Взаимосвязь профессионального самоопределения с типом профессиональной направленности личности




 

В сложившейся социально-экономической ситуации, требующей от субъекта труда и учения целенаправленной активности и возможности ориентироваться в профессиональном мире, перед психологией встаёт актуальная задача изучения психологических основ профессионального самоопределения. Весьма ценной для предмета рассмотрения профессионального самоопределения - является мысль Е.А. Климова о том, что «выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Общеизвестным является тот факт, что при достаточно высоком конкурсе на все специальности педагогических вузов только незначительный процент выпускников после окончания учебного заведения начинает работать в школах. Следовательно, необходимо изучить содержание процесса профессионального самоопределения студентов педагогических вузов, определить ведущие компоненты данного, выявить особенности самоопределения у студентов, ориентированных на применение полученных знаний в педагогической деятельности. Изучение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза связано, прежде всего, с практической значимостью данной проблемы.

В 2004-2008 гг. нами было проведено лонгитюдинальное исследование с целью проследить динамику учебной мотивации от первого ко второму классу у детей с различным уровнем мотивационной готовности к школе.

Исследование мотивационной готовности к школе учащихся первых классов проводилась с помощью методик «Сказка» и «Внутренняя позиция школьника». Методика «Сказка» направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере детей. Методика «Внутренняя позиция школьника» позволяет определить степень сформированности личностного новообразования «внутренняя позиция школьника», наличие которого является одним из показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе. По результатам выполнения этих методик мотивационная готовность детей к школе оценивалась по трехбалльной шкале: 3 – высокий уровень, 2 – средний уровень, 1 – низкий уровень.

Во втором классе для исследования учебной мотивации использовалась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, выявляющая отношение детей к различным сторонам школьной действительности. Пять уровней школьной мотивации в опроснике Н.Г. Лускановой путем качественного анализа также были преобразованы в трехбалльную шкалу (3 – высокий, 2 – средний и 1 – низкий уровень учебной мотивации).

Выборка испытуемых состояла из 109 детей (55 девочек, 54 мальчика). В первом классе исследование проводилось осенью 2004 г., повторно эти же дети были обследованы во втором классе в феврале 2006 г.. Исследование проводилось на базе трех школ г. Москвы.

По результатам обследования в первом классе высокий уровень мотивационной готовности к школе был определен у 15 человек из 109 (14% первоклассников), средний уровень мотивационной готовности к школе был определен у 72 человек из 109 (66% первоклассников); низкий уровень мотивационной готовности к школе был определен у 22 человек из 109 (20% первоклассников).

Обследование учащихся во втором классе показало следующую динамику учебной мотивации от первого ко второму классу.

Из 15 детей с высоким уровнем мотивационной готовности в школе: у 6 человек (40%) уровень учебной мотивации во втором классе остался высоким, у 4 человек (27%) – снизился до 2 (среднего) уровня, у 5 человек (33%) – снизился до 1 (низкого) уровня.

Из 72 детей со средним уровнем мотивационной готовности к школе: у 42 человек (58%) уровень учебной мотивации во втором классе повысился до 3 (высокого), у 17 человек (24%) – остался средним, у 13 человек (18%) – снизился до 1 (низкого) уровня.

Из 22 детей с низким уровнем мотивационной готовности к школе: у 5 человек (23%) уровень учебной мотивации во втором классе повысился до 3 (высокого), у 9 человек (41%) – повысился до 2 (среднего), у 8 человек (36%) – остался низким.

Проведенное исследование показало, что в начале школьного обучения высокой мотивационной готовностью к школе обладают только 14% первоклассников, у большинства первоклассников (66%) мотивационная готовность к школе оценивается как средняя, а у 20% - как низкая. Динамика учебной мотивации от первого ко второму классу у детей с различной мотивационной готовностью к школе характеризуется следующим. Если у большинства детей с низкой мотивационной готовностью к школе (64%), и более чем у половины детей со средней мотивационной готовностью к школе (58%) учебная мотивация ко второму классу развивается, то у большинства детей с высоким уровнем мотивационной готовности к школе (60%), напротив, происходит отрицательная динамика мотивации учения. Эта отрицательная динамика может быть обусловлена тем, что современных детей начинают обучать простейшим школьным умениям и навыкам уже до школы, и в первом классе фактически происходит повтор того, что детям уже известно, что негативно влияет на мотивацию учения у детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: