Раздел 5. Концептуальный проект развития ДОУ




Миссия ДОУ в создании условий для взаимодействия с семьями воспитанников, с развитой методической службой, способной качественно управлять педагогическим процессом и обеспечивать на базе ДОУ и через работу ДОУ решение вопросов по формированию у родителей активной позиции во взаимодействии с педагогами в построении индивидуальной траектории развития ребенка. Изменения, произошедшие в содержании дошкольного образования, поставили образовательные учреждения перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поиска новых путей и условий развития ребёнка. Поскольку современное образование характеризуется процессом становления и развития человеческой субъективности, то суть развития заключается в реальном изменении содержания, форм взаимодействия с детьми, его близкими.

Новые требования ориентируют на создание новых условий функционирования пространства развития ДОУ и использование современных технологий, а именно: О.И.Давыдова, А.А.Майер «Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями»; О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями ДОУ»; Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева «Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития» и др. Пространство развития родителей: включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности), преемственность и единство требований ДОУ и семьи, взаимоотношения родителей в семье, стиль воспитания в семье, родительское сообщество. Пространство развития ребенка: предметно-пространственная развивающая среда, интеграция специалистов, образовательное и дополнительное образовательное пространство, социальная ситуация развития, детское сообщество. Пространство развития педагогов: система стимулирования и мотивации, мастерство и профессионализм, сотрудничество, сотворчество, медико- социо- педагогическое сопровождение, педагогическое сообщество (социально-педагогический климат в коллективе, сплоченность). Основным фактором функционирования методической службы будет успешное взаимодействие с семьями, социумом, осваивая которое ДОУ становится мощным средством социализации личности ребенка. Особую значимость все это приобретает в условиях поиска новых путей работы с детьми на основе совместной с родителями деятельности. Поэтому, детский сад на селе – это особенное учреждение сельского микросоциума, оно призвано стать «проводником отношений» между родителями, детьми, социумом. Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации, т.е. взаимодействия с окружающим миром. Большое значение для воспитания и развития ребенка имеет, по определению Л.С.Выготского «социальная ситуация развития». Описывая своеобразие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста, Л.Ф.Обухова обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Социальная ситуация развития ребенка зависит от его социального окружения (семьи, образовательного учреждения и других социальных институтов). Причем каждый социальный институт выполняет свои цели, функции и играет свою роль. Социальная ситуация является и пространством активности ребенка. Ребенок – основной субъект, участник отношений со взрослыми и детьми в каждом социальном институте, причем в разных социальных ролях. Социальная ситуация -это прежде всего личностно-развивающая, эмоционально-чувственная и деятельностная окружающая ребенка среда. Дефицит любой из ее сторон может привести к дезадаптации подрастающего поколения, инфантильности, социальной пассивности. Нельзя, чтобы наши дети выросли «чужими», грубыми, не уважающими взрослых.

Базовые ценности ДОУ: - Ребенок как уникальная развивающаяся личность, его здоровье, интересы, потребности. - Педагог как личность, носитель образования. Уважение и доверие к нему, предоставление возможности проявить инициативу и самостоятельность, забота о его социальном благополучии и профессиональном росте. -Стабильный, педагогический коллектив- команда, взаимодействующая на основе профессиональных и личностных отношениях, базирующихся на порядочности, бескорыстности, сотрудничестве. - Качество образования как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству. - Признание и востребованность социума в образовательных услугах дошкольного учреждения.

Портрет выпускника ДОУ:

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования. Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.

Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:

  • здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
  • коммуникативная компетентность - умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
  • физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
  • интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
  • креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
  • любознательность- исследовательский интерес ребенка;
  • инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
  • ответственность- обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;
  • произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.

Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.

Модель педагога ДОУ Педагог МБДОУ – человек, обладающий следующими характеристиками:

  • творчески работающий и стремящийся к повышению профессионального мастерства;
  • с развитыми качествами личности педагога: эмоциональные, волевые, коммуникативные, интеллектуальные, нравственные;
  • владеющий основами субъект- субъектных связей, партнёрских отношений при общении с детьми и родителями;
  • умеющий видеть индивидуальность каждого ребёнка, учитывать её в работе;
  • умеющий планировать и координировать свою деятельность;
  • владеющий социально-нравственной направленностью в работе с детьми.

 

Модель родителя ДОУ

  • Является участников образовательного процесса; имеет активную позицию по взаимодействию с педагогами в построении индивидуальной траектории развития ребенка;
  • Уважает права, свободы и достоинства других людей.

Для положительного результата работы ДОУ по предполагаемой программе педагогический процесс должен отвечать определенным требованиям, которые заложены в ведущих дидактических принципах: Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает разработку на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребёнку и его всестороннее развитие. Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателей на личность ребёнка. Принцип интеграции и координации отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов в системе «дети-педагоги-родители» и в соответствующих подсистемах, направленных на их согласованную работу. Принцип человекосообразности предполагает учёт природосообразности (возрастные психологические, типологические, индивидуальные особенности и возможности детей) и культуросообразности (соответствие элементов образования модели социума, национальному, региональному компонентам) в развитии воспитанников. Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей,специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов. Принцип взаимосвязи с семьей, предполагающий создание атмосферы взаимной заинтересованности родителей и педагогов в воспитании детей. Принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление деятельности в системе образования различных социальных институтов детства и других коллективов различного типа. Принцип вариативности моделей познавательной деятельности. Принцип развития самоценных форм активности: ребёнок совершенствуется в выбранных им видах деятельности, задачи воспитывающего – помочь ему в этом. Принцип общего психологического пространства: для реализации этого принципа необходимо использовать такие способы познания, где бы педагог и ребёнок могли взаимодействовать, например: игры, труд, беседа, совместные наблюдения, опыты и т.д. в этом случае процесс познания будет протекать как сотрудничество. Принцип игрового познания предусматривает реализация различных видов деятельности через игру. Принцип событийности – введение в жизнь ребенка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть активным их участником. Таким образом, система перечисленных принципов предполагает сотворчество педагога и воспитуемого и отсутствие какого-либо насилия над ребенком. Кроме того, использование новой программы и технологий предполагает повышение уровня профессиональной компетентности педагога и сформированной активной позиции родителя в воспитании и обучении ребенка.

Раздел 6. Содержание образовательного процесса

В проектируемой педагогической системе сельского дошкольного учреждения по эффективному взаимодействию ДОУ и семьи, каждая ступень призвана решать свои специфические задачи, соответствующие типу ведущей деятельности и новообразованиями личности ребенка на определенном этапе возрастного развития: ребенок раннего возраста, младший дошкольник, старший дошкольник. Создание условий для формирования деятельности самообслуживания как важнейшей для становления автономности и независимости ребенка раннего возраста. Создание условий для совместных видов детской деятельности с целью накопления опыта социально-личностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми необходимы для детей с 3-5 лет. Для детей старшего дошкольного возраста необходимы условия для приобщения к социальной жизни микросоциума села, углубления знаний о семейных ценностях, традициях, приобретения опыта участия в коллективных мероприятиях ДОУ и других социальных институтов. Исходя из поставленной цели и задач, выдвигаются следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием дошкольного учреждения. 1. Организационная деятельность - деятельность педагогического коллектива, направленная на улучшение воспитательно-образовательного процесса. На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, родителей, представителей социальных институтов в начале и в конце учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации программы, осуществляется текущий, тематический контроль за деятельностью воспитателей, намечаются пути повышения квалификации, учебно-методического обеспечения, улучшения материально-технической базы ДОУ. 2. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. Повышение профессиональной компетентности педагогов предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары-практикумы, КВН, викторины и т.д; обмен опытов в виде презентаций на пед.советах; изучение нетрадиционных подходов во взаимодействии с семьями воспитанников (совместные досуги, Дни открытых дверей, выпуск газет, информирование через сайт детского сада, участие в выставках и конкурсах). 3. Оптимизация организации воспитательно-образовательного процесса через гуманизацию детей и взрослых в детском саду, сотрудничество с семьями воспитанников. 4. Работа с родителями. Повышение педагогической культуры родителей. посредством информирования о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведение традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблеме развития единого стиля воспитания и обучения детей, совместное посещение досуговых мероприятий и др. 5. Взаимодействие с социумом - направлено на привлечение общественности к проблемам взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Содержание Программы развития ДОУ предполагается реализовать через систему проектов: - Проект «Организационная модель поддержки педагогов в процессе освоения новых технологий по взаимодействию детского сада и семей воспитанников ДОУ» - Проект «Навстречу друг другу» - Проект «Социум вокруг нас».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: