بسم الله الرحمن الرحيم
Нет сомнения, что вопрос имен и атрибутов Всевышнего – вопрос великий и обширный, однако то, что требуется от каждого мусульманина – следование в этом, как и в других вопросах убеждений, дороге Салаф.
Это требует от него ясно различать границы этой дороги для того чтобы отличать ее, в предельно ясной форме от всех других кривых тропинок.
И нет сомнения, что самый правильный метод для этого заключается в чтении аятов и хадисов в этом разделе, в оригинале, понимая указания арабской речи, затем чтение слов и комментарий салафов к ним, чтение заголовков к разделам их книг, в которых они приводят аяты и хадисы в этом вопросе.
После такого ознакомления, у человека не остается сомнения в том, что салаф, несмотря на может некоторую лингвистическую разницу в комментариях к этим хадисам и аятам (ведь простой человек всегда остается человеком, речь которого, как и он сам не может быть совершенной), однако все их высказывания, в конце концов, указывают на один и тот же общий смысл, формируют основу, которая не оставляет ни малейшего сомнения в наличие иджма на единственность их мазхаба в правильности в этом вопросе и заблуждении всех остальных методов и подходов.
И то что этот мазхаб выражается в вере и принятии всего того чем описал Себя Всевышний Аллах и Его Посланник, с подчинением внешнем смыслу этих текстов, без их искажения и уподобления созданиям.
Поэтому следует в этих, и подобных вопросах направлять взгляд на общие основы и принципы, не останавливаясь у отдельного фрагмента или высказывания как у чего отдельного и независимого.
Так как отдельный фрагмент, может быть, нести определенную долю вероятности, в то время как общая основа не может нести кроме как полную уверенность.
Так как основа в утверждении доказательства достоверности мазхаба Салаф в этом вопросе – сотни текстов.
Эти тексты, которые если и допустить умственную вероятность того что Всевышний Аллах и Его Посланник не хотели внешний смысл отдельного текста, (что позволяет по мнению заблудших в этом разделе исказить этот внешний смысл), то здоровый разум предельно ясным образом указывает на то что их поразительная многочисленность и общность в указании, именно на утверждение упомянутых в них атрибутов, полностью аннулирует вероятность того что Всевышний Аллах не хотел от нас убеждения в том, на что внешне указывают Его слова.
Сказал шейх Ислам ибн Таймия: “Поистине тексты Корана, Сунны, сообщения от Салаф предельно очевидны в утверждении (атрибутов). И нет ни одного доказательства на их отрицание. Ни из Корана, ни из Сунны, ни из сообщения от Салаф. Однако основа этого (отрицания) – слова джахмитов”. См. Маджмуа ль-Фатава 5\467.
И как уже было сказано, то, на что следует обратить внимание – общие основы и принципы говорящих в этом и других разделах.
Поэтом обратим внимание на два термина, которыми имам ибн Таймия определил разницу между методом Корана, Сунны и Салаф и джахмитами и их основой.
“Утверждение” и “отрицание”.
Т.е. утверждение атрибутов в текстах, затем утверждение внешнего их смысла в убеждении.
Отрицание. Т.е. отрицание внешнего смысла, непринятие его и искажение. Ведь сам текст как таковой они не были способны отрицать во всех случаях.
Причина отрицания - заявление о противоречии этого смысла тому “на что указал разум” (в их понимании этого конечно), так как внешний смысл этих сотен текстов которые пришли в большинстве случаев в контексте похвалы Всевышнего Аллаха и указании на Его величие - “внешний смысл этих текстов указывает на куфр и уподобление созданиям!”
“Внешний смысл указывает на сторону, тело, уподобление” и подобное этому, что можно прочитать в их книгах!
Это и есть основа, и суть заблуждения в этом вопросе.
И не имеет значения, потом в какой степени более поздние группы как аъшариты и матуридиты разнятся от их “салаф” (предшественников) джахмитов в этих вопросах в утверждении имен и некоторых атрибутов, так как основа, от которой они отталкиваются, принцип с которым они подходят к пониманию раздела атрибутов – один и тот же.
И поэтому салаф называли всех тех кто противоречил им в разделе утверждения атрибутов- “джахмит”.
Сказал шейх Ислам ибн Таймия: “Говорил Яхъя ибн Аъммар: “Муътазилиты джахмиты мужского рода, а ашъариты джахмиты женского рода”.
И они (салаф) имеют в ввиду ашъаритов отрицающих атрибуты (т.е. такие какие нисхождение (Всевышнего) в третью часть ночи, лицо и т.д.) Кто же из них говорит в соответствие с книгой “аль-Ибана”- которую написал аль-Ашъари в конце своей жизни, то в его словах не будет противоречия и такой считается из Ахль Сунна.
Однако самое отношение к аль-Ашъари является нововведением. Особенно что таким образом он заставляет думать хорошо о каждом кто относится таким отношением (т.е. называет себя ашъаритом), и открывает таким образом двери зла”.
См. Маджмуа ль-Фатава 6\360.
Яхъя ибн Аъммар ибн Яхъя ибн Аъммар ибн аль-Аънбас, Имам, Мухаддис, Шейх Сиджистана.Умер в 422 году по хиджре. См. Тариху ль-Ислам аз-Захаби 9\384.
Также сказал ибн Теймия: “Джахмиты известны у салаф и общины отрицанием атрибутов. Те кто отрицает атрибуты - салафы называют их джахмитами. И этим они отличаются у салаф от других групп”. См. Маджмуа ль-Фатава 14\349.
Сказал имам ат-Тирмизи, после того как упомянул хадис: “Поистине Всевышний Аллах принимает садака, берет ее правой рукой, увеличивает ее для одного из вас….” (хадис)
И сказали многие ученые об этом хадисе, и подобных ему из сообщений в которых переданы атрибуты Всевышнего, (как) спуск Всевышнего в каждую ночь к нижнему небу. Они сказали:
“Утверждаются эти сообщения, и следует верить в них, не представлять, не говорить: Как?”
Так передано от Малика, Суфъяна ибн Уъейна, Абдуллах ибн Мубарака, то что они сказали в этих хадисах: “Пропускайте их без – “как?”
Так сказали ученые из числа Ахль Сунна и аль-Джамаъа.