Условия реализации программы




Программа

Подготовки медиаторов – волонтеров («групп равных»)

По формированию навыков бесконфликтного общения

Для учащихся 8-9 классов

 

Срок реализации: 12 учебных недель

Составитель: педагог-психолог

 

2022 г.

 

Обоснование выбора программы

 

Проблема конфликтов и их урегулирования сейчас очень актуальна, особенно в школах, так как опыта выхода из конфликтов у школьников, еще мало и, вариантов поведения не так много. Примирительные встречи конфликтующих сторон – новый метод разрешения противоречий в школьной среде. В ходе встреч с помощью подготовленных ведущих (медиаторов) изменяются отношения между людьми: от ненависти, злобы и агрессии стороны приходят к взаимопониманию. И как результат стороны прощают друг друга, стараются загладить причинённый вред.

В соответствии с Федеральным Законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" №193 – ФЗ, статья 3, проведение процедуры медиации в любой сфере, в том числе в образовательной организации, возможно только на основе соблюдения ряда принципов, также следует учитывать принципы нравственно-этических норм, определенных Кодексом медиаторов России (утвержден 25.10.2012, НП «Национальная организация медиаторов»). К данным принципам относятся: добровольность, конфиденциальность, ответственность, открытость, нейтральность, равенство, уважение и сотрудничество.

 

Актуальность программы обусловлена потребностью образовательных организаций в повышении психологической безопасности образовательной среды с помощью развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса и недостаточностью использования метода школьной медиации и восстановительного подхода в настоящее время. Формирование «групп равных» и работа в них является неотъемлемой составляющей создания и функционирования службы школьной медиации. В подростковом периоде сверстники становятся ведущим источником информации и подражания, опережая и родителей, и школу. Работая среди сверстников в «группах равных», дети более эффективно учатся не только разрешению споров с помощью медиации, но и становятся распространителями медиативного подхода, культуры позитивного общения, конструктивного поведения в конфликте.

Когда ребенок может помочь своему сверстнику, одноклассникам, младшим соученикам, попавшим в трудную ситуацию, разобраться с ней, прояснить истинные причины ее возникновения, мотивы и интересы, нащупать выход из нее, он сам одновременно получает ценный опыт позитивной самореализации.

 

Практическая значимость

Данная программа основана на привлечении волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе. Формирование волонтерского движения через «группы равных» является неотъемлемой составляющей создания и деятельности служб школьной медиации. «Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Действия медиаторов-волонтеров в их работе по распространению знаний о медиации и об основах позитивного общения среди младших и средних школьников курируют руководители, которые прошли обучение методу школьной медиации. Школьники из «групп равных» участвуют так же в разрешении споров между учениками и взрослыми. В этом случае ко-медиатором взрослого медиатора выступает участник «группы равных». Таким образом, соблюдается выполнение принципа равноправия участников и равной удалённости медиатора от участников спора.

 

Новизна. Участие в действиях, направленных на изменение своего поведения, связано с развитием важной черты, а именно способности к саморегулированию и с более глубоким познанием поведения одобряемого обществом. Главное в восстановительном подходе разрешение противоречий между людьми, возмещение возможного ущерба и обиды, нанесенной сторонами противоправных действий. Восстановительный подход дает шанс обидчику предпринять действия, направленные на восстановление отношений, позволяет пострадавшему, если он этого пожелает, договориться с обидчиком о форме возмещения ущерба.

 

Цель программы: формированиенавыков эффективного взаимодействия детей в различных ситуациях общения, поиска альтернативного выхода из конфликтной ситуации.

 

Задачи:

ü обучить методам эффективного взаимодействия со сверстниками, педагогами и родителями и урегулированию межличностных и межгрупповых конфликтов;

ü сформировать у учащихся представления о конфликтах, их причинах и способах разрешения, препятствовать их эскалации;

ü способствовать овладению учащимися навыками бесконфликтного поведения;

ü научить конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде;

ü использовать медиативный подход и создавать условия для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

ü развить умение транслировать полученные знания в ученической среде;

ü обучить коммуникативным техникам и приемам ведения медиативной беседы;

ü развить переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора.

 

Условия реализации программы

После предложения учащимся вступить в волонтерскую службу школьной медиации начинается обучение в тренинговом формате, с целью наилучшего усвоения полученных навыков, создания групповой динамики в микрогруппах одной классной параллели или сборная команда из числа 8-9 классов.

Программа рассчитана на 24 часа (2 часа в неделю). Занятия проводятся еженедельно в соответствии с расписанием. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения: занятия проводятся после уроков основного расписания.

Продолжительность каждого занятия - 40 минут.

Срок реализации программы 12 учебных недель.

Программа включает: интерактивные занятия, рассчитанные на 6-12 человек, которые проходят в виде мини-лекций, тренинговых упражнений, психологических игр, демонстрации фильмов с последующей дискуссией.

 

Ожидаемые результаты:

· Медиаторы-волонтеры должны научиться выстраивать отношения через «группу равных», чтобы учащиеся старались понять и помочь друг другу, чтобы непохожесть кого-то на других, не раздражала, а наоборот, делала его более интересным и для общения.

· Работая среди сверстников в «группах равных», дети более эффективно смогут не только разрешить споры с помощью медиации, но и стать распространителями медиативного подхода, культуры позитивного общения, конструктивного поведения в конфликте.

· Волонтёрское движение службы школьной медиации эффективно будет формировать у обучающихся навыки позитивного общения, конструктивного поведения в ситуациях конфликта; содействовать социализации и самореализации детей, осуществлять реальную профилактику правонарушений, создавать условия для реализации восстановительного подхода в образовательной организации.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема занятия Количество часов
  Вводное  
  Понятие конфликта. Виды и типы конфликтов  
  Конфликтная ситуация и ее участники  
  Переживания конфликта  
  Принципы разрешения конфликтов  
  Техники эффективного поведения в конфликте  
  Типы школьных конфликтов  
8-9 Анализ и проигрывание предлагаемых ситуаций.  
  Понятие и принципы медиации.  
  Основные принципы восстановительной медиации.  
  Фазы медиации  
13-14 Предмедиационный этап.  
15-16 Карта конфликта  
17-18 Фаза1. – Индивидуальная беседа.  
19-20 Фаза2. – Порядок и проведение совместной встречи  
21-22 Фаза3. – Заключение соглашения.    
  Буллинг  
  Подведение итогов года и определение задач на новый учебный год.  
  Итого  

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. ВВОДНОЕ

Торжественное посвящение в волонтерский ряд службы школьной медиации. Детям важно чувствовать свою вовлеченность, избирательность и им важен формат посвящения, некая презентация о целях и задачах и сути участия в службе школьной медиации. Содействует мотивации разработка знаков отличия и символики. Диагностика ценностных ориентиров. Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса). Мой стиль поведения в конфликте.

2. Понятие конфликта. Виды и типы конфликтов

Конфликт. Причины возникновения и итоги конфликта. Конфликты межличностные и внутриличностные. Бывают ли хорошие конфликты? Можно ли обойтись без конфликтов.

3. Конфликтная ситуация и ее участники

Признаки конфликтного поведения. Конфликтные установки и переживания. Интересы, цели и ресурсы участников конфликта. Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации. Гендерная (половозрастная) специфика конфликта.

4. Переживания конфликта

Изменения в поведении и отношениях людей, которые конфликтуют. Обида и прощение.

5. Принципы разрешения конфликтов.

Определение своей позиции в конфликте и возможные модели участия в разрешении конфликтов.

6. Техники эффективного поведения в конфликте.

Потребности. Ответственность. Переговоры. Слушание. Обратная связь. Предполагаемые вопросы. Техника постановки вопросов. Примеры компромиссных решений. Пассивные реакции.

Практическое занятие – «Приемы аутотренинга для восстановления внутреннего равновесия».

7. Типы школьных конфликтов.

Ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа учащихся. Использование традиционных стратегий выхода из конфликта.

8-9. Анализ и проигрывание предлагаемых ситуаций.

Тренинговые упражнения: распределение ролей, проигрывание ситуаций, разбор поведения каждого участника.

10. Понятие и принципы медиации.

Медиация. История возникновения медиации. Законодательство РФ о процедуре медиации. Полномочия медиаторов. Отличие медиатора от консультанта.

11. Основные принципы восстановительной медиации.

Добровольность. Информированность. Нейтральность. Конфиденциальность. Ответственность сторон.

12. Фазы медиации.

Предмедиационный этап. Индивидуальная беседа. Открытый диалог. Составление соглашения.

13-14. Предмедиационный этап.

Информация о конфликте. Роль ко-медиатора при сборе информации. Анализ медиабельности и немедиабельности конфликта. Рекомендации по работе в предмедиационном этапе.

15-16. Карта конфликта.

Конфликтные линейки. Анализ причин конфликта. Пирамида Маслоу. Потребности и интересы. Как читать карту?

Практическое занятие: составление карты конфликта (в чем проблема, кто вовлечен, подлинные потребности, опасения).

17-18. Фаза 1. – Индивидуальная беседа.

Индивидуальная встреча с каждой стороной. Мотивация на совместную встречу. Возможность выговориться. Сформулировать претензии. Вступительное слово.

Практическое занятие.

19-20. Фаза 2. – Порядок и проведение совместной встречи.

Открытый диалог. Вступительное слово. Помочь проговорить претензии. Помочь проговорить ожидания и готовность к устранению конфликта. Помочь сформировать договоренность. Правила поведения для конфликтующих.

Просмотр видеороликов. Анализ ситуаций.

21-22. Фаза3. – Заключение соглашения.

Определение и утверждение договоренностей. Рекомендации.

Практическое занятие.

23. Буллинг.

Масштабы и социально-психологическая сущность явления. Жертва. Кто такие буллеры? Союзники буллера. Причины буллинга.

24. Подведение итогов работы, определение задач на новый учебный год.

Круг сообщества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: