2. Земля – планета жизни.
2.1. Живая природа Земли – единая система. Биосфера.
Теоретическая часть: что такое система. Живое как система. «Матрешка» систем: от клетки до биосферы.
Практическая часть: дидактическая игра «Что возьмем с собой на Марс» (построение модели биосферы). Рисование по теме.
2.2. Царства живой природы, особенности их представителей. Теоретическая часть: обзор царств живой природы, признаки организмов разных царств.
Практическая часть: изучение и зарисовка представителей царств живой природы с натуральных объектов, муляжей и таблиц.
3. Живая клетка.
Теоретическая часть: клетка – основа жизни. Ядро. Устройство микроскопа и правила работы с ним.
Практическая часть: Проверочная игра (знание частей клетки, терминов, умение показать части микроскопа). Микроскопическое наблюдение и рисование клеток растений.
4. Одноклеточные: животные, растения, грибы, «промежуточные существа».
Теоретическая часть: Одноклеточные животные. Одноклеточные растения. Одноклеточные грибки. Одноклеточные с промежуточным строением и типами питания.
Практическая часть: Микроскопическое наблюдение и зарисовка одноклеточных организмов.
5. Прокариоты: бактерии и цианобактерии.
Теоретическая часть: жизнь с ядром и без ядра (прокариоты и эукариоты). Бактерии, их разнообразие. Цианобактерии, их разнообразие.
Практическая часть: внешнее наблюдение колоний бактерий и цианобактерий. Дидактическая игра. Рисование по теме.
Царство Животные.
6.1. Царство животных и основные признаки его представителей. Теоретическая часть: Особенности строения и образа жизни животных. Изучение животных по схемам внешнего строения. Практическая часть: Дидактическая игра «Угадай животное» по материалам коллекций и изображениям. Зарисовки животных.
6.2. Простейшие. Их особенности, разнообразие и экологическое значение.
Теоретическая часть: Особенности строения и образа жизни некоторых простейших.
Практическая часть: наблюдение, изучение и изображение простейших на живых объектах и микропрепаратах.
6.3. Губки.
Теоретическая часть: Строение и образ жизни губок.
Практическая часть: изучение и зарисовки губок и кораллов по коллекционным образцам.
6.4. Кишечнополостные.
Теоретическая часть: радиально-симметричные животные. Кишечнополостные, их строение, образ жизни и размножение. Практическая часть: изучение и зарисовка пресноводной гидры.
6.5. Плоские черви.
Теоретическая часть: двустороннесимметричные животные. Плоские черви, их строение и образ жизни. Паразитические плоские черви. Гигиена и профилактика глистных заболеваний.
Практическая часть: изучение и зарисовка строения плоских червей по препаратам.
6.6. Круглые черви.
Теоретическая часть: круглые черви: растительноядные, хищники и паразиты. Гигиена и профилактика глистных заболеваний.
Практическая часть: изучение и зарисовка строения круглых червей по препаратам.
6.7. Кольчатые черви.
Теоретическая часть: Кольчатые черви. Черви-карлики и гиганты.
Практическая часть: изучение и зарисовка строения кольчатых червей по препаратам.
6.8. Моллюски.
Теоретическая часть: тип Моллюски. Строение, классы и образ жизни моллюсков. Безраковинные и раковинные моллюски разных классов.
Практическая часть: изучение и определение моллюсков по раковинам. Наблюдение за улитками. Рисование моллюсков и их раковин.
6.9. Членистоногие.
Теоретическая часть: тип Членистоногие. Ракообразные, многоножки, паукообразные, насекомые. Общий план строения, особенности образа жизни, основные группы, экологическое значение. Членистоногие – хозяева планеты? Практическая часть: изучение и зарисовка членистоногих по живым объектам и коллекционным образцам. Наблюдение за живыми насекомыми.
6.10. Иглокожие.
Теоретическая часть: тип Иглокожие. Морские ежи. Морские звезды. Морские лилии. Офиуры. Голототурии. Регенерация у морских звезд.
Практическая часть: изучение и зарисовка анатомии иглокожих по коллекционным образцам.
6.11. Тип Хордовые. Ланцетник.
Теоретическая часть: Хордовые. Общие особенности их строения, образа жизни. Ланцетник.
Практическая часть: Моделирование строения примитивного хордового. Дидактическая игра.
6.12. Оболочники. Асцидии.
Теоретическая часть: Асцидии, аппендикулярии, сальпы. Общие особенности их строения, образа жизни.
Практическая часть: изучение и зарисовка анатомии асцидий, оболочников по коллекционным образцам.
6.13. Круглоротые.
Теоретическая часть: Круглоротые. Миноги и миксины.
Практическая часть: изучение и зарисовка коллекционных образцов.
6.14. Рыбы.
Теоретическая часть. Общие особенности строения рыб, их образа жизни. Хрящевые и костные рыбы. Изучение частей скелетов акулы и окуня. Разнообразие рыб, их экологическая роль.
Практическая часть: Наблюдение и зарисовка рыб из коллекции. Вскрытие и зарисовка рыбы.
6.15. Земноводные.
Теоретическая часть: Земноводные и их основные группы. Связь с водной средой, экологические особенности.
Практическая часть: Изучение и изображение земноводных по живым и музейным экземплярам коллекции.
6.16. Пресмыкающиеся.
Теоретическая часть: Особенности строения и размножения пресмыкающихся, обеспечивающие независимость от водной среды. Основные отряды пресмыкающихся. Вымершие пресмыкающиеся: динозавры, птерозавры, ихтиозавры и другие ящеры.
Практическая часть: Изучение и изображение пресмыкающихся по живым и музейным экземплярам коллекции.
6.17. Птицы.
Теоретическая часть: Птицы – теплокровные летающие существа. Общее строение и приспособления к полету. Разнообразие птиц, особенности их экологии и размножения. Практическая часть: Изучение и рисование птиц из коллекции.
6.18. Экология и методы учета птиц.
Теоретическая часть: изучение экологических ниш, занимаемых классом Птицы. Изучение и освоение методов учета птиц.
Практическая часть: проведение учетов птиц.
6.19. Изготовление дуплянки.
Теоретическая часть: изучение основ конструирования дуплянок.
Практическая часть: изготовление и установка дуплянок.
6.20. Млекопитающие, основные отряды и экологические группы. Теоретическая часть: Особенности строения млекопитающих, их образа жизни и ухода за потомством. Основные группы и разнообразие млекопитающих.
Практическая часть: Наблюдение, зарисовка млекопитающих из коллекции.
6.21. Доместикация животных.
Теоретическая часть: изучение процессов приручения человеком диких животных. Понятие пород, линии, семейства, группы, кросса. Развитие селекции и генетики.
Практическая часть: изучение материалов и наглядных пособий по теме.
Человек.
7.1. Анатомия и физиология.
Теоретическая часть: изучение анатомии и физиологии человека.
Практическая часть: изучение наглядных пособий и просмотр фильмов.
7.2. Гистология и цитология.
Теоретическая часть: изучение гистологии и цитологии человека.
Практическая часть: изучение наглядных пособий и просмотр фильмов.
7.3. Антропология.
Теоретическая часть: изучение происхождения, развития и существования человека в природной и культурной средах.
Практическая часть: просмотр научно-популярного фильма.
7.4. Антропоэкология.
Теоретическая часть: изучение закономерностей взаимодействия людей с окружающей средой.
Практическая часть: изучение наглядных пособий и проведение викторины.
8. Царство Растения.
8.1. Солнце и жизнь на Земле. Фотосинтез.
Теоретическая часть: Атомы – молекулы – вещество. Органические вещества. Автотрофы. Хлорофилл. Зависимость всего живого на Земле от автотрофов. Растения – главные автотрофы планеты.
Практическая часть: Экстракция хлорофилла из листьев.
8.2. Значение почв.
Теоретическая часть: изучение роли различных почв в биогеоценозах.
Практическая часть: Выполнение и описание почвенного разреза. Составление его схемы в масштабе.
8.3. Характерные особенности растений.
Теоретическая часть: ткани и органы растений. Особенности жизненных форм растений.
Практическая часть: микроскопия и зарисовка фотосинтезирующих клеток растений.
8.4. Водоросли.
Теоретическая часть: Водоросли как низшие растения. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Особенности строения и образа жизни водорослей. Их экологическая роль.
Практическая часть: микроскопическое исследование и зарисовка образцов водорослей.
8.5. Мохообразные.
Теоретическая часть: место мохообразных в природе, особенности их строения, размножения и образа жизни. Практическая часть: микроскопия и зарисовка органов и клеток мха.
8.6. Папоротники, хвощи и плауны.
Теоретическая часть: особенности строения, размножения и экологии папоротников, хвощей и плаунов. Древовидные папоротники.
Практическая часть: изучение, зарисовка живых и гербарных образцов.
8.7. Голосеменные: древние и современные.
Теоретическая часть: семя. Особенности строения размножения и экологии голосеменных. Древние голосеменные – основа расцвета жизни в мезозое. Современные голосеменные, их экологическое значение. Практическая часть: изучение и зарисовка голосеменных по живым и гербарным экземплярам коллекции.
8.8. Покрытосеменные, их особенности и роль.
Теоретическая часть: цветок, семя, плод. Схема строения цветка. Особенности строения, образа жизни и размножения покрытосеменных. Их экологическая роль и эстетическое значение.
Практическая часть: Изучение и зарисовка цветковых растений по живым и гербарным экземплярам.
8.9. Общая систематика растений.
Теоретическая часть: изучение характерных особенностей семейств, порядков и классов следующих отделов:
Glaucophyta — Глаукофитовые водоросли
Rhodophyta — Красные водоросли
Charophyta — Харофиты
Chlorophyta — Зелёные водоросли
Anthocerotophyta — Антоцеротовые мхи
Bryophyta — Моховидные
Marchantiophyta — Печёночные мхи
Lycopodiophyta — Плауновидные
Polypodiophyta — Папоротниковидные
Cycadophyta — Саговниковидные
Ginkgophyta — Гинкговидные
Gnetophyta — Гнетовидные
Pinophyta — Хвойные
Magnoliophyta — Цветковые
Практическая часть: изучение наглядных материалов и пособий. Основы работы с определителем.
Царство Грибы.
Теоретическая часть: особенности строения, образа жизни, питания и размножения грибов. Основные группы грибов. Плесени. Высшие грибы и их плодовые тела. Съедобные и ядовитые грибы.
Практическая часть: изучение колонии плесневых грибов под микроскопом. Изучение плодовых тел грибов по муляжам и изображениям.
Лишайники.
Теоретическая часть: лишайник – симбиоз гриба и водоросли. Особенности строения лишайников.
Практическая часть: изучение и зарисовка плодовых тел
лишайников по муляжам и изображениям.
11. Живая природа и человек. Экология.
Теоретическая часть: биосфера Земли – глобальная экосистема. Возможная уникальность земной жизни. Роль и ответственность человека в природе. Экотуризм.
Практическая часть: Просмотр научно-популярного фильма.
12. Ориентирование
Теоретическая часть: Карта и план местности. Типы карт. Работа с топографической картой. Условные обозначения. Масштаб. Основы ориентирования. Работа с компасом. Определение сторон света по Солнцу, по полярной звезде (муравейники, мох на деревьях – ненадежные способы определения сторон света). Ориентирование по космическим снимкам. Техника безопасности во время ориентирования.
Практическая часть: Проведение ориентирования. Обсуждение результатов.
13. Основы картографии
Теоретическая часть: топографическая съемка относительно ровной местности методами азимутальных съемок: полярной и маршрутной. Составление плана.
Практическая часть: горизонтально-вертикальная съемка местности. Ватерпасовка. Построение плана склона с нанесением изогипс.
14. Основы минералогии
Теоретическая часть: Понятие о минералах и горных породах. Наиболее распространенные минералы и горные породы на территории Московской области, их отличительные особенности. Методы полевого определения минералов и горных пород. Геологическая история развития территории Московской области. Ледниковые и водно-ледниковые отложения
Практическая часть: посещение музея геологии.
15. Основы астрономии
Теоретическая часть: Представления о строении Солнечной системы. Вращение Земли вокруг Солнца. Небесная сфера. Эклиптика. Представление о вращении Луны вокруг Земли. Лунный месяц. Небесные координаты. Принцип работы секстанта. Определение местной широты. Типы звезд. Звездные величины. Основные легко отличимые созвездия северного полушария.
Практическая часть: определение и зарисовка созвездий северного полушария.
16. Подведение итогов программы. Мини-выставка работ обучающихся. Подведение итогов. Вручение итоговых документов.
Организационно-педагогические условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение:
Формы занятий, приемы и методы организации образовательного процесса:
Основная форма занятий – очное групповое занятие, включающее теоретическую и практическую часть, неформальное общение с обучающимися, перерыв.
Используются также учебные экскурсии, игры, викторины, конкурсы. Используются: словесный метод (беседа, обсуждение, диалог), игровой метод (дидактические игры, викторины, мультимедиа викторины), наглядный метод (иллюстрация и демонстрация, учебное наблюдение), практический метод (простые лабораторные работы, рисование, участие в наблюдениях и уходе за живыми объектами). Используются также методики сплочения группы, развития навыков общения. В качестве средств стимуляции и оценки знаний применяются методы оценки обучающимися работ друг друга, методы контроля со стороны педагога.
В центре экологического образования традиционно проводятся экологические и биологические олимпиады. Обучающиеся по данной программе могут проявить свои знания и умения, участвуя в этих мероприятиях в младшей и средней возрастных группах. В дни каникул проводятся игровые образовательно-досуговые программы, в которых обучающиеся также могут принять участие.