Матильда: У меня другой вопрос. Если я не могу повлиять на свое будущее желанием или волей, тогда как оно происходит? Когда ко мне приходит мысль или идея, то они воплощаются в реальности, иногда очень скоро. Например, порой я думаю: «О, хотелось бы встретиться с этим другом», даже если он живет в другой стране. А потом выхожу на улицу и встречаю его!
Карл: Но разве это не логично? Чтобы встретиться с другом в будущем, тебе сначала надо подумать о встрече с ним. Сначала тебе нужно сотворить идею, или же идея сама возникает: «Хочу с ним встретиться», а затем ты прикладываешь усилия, чтобы встретиться с ним. Тебе нужно приложить усилие, чтобы будущее было тем, чем будущее может быть. Такова взаимосвязь будущего и прошлого. Понять это очень легко. Ты сначала должна захотеть пить, прежде чем выпьешь.
Матильда: Да, но обычно…
Карл: Обычно?
Матильда: Он очень простой, этот пример, мне нужно придумать другой, посложнее. (смех) Нет, ну действительно, этот друг – он просто не может быть там. Я живу в Германии, а он – в Италии, и однажды я думаю: «Ох, хочу с ним встретиться», а потом выхожу на улицу попить кофейку и сталкиваюсь с ним нос к носу.
Карл: Ты действительно полагаешь, что сознание не ведает, что случится в следующий момент? Откуда они приходят, идеи?
Матильда: Иногда…
Карл: Что иногда? Нет никакого «иногда». Сознание – это Источник извечного функционирования сознания. Не существует границы между вчера, завтра и сейчас. Есть только То, которое является сознанием во всех своих проявлениях. Почему бы сознанию не знать следующий момент? На чем бы сознание ни концентрировалось, оно способно стать этим – будущим, например. Иногда это называется «ясновидением».
|
Матильда: Значит, я могу…
Карл: Если ты направишь всю свою концентрацию на то, чтобы стать ведьмой, то станешь ведьмой, которая может заглядывать в будущее. Сознание способно на все, что угодно. Если это должно произойти, то оно произойдет. Так что у сознания нет границ.
Матильда: Значит, это сознание создает мои мысли и идеи, а не мой ум?
Карл: Никогда не было ума, который бы что-то создал. Ум создан Тем. Сознание – в качестве бесформенного сознания – воспринимает информацию ума как «я»-мысль, которую затем окружает целое облако мыслей. Но все это – «ин-форма-ция» сознания. Никогда не существовало такого ума, который бы что-то создал.
Матильда: Но мне кажется, что медитация и садханы что-то меняют. В прежние времена…
Карл: В прежние времена?
Матильда: До того как я начала выполнять садханы, такого не случалось, чтобы у меня появлялась мысль или идея и внезапно получала воплощение.
Карл: Так ты – источник этого единства или что? Источник чудес?
Матильда: Нет, этого я не сказала.
Карл: Но звучит именно так. Напоминает семинар по материализации. Тебе всегда хочется иметь место для парковки, когда это нужно. (смех)
Аико: Вот тебе и практический пример!
Карл: Это твой особый трюк, ага. Все ведьмы с этого начинают. Отличная система контроля.
Матильда: Я все равно не понимаю. Вчера мне было сказано, что я не могу повлиять на свои мысли или желания.
Карл: Ты не можешь желать то, что желаешь, потому что То, которое желает что-то, уже возжелало это. Фильм уже отснят. Так что, если к этому желанию должно возникнуть желание, что-то произойдет, потому что это часть фильма. Причина и следствие. Это цепь «действие-реакция», в которой все взаимосвязано, но внутри нее нет того, кто хочет этого. Даже хотение ты не можешь захотеть. Ты не можешь подумать о чем-то прежде, чем подумаешь об этом. Ты не можешь испытать желание прежде, чем испытаешь его.
|
Матильда: Я думала, что эти видения и желания исходят из ума.
Карл: Даже об этом ты не можешь подумать. Ты не можешь решить, что ты подумаешь в следующий момент. Ты не можешь предвосхитить мысль.
Матильда: Я думала, что объяснение в этом, потому что эта цель была у меня в уме.
Карл: О, ты не можешь нацеливаться, но ты нацеливаешься. Просто пойми это. Ты не можешь хотеть того, чего хочешь. Ты не можешь предвосхищать думанье. Ты должна думать. А потом ты думаешь, что благодаря думанью ты думаешь.
Берта: А выглядит так, словно ты сам это делаешь.
Карл: Выглядит так, но именно поэтому я и говорю, что это сон.
Берта: Вроде того, как я думаю, что буду действовать «по Карлу».
Карл: Да, но откуда появляется эта мысль?
Берта: Эх, да. (смех)
Карл: Ой-йой! Это как домино. Твой мозг похож на игру в сбивание домино. Сначала должна упасть одна костяшка, а затем все остальные. Похоже на цепь «действие-реакция». Но для начала должна упасть первая костяшка. А кто толкает эту первую костяшку? В том-то и весь вопрос. О первой ты думаешь: «О, это объясняется тем, что было раньше», но что было раньше этого «раньше» и что было раньше «раньше этого „раньше“?» Кто толкнул первую кость домино?
Берта: Что было раньше, яйцо или курица?
Карл: Есть ли курица или яйца? Приходите позже! (смех)
|
Матильда: И остается много мыслей и мечтаний, которые не реализуются.
Карл: Надеюсь, что так. Представь себе, что погода зависела бы от всех пожеланий к ней. Представь себе, что было бы, если бы исполнилось каждое желание! (смех)
Мужчина: Ну и бардак!
Карл: Сейчас ты здесь, а потом – бум! – уже в Нью-Йорке! Благодаря одному лишь воображению ты уже там. Только представь себе такое сальто. Камня на камне не осталось бы, если бы каждое желание исполнялось на раз-два-три.
Франческо: Попробуй как-нибудь!
Карл: Жаждущее мышление!
Матильда: Значит, ты думаешь, что все предопределено? Мое будущее предопределено кармой?
Карл: Нет. Просто найди того, у кого может быть будущее, у кого есть прошлое, а потом мы поговорим о том, что предопределено, а что нет. Сначала найди того, кого это беспокоит и кому нужно знать. «Мне!» Этого первостепенного врага – «я»[34]– тебе нужно найти. «Я» – это враг. Особенно то «я», которое хочет знать «что такое „я“?». Это враг. Так что сначала попробуй найти этого врага, а потом мы поговорим о будущем или прошлом этого врага.
Аико: Это уловка, которой пользуются все.
Карл: Ага, трюк.
Мужчина: Это подлость.
Карл: Это «я».
Аико: Тогда больше спрашивать некого.
Женищна: До нее дошло!
Карл: До нее дошло. Слава Богу.
Аико: Я прочитала об этом.
Карл: «Я прочитала об этом»! (смех) У Витгенштейна есть известное высказывание, но и Эйнштейн говорил то же самое: что терпеть человечество он способен только благодаря пониманию, что человечество не может хотеть того, что оно хочет. Так что ни в чем нет ни вины, ни греха – ни в действии, ни в бездействии человечества, ибо человечеству не дано решать, какое желание ему, человечеству, захотеть. Это означает, что все приходит из абсолютного Источника бытия. Все, что должно быть сделано или не сделано, – требование тотальности. Нет никакого отделенного «я», которое может что-то решить.
Это уже свобода. Что будет в следующий момент, уже предрешено – в том смысле, что с точки зрения «я» ты не можешь решить, что будет в следующий момент. Тотальность, тотальное обстоятельство диктует каждый последующий момент. Даже следующий вздох или движение пальца происходят из этой тотальности.
Матильда: Так я стану страшно ленивой.
Карл: Ленивой? Да ты никогда ничего не делала. Как ты можешь стать ленивой? Ты вообще никогда ничего не делала. Как ты можешь стать ленивой? Бог ты мой!
Матильда: Иногда это вызывает стресс.
Карл: Стресс? Где?
Матильда: На работе, в отношениях.
Карл: Да быть живым – это уже стресс.
Матильда: Ну, раз это не имеет значения, то я больше не буду работать.
Карл: Думаешь, тебе решать? Ты думаешь теперь, что, благодаря какому-то пониманию ты можешь решить, чему быть дальше?
Матильда: Я больше не хочу ни за что бороться.
Карл: О! Борьба будет, когда она будет, нравится тебе это или нет.
Матильда: Это я могу решить.
Карл: Можешь решить? Ох, опять эта ведьма. «Я могу решить! Что-что, но свободу воли ты у меня не отнимешь! Это последнее, с чем я расстанусь».
Матильда: Я могу отказаться от всего.
Карл: Ты не можешь отказаться. От чего ты можешь отказаться? Что вообще тебе принадлежит?
Матильда: Вещи, которые я вынуждена делать.
Карл: Вынуждена?
Матильда: Моя собственная дисциплина вынуждает.
Карл: Твоя собственная дисциплина? О Господи. Теперь ты точно в беде!
Берта: Но, Карл, это приводит в сильное замешательство, ведь мы живем в мире, где тело считается тем, что ты есть. «Ты», то «ты», о котором ты говоришь, «я», которое сидит здесь, – не знаю, как сказать – совершенно сбито с толку.
Карл: Ага, надеюсь, что так.
Берта: И все эти разговоры про свободу воли…
Карл: Я сижу здесь, чтобы сбить с толку то, что может быть сбито с толку, чтобы в одну долю секунды ты увидела: То, что ты есть, никогда не было и никогда не будет сбито с толку, ни при каких обстоятельствах. А то, что может быть сбито с толку, – это просто идея, объект, который можно потрогать, передвинуть или толкнуть. То, чем ты являешься, просто абсолютная осознанность, или То, которое является самим восприятием, абсолютный воспринимающий, само Я, никогда не было затронуто ни одним ощущением и никогда не оказывалось в замешательстве.
Так что все это ради того, чтобы сбить с толку то, что может быть сбито с толку. То, которое пребывает здесь и сейчас, таково, что ты целиком и полностью уходишь в беспомощность, или безнадежность – назови, как хочешь, и видишь, что То, которым ты являешься, никогда, ни в каком смысле не нуждалось в надежде или помощи. А того, кто нуждается в помощи и лелеет надежды, никогда не было, потому что это – сновидческий персонаж. Он просто возникает и исчезает, но ты никогда не зависела от него. И тогда ты снова можешь стать Тем – безучастностью, которая никогда ни о чем не тревожилась.
Берта: Но ты связан с этим сновидческим персонажем на протяжении… мне уже пятьдесят пять лет…
Карл: О нет! (смех)
Берта: Так я начну называть это «я» вместо цифры. Что мне делать?
Карл: Да, пятьдесят пять цифр. Ты такая цифровая.
Берта: Я каждое утро просыпаюсь с одним и тем же сновидческим персонажем. «О, я опять здесь».
Карл: И снова здравствуйте.
Берта: Я знаю.
Карл: И что? Вечером ты говоришь «прощай», а утром – «привет».
Берта: И это продолжается бесконечно.
Карл: И никогда не кончится. Это никогда не исчезнет, потому что исчезать нечему. Будет продолжаться и продолжаться.
Луиза: «А sweet song».
Карл: Хари Ом![35]Продолжай! Да, тебе нужно взглянуть в лицо своей бесконечной природе, а твоя бесконечная природа означает, что появление и исчезновение отсутствуют даже в реализации того, чем ты являешься. У этого сна никогда не будет конца, как никогда не было начала. Эта сновидческая реализация есть то, что ты есть, и реализация того, что ты есть, бесконечна, как и ты.
Но ни одна личность не может выдержать этого. Если ты посмотришь в бесконечность, то тебя не станет. Никто не может справиться с ней. Никто никогда не мог справиться с бесконечностью. В этом смысл ответа Раманы на вопрос У. Г. Кришнамурти: «Можешь ли ты дать мне то, что у тебя есть?», на что Рамана сказал: «Я могу дать тебе это, но сможешь ли ты взять?»
В нем все, в этом вопросе: «Можешь ли ты взять?» И никогда никто не будет готов к тому, чтобы взять это, чтобы быть бесконечностью, Тем, которое не появлялось и не исчезнет, которое никогда не рождалось и никогда не умрет. То, что живо, будучи рожденным, не может встретиться лицом к лицу с Тем. Встретившись лицом к лицу с бесконечной вечной жизнью, тебя как Берты не стало бы в то же самое мгновение, тебя никогда и не было. Но Берта не способна выдержать этого.
Поэтому я никогда не говорю с Бертой. Я всегда говорю с Тем, которое уже есть Абсолют и никогда не покидало того, чем оно является. Только Абсолют способен выдержать это: быть Тем – бесконечным, нерожденным и неумирающим, бессмертным бытием. Все, что составляет идею «смерти», будучи смертным, не может выдержать бессмертия, никогда. Потому что в бесконечном объятии Того, которое бесконечно, ты как идея отделенной жизни, рождения и смерти будешь уничтожена в то же самое мгновение.
Все, что существует до понимания, до «я» и всякой системы контроля, в любом случае в расчет не берется. Никаким пониманием ты никогда не сможешь контролировать То. Даже став магом, брухо [36]или кем-то в этом духе, ты никогда не сможешь контролировать бытие. Ты никогда не будешь готова к той бесконечности, которой ты являешься.
Я могу нести полную чушь о том, что есть, о желаниях и нежеланиях, о том, кто какую форму принимает и почему это так, но все это бесполезно, абсолютно бесполезно, потому что не может затронуть то, чем ты являешься. Я не могу сделать тебя тем, что ты есть. Понимание или непонимание – кого это волнует? Мне нечего тебе дать, даже понимание. Потому что никакое понимание или система контроля не позволит тебе управлять бытием или стать тем, что ты есть.
В этом красота бытия: ни одна система контроля не может управлять им. Это все идеи, концепции того, кто хотел бы быть у руля. А ведь даже мое появление на свет из влагалища не было моим решением! Упала первая костяшка домино. А затем домино превращается в «домину»[37], контролера. Доминирование. Диктат. (смех)
Просто из идеи рождения, этой ошибочной идеи[38]«я»-отбивная, падает первая кость домино. А потом, что бы ни случилось дальше, ты думаешь, что все объясняется первой костяшкой, хотя причиной всего была та самая «я»-отбивная. Ведь это даже не было твоим решением – появляться на свет или нет. И я здесь для того, чтобы сказать тебе: то, что ты есть, никогда не появлялось на свет, ни из одного влагалища. Ты всегда то «дитя бездетной женщины».
Рита: Стало быть, нет никакой «я»-отбивной?
Карл: Есть, хотя ее нет. Принимать себя за «я»-отбивную, отождествляя себя с этой отбивной, – это уже ошибка, первичная ошибка, из-за которой ты становишься объектом во времени.
Рита: Но этого так же невозможно избежать.
Карл: Нет. Появления этого первого домино, падающего «я»-мыслью из Сердца, тебе не избежать. Ты не можешь избежать пробуждения к «я»-осознанности, из которой появляются «я есть»-ность и «я есть такой»-ность. Оно неизбежно. Но я здесь, возможно, для того, чтобы ты смогла увидеть, что, будучи Тем, которое есть Сердце, которое есть то, чем ты являешься в качестве «я», «я есть» и мира, ты никогда не утрачивала свою природу. Ты есть здесь и сейчас – абсолютное бытие, абсолютная нагота.
Ты никогда не утрачивала эту наготу, поэтому какое бы платье ты ни надела, какую бы идею ни превратила в концепцию, это только концепция, и однажды ее не будет, поскольку у последней рубахи нет карманов. Даже просветление, которое может случиться с тобой, или физические переживания тебе не забрать с собой никуда.
Рита: Значит, любая личностная история бессмысленна.
Карл: Да, это выражение «у последней рубахи нет карманов» означает, что в тот момент ты обнажена. Затем ты снова одеваешься. Но ты можешь быть обнаженной здесь и сейчас. Будь этой наготой, которая просто одета в идею, просто будь ею путем понимания, что эта одежда – идея, это тело – идея. Ты – это одетая нагота. Тебе не нужно раздеваться, чтобы стать наготой. Тебе просто нужно понять, что все это – дрессинг[39]. Тогда ты сможешь заправить ею салат. (смех)