Физическая культура
Физическая культура - это органичная часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. Физическая культура в узком, прикладном, смысле - элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма. (Л Н. Сляднева).
Физической культуры личности - интегральное качество личности, условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования. Формируется на основе единства и положительной взаимосвязи биологического и социального в человеке, материального (двигательного) и духовного (интеллектуального).
Физическое воспитание - разновидность общественной воспитательной деятельности, цель которой - содействие формированию физической культуры личности, и в частности целенаправленное управление применением средств и технологий физической культуры в процессе жизнедеятельности человека и развития общества. Под физическим воспитанием кроме отмеченного выше следует понимать и ветвь педагогической воспитательной деятельности, связанной с управлением процессом применения всевозможных средств физической культуры.
Физкультурное образование - это процесс и результат освоения знаний, способов познания, формирования интеллектуального компонента физической культуры личности, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического совершенствования человека, а также развития способности передавать изученное и познанное окружающим на основе собственной физкультурной осведомленности.
|
Физическая культура как учебный предмет - это одна из основных дисциплин единого учебного плана школы, призванная формировать специальные знания, умения и навыки по использованию средств физической культуры с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, телесного и интеллектуального самосовершенствования.
Задачи формирования физической культуры личности:
· гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др.
· развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой для нее социокультурной комфортной среды,
· ориентацию на гуманитарно-личностное развитие, единство телесно-духовного развития, создание предпосылок физического и психического благополучия;
· воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой[1];
· приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медецины, физической культуры и спорта.
Компоненты физической культуры личности
Ценности физической культуры – необходимый объем двигательных умений и навыков, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств.
|
Принципы системы физического воспитания:
- принцип всестороннего развития личности;
- принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой;
- принцип оздоровительной направленности.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье – это характерный для каждого развитого индивида уровень и качество мышления, развитие внимание и памяти, степень эмоциональной устойчивости, развитость волевых качеств.
Нравственное (социальное) здоровье – обладание человеком теми моральными признаками, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. обладание сознательного отношения к труду, овладения сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
[1] здесь и далее, Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007.