Учебно-методическое пособие для руководителей предприятий малого и среднего бизнеса.




 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОХРАНЫТРУДА

Законодательство Российской Федерации об охране труда основы­вается на Конституции Российской Федерации и состоит из Феде­рального закона "Об основах охраны труда в Российской Федера­ции" и других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных и правовых актов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время основным законодательным актом, который ус­танавливает правовые основы регулирования отношений в области ох­раны труда между работодателем и работниками на предприятиях, в уч­реждениях и организациях всех форм собственности и ведомственной подчиненности, является Федеральный закон "Об основах охраны тру­да в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ (в даль­нейшем - Основы охраны труда).

Основы охраны труда устанавливают основные направления государственной политики в области охраны труда, право и гарантии права работ­ников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда, организацию государственного надзора и контроля за соблюдением зако­нодательства об охране труда, ответственность организаций и лиц за на­рушение требований охраны труда. Основы охраны труда направлены на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жиз­ни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

К нормативным и правовым актам по охране труда, которые ус­танавливают комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных тре­бований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здо­ровья и работоспособности работников в процессе труда, относятся: Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ); Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксп­луатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ); Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТРССБТ);

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектиро­ванию и строительству (СП);

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и норма­тивы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), са­нитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)). Приведённый перечень видов нормативных правовых актов, содер­жащих государственные нормативные требования по охране труда в Рос­сийской Федерации, утвержден постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399.

 

2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ОРГАНИЗАЦИИ

Одним из основных направлений государственной политики в облас­ти охраны труда, закрепленных Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", является обеспечение при­оритета жизни и здоровья работников.

Исходя из этого, с одной стороны, Федеральным законом предус­мотрено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответ­ствующее требованиям охраны труда. С другой стороны, согласно ста­тье 14 Федерального закона работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при­меняемых в производстве сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работ­ников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каж­дом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и законодательством субъектов Российс­кой Федерации;

приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установлен­ными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опас­ными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых тем­пературных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инст­руктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и про­верку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих ме­стах, а также за правильностью применения работниками средств инди­видуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последу­ющей сертификацией работ по охране труда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предвари­тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудо­вой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохране­нием за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление органам государственного управления охраной тру­да, органам государственного надзора и контроля за соблюдением тре­бований охраны труда информации и документов, необходимых для осу­ществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование в установленном Правительством Российской Фе­дерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание ра­ботников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов государствен­ного управления охраной труда, органов государственного надзора и кон­троля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда соци­ального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государствен­ного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в уста­новленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Согласно статье 19 Федерального закона "Об основах охраны тру­да в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить еже­годное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

Кроме того, работодатель, выступающий в роли заказчика, должен обес­печить приемку объекта в эксплуатацию от исполнителя работ согласно СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строитель­ством объектов. Основные положения" или согласно "Временному положению по приемке законченных строительством объектов" (При­ложение к письму Госстроя России от 09.07.93 г. № БЕ-19-11/13).

Объект или оборудование могут быть приняты и введены в эксплуата­цию только после обеспечения на них условий труда в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов по охране труда. Заказчик (пред­приниматель) в первую очередь наряду с исполнителем работ, проектной организацией и другими участниками инвестиционного процесса несут в установленном порядке ответственность за нарушение указанных требо­ваний и за ущерб, который может нанести объект охраняемым законом правам или интересам граждан, юридических лиц и государства.

Согласно "Положению о расследовании несчастных случаев на производстве", утвержденному постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 (в ред. от 24.05.2000 г.), работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастных случаев в своей организации, разрабатывать и реализовывать мероприятия по устране­нию причин этих несчастных случаев.

Каждый руководитель, специалисты организаций всех форм соб­ственности, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, связанные с организацией и проведением работ на рабочих ме­стах и производственных участках, а также осуществляющих техничес­кий контроль за производством работ согласно Типовому Положению, утвержденному постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 (в ред. от 09.04.96 г.), "Положению о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Свердловской области", утвержденному постановлени­ем Правительства Свердловской области" от 19.05.99 г. № 594-ПП, и ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда", должны проходить обучение и проверку знаний по охране труда не по­зднее одного месяца после назначения на должность, а далее - периоди­чески, не реже одного раза в три года. Список учебных центров в г. Екате­ринбурге, имеющих разрешение на обучение и проверку знаний по охра­не труда руководителей, специалистов предприятий, учреждений и орга­низаций, приведен в приложении 1.

Нарушение работодателями, должностными лицами, лицами, выпол­няющими управленческие функции законодательства о труде и об охра­не труда согласно статьям 41, 42, 88, 89, 169 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях может повлечь наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Установлена также уголовная ответственность должностных лиц за нарушение правил по охране труда, когда их невыполнение повлекло тяжкие последствия.

Основой реализации работодателем всех выше перечисленных обязанностей является должная организация работы по охране тру­да на предприятии.

На любом малом предприятии основными критериями его деятель­ности по охране труда является наличие внутренних распорядительных документов, регламентирующих работу по охране труда на предприятии, четкая организация обучения и проверки знаний по безопасности труда и поддержание должных условий труда на рабочих местах. Данные органи­зационные мероприятия, являясь наиболее важными, не требуют значи­тельных экономических затрат для своей реализации. Из этого вытекает, что данные организационные направления работы по охране труда дол­жны быть приоритетными для любого работодателя.

 

3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫПО ОХРАНЕ ТРУДА

3.1. Организационная работа по охране труда на предприятии пред­ставляет собой систему подготовки, принятия, и реализации решении по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обес­печение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организации.

Нормативной основой работы по охране труда в организации явля­ются законодательные и нормативные правовые акты, приведенные в главе 1, а также законы и иные нормативные правовые акты Свердловс­кой области.

3.2. Организационная работа по охране труда на предприятии включает в себя следующие направления:

- координация работ по охране труда

- планирование работ в области охраны труда;

- контроль за состоянием охраны труда и организацией работы по охране труда;

- учет, анализ и оценка состояния охраны труда и организации рабо­ты по охране труда;

- стимулирование за работу по охране труда.

3.3. Работа по охране труда в организации должна быть направ­лена на решение следующих основных задач:

- обучение работающих безопасности труда и пропаганда вопросов охраны труда;

- обеспечение безопасности производственного оборудования;

- обеспечение безопасности производственных процессов;

- обеспечение безопасности зданий и сооружений;

- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

- обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

- обеспечение специальных режимов труда и отдыха работающих;

- организация лечебно-профилактического обслуживания работаю­щих;

- санитарно-бытовое обслуживание работающих;

- профессиональный отбор работающих по отдельным специально­стям.

 

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

4.1, Координация работ в области охраны Труда должна. предусматривать формирование органов управления охраной труда путем установ­ления функциональных обязанностей подразделений и служб (или отдельных руководителей) в области охраны труда, включая создание служ­бы охраны труда и осуществление ими возложенных обязанностей.

Общее руководство работой по охране труда на предприятии в целом должен осуществлять его руководитель (генеральный директор, директор, управляющий), а в структурных подразделениях и службах (при их нали­чии) - их руководители.

Всю практическую организационно-методическую работу по охране труда, контроль за соблюдения требований охраны труда в организации, подготовку вышеуказанных управленческих решений и контроль за их реализацией должна осуществлять служба охраны труда.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в организации с численнос­тью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается ра­ботодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

Под спецификой деятельности организации следует понимать в пер­вую очередь наличие работ повышенной опасности, уровень травматиз­ма и профессиональной заболеваемости, наличие производственных рисков и в конечном счете класс производственного риска, к которому отнесена организация при определении страховых тарифов.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как прави­ло, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо спе­циалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образо­вание без предъявления требований к стажу работы или среднее про­фессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещае­мых специалистами со средним профессиональным (техническим) об­разованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

При принятии решения не создавать службу охраны труда (вводить должность специалиста по охране труда) в организациях с численностью 100 и менее человек, руководитель организации обязан возложить обя­занности 'По охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель вправе заключить договор со специалиста­ми или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Во всех случаях руководитель предприятия должен:

- издать распорядительный документ о возложении обязанностей инженера (специалиста) по охране труда на определенного работника предприятия после прохождения им предварительной переподготовки или повышения квалификации на специальных курсах;

- организовать разработку и утвердить должностную инструкцию ин­женера по охране труда, руководствуясь "Рекомендациями по органи­зации работы службы охраны труда в организации" (приложение к постановлению Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14), и ознакомить данно­го работника с ней под роспись.

В обязанности инженера (специалиста) по охране труда входит:

" вести учет и анализировать состояние и причины производственно­го "Травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обус­ловленных производственными факторами;

- участвовать в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, технологических процессов;

- участвовать в организации, методически руководить аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контролировать их проведение.

- проводить совместно с представителями соответствующих подраз­делении и с участием уполномоченных {доверенных) лиц по охране труда "профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками пред­ставительных органов проверки, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособле­ний, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состо­яния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда

- участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию закон­ченных строительством или реконструированных объектов производ­ственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюде­ния требований охраны труда;

- согласовывать разрабатываемую в организации проектную, конст­рукторскую, технологическую и другую документацию в части требова­ний охраны труда;

-разрабатывать совместно с другими подразделениями планы, программы по улучшению условий и охраны труда, предупреждению произ­водственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболева­ний, обусловленных производственными факторами; оказывать организационно-методическую помощь по выполнению запланированных ме­роприятий; участвовать в составлении разделов коллективного договора, касающихся условии и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

-участвовать в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков про­фессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действую­щего законодательства работникам предоставляются компенсации за тя­желую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

- организовывать расследование несчастных случаев на производ­стве в соответствии с положением о расследовании и учете несчаст­ных случаев на производстве, утвержденным постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279, и участво­вать в работе комиссии по расследованию несчастного случая;

- обеспечивать хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений парамет­ров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудова­ния по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;

- участвовать в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или про­фессиональными заболеваниями.

- составлять отчетность о травматизме и условиях труда по формам, установленным Госкомстатом России;

- разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, проводить вводный инструктаж по охране труда, Со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

- организовывать своевременное обучение по охране труда работни­ков организации, в том числе ее руководителя, и участвовать в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

- составлять (при участии руководителей подразделений) перечни профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инст­рукции по охране труда;

- оказывать методическую помощь руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

- обеспечивать подразделения локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охра­не труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

-вести пропаганду по вопросам охраны труда, участвовать в подго­товке информационных стендов, уголков по охране труда в подразделе­ниях;

-организация совещаний по охране труда;

- доводить до сведения работников действующие законы и иные правовые акты по охране труда Российской Федерации и ответствующего субъекта Российской Федерации, коллективные дого­воры, соглашения по охране труда в организации.

-рассматривать письма, заявления, жалобы работников, касающиеся вопросов условий и охраны труда, подготавливать предложения руководи­телю организации (руководителям подразделений) по устранению выявлен­ных недостатков;

- осуществлять контроль за:

соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Свердловской области, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279;

выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1).

выполнением предписаний органов государственного надзора и контро­ля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работ­ников согласью перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пере­смотром;

проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подго­товкой к сертификации работ по охране труда

своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств

своевременным проведением обучения по охране труда, проверки

знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране

организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специ­альной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомо­гательных помещений;

организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

правильным расходованием средств, выделенных на выполнение ме­роприятий по улучшению условий и охраны труда;

своевременным и правильным предоставлением работникам ком­пенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными услови­ями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Руководитель предприятия (работодатель) вправе делегиро­вать часть своих обязанностей по охране труда на своего замести­теля по технической части, если таковой в штате предприятия име­ется.

На предприятиях с численностью работников более 10 человек со­здаются совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Они форми­руются на паритетной основе из представителей работодателя, профсо­юзного комитета или иных уполномоченных работников представитель­ного органа (собрания) и осуществляют свою деятельность в целях орга­низации сотрудничества и регулирования отношений работодателя и работников предприятия в области охраны труда.

На комитет (комиссию) по охране труда в соответствии с рекомен­дациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 12.10.94 г. № 64, возлагаются следующие основные обязанности:

- разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателя, профсоюзного комитета или иных уполномочен­ных работников представительного органа (собрания) по улучшению ус­ловий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- рассмотрение предложений по разработке организационно-техни­ческих и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки про­екта соответствующего раздела коллективного договора и соглашения по охране труда;

- анализ существующего состояния условий и охраны труда на пред­приятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и пола­гающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

На предприятиях е численностью работающих белее 10 человек необходимо разработать, утвердить и ввести в действие Положение об организации работы по охране труда на предприятии, которое должно являться организационно-нормативной базой построения и функцио­нирования всей работы по охране труда на предприятии, руководствуясь "Рекомендациями по разработке положения об организации рабо­ты по охране труда на малом предприятии".

В данном положении отдельным разделом закрепляются обязанности и ответственность должностных лиц и работников предприятия за состояние охраны труда. При разработке этого раздела необходимо рас­пределить все без исключения обязанности работодателя по обеспече­нию охраны труда между соответствующими руководителями и специа­листами предприятия.

На предприятиях с численностью работников менее 10 человек разработка вышауказанного положения не требуется, но в обязательном порядке необходимо разработать и ввести в действие приказом по пред­приятию Положение об обязанностях и ответственности руководи­телей, специалистов и работников предприятия за состояние охра­ны труда.

В том и другом случае необходимо ознакомить весь персонал пред­приятия с вышеуказанными положениями под роспись. Вновь принимае­мые на работу должны также знакомиться с данными положениями под роспись.

В случае аренды производственных помещений, обслуживания, на­ладки и ремонта технологического и установочного оборудования служ­бами арендодателя или другой организации, в договорах на аренду или обслуживание оборудования необходимо вносить взаимные требования (обязательства) арендатора и арендодателя (или другой организации) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работникам обеих организаций и соответственно учитывать данный момент при разработ­ке соответствующих разделов Положения.

При наличии на предприятии объектов и работ повышенной опасно­сти (лифтов, паровых и водогрейных котлов, аммиачных и фреоновых холодильных установок, сосудов, работающих под давлением, компрес­соров, грузоподъемных механизмов, газового хозяйства, тепловых се­тей, электроустановок, проведение электро- и газосварочных работ, при­менении в производстве веществ 1 класса опасности и т.п.) необходимо выпустить распорядительные документы о назначении лиц, ответствен­ных за безопасную эксплуатацию данных объектов и производство работ. Подготовка данных документов ведется в соответствии с требованиями действующих Правил, утвержденных органами государственного надзо­ра и контроля, межотраслевых и отраслевых Правил по охране труда и ГОСТов системы безопасности труда.

4.2. Планирование работ по охране труда должно включать в себя определение заданий подразделениям, службам или отдельным специа­листам (при простой одноуровневой структуре управления малым пред­приятием), участвующим в работе по охране труда.

Мероприятия по охране труда разрабатываются на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам контроля соответствия технического состояния про­изводственного оборудования требованиям конструкторской и эксплуа­тационной документации инструкций, а также требованиям стандартов ССБТ и Правил по охране труда, контроля соблюдения требований бе­зопасности при организации технологических процессов, контроля со­ответствия установленным требованиям технического состояния помещений, зданий в целом и сооружений, по результатам аттестации рабо­чих мест по условиям труда и инструментального контроля уровней опас­ных и вредных производственных факторов на рабочих местах (произ­водственного контроля). Мероприятия по охране труда разрабатываются с учетом предписаний Государственной инспекции труда и других фе­деральных органов надзора и предложений работников организации и иных уполномоченных работниками представительных органов (проф­союзного комитета, органа избранного на общем собрании работников организации).

При разработке мероприятий по охране труда необходимо руковод­ствоваться Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 27.02.95г. № 11.

Планирование работ (мероприятий) по охране труда в органи­зации осуществляется на основе:

- перспективных (на 3 -5 лет) планов (программ), разрабатываемых по результатам аттестации рабочих мест и в порядке подготовки к серти­фикации организации по охране труда;

- текущих (годовых) планов мероприятий по охране труда, оформляе­мых разделом в коллективном договоре и соглашении по охране труда (при отсутствии коллективного договора составляются самостоятельно);

- оперативных (квартальных, месячных) целевых планов по отдель­ным структурным подразделениям или направлениям охраны труда.

4.3. Контроль за состоянием охраны труда и организацией ра­боты по охране труда должен включать в себя проверку состояния условий труда работающих, выявление отклонений от требований стандар­тов ССБТ, норм и правил по охране и производственной санитарии, про­верку выполнения руководителями подразделений и служб своих обя­занностей в области охраны труда и принятие эффективных своевре­менных мер, по устранению выявленных недостатков.

На предприятии необходимо организовать два вида контроля:

-оперативный постоянный контроль руководителя работ и других должностных лиц;

-административно-общественный контроль за состоянием охраны труда, являющийся основной формой контроля администрации и проф­союзного комитета (или иного уполномоченного работниками предста­вительного органа). Примерное положение о проведении администра­тивно-общественный контроля за состоянием охраны труда на малом предприятии приведено в приложении 2.

Согласно статье 22 Федерального закона "Об основах охраны тру­да в Российской Федерации" на предприятии должен быть организо­ван общественный контроль за охраной труда уполномоченными (дове­ренными) лицами по охране труда профсоюзного комитета или трудово­го коллектива.

Профсоюзный комитет или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. В зависимости от кон­кретных условий производства и наличия структурных подразделений на предприятии может быть избрано несколько уполномоченных (доверен­ных) лиц по охране труда. Свою работу уполномоченные (доверенные) лица строят согласно положения, разработанного на основе "Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллекти­ва", утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30.

4.4. Учет, анализ и оценка состояния охраны труда и организации работы по охране труда направлен на разработку и принятие управленческих решений на основе поступающей информации, а также на подго­товку статистической отчетности по формам 1т - условия труда и 7 -травматизм.

В качестве анализируемых используются материалы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; данные аттестации рабочих мест по условиям труда, данные заболеваемости с временной утратой трудоспособности, предписания органов государственного надзора, дан­ные инструментальных замеров опасных и вредных производственных факторов. По результатам анализа состояния охраны труда ежегодно выпускается итоговый приказ по предприятию.

4.5. Стимулирование за работу по охране труда направлено на создание заинтересованности работающих в обеспечении безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в подразделениях и в органи­зации в целом и реализуется путем включения соответствующих требо­ваний в контракты.

 

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ОХРАНЫТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Обучение работающих безопасности труда проводится в со­ответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, "Положения о поряд­ке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Свердловской области", утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 19.05.99 г. № 594-ПП, Правил безопасности, Правил устройства и безопасной эксплуатации, утвержденных федеральными органами надзора, межот­раслевыми и отраслевыми Правилами по охране труда и ГОСТами системы стандартов безопасности труда (ССБТ):

5.1.1. Руководителю предприятия, его заместителю, отвечающему за состояние охране труда, главным специалистам, инженеру по охране труда пройти обучение и проверку знаний по охране труда в одном из учебных центров города. В дальнейшем проходить переаттестацию раз в три года.

На малых предприятиях, не имеющих развернутого штата руководи­телей и специалистов, обучение и проверку знаний должно пройти не менее двух руководителей - работодатель и лицо его замещающее на период отсутствия.

5.1.2. Организовать обучение и проверку знаний по охране

руководящего состава в постоянно действующей комиссии организа­ции (при наличии многоуровневой структуры управления предприяти­ем), для чего:

- издать распорядительный документ о ^создании постоянно действу­ющей комиссии по проверке знаний по охране в организации из лиц ука­занных в пункте 5.1.1., указать перечень руководящего состава, который должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда в комиссии и сроки проведения обучения и проверки знаний;

- разработать и согласовать с государственным инспектором по ох­ране труда перечень вопросов для проверки знаний по охране труда в организации;

- провести обучение работников с привлечением специалистов по охране труда, проверку знаний в постоянно действ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: