Основные категории эстетики.




История философии.

1. Предмет философии. Специфика философского познания.

2. Философия и мировоззрение.

3. Основные направления и темы философских исследований.

4. Мировоззренческие основания медицины в Древнем Китае.

5. Философия и медицина в Древней Индии.

6. Этические проблемы в античной философии и медицине.

7. Философия и медицина пифагорейцев.

8. Философские основания гиппократовой медицины.

9. Древнегреческие учения о сущем (бытии).

10. Сократ как основатель античной антропологии.

11. Концепция человека у Платона.

12. Аристотель о человеческой природе.

13. Эпикур и его идеалы.

14. Стоицизм как философские течение и образ жизни.

15. Философские воззрения Галена

16. Особенности средневековой философии и медицины в Европе.

17. Патристика. Учение Августина о человеке и его душе.

18. Схоластика. Антропология Фомы Аквинского.

19. Средневековая мусульманская философия и медицина.

20. Антропоцентризм эпохи Возрождения. Гуманизм и Реформация.

21. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.

22. Философские и медицинские теории XVIII-нач.XIX в.

23. Б. Паскаль о проблеме человека.

24. Общая характеристика немецкой классической философии.

25. Теория познания и этика И.Канта

26. Ф. Ницше – родоначальник философии жизни.

27. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

28. К. Маркс о человеке и развитии общества.

29. Общая характеристика русской философии.

30. Русская философия XIX в. Славянофильство и западничество.

31. Система универсального всеединства В. Соловьева.

32. Антропология Н. Бердяева.

33. Психология бессознательного З. Фрейда и медицина.

34. Неофрейдизм. Концепция человека Э. Фромма.

35. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

36. Личность и философия А. Швейцера.

37. Эволюция философского знания. Классический и неклассическиий тип философствования.

38. Исторические формы позитивизма.

39. Экзистенциализм.

Проблемы онтологии и гносеологии.

40. Категория бытия. Формы бытия и их диалектика.

41. Проблема бытия и основные варианты ее решения.

42. Специфика человеческого бытия.

43. Религиозная, философская и научная идеи о природе и назначении человека.

44. Представления о сущности человека в истории философской мысли.

45. Специфика человеческой деятельности и её структура.

46. Индивид, индивидуальность, личность.

47. Эволюция представлений о душе и духе.

48. Основные идеи представителей школы «философской антропологии».

49. Различие философского и научного подходов к анализу сознания.

50. Условия, предпосылки и возможности познания.

51. Проблема истины. Критерии истины.

52. Теоретическая проблема и способы её разрешения.

53. Особенности клинического мышления.

54. Познание и нравственность.

Человек в мире культуры

55. Понятие культуры: ценностный и антропологический подход.

56. Структура человеческой деятельности. Человеческая деятельность.

57. Ценности и идеалы как фундамент культуры.

58. Основные этические категории.

59. Специфика морального сознания.

60. Проблема происхождения морали.

61. Спор деонтологизма и утилитаризма.

62. Биоэтика. Принципы и проблемы.

63. Определение политики. Проблема власти.

64. Основные политико-правовые теории 16-20 столетий.

65. Право как форма регулирования поведения.

66. Понятие искусства. Сущность художественного творчества.

67. Эстетический идеал и его трансформация в истории культуры.

Социальная философия

68. Социальное бытие и его особенности.

69. Социальная философия и социология. Их цели, методы и возможности.

70. Методология анализа социальной реальности.

71. Проблема социального субъекта исторического процесса.

72. Социальные общности и их роль в общественном развитии.

73. Понятие «массы» в концепции Х. Ортега-и-Гассета.

74. Роль личности в общественном развитии.

75. Исторические типы общества (принципы типологии: формационный и цивилизационный подход).

76. Культура и цивилизация (концепции О.Шпенглера и А.Тойнби).

77. Теория стадий экономического роста У.Ростоу.

78. Глобальные проблемы современности.

79. Идея общественного прогресса.

80. Сущность материалистического понимания истории.

Первоисточники

1. Аристотель. О том, что наиболее достойно познания. Из работы «Метафизика». Гл. 1,2.

2. Аристотель. О душе. Из работы «Метафизика»

3. Бердяев Н.А. Проблема человека. К построению христианской антропологии.

4. Дюркгейм Э.О. разделении человеческого труда.

5. Ильин И.А. О назначении врача.

6. Кант И. Что такое философия и зачем она?

7. Маркс К. О сущности исторического материализма. По работе «К критике политической экономии».

8. Ортега-и-Гассет Х. Введение в анатомию массового человека. По работе «Восстание масс». Гл. 1-9

9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

10. Платон. О душе (отрывок из диалога «Федон»).

11. Тойнби А. Христианское понимание истории.

12. Трубецкой Е.Н. Мировая бессмыслица и мировой смысл.

13. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания.

14. Фрейд З. Сознание и бессознательное. По работе «Введение в психоанализ».

15. Фромм Э. «Душа человека» или «Бегство от свободы» (на выбор)

16. Швейцер А. «Культура и этика»

17. Шелер М. Положение человека в космосе.

18. Шпенглер О. О понятиях культуры и цивилизации. По работе «Закат Европы».

Ясперс К. Философская вера.
№1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ.

Исходное древнегреческое содержание слова "философия" означало "любовь к мудрости". Философ в Древней Греции - это человек, который стремился к высокой мудрости и правильному образу жизни. Платон считал, что философия - это любовь к мудрости, под которой подразумевался особый род знаний, т.е. "знание единого во всем". Уже в древности философия мыслилась не как истина, а как стремление к ней, как идеальный настрой души и ума человека который способен привести к гармоническому равновесию внутреннюю жизнь человека и его сложные взаимоотношения с миром. Специфика философских знаний заключается в следующих аспектах:

•мировоззренческий (с точки зрения данного аспекта, философия - это система общих теоретических взглядов на мир в целом и место в нем человека;

*методологический (данный аспект указывает на то, что философия - это форма универсального теоретического знания, которая предполагает тесную взаимосвязь философии, естествознания, медицины;

•культурологический (позволяющий представить философию как культурно-историческое явление;

•личностный (данный аспект отмечает то, что философия дает возможность человеку понять себя, свой собственный мир, а также осмыслить, в чем его предназначение.

Предмет Ф.- стремление к познанию бытия, - истины, -?что есть сущее, если оно есть

№2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВЗЗРЕНИЕ (МЗ).

Философия является одной из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Призвание философов заключается в постановке мировоззренческих вопросов и поиске ответов на них.

МЗ - совокупность взглядов, оценок, норм и установок определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения. Компоненты:- познавательный, базируется на знании о мире, обществе, себе, своих возможностях, ценностно-нормативный включает ценности, идеалы, верования, эмоциональноволевой чтобы ценности, нормы реализовались в практические действия необходимо чтобы они превратились в личностные убеждения и верования, тогда человек может поступать свободно, т.е. необходимо выработать определенную псих. установку. К историческим формам мировоззрения относятся:

мифология - это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития; мифы существовали у всех народов мира; Это образно эмоциональный уровень, первая попытка сознательного отношения человека к себе и к окружающему миру.

религия - это форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется за счет его раздвоения на "земной" (естественный) и "небесный" (сверхъестественный); основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и нхглавенствующую роль в мироздании и жизни людей; образноэмоциональны уровень

· философия - зто форма мировоззрения, которая стремится понять мир и роль в нем человека с помощью разума и знаний. Системнорацианалистический.

№3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕМЫФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Принципом выделения основных направлений в философии служит та система, которая определяет данную направленность, например, материалистическое, идеалистическое, рационалистическое, иррационалистическое. К основным отраслям философского знания относятся: онтология - учение о бытии; гносеология - учение о познании; логика - учение о возможности и последовательности нахождения истины; аксиология - учение о ценностях; этика - учение о принципах, нормах поведения человека в обществе; эстетика - учение о прекрасном; философская антропология - учение о человеческой индивидуальности с философской точки зрения. Необходимо отметить, что философская антропология была подготовлена многовековым развитием философской мысли, а также различными вариантами концепций человека. Она выделяет в качестве своего предмета сферу "собственно человеческого бытия". Философская антропология объясняет человека как проявление "жизни вообще" и как творца культуры и истории.

№4. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕДИЦИНЫВ ДР. КИТАЕ.

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Анализ древневосточной философии позволяет утверждать, что формирование философских систем древности оказало большое влияние на развитие искусства врачевания. 2 эти области были тесно связаны. МЗ китайца неразрывно связано и опосредовано религиозным ритуалом, он представляет собой систему воображаемых отношений с умершим, для китайца важно поклонение духам, небу,. Вся жизнь проходит как непрерывный отчет перед предками, к. умерли. Характерной чертой культурного и духовного развития Др. Китая была приверженность традициям. Это обстоятельство оказало существенное воздействие на формирование основ врачевания. Так представления о болезнях было тесно связано с культом предков, а гарантом здоровья являлось соблюдение религиозного ритуала. Подобного рода представления способствовали использованию колдовства и заклинании. Знаний анатомии не было, конфуцианство запрещало что-либо делать с телами умерших. Рассмотрение древнекитайской философией человека как части природы привело к возникновению новых представлений о здоровье и болезни. Частицы инь и янь порождают 5 стихий: Н2О, огонь, Ме, дерево и земля. При их взаимодействии образуют окружающий мир и человека. Считалось, что здоровье равновесие 2-х начал и 5 стихий. Здоровье - это равновесие Инь и Ян, а нарушение этого равновесия приводит к болезни. Поэтому гармония человека и окружающей его среды стада основой традиционной медицины.

№7. МЕДИЦИНСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПИФАГОРЕЙЦЕВ.

Ранние философы искали рациональное объяснение происхождения и сущности мира. Постепенно они переходят от знаний, обретенных чувственными образами, к знанию интеллектуальному, которое оперирует понятиями. Впервые такой переход был осуществлен Пифагором (др. греч. 570—490 гг. до н. э). Он считал, что началом всего сущего является число, к. образует все вещи, его не видно, не слышно, но оно в сознании. Все в мире состоит из определенного количества, это количество абстрагировали и возвели в абсолют, согласно этой философии количественные отношения – сущность всех вещей. Пифагор и его ученики полагали, что начало не одно, началом является взаимодействие противоположных начал: предел и беспредел. Необходимо подчеркнуть, что философские взгляды Пифагора и его школы оказали огромное влияние на развитие медицинских знаний. Они определяли сущность здоровья как гармонию всех элементов орга низма. Врач-пифагореец Алкмеон в своем труде "О природе" впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосмоса и сбалансированной системы противоположностей. Он высказал мысль о необходимости как эмпирических, так и теоретических положений для понимания сущности организма.

 

 


№5. ФИЛОСОФИЯ И МЕДЕЦИНА ДР. ИНДИИ.

В древневосточной философии человек рассматривался как частица всего мироздания. Главное – общество, его порядок, законы, традиции, а человек должен лишь подчиняться. Он должен приобщаться к высшим ценностям, но познать их смысл человеку не дано. В древнеиндийской философии главное место принадлежит мировому процессу, в котором частное, индивидуальное, личное рассматривается как второстепенное, что и определяет соответствующее место человека в мире. Например, в буддизме говорится, что в мире господствует некий безличный процесс жизни, ему противопоставлен мир человека с его страстями, желаниями и потребностями. Жизнь человека есть страдание, согласно учению Будды. Достижение вечного блаженства или Нирваны возможно лишь путем углубленного самосозерцания. В буддизме идея уникальности личности не существует. Реальность человеческого бытия рассматривается как страдание, которое предопределено законами абсолюта. Положения древнеиндийской фило­софии зовут человека к отрицанию бессмысленного мира, к стремлению к покою, к "нирване".

Анализ древневосточной философии позволяет утверждать, что формирование философских систем древности оказало большое влияние на развитие искусства врачевания. Были раскрыты причины болезней, лечили паразитарные заболевания, развивалась фармакопея. На древнеиндийскую медицину оказало большое влияние становление первых теоретических представлений об организме и его связи с окружающим миром. Теория "трех субстанций", суть которой заключалась в том, что здоровье - это правильное соотношение в организме трех материальных субстанций - праны, желчи, слизи. Болезнь - это нарушение этих соотношений. Разработка "Аюрведы" - учения о долгой жизни. Развитие кармической медицины. Становление йоги - как уникальной всеобъемлющей системы физического и душевного совершенствования человека.

№8. ФИЛОСОВСКИЕ ОСНАВАНИЯ ГИППОКРАТОВОЙ МЕДИЦИНЫ.

Основателем научной медицины считается Гиппократ(5-4 вв до н.э.) - древнегреческий философ и врач. В трудах Гиппократа отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его болезни, понятия об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераменте и т.д. В трактате "О древней медицине" он выдвинул проблему самостоятельности, автономии медицинского искусства. В работе "Прогностика" им велась полемика с представителями религиозно-магической медицины. Он считал, что любое заболевание имеет теоретический характер. В труде "0 водах, ветрах и местностях" Гиппократ попытался соотнести понятия "болезнь" - "характер человека" - "окружающая среда". В этом трактате отображена взаимосвязь рациональной медицины с рациональным философским осмыслением мира, а также влияние политических институтов на здоровье людей. Трактат «о природе человека» здоровье равновесие 4-х жидкостей: крови, флегмы, желчи, черной желчи. В "Клятве Гиппократа" сформулированы моральные нормы поведения врача. Значение Гиппократа заключается не только в том, что он придал медицине статус теоретической науки, а в том, что он определил этический устав, основной характеристикой которого было моральное долженствование. В современных терминах смысл "Клятвы" можно сформулировать следующим образом: - врачующий помни, что больной не есть вещь или средство, он есть цель, то есть ценность сам по себе.

№9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СУЩЕМ (БЫТИИ).

Главной особенностью натуралистического периода является стремление первых философов понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первые философы - представители Милетской школы /Фалес, Анаксимандр, Анаксимен / искали некое первоначало, пытались объяснить из чего все произошло. У Фалеса - это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь. Они представляли первоначало не как вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и населяющие ее одушевленные существа. Они впервые сознательно поставили вопрос о первооснове всего сущего. Мир должен быть понят из него самого, а не из внешних причин. Философия - это наука о причинах и началах всего сущего. Натурфилософы пытались выяснить что есть сущее. Большой вклад в развитие учения о сущем был осуществлен Гераклитом из Эфеса, который считал, что первооснова природы - это огонь. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Он утверждал, что все возникает из огня согласно необходимости, которая была им названа "ЛОГОС" /закон мироздания/. Следует отметить, что ранние философы искали рациональное объяснение происхождения и сущности мира. Постепенно они переходят от знаний, обретенных чувственными образами, к знанию интеллектуаль­ному, которое оперирует понятиями. Впервые такой переход был осуществлен Пифагором. Он считал, что началом всего сущего является число. Элеаты /Ксенофан, Парменид, Зенон/ создали учение о неизменной сущности бытия, которое постигается разумом. Бытие у элеатов - это то, что постигается только разумом, а не с помощью чувств. Мышление и бытие - это одно и тоже. При изучении древнегреческой философии важно отметить значимость атомистической трактовки бытия, которая связана - Демокрита создал атомистическую теорию, заключается в том, что он считал первоосновой всего -единство двух начал: атом и пустота. Атом - это источник всего /неделимые частицы материи, они неизменны, вечны, находятся в постоянном движении. Это умопостигаемая форма. С точки зрения Демокрита совокупность особых атомов составляют душу человека.

№10. СОКРАТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ АНТИЧНОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

Сократ (др.гр 5-4 вв до н.э.)

древнегреческий философ, его учение знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Мысли Сократа изложены его учеником Платоном. В центре внимания С. – человек, но человек рассматривается С. как нравственное существо. Самое главное в человеке его душа, поэтому можно сказать, что Ф-фия С. – этическая антропология. Под душой понимается разум, как мыслительная нравственно ориентированная активность. Она позволяет человеку жить по законам морали. Коль скоро самое главное в человеке – душа, надо заботиться о душе, самая главная задача воспитания – формирование человека. Чтобы познать человека необходимо познать его душу, «познай самого себя».


№11. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У ПЛАТОНА.

Платон (др.гр 5-4 вв до н.э.) -ученик Сократа.

Платон является создателем системы объективного идеализма. Идеалистической основой его философии является понятие идеи /эйдос/ Идея-это сущность, которую нельзя увидеть, но можно понять только умом. Впервые в истории поставил вопрос об отношении духа и материи, разграничив таким образом мир на видимый/иллюзорный, так как воспринимается органами чувств/ и реальный/ действительный, истинный, ибо постигается разумом/. Он считал, что "Душа правит всем, что есть на небе, земле, на море с помощью своих собственных движений. Природа человека у Платона представлена дуализмом души итела. Человек – вместилище души, пока душа в теле, она находится в темнице. Душа начинается только тогда, когда выходит из тела, т.е. после физической смерти. Тот, кто хочет праведной жизни должен бежать от тела, занятия Ф-ией позволят душе очиститься. Рассуждения о душе включают в себя очищение души -как созерцание идей; бессмертие души- как странствование души из одного тела в другое; метемпсихоз - как перевоплощение души. Важное место в философии Платона занимает теория познания, суть которой заключается в том, что душа содержит знания об идеях, поскольку до вселения в тело она жила в мире идей и "общалась" с ними, поэтому познание идей осуществляется не через чувства, а благодаря "припоминанию".

№12. АРИСТОТЕЛЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ.

Др гр.4 в до н.э.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

А. определяет несколько направлений изучения человека, им разработана теорет. наука психология, («О душе»), этика («Никоманова этика»), политика, как практическая наука(«Политика»). Одушевленное существо отличается от неодушевленного наличием души. Постигая природу человека, самым главным является душа. Она имеет трехуровневую структуру: вегетативная(растительная) наиболее элементарное начало жизни, чувственная (животная) репродукция, воспроизведение, удовольствие, неудовольствие, желание, отвращение, рациональная разум и мышление, то что связано с интеллектом приходит извне и имеет божественное начало, в то время как низшие потребности даются изначально. Человек - политическое животное, положение человека определяется его собственностью, отрицал общность имущества, т.к. возникают недовольства и ссоры, снижается интерес в труде, человек лишается естественного наслаждения владением. Может быть 2 вида отношений: господство и рабство.

№13. ЭПИКУР И ЕГО ИДЕАЛЫ.

Др.гр. 4-3 вв до н.э.

Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях.

В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение» (пролепсис), «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли». «Предвосхищение» — это «памятование того, что часто являлось нам извне», «оттиск, предварением которого были ощущения» и чувственные восприятия. Предвосхищения — это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений. «Претерпевание» — это скорее критерий отношения к вещам,

чем критерий истины. Претерпевание — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами.

Образ жизни очень прост - самое главное наслаждение. основа счастья - наслаждение, но удовольствие не чувственный характер, а то кот. человек получает от спокойствия души, устранения физического и душевного страдания. Реальность, окружающая человека, может быть понята им благодаря разуму. В реальность есть место для счастья – отсутствие страдания и беспокойства. Все, что нужно человеку для счастья это он сам. Чтобы человек был счастлив он должен оградить себя от внешних факторов. Навсегда отказаться от политики. Наслаждение – свобода от телесных страданий и душевных невзгод. Истинное удовольствие: апония отсутствие страданий и наказаний, атараксия невозмутимость души, ее спокойствие. Эпикурейцы материалисты, когда человек умирает душа распадается на атомы, т.к. состоит из атомов, загробной жизни нет, смерть – отсутствие ощущений.

№14. СТОИЦИЗМ, КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Название получила по названию портика СтоаПойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.).

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами.

Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп, на перечне сочинений которого соответствующий фрагмент труда Диогена Лаэртского обрывается. Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях. «Образ стоического мудреца прочно вошел в обиход европейского морального сознания. Уже при одном упоминании слова «стоик» в памяти всплывает образ человека, мужественно переносящего все превратности судьбы, невозмутимо и непоколебимо исполняющего свой долг, свободного от страстей и волнений.

Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Он считал, что философия - не просто наука, это прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Ведущая роль в системе философских воззрений стоиков принадлежала этике. Именно философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Были убеждены, что счастье заключается в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии, уверены, что в жизни все предопределяется судьбой. «Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивля­ющегося она влечет насильно». Они искали добродетель не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Поэтому апатия, безразличие, бесстрастие- это этический идеал стоиков. Сенека ввел понятие совесть – духовная сила и моральный фундамент человека, противник рабства, истинная духовность не наследуется, она приобретается, завоевывается. Эпиктет: Философия- упование и надежда жалкого, отчаявшегося человека.


№15. ФИЛОСОФСКИК ВОЗЗРЕНИЯ ГАЛЕНА.

Греч.медих,хирург,философ. 2-3 вв н.э.

«Хороший врач должен быть философом»— это утверждение Галена многократно на протяжении веков цитировалось и повторялось. Разностороннюю философскую подготовку получил и сам Гален.

Философские взгляды стоиков и эпикурей­цев оказали большое влияние на развитие древнегреческой медицины, в частности на творчество Г.

В трактате «О назначении частей человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, показал, что анатомия и физиология – основа научной диагностики, лечения и профилактики. Философская концепция души, разработанная Платоном и Аристотелем, оказала большое влияние на теорию Г., согласно которой рациональная душа находится в мозге, возбудимая в сердце, вожделеющая в печени. Теологические взгляды нашли свое отражение в теории «естественных способностей».

№17. УЧЕНИЕ АВГУСТИНА О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ.

Христианский теолог,философ.4-5 вв н.э.

Родоначальник христианской философии. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда его сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского.

А. Попытался истолковать 4 основных хр. догмата: творения человек создан по образу и подобию Божьему, чел. Имеет божеств. Природу, грехопадения чел. Грешен. Он тварное существо, т.к. создан творцом, он ничтожен в своем грехопадении, искупления дает возможность искупить вину, возвыситься над телесной природой благодаря душе, воскресения. Важное место занимает душа. Впервые поднимается? индивидуальности. Интерпретация человека идет по пути совершенствования индивидуальности, пути добра, красоты и блага. Критерием совершенства является бог, как истина, гармония. Чел.идет к богу душой. Чел.душа разумна, он признает вечность души, она имеет начало, но не имеет конца, она бессмертна. Субстанция души значительно выше субстанции тела, душа не может смешиваться с телом, как высшее не может смешиваться с низшим. Тело зависит от души, душа – разум, способность к познанию. Сущность любого человека проявляется в душе. Вера в человека имеет превосходство над разумом.

вклад Августина Аврелия в развитие психологии. Его по праву называ­ют "виртуозом наблюдения и самоанализа". В работе "Исповедь" им были разработаны психологические методики, ставшие основой его ре­лигиозных теорий.

№18. СХОЛАСТИКА. АНТРОПОЛОГИЯ ФОМЫАКВИНСКОГО.

систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического)богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Схоластика – направление средневековой философии, пытавшееся обосновать теоретически, религиозную веру. Для этого они использовали идеи античной философии. Схоластика – то направление, которое считало, что бог есть, но его существование надо понять.Схоластику исторически, разделяют на несколько периодов:

1. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) – характерно влияние неоплатонизма. Главный представитель - Эриуген.

2. Классическая (зрелая) схоластика (XII-XIII вв.) – «христианский аристотелизм. Основные представители: Альберт Великий, Фома Аквинский, Абеляр и др.

3. Поздняя схоластика – выступает против томизма, противопоставляет ему теорию двойственной истины. Главным представителем является Дунс Скот.

Фома Аквинский (1225 – 1274 г.). Родился в Италии. В процессе работы и обучения пишет несколько книг («Философская сумма», «Теологическая сумма» и др.), в которых и формулирует свои идеи. В основе его философии (томизм) лежит принцип преационизма (или творения) из ничего. Согласно его философии главное – доказать, что бог есть, а каков бог это уже не важно. Фома Аквинский выдвигает пять доказательств существования бога:

1. Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, т.е. от бога. Ведь невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной, иначе оно бы уже существовало раньше себя. Т.е. не может быть и бесконечной цепи действующих причин. В любом случае есть какая-то абсолютно первая причина, из которой уже затем следуют средние, и, наконец, последние.… И это абсолютно первую причину все называют богом.

2. Доказательство от движения, исходит из того, что вещи движутся, а что их движет? В понятие движения входит то, что движется и то, что движет. Это нечто, приводящее в движение, само должно быть недвижимым, ведь в противном случае, оно должно было бы приводиться в движение чем-нибудь третьим (ведь цепь двигателей не может быть бесконечной, иначе бы не могло быть первого двигателя, а соответственно и последующих). Первым двигателем может являться только бог, по Фоме Аквинскому.

3. Доказательствоот необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют веще не являющиеся обязательными, необходимыми, т.е. имеют случайный характер. Т.е. если эти вещи могут не существовать, то они изначально не существовали в природе, а соответственно невозможно, чтобы они возникли сами собой.

4. Доказательство от степени совершенства исходит из того, что в вещах проявляются различные степени совершенства. Но о степени совершенства можно говорить лишь в сравнении с чем-либо наиболее совершенным. Т.е. должно существовать что-то самое лучшее, что-то обладающее наивысшей степенью бытия. И эту «наивысшую» сущность мы называем богом.

5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того, что в мире существ, а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Т.е. есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом.

Философию Фомы Аквинского относят к объективному идеализму. Т.е. он считал, что первичным является дух – бог, а материя уже вторична. (В идеализме различают две категории: во-первых – объективный идеализм, полагающий, что окружающая нас действительность существует независимо от нас, но является продуктом идеального начала; во-вторых – субъективный, согласно которому материальные тела, мир являются комплексом наших ощущений). Однако есть мнение, что томизм относится к реализму. О природе человека Фома Аквинский говорит, что душа и тело – не две замкнутых субстанции, а они должны существовать в соединении, т.е. главное гармония духовного и телесного. Он продолжает христианскую традицию о том, что каждая душа индивидуальна, но она соизмерима телу, т.е. индивидуальность остается даже после смерти тела. Он отстаивает тезис о превосходстве мыслительного начала над волевым. Фома признает за человеком право на счастье, а высшее благо для человека – познание бога. Но при всем этом человек обладает волей, волей выбора между добром и злом.


№16. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ Ф-ИИ И МЕДИЦИНЫВ ЕВРОПЕ

исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Европейская христианская средневековая философия занимает большой период времени с 1 по ХV вв. Главной отличительной чертой - сопряженность с проблемами религии. Теология выступала основной формой средневековой философии, поэтому основные проблемы философии носили теологический характер. Теоцентризм философии Средневековья заключается в том, что основой всего сущего является БОГ. Философская мысль Средних веков монотеична /единобожие/. Основными принципами христианского монотеизма являются: идея творения: идея откровения. Характерно радикальное переосмысление сущности человека. Центральным в христианской антропологии является представление о человеке как образе и подобии божьем.Христианство позволило окончательно преодолеть космологически - натуралистические установкив изучении человека. 2 направления: патристика и схоластика. Схолстика-систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического)богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Схоластика – то направление, которое считало, что бог есть, но его существование надо понять.Схоластику исторически, разделяют на несколько периодов:

1. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) – характерно влияние неоплатонизма. Главный представитель - Эриуген.

2. Классическая (зрелая) схоластика (XII-XIII вв.) – «христианский аристотелизм. Основные предс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: