Ханафитская школа и имам Малик




Подстригание волос и ногтей, если вознамерился осуществить жертвоприношение

Из года в год в первых числах месяца зуль-хидджа поднимается вопрос о подстригании волос и ногтей тем, кто имеет намерение совершить жертвоприношение на праздник Ид аль-адха (Курбан Байрам / Курбан Айт). И заметно то обстоятельство, что одним мусульманам не известно, что этот вопрос вообще рассматривался учеными, а другим известно лишь одно мнение по этому вопросу, которое они привыкли считать единственно возможным, даже не задумываясь над тем, откуда оно пришло.

 

Но ученые давным давно рассмотрели этот вопрос и разошлись в его понимании. И кто склонен следовать за учеными-ханафитами или живет в местности, где принято следовать ханафитскому мазхабу, тому будет полезно узнать мнение ученых-ханафитов. Кто привык следовать за учеными-шафиитами или живет в местности, где принято следовать шафиитскому мазхабу, тому будет полезно узнать мнение ученых-шафиитов. Кому оказались ближе ученые ханбалитского мазхаба, тому полезно будет узнать их мнение, и что оно не появилось в наше время среди ученых какой-либо определенной страны, а имеет более чем тысячелетние непрерывные корни внутри мазхаба. И кому интересен фикх маликитского мазхаба, тому будет полезно расширить кругозор знанием взглядов ученых этой школы по затронутому вопросу.

 

Основные доводы

 

Основа фикха в этом вопросе держится на понимании двух внешне противоречивых хадисов.

 

Первый: передается от Умм Салямы, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у кого-то есть жертвенное животное, которое он желает принести в жертву, и начались десять дней (месяца зуль-хидджа), то пусть не убирает волосы и не стрижет ногти».

И в другой версии: «Если начались десять дней, и кто-то из вас желает сделать жертвоприношение, то пусть не трогает ничего из своих волос и кожи».

Еще в одной: «Если вы увидели новолуние зуль-хидджа, и кто-то из вас хочет сделать жертвоприношение, то пусть воздержится от своих волос и ногтей».

Хадис передал Муслим в «Сахихе», №1977.

 

عن أُمِّ سَلَمَةَ أَنَّ النبي (صلى الله عليه وسلم) قال: ««إذا دخل العشر وعنده أضحية يريد أن يضحي، فلا يأخذن شعرا، ولا يقلمن ظفرا». وفي لفظ: «إذا دخلت العشر، وأراد أحدكم أن يضحي، فلا يمس من شعره وبشره شيئا». وفي لفظ: «إذا رأيتم هلال ذي الحجة، وأراد أحدكم أن يضحي، فليمسك عن شعره وأظفاره». أخرجه الإمام مسلم في صحيحه [1977].

 

Второй: передано от Аиши, что она сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлял жертвенных животных для хаджа из Медины, а я делала повязки для животных, которых он отправлял в хадж. После этого он не отстранялся ни от чего из того, от чего отстраняется находящийся в состоянии ихрама». Хадис передали аль-Бухари (1698) и Муслим (1321).

И в другой версии — также у аль-Бухари и Муслима — сказано, что Зияд ибн Аби Суфьян написал Аише, что Абдуллах ибн Аббас говорит: «Кто отправляет животных для жертвоприношения в хадже, тому запрещается то же, что запрещается совершающему хадж, пока его животные не будут зарезаны». Ответ Аиши был не таким, как ответ Ибн Аббаса: «Я своими руками делала повязки для животных, которых посланник Аллаха отправлял для жертвоприношения в хадж, затем он своими руками надел на них эти повязки, затем отправил животных вместе с Убейем, и не было для посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещено ничего из того, что разрешил ему Аллах, до того, как были зарезаны отправленные в хадж животные».

 

وعن عَائِشَةَ رضي الله عنها، قالت: «كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يهدي من المدينة، فأفتل قلائد هديه، ثم لا يجتنب شيئا مما يجتنبه المحرم» [البخاري [1698] ومسلم [1321] ]. وفي أحد ألفاظه عندهما: عن عَمْرَةَ بنت عبد الرحمن: «أن زياد بن أبي سفيان كتب إلى عائشة رضي الله عنها إن عبد الله بن عباس رضي الله عنهما قال: من أهدى هديا حرم عليه ما يحرم على الحاج حتى ينحر هديه، قالت عمرة: فقالت عائشة رضي الله عنها: ليس كما قال ابن عباس، «أنا فتلت قلائد هدي رسول الله صلى الله عليه وسلم بيدي، ثم قلدها رسول الله صلى الله عليه وسلم بيديه، ثم بعث بها مع أبي، فلم يحرم على رسول الله صلى الله عليه وسلم شيء أحله الله له حتى نحر الهدي».

 

Причины разногласия

Первая и основная причина, из-за которой сложилось разногласие ученых в этом вопросе, и образовалось несколько мнений — прямое противоречие внешнего смысла двух достоверных хадисов. Согласно первому хадису желающему совершить жертвоприношение запрещено укорачивать волосы и ногти, подобно тому, как это запрещено находящемуся в ихраме для хаджа или умры. А согласно второму хадису тому, кто желает совершить жертвоприношение, не запрещено ничего из того, что становится запретным из-за вхождения в состояние ихрама.

 

Кроме того к хадису с запретом есть следующие замечания:

 

● Он слабее хадиса, в котором сказано о разрешенности.С одной стороны хадис с запретом передал только имам Муслим, а хадис о разрешенности — аль-Бухари и Муслим.С другой стороны существует разногласие: это слова пророка, мир ему и благословение Аллаха — как передал имам Муслим — или слова Умм Салямы. Имам ад-Даракутни считал, что это ее слова. Подобное понимание передается и от имама Малика.Также имам Ибн Абдульбарр передал, что большинство обладателей знания считают этот хадис Умм Салямы слабым. Хотя в том наследии первых имамов, которое дошло до нас, большинство имамов хадисоведенья высказывалось о его достоверности от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Среди них такие как Ахмад ибн Ханбаль, Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Абу Бакр аль-Байхакы, Абу Масуд ад-Димашкы и др.

● Его смысл противоречит нескольким основам в фикхе того раздела, к которому он относится: Кто не находится в состоянии ихрама, к тому не относятся положения, касающиеся находящегося в ихраме. А среди того, что запрещено находящемуся в ихраме удаление чего-либо из волос и ногтей. Жертвоприношение не является исключительным правом находящегося в ихраме, оно разрешено для всех, т.е. и для тех, на кого не распространяются ограничения ихрама. Кто желает войти в состояние ихрама после начала месяца зуль-хидджа, тому желательно перед этим очиститься и привести себя в порядок, в том числе удалить волосы из срамных мест, подмышек, подстричь ногти и укоротить усы, если они стали длинными. Выходит, что дело, желательное в хадже, становится запрещенным из-за дела, которое не связано с хаджем. Перед праздничным намазом желательно очиститься и привести себя в порядок, в том числе удалить волосы из срамных мест, подмышек, подстричь ногти и укоротить усы, если они стали длинными. При запрете так поступать из-за жертвоприношения мусульманам не получится привести себя в порядок перед праздничным намазом.Жертвоприношение — желательное дело у большинства ученых. Получается, что желание совершить добровольное желательное дело становится причиной возложения ответственности за обязательное дело, которое не является ни условием, ни столпом, ни обязательной частью желательного. Такие последствия не характерны для шариатских установлений в целом.Желающему совершить жертвоприношение разрешено то, что гораздо тяжелее в последствиях для находящегося в ихраме, и это — половой акт. А если разрешено то, что имеет более тяжелые последствия, то тем более ожидается, что будет разрешено то, последствия чего для находящегося в ихраме не так страшны.

По этим и другим причинам сложилось четыре мнения по данному вопросу. Одно из них — мнение Ибн Аббаса из хадиса Аиши — осталось без поддержки и наследников. А три остальных закрепились в многовековой практике исламских ученых.

 

Мнения и подходы ученых

Ханафитская школа и имам Малик

 

Кто счел хадис с запретом неприемлемым и предположительно ошибочным из-за его прямого противоречия более достоверному хадису с разрешением и противоречия основам его раздела фикха, тот высказался о том, что подстригать волосы и ногти разрешено. Таково мнение имамов ханафитского мазхаба, а также имама Малика.

 

Хафиз Ибн Абдульбарр аль-Малики писал о хадисе Умм Салямы с запретом: «Малик не передавал этот хадис своим соратникам, потому что он не принимал содержащийся в нем запрет (ман’у) стричь волосы и подстригать ногти для того, кто желает осуществить жертвоприношение. Он не принял этот хадис из-за хадиса Аиши (с разрешением)…

… Имран ибн Анас рассказывал: «Я спросил Малика об этом хадисе Умм Салямы, и он мне ответил: «Он не из моих хадисов». Я сказал тем, кто находился в его обществе: «Этот хадис от него передавал Шу’ба, рассказывал его от него (от Малика), как же он говорит: «Он не из моих хадисов?»» Они ответили: «Если он не опирается на хадис, то говорит про него: «Он не из моих хадисов»»».

См. «ат-Тамхид» 23/194.

 

قال الحافظ ابن عبد البر المالكي: «وَكَانَ مَالِكٌ لَا يُحَدِّثُ بِهِ أَصْحَابَهُ لِأَنَّهُ كَانَ لَا يَأْخُذُ بِمَا فِيهِ مِنْ مَعْنَى الْمَنْعَ مِنْ حَلْقِ الشَّعْرِ وَقَطْعِ الظُّفْرِ لِمَنْ أَرَادَ الضَّحِيَّةَ وَإِنَّمَا لَمْ يَأْخُذْ بِهِ لِحَدِيثِ عائشة …

… وَذَكَرَ عمران بن أنس قال سألت مالكا عَنْ حَدِيثِ أُمِّ سَلَمَةَ هَذَا فَقَالَ لَيْسَ مِنْ حَدِيثِي قَالَ فَقُلْتُ لِجُلَسَائِهِ قَدْ رَوَاهُ عَنْهُ شُعْبَةُ وَحَدَّثَ بِهِ عَنْهُ وَهُوَ يَقُولُ لَيْسَ مِنْ حَدِيثِي فَقَالُوا إِنَّهُ إِذَا لَمْ يَأْخُذْ بِالْحَدِيثِ قَالَ فِيهِ لَيْسَ مِنْ حَدِيثِي».

انظر: «التمهيد» 23/ 194.

 

Имам Абу Джафар ат-Тахави аль-Ханафи сначала привел хадис Джабира, в котором сказано о том, что отправившему животных для жертвоприношения в хадже нужно соблюдать то же условие к одежде, которое распространяется на находящихся в хадже. Затем привел хадис Аиши о том, что на отправившем животных для жертвоприношения в хадже не лежит никаких обязанностей из тех, которые возлагаются на находящегося в ихраме. Затем высказался насчет этих хадисов и завершил свою речь словами:

 

«То, что мы упомянули, подтверждает верность мнения тех, кто склонился к хадису Аиши, да будет доволен ею Аллах, и негодность мнения тех, кто противоречит этому, опираясь на хадис Джабира ибн Абдуллаха. И таково мнение Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада (аш-Шайбани), да помилует их Всевышний Аллах».

См. «Шарх ма’ани аль-асар» 2/266.

 

قال الإمام أبو جعفر الطحاوي الحنفي: «فَثَبَتَ بِمَا ذَكَرْنَا, صِحَّةُ قَوْلِ مَنْ ذَهَبَ إِلَى حَدِيثِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا, وَفَسَادُ قَوْلِ مَنْ خَالَفَ ذَلِكَ إِلَى حَدِيثِ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ. وَهَذَا قَوْلُ أَبِي حَنِيفَةَ, وَأَبِي يُوسُفَ, وَمُحَمَّدٍ, رَحِمَهُمُ اللهُ تَعَالَى».

انظر: «شرح معاني الآثار» 2/ 266.

 

Насчет хадиса Умм Салямы имам ат-Тахави поддержал мнение тех, кто считает его словами Умм Салямы, а не хадисом пророка, мир ему и благословение Аллаха. Затем имам подтвердил, что имамы Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани не считают, что есть какой-либо запрет насчет стрижки волос и подстригания ногтей. См. «Шарх ма’ани аль-асар» 4/182.

 

Это мнение также передается от группы табиинов. Передал имам ат-Тахави со своими иснадами от Язида ибн Абдуллаха ибн Кусайта «что Ата ибн Ясар, Абу Бакр ибн Абдуррахман ибн аль-Харис ибн Хишам и Абу Бакр ибн Сулейман не видели проблемы в том, чтобы кто-либо удалил что-то из своих волос или подстриг ногти в первые десять дней зуль-хиджа».

См. «Шарх ма’ани аль-асар» 4/182.

 

وروى الإمام الطحاوي بأسانيده عَنْ يَزِيدَ بْنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ قُسَيْطٍ، أَنَّ عَطَاءَ بْنَ يَسَارٍ، وَأَبَا بَكْرِ بْنَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ هِشَامٍ, وَأَبَا بَكْرِ بْنَ سُلَيْمَانَ, كَانُوا لَا يَرَوْنَ بَأْسًا أَنْ يَأْخُذَ الرَّجُلُ مِنْ شَعْرِهِ وَيُقَلِّمَ أَظْفَارَهُ فِي عَشْرِ ذِي الْحِجَّةِ.

انظر: «شرح معاني الآثار» 4/ 182.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: