисциплины «Кормопроизводство» студент должен обладать следующими компетенциями:
Общепрофессиональными компетенциями
способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ОПК-4);
Профессиональными компетенциями
способностью к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства (ПК-3);
способностью обосновать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовить семена к посеву (ПК-12);
готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними (ПК-17);
способностью обосновать способ уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение (ПК-19);
готовностью обосновать технологии улучшения и рационального использования природных кормовых угодий, приготовления грубых и сочных кормов (ПК-20)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- биоэкологические особенности растений сенокосов и пастбищ; классификацию природных кормовых угодий; системы поверхностного и коренного улучшений ПКУ;
- системы организации и рационального использования сенокосов и пастбищ; методы определения урожайности и питательности кормов; силосные культуры; способы заготовки сена, силоса и сенажа;
|
уметь:
- регулировать структуру травостоя в зависимости от хозяйственного использования;
- составлять план использования пастбищ и организации пастбищной территории; определять качество сена, сенажа, силоса; определять урожайность кормовых культур;
владеть:
- навыками описания и учета условий произрастания кормовых растений; навыками рационального использования сенокосов и пастбищ; методами определения продуктивности сенокосов и пастбищ; принципами составления травосмесей соответствующих краткосрочному, среднесрочному и долговременному использованию кормовых угодий.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебный материал дисциплины «Кормопроизводство» необходимо изучать систематически в той последовательности, которая дана в методических указания. Переходить к изучению следующей темы можно только тогда, когда предшествующий материал полностью усвоен.
Рекомендуется следующая последовательность изучения материала предмета:
- ознакомление с содержанием темы;
- усвоение программного материала по рекомендуемым учебным пособиям в соответствии с методическими указаниями к данному разделу или теме.
В процессе работы над учебным материалом рекомендуется вести конспект, в котором следует записывать основные положения изучаемого материала, иллюстрировать его рисунками, схемами, а так же делать ссылки на соответствующую литературу.
Самостоятельное изучение дисциплины для заочной формы обучения:
предусматривают изучение специальной литературы (список пособий прилагается) и обобщение учебного материала по вопросам курса, проработка периодических знаний, самотестирование, выполнение индивидуального задания (контрольной работы). Методика и порядок выполнения контрольных заданий сообщается преподавателем на специальных установочных лекциях во время очной сессии.
|
Самостоятельное изучение дисциплины для очной формы обучения:
предусматривают изучение специальной литературы (список пособий прилагается) и обобщение учебного материала по вопросам курса, проработка периодических знаний, самотестирование, выполнение индивидуальных заданий (презентаций, подбор видеоматериалов, подготовка рефератов, сообщений). Методика и порядок выполнения контрольных заданий сообщается преподавателем на специальных установочных лекциях во время очной сессии. Защита индивидуальных заданий проходит на семинарских занятиях. Методика и порядок выполнения контрольных заданий сообщается преподавателем на лекциях, согласно плана «Самостоятельной работы студентов».
Название темы | Часы |
1.Ядовитые и вредные растения 2. Мятликовые травы. Бобовые травы. | |
3.Форма соцветий злаков. | |
4. Роль корневищных злаков в луговом кормопроизводстве. | |
5.Наиболее требовательные злаки к условиям почвенного плодородия. | |
6.Улучшение природных кормовых угодий. | |
7.Значение смешанных посевов. | |
8.Основные принципы подбора трав в травосмеси. | |
9.Биологические основы сочетания видов в смешанных посевах. | |
10.Классификация лугов по сроку использования. | |
11.В каких случаях в травосмесь включаются низовые бобовые. | |
12.Определение доли бобовых в травосмесях. | |
13.Поверхностное улучшение. Коренное улучшение. | |
14.Безотвальная вспашка почвы. | |
15.Наиболее требовательные злаки к условиям почвенного плодородия. | |
16.Создание культурных сенокосов. | |
17.Основные особенности злаковых и бобовых трав. | |
18.Производство кормов в системе специализированных конвейеров. | |
Всего |
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Андреев н.Г. Луговое и полевое кормопроизводство. - М.: Агропром-издат, 2016.
2. Агрономия с основами ботаники /Под редакторши Н.А.Корлякова.-м.:колос, 2014.
3. Кияк г.С. Луговодство. - К.:Вища школа. Главное вид-во,1980.
4. Практикум по основам агрономии с ботаникой /Под редакторши Л.А.Синя-ковой.-;М.:Колос, 2017.
5. Растениеводство: Интенсивная технология выращивания полевых и кормовых культур /За редакторши М.А.Билоножка. - К.:Вища шк., 2016.
6. Растениеводство: Лабораторно практические занятия /За редакторшей М.Г.Городнего.-к.:вища.шк. Главное изд-во, 2014.
Дополнительная:
1. Веселовский и.В., Лисенко а.К., Манько ю.П. Атлас-определитель сорняков. - К.:Урожай, 2014. Городний н.М. Агрохимия, - К.: Высшая шк., 2016.
2. Справочник по апробации сельскохозяйственных культур /Упоряд. В.В.Волкодав. К.: Урожай, 2010.
3. Жуковский п.М. Ботаника. - М.:Колос, 2009.
4. Земледелие /Под редакторши С.А.Воробьева- М.:Агропромиздат, 2014.
5. Интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур / Под ред.Г.В.Коренева.-М.:Агропромиздат, 2014.
6. Каюмов м.К. Программирование урожаев сельскохозяйственных культур.-М.:Агропромиздат, 2016.
7. Колпаков в.В., Сухарев и.П. Сельскохозяйственные мелиорации. М.:Агропромиздат, 2015.
8. Почвоведение / Под ред.Й.С.Кауричева. - М.:Колос, 2015.
9. Семена сельскохозяйственных культур: Сортовые и посевные качества. М.:Изд-во стандартов, 2014.- ч.1.
10. Словарь-справочник по кормопроизводству и кормлению сельскохозяйственных животных / Под редакторши А.М. Желанная. - К.:Урожай, 2014.
11. Растениеводство / Под редакторши П.П. Вавилова – М: Агропромиздательство, 2014.