Интерпретация и операционализация понятий




Предмет социологии питания состоит в исследовании питания как социальной системы, ее задачи – показать социальную, культурно-историческую и экономическую обусловленность процессов питания; раскрыть характер социализации и социального расслоения в процессе потребления еды, исследовать формирование идентичности человека и социальных групп посредством наборов и практик питания.

Питание – это та область, исследование которой будет актуально всегда. По мнению сторонников феноменологического направления в социологии все процессы, происходящие в обществе находят свое отражение в повседневных практиках людей. Питание – это тоже часть повседневности человека, которая несет в себе социально значимую и интерпретируемую информацию.

Американский ученый Т. Веблен в своей работе «Теория праздного класса» выделил новое понятие под названием «демонстративное потребление». Согласно его концепции, демонстративное потребление характерно для людей высшего экономического класса, имеющий высокий уровень дохода. Посредством потребления исключительных вещей представители праздного класса пытаются доказать свою исключительность, выделить себя из общественной массы.

В питании существуют различные проявления демонстративного потребления. Преимущественно отражается это явление в сфере общественного питания и проявляется в посещении фешенебельных дорогих ресторанов, заказе дорогих, экзотических блюд, принадлежащих к высокой кухне.

Производной от теории праздного класса является теория «искателей статусов» В. Паккарда. Она также связана с тезисом о том, что потребление является средством идентификации индивида с определенной социальной группой. Суть данной концепции заключается в том, что человек может заполучить желаемый им социальный статус при помощи соответствующей людям «искомого» статуса, модели потребления. Подобным образом индивид может идентифицировать себя с определенной социальной группой в своих практиках питания. Эту теорию мы и берем за основу нашего исследования.

Немаловажным является то, что потребление как средство идентификации себя с определенной социальной группой проявляется преимущественно в сфере общественного питания. Объясняется это тем, что современные практики потребления нацелены в большей степени не на себя самого, а на социум, на эфемерного «другого». И естественно, что больше всего людей, которые способны воспринять информацию, посылаемую человеком через потребительские практики питания, находится в местах общественного питания.

В современном мире поход в кафе - не просто способ удовлетворения своей потребности в пище, но, с появлением и внедрением электронных устройств появилось множество других причин посещения мест общественного питания. Люди используют электронные устройства для чтения, работы, развлечения, выкладывания фото в социальные сети, прослушивания музыки и т.д. и все эти действия они совершают в процессе потребления пищи. Более того, использование электронных устройств стало занимать весомое место в самом процессе приема пищи.

Наше социологическое исследование направлено на определение новых практик питания, связанных с использованием электронных устройств во время посещения мест общественного питания. Более того, нам интересно как эти практики питания могут отражать различия между социальными группами и их процессом потребления пищи.

Объект: посетители кафе

Предмет: повседневные практики питания

Цель:

· Проследить связь между формированием повседневных практик питания и использованием электронных устройств

· Установить, какое место занимает использование электронных устройств в процессе приема пищи

Задачи:

· Провести наблюдения за процессом приема пищи посетителей различных мест общественного питания

· Определить влияние использования электронных устройств на формирование новых практик питания

· Выяснить самые распространенные причины использования электронных устройств в местах общественного питания

· Проследить за тем, как питается современный человек в местах общественного питания

· Выяснить,как использование электронных устройств в местах общественного питания влияет на идентификацию индивида с определенной социальной группой.

· Установить связь между принадлежностью к определенной социально-возрастной группе и соответствующими им практиками питания

 

Основная гипотеза:

Использование гаджетов в местах общественного питания отодвигает сам процесс приема пищи на второй план, на первый план выходит получение и передача определенной информации, определяемые новыми практиками питания. То есть, использование электронных устройств во время еды в среднем будет занимать более 50 процентов продолжительности приема еды.

 

Дополнительные:

· Существует зависимость между количеством отвлечений на электронное устройство во время еды и социальной группой

· Люди, сидящие за столом одни чаще используют электронные устройства во время еды, чем те, которые сидят с кем-то.

· Одной из самых распространенных практик питания среди молодежи является использование электронных устройств для выхода в интернет/чтения материалов во время посещения кафе

· Социальная группа «взрослые» чаще других социальных групп используют электронные устройства для разговора по телефону.

· Использование электронных устройств одновременно с приемом пищи больше всего распространено среди социальной группы «молодежь».

Интерпретация и операционализация понятий

Для того чтобы наше исследование было успешно проведено, нам необходимо выделить ключевые понятия. Ими станут: социальная группа, электронное устройство, место общественного питания, практики питания, процесс потребления пищи.

В нашем исследовании мы проводим анализ повседневных практик питания с точки зрения социальной организации питания, которая организуется тем, где и с кем люди едят, чем сопровождается процесс еды(использование электронных устройств), продолжительность приема пищи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: