1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОХРАНЫТРУДА
Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных и правовых актов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время основным законодательным актом, который устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и ведомственной подчиненности, является Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ (в дальнейшем - Основы охраны труда).
Основы охраны труда устанавливают основные направления государственной политики в области охраны труда, право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда, организацию государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, ответственность организаций и лиц за нарушение требований охраны труда. Основы охраны труда направлены на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
К нормативным и правовым актам по охране труда, которые устанавливают комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, относятся: Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ); Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);
Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ); Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТРССБТ);
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)). Приведённый перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399.
2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ОРГАНИЗАЦИИ
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, закрепленных Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников.
Исходя из этого, с одной стороны, Федеральным законом предусмотрено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. С другой стороны, согласно статье 14 Федерального закона работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Согласно статье 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить ежегодное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
Кроме того, работодатель, выступающий в роли заказчика, должен обеспечить приемку объекта в эксплуатацию от исполнителя работ согласно СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" или согласно "Временному положению по приемке законченных строительством объектов" (Приложение к письму Госстроя России от 09.07.93 г. № БЕ-19-11/13).
Объект или оборудование могут быть приняты и введены в эксплуатацию только после обеспечения на них условий труда в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов по охране труда. Заказчик (предприниматель) в первую очередь наряду с исполнителем работ, проектной организацией и другими участниками инвестиционного процесса несут в установленном порядке ответственность за нарушение указанных требований и за ущерб, который может нанести объект охраняемым законом правам или интересам граждан, юридических лиц и государства.
Согласно "Положению о расследовании несчастных случаев на производстве", утвержденному постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 (в ред. от 24.05.2000 г.), работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастных случаев в своей организации, разрабатывать и реализовывать мероприятия по устранению причин этих несчастных случаев.
Каждый руководитель, специалисты организаций всех форм собственности, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией и проведением работ на рабочих местах и производственных участках, а также осуществляющих технический контроль за производством работ согласно Типовому Положению, утвержденному постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 (в ред. от 09.04.96 г.), "Положению о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Свердловской области", утвержденному постановлением Правительства Свердловской области" от 19.05.99 г. № 594-ПП, и ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда", должны проходить обучение и проверку знаний по охране труда не позднее одного месяца после назначения на должность, а далее - периодически, не реже одного раза в три года. Список учебных центров в г. Екатеринбурге, имеющих разрешение на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей, специалистов предприятий, учреждений и организаций, приведен в приложении 1.
Нарушение работодателями, должностными лицами, лицами, выполняющими управленческие функции законодательства о труде и об охране труда согласно статьям 41, 42, 88, 89, 169 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях может повлечь наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Установлена также уголовная ответственность должностных лиц за нарушение правил по охране труда, когда их невыполнение повлекло тяжкие последствия.
Основой реализации работодателем всех выше перечисленных обязанностей является должная организация работы по охране труда на предприятии.
На любом малом предприятии основными критериями его деятельности по охране труда является наличие внутренних распорядительных документов, регламентирующих работу по охране труда на предприятии, четкая организация обучения и проверки знаний по безопасности труда и поддержание должных условий труда на рабочих местах. Данные организационные мероприятия, являясь наиболее важными, не требуют значительных экономических затрат для своей реализации. Из этого вытекает, что данные организационные направления работы по охране труда должны быть приоритетными для любого работодателя.
3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫПО ОХРАНЕ ТРУДА
3.1. Организационная работа по охране труда на предприятии представляет собой систему подготовки, принятия, и реализации решении по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организации.
Нормативной основой работы по охране труда в организации являются законодательные и нормативные правовые акты, приведенные в главе 1, а также законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области.
3.2. Организационная работа по охране труда на предприятии включает в себя следующие направления:
- координация работ по охране труда
- планирование работ в области охраны труда;
- контроль за состоянием охраны труда и организацией работы по охране труда;
- учет, анализ и оценка состояния охраны труда и организации работы по охране труда;
- стимулирование за работу по охране труда.
3.3. Работа по охране труда в организации должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- обучение работающих безопасности труда и пропаганда вопросов охраны труда;
- обеспечение безопасности производственного оборудования;
- обеспечение безопасности производственных процессов;
- обеспечение безопасности зданий и сооружений;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
- обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
- обеспечение специальных режимов труда и отдыха работающих;
- организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;
- санитарно-бытовое обслуживание работающих;
- профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
4.1, Координация работ в области охраны Труда должна. предусматривать формирование органов управления охраной труда путем установления функциональных обязанностей подразделений и служб (или отдельных руководителей) в области охраны труда, включая создание службы охраны труда и осуществление ими возложенных обязанностей.
Общее руководство работой по охране труда на предприятии в целом должен осуществлять его руководитель (генеральный директор, директор, управляющий), а в структурных подразделениях и службах (при их наличии) - их руководители.
Всю практическую организационно-методическую работу по охране труда, контроль за соблюдения требований охраны труда в организации, подготовку вышеуказанных управленческих решений и контроль за их реализацией должна осуществлять служба охраны труда.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
Под спецификой деятельности организации следует понимать в первую очередь наличие работ повышенной опасности, уровень травматизма и профессиональной заболеваемости, наличие производственных рисков и в конечном счете класс производственного риска, к которому отнесена организация при определении страховых тарифов.
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
При принятии решения не создавать службу охраны труда (вводить должность специалиста по охране труда) в организациях с численностью 100 и менее человек, руководитель организации обязан возложить обязанности 'По охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Во всех случаях руководитель предприятия должен:
- издать распорядительный документ о возложении обязанностей инженера (специалиста) по охране труда на определенного работника предприятия после прохождения им предварительной переподготовки или повышения квалификации на специальных курсах;
- организовать разработку и утвердить должностную инструкцию инженера по охране труда, руководствуясь "Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации" (приложение к постановлению Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14), и ознакомить данного работника с ней под роспись.
В обязанности инженера (специалиста) по охране труда входит:
" вести учет и анализировать состояние и причины производственного "Травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- участвовать в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, технологических процессов;
- участвовать в организации, методически руководить аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контролировать их проведение.
- проводить совместно с представителями соответствующих подразделении и с участием уполномоченных {доверенных) лиц по охране труда "профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверки, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда
- участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
- согласовывать разрабатываемую в организации проектную, конструкторскую, технологическую и другую документацию в части требований охраны труда;
-разрабатывать совместно с другими подразделениями планы, программы по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказывать организационно-методическую помощь по выполнению запланированных мероприятий; участвовать в составлении разделов коллективного договора, касающихся условии и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
-участвовать в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
- организовывать расследование несчастных случаев на производстве в соответствии с положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279, и участвовать в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
- обеспечивать хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;
- участвовать в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
- составлять отчетность о травматизме и условиях труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, проводить вводный инструктаж по охране труда, Со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- организовывать своевременное обучение по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участвовать в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- составлять (при участии руководителей подразделений) перечни профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказывать методическую помощь руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- обеспечивать подразделения локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
-вести пропаганду по вопросам охраны труда, участвовать в подготовке информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
-организация совещаний по охране труда;
- доводить до сведения работников действующие законы и иные правовые акты по охране труда Российской Федерации и ответствующего субъекта Российской Федерации, коллективные договоры, соглашения по охране труда в организации.
-рассматривать письма, заявления, жалобы работников, касающиеся вопросов условий и охраны труда, подготавливать предложения руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
- осуществлять контроль за:
соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Свердловской области, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279;
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1).
выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласью перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда
своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств
своевременным проведением обучения по охране труда, проверки
знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране
организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
правильным расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
Руководитель предприятия (работодатель) вправе делегировать часть своих обязанностей по охране труда на своего заместителя по технической части, если таковой в штате предприятия имеется.
На предприятиях с численностью работников более 10 человек создаются совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Они формируются на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзного комитета или иных уполномоченных работников представительного органа (собрания) и осуществляют свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателя и работников предприятия в области охраны труда.
На комитет (комиссию) по охране труда в соответствии с рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 12.10.94 г. № 64, возлагаются следующие основные обязанности:
- разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателя, профсоюзного комитета или иных уполномоченных работников представительного органа (собрания) по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора и соглашения по охране труда;
- анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.
На предприятиях е численностью работающих белее 10 человек необходимо разработать, утвердить и ввести в действие Положение об организации работы по охране труда на предприятии, которое должно являться организационно-нормативной базой построения и функционирования всей работы по охране труда на предприятии, руководствуясь "Рекомендациями по разработке положения об организации работы по охране труда на малом предприятии".
В данном положении отдельным разделом закрепляются обязанности и ответственность должностных лиц и работников предприятия за состояние охраны труда. При разработке этого раздела необходимо распределить все без исключения обязанности работодателя по обеспечению охраны труда между соответствующими руководителями и специалистами предприятия.
На предприятиях с численностью работников менее 10 человек разработка вышауказанного положения не требуется, но в обязательном порядке необходимо разработать и ввести в действие приказом по предприятию Положение об обязанностях и ответственности руководителей, специалистов и работников предприятия за состояние охраны труда.
В том и другом случае необходимо ознакомить весь персонал предприятия с вышеуказанными положениями под роспись. Вновь принимаемые на работу должны также знакомиться с данными положениями под роспись.
В случае аренды производственных помещений, обслуживания, наладки и ремонта технологического и установочного оборудования службами арендодателя или другой организации, в договорах на аренду или обслуживание оборудования необходимо вносить взаимные требования (обязательства) арендатора и арендодателя (или другой организации) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работникам обеих организаций и соответственно учитывать данный момент при разработке соответствующих разделов Положения.
При наличии на предприятии объектов и работ повышенной опасности (лифтов, паровых и водогрейных котлов, аммиачных и фреоновых холодильных установок, сосудов, работающих под давлением, компрессоров, грузоподъемных механизмов, газового хозяйства, тепловых сетей, электроустановок, проведение электро- и газосварочных работ, применении в производстве веществ 1 класса опасности и т.п.) необходимо выпустить распорядительные документы о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию данных объектов и производство работ. Подготовка данных документов ведется в соответствии с требованиями действующих Правил, утвержденных органами государственного надзора и контроля, межотраслевых и отраслевых Правил по охране труда и ГОСТов системы безопасности труда.
4.2. Планирование работ по охране труда должно включать в себя определение заданий подразделениям, службам или отдельным специалистам (при простой одноуровневой структуре управления малым предприятием), участвующим в работе по охране труда.
Мероприятия по охране труда разрабатываются на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам контроля соответствия технического состояния производственного оборудования требованиям конструкторской и эксплуатационной документации инструкций, а также требованиям стандартов ССБТ и Правил по охране труда, контроля соблюдения требований безопасности при организации технологических процессов, контроля соответствия установленным требованиям технического состояния помещений, зданий в целом и сооружений, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и инструментального контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах (производственного контроля). Мероприятия по охране труда разрабатываются с учетом предписаний Государственной инспекции труда и других федеральных органов надзора и предложений работников организации и иных уполномоченных работниками представительных органов (профсоюзного комитета, органа избранного на общем собрании работников организации).
При разработке мероприятий по охране труда необходимо руководствоваться Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 27.02.95г. № 11.
Планирование работ (мероприятий) по охране труда в организации осуществляется на основе:
- перспективных (на 3 -5 лет) планов (программ), разрабатываемых по результатам аттестации рабочих мест и в порядке подготовки к сертификации организации по охране труда;
- текущих (годовых) планов мероприятий по охране труда, оформляемых разделом в коллективном договоре и соглашении по охране труда (при отсутствии коллективного договора составляются самостоятельно);
- оперативных (квартальных, месячных) целевых планов по отдельным структурным подразделениям или направлениям охраны труда.
4.3. Контроль за состоянием охраны труда и организацией работы по охране труда должен включать в себя проверку состояния условий труда работающих, выявление отклонений от требований стандартов ССБТ, норм и правил по охране и производственной санитарии, проверку выполнения руководителями подразделений и служб своих обязанностей в области охраны труда и принятие эффективных своевременных мер, по устранению выявленных недостатков.
На предприятии необходимо организовать два вида контроля:
-оперативный постоянный контроль руководителя работ и других должностных лиц;
-административно-общественный контроль за состоянием охраны труда, являющийся основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета (или иного уполномоченного работниками представительного органа). Примерное положение о проведении административно-общественный контроля за состоянием охраны труда на малом предприятии приведено в приложении 2.
Согласно статье 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" на предприятии должен быть организован общественный контроль за охраной труда уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзного комитета или трудового коллектива.
Профсоюзный комитет или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. В зависимости от конкретных условий производства и наличия структурных подразделений на предприятии может быть избрано несколько уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Свою работу уполномоченные (доверенные) лица строят согласно положения, разработанного на основе "Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива", утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30.
4.4. Учет, анализ и оценка состояния охраны труда и организации работы по охране труда направлен на разработку и принятие управленческих решений на основе поступающей информации, а также на подготовку статистической отчетности по формам 1т - условия труда и 7 -травматизм.
В качестве анализируемых используются материалы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; данные аттестации рабочих мест по условиям труда, данные заболеваемости с временной утратой трудоспособности, предписания органов государственного надзора, данные инструментальных замеров опасных и вредных производственных факторов. По результатам анализа состояния охраны труда ежегодно выпускается итоговый приказ по предприятию.
4.5. Стимулирование за работу по охране труда направлено на создание заинтересованности работающих в обеспечении безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в подразделениях и в организации в целом и реализуется путем включения соответствующих требований в контракты.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ОХРАНЫТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Обучение работающих безопасности труда проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, "Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Свердловской области", утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 19.05.99 г. № 594-ПП, Правил безопасности, Правил устройства и безопасной эксплуатации, утвержденных федеральными органами надзора, межотраслевыми и отраслевыми Правилами по охране труда и ГОСТами системы стандартов безопасности труда (ССБТ):
5.1.1. Руководителю предприятия, его заместителю, отвечающему за состояние охране труда, главным специалистам, инженеру по охране труда пройти обучение и проверку знаний по охране труда в одном из учебных центров города. В дальнейшем проходить переаттестацию раз в три года.
На малых предприятиях, не имеющих развернутого штата руководителей и специалистов, обучение и проверку знаний должно пройти не менее двух руководителей - работодатель и лицо его замещающее на период отсутствия.
5.1.2. Организовать обучение и проверку знаний по охране
руководящего состава в постоянно действующей комиссии организации (при наличии многоуровневой структуры управления предприятием), для чего:
- издать распорядительный документ о ^создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний по охране в организации из лиц указанных в пункте 5.1.1., указать перечень руководящего состава, который должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда в комиссии и сроки проведения обучения и проверки знаний;
- разработать и согласовать с государственным инспектором по охране труда перечень вопросов для проверки знаний по охране труда в организации;
- провести обучение работников с привлечением специалистов по охране труда, проверку знаний в постоянно действ<