II блок. Коррекционно-развивающий




Организация коррекционно-развивающей деятельности

Для ребенка с ТНР

Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с ТНР являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Цель коррекционной работы – это освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально- волевой сферы ребенка с ТНР;

Для определения наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в ДОУ функционирует психолого- медико- педагогический консилиум.

В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;

- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;

- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.

Коррекционная работа включает время, отведенное на:

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда;

- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность ребенка;

- взаимодействие с семьей воспитанника по реализации адаптированной индивидуальной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР.

 

Структура коррекционной работы представлена блоками:

I блок. Диагностический

Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР;

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- определить условия воспитания и обучения ребенка;

- консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики, является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ТНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование.

Обследование ребенка проводится индивидуально педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки адаптированной индивидуальной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.

В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы.

Педагог-психолог осуществляет диагностику (плановая и по запросу) интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой сферы, детско-родительских отношений в семье, межличностных отношений в детской группе.

Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи ребенка, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.

Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.

Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.

 

II блок. Коррекционно-развивающий

Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется как в групповой деятельности так и в индивидуальной.

Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 10-15 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты.

Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач.

Коррекционно-развивающая работа строится на основе личностно-дифференцированного подхода с включением оперирования разными видами обучения, методами и приемами актуализации знаний ребенка и его психических процессов.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению. При подготовке праздников воспитателю следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка.

Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: