Томас: Карл, когда ты это говоришь, мне по меньшей мере кажется, что это базируется на чем-то другом, нежели если бы это говорил я.
Карл: Возможно.
Томас: Я мог бы сказать то же самое, но, похоже, есть разница.
Карл: Потому что ты предпочел бы говорить, исходя из переживания.
Томас: Ну, не об этом речь. То, из чего ты говоришь, явно не является тем же, из чего говорю я.
Карл: Мы можем поговорить о том, из чего я говорю.
Томас: Так из чего ты говоришь?
Карл: Понятия не имею. (смех)
Томас: Это уход от ответа. Так нечестно.
Карл: Нет, собственно, это то, что есть. Тотальное отсутствие всякого представления о том, откуда это приходит или откуда не приходит.
Томас: Но даже это базируется на чем-то. У меня этого нет.
Карл: Это базируется на не-знании, а не на переживании. Это базируется на том не-событии, на не-происходящем.
Томас: Это я тоже могу сказать.
Карл: Ага, скажи!
Томас: Но это не одно и то же. Я имею в виду, должно быть что-то – не важно, говоришь ли ты, что это произошло или не произошло, – что обнаруживает разницу… даже если, возможно, разницы и нет.
Карл: Абсолютная разница в том, что для Того, которым я являюсь, ни в чем нет разницы. Ты сидишь здесь, потому что думаешь, что это что-то изменит. Но здесь находится Абсолют, для которого никогда ни в чем не было разницы. Но ты по-прежнему пребываешь в идее, что что-то изменится, если это будет здесь.
Томас: Но если я по-прежнему пребываю в этой идее, это предполагает, что когда-нибудь в будущем я не буду в ней пребывать.
Карл: Может быть, ты не будешь пребывать в идее. Да. Почему бы нет?
Томас: Но это ничего не изменит.
Карл: Опять-таки, это ничего не изменит. Когда я смотрю на тебя, являясь Тем, которым являешься ты, разницы нет. Кругом одна свобода. Нечему появляться, нечему исчезать ради Того, которым ты являешься.
Томас: Но ведь какая-то разница должна быть, потому что я не вижу этого в тебе.
Карл: Я ничего не вижу в тебе, потому что я не знаю тебя. Я не разговариваю с призраками.
Томас: Хорошо. Но я разговариваю.
Карл: Да, ты находишься в стране призраков. Ты направляешь внимание на страну призраков, а я направляю внимание только на То, которое есть.
Томас: Так в этом разница или нет?
Карл: В этом разница, но она ничего не меняет.
Томас: Ну, это-то я понимаю, но…
Карл: Разве это не красота? Существует вся эта разница. Ты смотришь из разницы между «мной» и «другими», а я смотрю из абсолютного ее отсутствия. Но разницы никакой.
Томас: Для тебя! (смех)
Карл: Нет, для этого бытия, о котором я говорю, для этой свободы разницы нет. С точки зрения индивидуума разница чертовская, конечно. Но все равно нет никакой разницы.
Франческо: Да, то, что ты говоришь, очень ясно – очень, очень. (целует кончики пальцев) Но…
Карл: Что?
Франческо: Для тебя. Для меня это только мастурбация. Большая мастурбация. Постоянно. (смех)
Карл: Как я всегда говорю…
Франческо: Я прихожу только за этим.
Карл: Он приходит за мастурбацией. Он брахмачари.
Франческо: Может быть. Некоторые люди так мне говорят.
София: Я кое-что не понимаю. Ты сказал, что может быть чувство индивидуальности при отсутствии «кого-либо».
Карл: Почему нет?
София: Как можно обладать чувством индивидуальности, когда никого нет?
Карл: Это было раньше и почему что-то должно измениться? Как говорил Нисаргадатта в свои последние десять дней – о них есть маленький буклет, – даже в последний день, за час до смерти, он сказал, что его покидают последние следы индивидуальности. Что бы ты сказала об этом?
София: Это и есть никто?
Карл: Больше или меньше чувства индивидуальности – почему нет?
София: Но в таком случае кто-то есть.
Карл: Да, конечно, есть абсолютное одно!
София: Нет, ты сказал, что нет никого.
Карл: Какого «никого»? Нет личности. Но остается Абсолют. Поскольку ты являешься им, разницы нет. Ты – все тот же Абсолют, который думает, что есть маленький абсолют, маленькое «я». Но это все тот же Абсолют. Разницы нет. Что?
Франческо: Я ничего не знаю! Я ничего не знаю. Ты знаешь. Я не знаю. Какая разница? Я не знаю. Для меня это одно и то же. (смех)
Карл: Зачем этому исчезать? Для кого это должно исчезнуть? Кому надо, чтобы что-то исчезло?
София: Но ты все время говоришь, что не должно быть никого!
Карл: Да, но одно все равно есть. Даже когда никого нет, все равно одно есть.
София: С абсолютной точки зрения, да.
Карл: Нет. Есть абсолютное Я, но оно не знает Я. В этом смысле никого нет.
София: Но тогда нет индивидуальности!
Карл: В этом смысле никого нет. Тем не менее существует отражение Того, которое есть. Пока есть это тело, есть ощущение индивидуальности.
Лиз: И то, что ты говоришь, является частью Я, – это ощущение.
София: А потом ты говоришь, что никого нет. Ты говоришь: «Я никого не вижу».
Карл: Есть, потому что я вижу подобные теням формы, но сущность этих форм является тем, чем являюсь я. Разницы нет.
София: О, ладно.
Карл: Что «ладно»?
София: Что я могу сказать? Ничего.
Лиз: Я так понимаю, ты говоришь: то, что находится внутри индивидуальности, является частью Я.
Карл: У Я нет частей.
Лиз: Это тень Я. Она будет присутствовать в любом случае, знаешь ты Я или нет. (молчание) Нет.
Карл: Я просто указываю на то, что знание об этом ничего не изменит, поскольку нет никакого преимущества в познании себя.
Лиз: О'кей.
Карл: Но в этом отсутствии преимущества есть отсутствие недостатка. В знании и незнании ты есть, что ты есть. Я говорю об абсолютной свободе от зависимости от знания или незнания. Я не говорю о неком знании о себе, потому что оно по-прежнему было бы зависимостью. Вопреки знанию и незнанию я есть, что я есть, не «благодаря» этому.
Лиз: О'кей.
Карл: Я всегда говорю об этом. Вопреки индивидуальности, личным или безличным переживаниям, я есть, что я есть.
Лиз: И вопреки привязанности, вопреки желанию я есть, что я есть. Несмотря на это.
Карл: Как я говорю, существуют все эти различия, каждый данный момент, различия в переживаниях, но разницы никакой. Так что наслаждайся различиями, потому что разницы никакой! Только потому, что ты думаешь, что следующий момент что-то меняет в том, что ты есть, ты делаешь это значимым. Ты делаешься само-значительной. Тогда ты становишься очень тяжелой и очень важной.
Лиз: Сад или сатсанг. Не важно. Ты есть, что ты есть. Вот и все.
Карл: Это развлечение. Наслаждайся им!
Лиз: Наслаждайся садоводством. Наслаждайся сатсангом.
Карл: Ты не можешь не наслаждаться им.
София: Наслаждайся отделенностью и т. д.
Карл: Потому что даже в отделенности ты не можешь быть отделенной, вот и все. Ты не можешь отделиться от того, что ты есть.
София: Но если дело только в понимании, тогда…
Карл: Что? Все всегда начинается с этого понимания, с понимания Святого Духа, «я есть». Это может начаться с вертикального понимания, вопреки горизонтальному пониманию появления и исчезновения, переживаний. Это вертикальное понимание духа – с него все начинается.
София: Между вертикальным и горизонтальным происходит встреча.
Карл: Встреча. Это всегда сейчас. Встреча сейчас.
София: Значит, в пространстве и времени это – сейчас, сейчас, сейчас.
Карл: Нет. Есть вертикальное Сейчас и горизонтальная вечность. В центре находится Сердце этого Сейчас и вечности, которое является вечным Сейчас. Этим вечным Сейчас ты являешься в своей сути. Это вечное Сейчас есть то, что есть ты, Сердце бытия, наготы. И из этой наготы возникает горизонтальная вечность и вертикальное Сейчас. И ты не можешь выйти из этого. (тишина) София теперь рассердилась.
София: Нет, нет. Это не гнев. Другое.
Карл: Что это?
София: Я не знаю.
Карл: Пресыщение?
София: Я не знаю.
Джеймс: Карл, ты мог бы сказать, что говорил очень ясно о чем-то, чего мы не можем понять?
Карл: Надеюсь, что нет.
Джеймс: Ладно. Ты мог бы сказать, что говорил неясно о чем-то, чего мы не можем понять?
Карл: Надеюсь, что нет. (смех)
Джеймс: Надеешься, что нет.
Карл: Я вообще не говорю о том, о чем я не могу говорить.
Джеймс: Мы можем понять, что ты говоришь?
Карл: Нет.
Джеймс: Нет. Спасибо.
Франческо: Смешно.
Тереза: А что плохого, если мы понимаем?
Карл: Ничего. Но ты все равно не понимаешь.
Джеймс: Ты не можешь понять.
Карл: Но в этом снова красота, когда ты абсолютно видишь, что, вопреки пониманию или непониманию, ты есть. Ни одно понимание не сможет сделать тебя тем, что ты есть, и ни одно непонимание – изменить это. Чего, черт возьми, ты ищешь?
Франческо: Почему ты говоришь мне это?!
Карл: Почему бы нет?
Франческо: Да, почему? Если у меня это есть, зачем ты приходишь сюда? Зачем ты проводишь здесь свое время, а я провожу свое время за этим скучным сидением?
Карл: Я сижу здесь, потому что здесь сидит «почему нет». Ты сидишь там, потому что там сидит «почему». Это встреча «почему» и «почему нет».
Франческо: Да, но почему я постоянно в этом нуждаюсь? Почему мне нужно, чтобы ты говорил мне: «Ты есть, ты есть». Ты есть кто? Ты есть…
Карл: (лает как собака) Гав-гав-гав!
Франческо: …глупое «я»! Это очень глупое «я». (смех) Нет, сегодня утром я не верю в то, что говорю тебе.
Карл: Нет, Я не глупо.
Франческо: Я очень глуп.
Карл: Сознание глупо.
Тереза: Сегодня утром он был зол на Я! (смех)
Франческо: Я проклинал все. Ты глупый мальчишка!
Лиз: «Глупый» – это концепция.
Франческо: Я в это не верю. Кому нужен этот вздор? Кому нужна эта игра? Кому?!
Карл: Тебе.
Франческо: Кому?
Карл: Тебе.
Франческо: Я не верю. Я продолжаю выполнять садханы, и от садхан толку нет, потому что садхана – это не то, что я есть. Но в то же самое время я не знаю, что я такое. Хотя я знаю, потому что я есть. (смех) Ты мне говоришь, что мне ничего не нужно, но в то же самое время мне нужно приходить сюда, чтобы ты говорил мне, что мне ничего не нужно!
Карл: Но это же свобода!
Франческо: Но я не знаю, кто свободен. «Но я же свободен!» (с сарказмом) О, потрясающе. (смех)
Карл: В этом же красота свободы.
Франческо: Это очень полезная информация.
Карл: Я всегда тебе говорю. Само-удовлетворение.
Франческо: Нет, нет. Это всего лишь мастурбация. «Только не пиши». О Боже, я хочу написать, но нет. Все время!
Карл: После космического оргазма он будет счастливее, пребывая в постоянной мастурбации. (смех)
Франческо: Но в то же самое время я не хочу прекращать этого.
Карл: Я знаю.
Франческо: Это совершенное безумие. (смех)
Лиз: И я должна сказать, что обожаю то, как ты говоришь от лица моей фрустрации. Спасибо тебе.
Франческо: Ах, это только начало. (громкий смех) Каждый раз, когда ты говоришь мне: «Ты свободен» (изображает задыхание), это ужасно.
Карл: Я никогда не говорю, что ты свободен.
Франческо: О, ну, что-то в этом духе. Кто свободен? Это чересчур.
Карл: Ты никогда не будешь свободен.
Франческо: О'кей. Спасибо, потому что я не мог принять решения. (смех)
Карл: Я постоянно говорю тебе, что выхода нет. Как может свобода быть свободна – от чего? Ты никогда не будешь свободен от свободы.
Франческо: (выпячивая грудь) Больше. Дай-ка мне больше. Пожалуйста! (смех; Карл делает вид, что стреляет в него) О Боже.
Карл: Ага. Это шутка, совершенно. Вроде свободы, ищущей свободу. Это шутка вселенной. Постоянно.
София: Ты единственный, кто видит это.
Карл: Да ладно!
Франческо: Да ладно что? Что значит «да ладно»?
Карл: Ты просто так сильно влюблен в свою собственную важность, что не можешь этого увидеть. Ты настолько влюблен в себя.
Франческо: Ты это знаешь?
Карл: Да, я это вижу.
Франческо: Я не знаю.
Карл: Ну, я просто тебе говорю.
Франческо: Ты говоришь мне что?! Ты не знаешь, что ты говоришь! Когда я спрашиваю тебя, ты отвечаешь: «Я не знаю».
Карл: Но это я знаю.