Мнение ученых-ханбалитов




Имам Ахмад ибн Ханбаль счел хадис Умм Салямы пригодным в качестве шариатского доказательства, и потому от него передается запрет стричь волосы и ногти. Большинство ученых-ханбалитов склонилось к тому, что слова имама указывают на постановление о запрещенности (харам), и это мнение стало решающим в мазхабе.

 

Пишет имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: «Сказал (имам Абу аль-Касим аль-Хыракы аль-Ханбали): «Кто желает совершить жертвоприношение, то пусть не убирает ничего из своих волос и кожи, когда начнутся первые десять дней». — Явный смысл этих слов — запрет (харам) подстригания волос. Таково мнение некоторых из наших соратников. И Ибн аль-Мунзир передал его от Ахмада, Исхака и Саида ибн аль-Мусеййиба. А кады (Абу Я’ля) и группа из наших соратников сказали, что это нежелательно (макрух), не запрещено (харам)».

См. «аль-Мугни» 9/436.

 

قال الإمام ابن قدامة المقدسي الحنبلي: «قَالَ — أي الإمام الخرقي —: (وَمَنْ أَرَادَ أَنْ يُضَحِّيَ، فَدَخَلَ الْعَشْرُ، فَلَا يَأْخُذْ مِنْ شَعْرِهِ وَلَا بَشَرَتِهِ شَيْئًا) ظَاهِرُ هَذَا تَحْرِيمُ قَصِّ الشَّعْرِ. وَهُوَ قَوْلُ بَعْضِ أَصْحَابِنَا. وَحَكَاهُ ابْنُ الْمُنْذِرِ عَنْ أَحْمَدَ وَإِسْحَاقَ وَسَعِيدِ بْنِ الْمُسَيِّبِ. وَقَالَ الْقَاضِي، وَجَمَاعَةٌ مِنْ أَصْحَابِنَا: هُوَ مَكْرُوهٌ، غَيْرُ مُحَرَّمٍ».

انظر: «المغني» 9/ 436.

 

Пишет имам Аляуддин аль-Мардауи аль-Ханбали: «Что касается его (Ибн Кудамы) слов: «Запрещено (харам) ли это? Насчет этого есть два мнения»… — То одно из них: это запрещено (харам). И это мнение является мазхабом. Ему соответствует явный смысл (слов Ахмада ибн Ханбаля) в передаче аль-Асрама и других».

См. «аль-Инсаф» 4/109.

 

قال الإمام علاء الدين المرداوي الحنبلي: «قَوْلُهُ — أي: (وَهَلْ ذَلِكَ حَرَامٌ؟ عَلَى وَجْهَيْنِ)…

…أَحَدُهُمَا: هُوَ حَرَامٌ. وَهُوَ الْمَذْهَبُ. وَهُوَ ظَاهِرُ رِوَايَةِ الْأَثْرَمِ وَغَيْرِهِ».

انظر: «الإنصاف» 4/ 109.

 

Что касается того, каким образом объясняется такое решение, то ответ: исходя из основы, что выражения, указывающие на запрет с лексической стороны, в основе указывают на шариатское положение запрета (харам).

 

А что касается проблем с совмещением внешне противоречивых хадисов, то для их решения есть несколько подходов.

 

Во-первых, ученые-ханбалиты не связывают этот запрет с положением ихрама.

 

Пишет шейх Мустафа ар-Рухейбани аль-Ханбали: «Мудрость запрета на подстригание волос, ногтей и кожи для желающего совершить жертвоприношение заключается в том, чтобы прощение и освобождение от огня охватило все его части. Ведь прощение ему приходит с первой каплей крови жертвенного животного. А что касается объяснения со ссылкой на подобие в положении с теми, кто находится в ихраме, то оно несостоятельно. Так как нет ничего порицаемого в том, чтобы желающий совершить жертвоприношение использовал благовония, носил пошитые по форме тела одежды и имел близость с женщиной — единогласно. Так сказал «мунаккых» (т.е. имам аль-Мардауи)».

См. «Маталиб ули ан-нуха» 2/479.

 

قال الشيخ مصطفى الرحيبتني الحنبلي: «الْحِكْمَةُ فِي مَنْعِ أَخْذِ مَنْ يُرِيدُ التَّضْحِيَةَ شَيْئًا مِنْ شَعْرِهِ أَوْ ظُفْرِهِ أَوْ بَشَرَتِهِ، لِتَشْمَلَ الْمَغْفِرَةُ وَالْعِتْقُ مِنْ النَّارِ جَمِيعَ أَجْزَائِهِ، فَإِنَّهُ يُغْفَرُ لَهُ بِأَوَّلِ قَطْرَةٍ مِنْ دَمِهَا، وَتَوْجِيهُهُ بِالتَّشْبِيهِ بِالْمُحْرِمِينَ فَاسِدٌ، لِعَدَمِ كَرَاهَةِ مَسِّهِ الطِّيبَ وَالْمَخِيطَ وَالنِّسَاءَ اتِّفَاقًا. قَالَهُ الْمُنَقِّحُ».

انظر: «مطالب ألي النهى» 2/ 479.

 

Во-вторых, есть три вида совмещения, поддерживающих данное мнение.

 

● Хадис Аиши с разрешением относится к тому, кто отправляет жертвенных животных в хадж, а хадис Умм Салямы с запретом относится к тому, кто режет жертвенное животное вне хаджа.

 

● Хадис Аиши общий, и она в нем описала то, что было заметно в поведении пророка, мир ему и благословение Аллаха: что он не отказывался от близости с женами, не оставлял обычную одежду, не отказывался от благовоний, не переставал носить головной убор. А подстригание ногтей и удаление волос она могла не иметь ввиду, ведь за этим трудно уследить. И хадис Умм Салямы, в котором пришел запрет, конкретизирует то разрешение, что содержится в хадисе Аиши. Таким образом, желающему совершить жертвоприношение разрешено все, что разрешено находящемуся в ихраме, кроме подстригания волос и ногтей.

 

● Хадис Аиши может указывать на исключительное право пророка, мир ему и благословение Аллаха, а хадис Умм Салямы указывает на обязанность всей остальной общины.

Писал шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали: «Насчет этого хадиса (Аиши) был дан ответ, что он относится к отправке жертвенных животных в хадж, а не к жертвоприношению вне хаджа. Кроме того, хадис Аиши общий, а хадис Умм Салямы конкретизированный, и хадис с общим смыслом нужно понимать, учитывая конкретизацию. Также хадис Умм Салямы передает его (пророка, мир ему и благословение Аллаха) слова, а хадис Аиши описывает его поведение, и его словам отдается приоритет перед его поступками, потому что есть вероятность исключительного права (пророка, мир ему и благословение Аллаха)».

См. «Кашшаф аль-кына'» 3/23.

 

قال الشيخ منصور البهوتي الحنبلي: «فَأُجِيبَ عَنْهُ بِأَنَّهُ فِي إرْسَالِ الْهَدْيِ لَا فِي التَّضْحِيَةِ وَأَيْضًا فَحَدِيثُ عَائِشَةَ عَامٌّ وَحَدِيثُ أُمِّ سَلَمَةَ خَاصٌّ فَيُحْمَلُ الْعَامُّ عَلَيْهِ وَأَيْضًا فَحَدِيثُ أُمِّ سَلَمَةَ مِنْ قَوْلِهِ، وَحَدِيثُ عَائِشَةَ مِنْ فِعْلِهِ وَقَوْلُهُ مُقَدَّمٌ عَلَى فِعْلِهِ لِاحْتِمَالِ الْخُصُوصِيَّةِ».

انظر: «كشاف القناع» 3/ 23.

 

Заключение

 

Это часть обоснований трех мнений, распространенных и практикуемых в исламской общине еще с первых ее веков. Последовав любому из них, мусульманин будет следовать мнению с глубокими и прочными корнями в истории ислама и исламских науках. И ни у кого нет права ограничивать шариат тем мнением, которое выбрал он сам или его шейх. Нет права отменять остальные мнения и обязывать всех мусульман своим.

 

И кто ранее считал, что существует только одно мнение по вопросу, тому будет полезно узнать и другие, ведь, возможно, в той школе, которую он предпочитает для следования в целом, решение по данному вопросу будет отличаться. Для кого-то в этом будет облегчение, а кто-то узнает о необходимости приступить к соблюдению упускаемой обязанности. И при всей разнице во мнениях знание о них дает спокойствие, ведь мусульманин узнает, что другие мусульмане, которые поступают не так, как он сам, тоже могут следовать за учеными, мнение которых имеет свою вероятность правоты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: