ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ИНТЕРЕС» И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

Тема: Развитие интереса к чтению у младших школьников

 

Дата «____»________2021г. Оценка _________________ Автор:Симонова Александра Павловна, обучающаяся 120 группы по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании  

Руководитель: Кальницкий Д.М.

преподаватель литературы ГАПОУ ГГК

 

г. Городец, 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. …………………………….………………………………....... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА

К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………….………….… 5

1.1. Характеристика понятия «интерес» и его классификация…...…….... 5

1.2. Особенности читательского интереса у младших школьников…….. 7

1.3. Анализ учебных программ по литературному чтению для

учащихся начальной школы…………………………………………...…… 9

ГЛАВА 2. МЕТОДЫРАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Люди перестают мыслить,

когда они перестают читать»

Дени Дидро,

французский философ

 

 

Во все времена книги являлись одним из важнейших источников знаний. И взрослые, и дети читали любимые книги, получали представление об окружающем мире, на примере выдуманных героев понимали, что есть Добро и Зло. Но с развитием технологий, люди стали отходить от привычных традиций. Книги заменились смартфонами, и люди перестали уделять время чтению. Особенно изменилось отношение детей к чтению. Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать. Читающая нация – нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения.

Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему любовь и сформировать интерес у школьников к этому виду деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников.

Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у младшего школьника.

Предмет исследования: особенности развития интереса к чтению у младшего школьника.

Проблема: каким образом возможно развить интерес к чтению у современного младшего школьника?

Цель исследования: понять, почему у детей падает интерес к чтению; найти способы привить любовь к чтению младшим школьникам.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «интерес»;

2. Изучить особенности читательского интереса у младших школьников;

3. Изучить причины падения интереса;

4. Найти способы развития интереса к чтению.

 

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической литературы;

-обобщение и классификация;

- синтез;

-проектирование.

 

Данная исследовательская работа состоит из: введения, 5 пунктов плана, заключения, списка использованных источников и приложений. В 1 главе представлены теоретические основы развития интереса к чтению у младших школьников. В 1 параграфе раскрывается общая характеристика понятия «интерес». Во 2 параграфе ознакомление с классификацией интересов. В 3 параграфе приведены особенности читательского интереса у младших школьников. В 4 параграфе проводится анализ учебных программ по литературному чтению для учащихся начальной школы. Во 2 главе приводятся методы развития интереса к чтению у младших школьников.

Теоретическая значимость состоит в определении и обосновании методов, способствующих развитию интереса к чтению у детей в разработанных заданиях. Предложен вариант сочетания различных педагогических методик и форм их организации для развития интереса к чтению у младших школьников.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ИНТЕРЕС» И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

Человек никогда не сидит на месте. Мы все желаем узнавать что-то новое. Новые знания, новые умения человек приобретает почти каждый день. Что движет человеком в добыче новых знаний? Это понятие мы называем интерес.

 

Слово «интерес» имеет много значений. Можно быть заинтересованным в чем-нибудь, и интересоваться чем-нибудь. Это разные вещи, хотя, без сомнений, они связаны. Нам может быть интересен человек, в котором мы нисколько не заинтересованы, и мы можем, смотря по обстоятельствам, быть заинтересованы в человеке, который нам ничуть не интересен.

Интересы могут перейти в склонности – настойчивое желание заниматься какой-нибудь деятельностью, потребность в этой деятельности. Настоящая склонность чаще всего объединяет в себе постоянный интерес к различным явлениям и постоянное желание самому работать в этом направлении.

 

Разные источники дают разное определение «интересу»:

 

1) в социологии, экономике – реальная причина социальных действий,

которая лежит в основе конкретных действий (мотивов, идей и так далее)

принимавших участие в них личностей и общественных групп.

 

2) в психологии – отношение обучающихся к предмету как к чему-то

для них значимому, интересному. Суть интереса и черта характера, интереса

связаны как со структурой и развитием мотивов и потребностей людей, так и

с характером форм и средств овладения действительностью, которыми он

владеет.

 

3) с педагогической точки зрения: интерес – это способ проявления познавательной потребности, которая обеспечивает человека пониманием своих целей деятельности.

 

Итак, интерес выступает как: избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной действительностью, приносящей удовлетворение; мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной, продуктивной; особое, избирательное, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Благодаря интересу люди открывают новые горизонты возможностей. В каждом направлении у людей возникал интерес к чему-то новому, из этого получались новые открытия, изобретения. Но не у всех с рождения есть познавательный интерес, и главная задача педагогов – это развить интерес у ребенка, с самого детства.

Сформулируем определение познавательного интереса. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Различают последовательные стадии его развития: любопытство; любознательность; познавательный интерес; теоретический интерес. Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Любознательность - ценное состояние личности. Оно характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания.

Для развития интереса к чтению у младших школьников, мы должны работать с различными уровнями интереса. С помощью различных методик переходить на новые уровни, увеличивая заинтересованность учащихся. Но как мы можем определить, на каком уровне находится ребенок? Для этого существуют показатели уровней интереса. Они бывают высокие, средние и низкие.

 

Высокий:

1. Высокая самопроизвольная познавательная активность.

2. Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах.

3. Интенсивно протекающий процесс самостоятельной деятельности.

4. Стремление к преодолению трудностей («Не говорите, не подсказывайте, сам найду»).

5. Корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается предмету интереса).

 

Средний:

1. Познавательная активность, требующая систематических побуждений.

2. Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Постижение сущности познания только с помощью учителя.

3. Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуаций, наличия побуждений.

4. Преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи.

5. Эпизодические занятия предметом интереса.

 

Низкий:

1. Познавательная инертность.

2. Эпизодический интерес к эффективным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности.

3. Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа); частые отвлечения.

4. Полная бездеятельность при затруднениях.

5. Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности.

 

Мы узнали, на какие виды делится интерес, и теперь можем определять ту или иную степень заинтересованности у детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: